История лечения головной боли

История лечения головной боли thumbnail

как лечили мигреньНа протяжении веков причины головных болей оставались неясными, и даже самые великие врачи прошлого, пытаясь прояснить данную проблему, выдвигали любопытные предположения о появлении этого недомогания. В результате применялись редко полезные, часто отвратительные, а иногда и садистские методы лечения пациента. Сегодня все намного лучше, но и сейчас головная боль еще не полностью исследована и побеждена.

Миллионы лет назад считалось, что причиной головных болей были демоны (о древних языческих богах и демонах здесь на history-thema.com есть статья в рубрике “фотофакты”). Многие ассирийско-вавилонские тексты, датированные примерно 1500 годом до нашей эры проклинали «демона головы».

Чтобы исцелиться от головной боли, древние египтяне прибегали к магическим формулам. В самых лечение в старинусерьезных случаях они отваживались на трепанацию черепа для того, чтобы «злые духи» вышли из головы больного. Эта операция проводилась и в Средневековье.

Применялись также более щадящие методы: прикрепление маленького глиняного крокодила к голове пациента или использование чудодейственных мазей. В Медицинском папирусе Эберса (ок. 1550 г. до н. э.) рекомендовалось приготовить в масле голову сома, и мазью, полученной таким образом, в течение четырех дней смазывать голову больного.

как лечили мигрень в Древней Греции

кликабельно

Доктором будущего можно назвать Гиппократа из Кос (V в. до н.э.). Этот древнегреческий врач был первым, кто описал нарушения зрения, которые иногда предшествуют наступлению мигрени. В качестве средства защиты Гиппократ предложил использовать горький порошок, извлеченный из коры ивы. Интуиция в данном случае была более чем точной: много веков спустя в фармакологии начали говорить о салицилатах (противовоспалительных препаратах), предшественниках современного аспирина.

Однако для того, чтобы вылечить мигрень, на протяжении многих веков практиковалась так называемая «гуморальная теория», сформированная тем же Гиппократом, которая видела каждое изменение здоровья человека как дисбаланс между четырьмя «телесными соками»:  крови, желчи (черной и желтой) и слизи (флегмы).

Мигрень считалась последствием избытка желтой или черной желчи, накапливающейся в печени, крови и желудке. Поэтому для лечения рекомендовалось использовать слабительные, чтобы освободить желудок и кишечник от избыточной желчи и солей. Таким образом «очищались» печень и кровь.

В XVII веке английский анатом Томас Уиллис (1621-1675) предположил, что головная боль рождается из-за как раньше лечили«пробок» в мозговых кровеносных сосудах, а они появляются по самым разным причинам (холод, слишком много солнца, выпивка).  Причем,  головная боль сопровождалась такими симптомами, как сильный голод, тошнота и рвота, полиурия (обильное мочеиспускание). В результате больным запрещались «вино, пряное мясо, ванны, сексуальные отношения». В принципе, с симптоматикой анатом не ошибся, но вот лечение… Согласились бы вы лечить боль в висках или затылке клизмами и коктейлем из сока многоножки и моли?

С появлением биохимии и прогресса в знании нервной системы, к счастью, все изменилось, и медицина добилась значительных успехов в войне против мигрени. В 1988 году Международное общество головной боли (IHS) опубликовало классификацию возможных типов головной боли (определено 12 категорий). Постоянно проводится множество исследований, чтобы, наконец, полностью расшифровать причины недомогания и победить его.

8 777

Источник

 

Отдельные упоминания о периодических головных болях (ГБ), напоминающие по своему описанию клинику мигрени (М), появились более 5000 лет назад, когда шумеры обосновались в южном Двуречье. Позже в вавилонской литературе (19−6 в. до н. э.) были найдены описания приступов ГБ, сравниваемые со вспышкой молнии. Впервые гемикрания, сопровождающаяся рвотой и плохим самочувствием, описана в папирусе Эберса как болезнь половины головы. В книге «Цжичжуан» (581 г. до н.э.) сообщалось, что китайские врачи пытались лечить ГБ методом

чжень-цзю—терапии

(иглоукалывание и прижигание). Согласно сообщению древнегреческого историка Геродота (490−425 г до н. э.), в Древнем Египте жрецы, занимавшиеся врачеванием, специализировались по лечению разных болезней, и среди них имелись жрецы, лечившие лишь ГБ. Во времена античности древнегреческий врач, реформатор Гиппократ (460−370 до н. э.) в своем труде «Афоризмы» описал различные виды ГБ и первым определил ее как заболевание, а не как божью кару. Он первым описал хорошо известные симптомы М: зрительную ауру, начало ГБ после ауры, генерализованную ГБ и ее облегчение после приступа рвоты, а также отметил, что ГБ развивается на стороне зрительных расстройств. В своем труде «Прогнозис» Гиппократ, как и другие античные авторы, описывает непохожую на М ГБ, сопровождающую, вероятно, более серьезные заболевания. Греческие ученые Сократ (470−399 до н. э.) и его ученик Платон (427−347 до н. э.) знали о зависимости между напряжением или волнением

и ГБ.

В греко-романский период знания о ГБ расширились, и первое детальное описание М дал греческий врач Аретей Каппадокийский (30 — 90 гг. н. э.). В своей книге «Об острых и хронических заболеваниях» он различал 3 вида ГБ: цефалгию — умеренную, эпизодическую, длящуюся от 1−3 часов до нескольких дней и напоминающую головную боль напряжения; цефалею — длящуюся дольше, более интенсивную, трудноподдающуюся лечению и, вероятнее всего, обусловленную органической патологией; гетерокранию — схожую по клинике с мигренью. Аретей указывал, что ГБ охватывает половину головы во фронтальной или вертикальной плоскости и что локализация может меняться в течение дня. Следуя распространенному в ту пору обычаю, Аретей дал скрупулезное клиническое описание своей М, придавая особое значение зрительной ауре. Он первым обратил внимание на мигренозную фотофобию и описал ее.

Римский врачеватель Цельс

Известный древнеримский врач, автор энциклопедического трактата «Artes» Цельс (1 век н. э.) первым указал на то, что М — пожизненное нефатальное заболевание. Он говорил о существовании триггерных факторов, а также о локальной или генерализованной ГБ. Цельс отмечал, что мигренозная боль может уменьшиться от воздействия холода или жары, огня, солнца.
Соран Эфесский (98−138г. н. э.), древнегреческий врач, практиковавший в Риме, дал удивительно информативное описание как хронической ГБ, так и мигрени. Соран принадлежал к Александрийской школе и работал в Риме во времена царствования Траяна и Адриана. Он известен, прежде всего, своими трудами по акушерству, но был выдающимся специалистом по острым и хроническим заболеваниям. Сохранились латинские переводы его трудов по патологии нервной системы, сделанные Келиусом Аурелианусом. В своих трудах Соран сделал описание скотомы, которую считал предшественницей эпилептических припадков.
Келиус описал неожиданное затуманивание зрения (nebula) и фотопсии в виде ярких полос (tractus). В главе «De Capitis Passione» к симптоматике М, помимо односторонней ГБ и рвоты, отнесены также и кохлеовестибулярные расстройства: вертиго, шум в ушах и глухота. Вероятнее всего, М перепутана с синдромом Меньера. Пульсирующая боль в виске названа «сгоtophon», но этот термин использовался редко.
Термином «гемикрания» (от которого произошел термин «мигрень») медицина обязана Галену (131 — 201 гг. н. э.). Греческое слово «гемикрания» римляне преобразовали в ” hemicraniuм”, который в вульгарной латыни постепенно принял форму «migrana». В английском языке это слово возникает как «mygraine» (1398 г.), «myegrym» (1460 г.), «migrien» (1579 г.) и «megrim» (1713 г.). В 1777 г. из французского был заимствован термин «migraine», который используется и поныне. Термин megrim переиначивали в 33 вариантах, только буквы m, g, i оставались постоянными. Гален пользовался трудами Аретея Каппадокийского, но описываемым симптомам давал свое объяснение. Гемикраническую боль Гален объяснял анатомическими особенностями строения черепа, полагая, что именно серповидная перегородка не позволяет ГБ распространиться на другую половину черепа. М он описывал как ГБ одной половины головы, не распространяющуюся далее границы продольного шва. Полагая, что М возникает вследствие проникновения болезнетворных испарений от других частей тела, Гален изучал «пути сообщения» между интра- и экстракраниальным кровообращением. Его гуморальной теории (4 жидкости: кровь, флегма, черная и желтая желчь) придерживались в течение многих веков, и ранее универсальной причиной рвоты считали избыток желтой желчи. К средствам лечения ее он причислял диету, отдых, гимнастику, ванны, растирания, кровопускания.
Александр Траллианус

Читайте также:  Если головная боль снимается цитрамоном

(525 -605

 гг. н. э.) из Тралеса (Лидия, сейчас Турция) написал 12−томный труд по патологии и терапии, содержащий главы о цефалгии, цефалее и гемикрании. Книги Траллиануса содержали в себе описание (625 — 690 гг. н. э.) операции трепанации, а также одно их первых описаний отравления свинцом ; автор был знаком и с таким заболеванием, как эпилепсия. Он расширил список триггерных факторов при мигрени: шум, крик, яркий свет, вино и острые запахи. Павел Эйгинский был последним греческим энциклопедистом, написавшим 7−томное руководство по медицине. Он пользовался большим уважением у арабских врачей, которые в основном следовали трудам

Аль-Разеса

и Авиценны.

Аль-Разес

(Абу Бакр Мухаммед Ибн Захрийа

а-Рази)

известен в медицине как Гален арабского Востока. Одна из его книг называлась «Размышления о Галене», и хотя манускрипт сохранился до наших дней, книга так и не была напечатана.

Авиценна Ибн Сина

Авиценна (980 — 1037 гг. н. э.) — самый известный арабский врач средних веков. Он называл ГБ soda (от персидского sar did) и отмечал, что ГБ может иметь лобную, затылочную локализацию или быть генерализованной; если боль захватывает 1/2 головы, то называется гемикрания. У людей приступы такой ГБ могут быть спровоцированы запахами.
В средние века в основном изучались причины возникновения цефалгии, предпринимались попытки найти адекватные способы лечения этой болезни, поэтому в этот период имелось много спекулятивных, ложных рассуждений об этиологии ГБ.
Vater и Heinicke принадлежит первое описание офтальмической мигрени (1723 г), а ровно через один год первое предположение о сосудистом происхождении мигрени сделал Anhalt.
В 1773 г Fothergill описал невралгические боли в области лица. Piori (1835) дал детальное описание мерцающей скотомы при мигрени и предположил, что ее причиной могут быть сосудистые нарушения.
Labarraque (1837) в своей монографии о головной боли и мигрени не выделил их в качестве отдельных симптомов при других заболеваниях.
Trusso, Charcot, Lasegue (1845) дополнили первые наблюдения Piori о сочетанной форме мигрени.
Чуть позже Raymond (1860) и Molendorf (1864) сообщили важные сведения о патофизиологии мигренозной атаки. Raymond считал, что мигренозный приступ связан с вазоконстрикцией половины лица, а Molendorfпротивопоставлял сосудистому механизму понятие о «параличе симпатического нерва», чем и объяснял покраснение лица, гиперемию конъюнктивы и местное повышение температуры во время приступа.
В 1873 году вышла в свет книга E. Liveing «О мигренозных головных болях и других сходных заболеваниях», в которой наиболее убедительно показано дифференциальное отличие мигрени от других, схожих по клинике, ГБ.
В 1883 году Strumpel высказал предположение о том, что аллергические факторы могут иметь значение в патогенезе ГБ, а через 10 лет его соотечественник Friedman дал весьма подробное описание посттравматической ГБ. Понятие о психогенной ГБ как конверсионном синдроме встречается в ранних работах Breuer, Freud (1887). В этом же году Ж.М. Шарко впервые описал случаи мигрени, сопровождающейся развитием преходящего гемипареза на стороне, противоположной ГБ. Им же предложен термин «ассоциированная мигрень» и детально дано описание клинической картины данного заболевания.

В 19−ом веке был впервые описан

цервико-цефальный

синдром (Schutzenberger). В 1925г. Barre дополнил его описание и определил частоту встречаемости, а также место среди других видов ГБ.
С началом двадцатого века учение о ГБ получило дальнейшее развитие. Hunt в 1907г. первым описал невралгию коленного узла и в течение 30 лет, до конца жизни, занимался изучением этого страдания. В 1910г. Sluder, Weisenburg описали невралгию крылонебного узла, выделив ее из невралгии языкоглоточного нерва. После первой мировой войны учение о ГБ развивается дальше, и в 1922−1927гг. Waugham описывает серию ГБ аллергического происхождения, однако детальное описание патогенеза и клиники этого варианта ГБ принадлежит Pasteur Vallery Radot.
Считается, что клинические симптомы «пучковой» ГБ впервые были описаны Гарисом в 1926г, однако приоритет описания заболевания принадлежит Reader (1924). Harris дал описанной им клинической картине название «периодическая мигренозная невралгия». Costen (1934) описал синдром поражения

Читайте также:  Головной боль повышается температура

височно-нижнечелюстного

сустава, сопровождающийся болью, носящий его имя. Через 4 года Northfield дал подробное описание ГБ, вызванных изменениями интракраниального давления – интракраниальной гипертензией и гипотензией. В 1939 году Хортон также описал клинику кластерной цефалгии, но в отличие от Гарриса расценил ее как эритромелалгию, а затем как гистаминовую цефалгию. Позднее это состояние стали обозначать как синдром Хортона. Впервые на сходство этих состояний указал Экбом в 1947 году, а с 1952 года по предложение Кункеля заболевание называется «кластерная цефалгия».
Большой вклад в развитие учения о ГБ внесли отечественные неврологи– С. Н. Давиденков, Г. И. Маркелов, И. И. Русецкий, А. М. Гринштейн (1937−1949гг.) и др. В их работах дано не только подробное описание разнообразных клинических проявлений ГБ, но и предпринята попытка уточнить патогенетическую роль нарушений

вегетативно-сосудистой

регуляции при ГБ. Так, А.М. Гринштейн, на основе самонаблюдений, подробно описал предвестники мигрени (зрительные и сенсорные), а также установил три зоны ГБ (орбитальная, центральная и затылочная), в зависимости от того, какой сосуд вовлечен в патологический процесс при мигренозной атаке. С.Н. Давиденков установил, что при частоте мигренозных приступов более 2 раз в месяц пациент теряет в наиболее активном трудоспособном возрасте (от 20 до 45 лет) около двух лет своей жизни.
В 1954 году F. Tolosa, а в 1961 году W. Hant описали своеобразный симптомокомплекс болевой офтальмоплегии: боль

в глазнично-лобно-

височной области с выраженной симпаталгией. В дальнейшем вошедший в практику в качестве синдрома

Толосы-Ханта.

В 50−60−хх годах нашего столетия проводятся исследования Wolff и его сотрудников — Friedman, Martin и др., значительно расширившие наши знания о локализации ГБ и механизмах влияния эмоциональных, гуморальных и гормональных факторов на синдром ГБ. В этот период в медицинском обиходе также появляются ряд новых терминов — «доброкачественная внутричерепная гипертензия» (Bradshaw, 1956), «псевдоопухаль мозга» (Guidetti, 1968) для обозначения обратимого повышения внутричерепного давления с застойными дисками зрительных нервов без признаков органического поражения головного мозга или гидроцефалии.
В 1962 году в Национальном институте заболеваний нервной системы (Бетесда, США) Комитетом по головной боли вводится в практику новое определение ГБ, а также разрабатывается классификация цефалгий и прозопалгий, просуществовавшая 26лет.
Значительный скачок в понимании проблемы ГБ был сделан в 1965г., когда Melzak и Wall экспериментально обнаружили в ЦНС систему интернейронов желатинозной субстанции, которая контролирует прохождение болевых импульсов. Эту систему они назвали «системой воротного контроля боли».
Wolff (1965) принадлежит заслуга объяснения патогенеза и патологической физиологии головной боли напряжения. Эксперименты, проведенные на больных и здоровых людях, позволили ему создать модель развития ГБ этого типа. Wolff в эксперименте на людях показал, что повышенная концентрация внимания у студентов и определенная степень предэкзаменнационной тревоги провоцируют повышение напряжения поперечно- полосатых мышц лба, головы и шеи, вазоконстрикцию экстракраниальных артерий и появление ГБ. Им установлено, что ГБ является только частью реакции индивидуума на жизненные трудности. Кроме нее, имеют место ощущение утомления, напряженности и депрессивное состояние. Вместе с тем нередко отмечается наличие

обсессивно-компульсивных

невротических реакций.
Friedman (1961) предполагал, что головная боль напряжения находится в тесной связи с временным конфликтом, который осознан только частично. По Martin (1967), головная боль напряжения берет начало в раннем детстве, из отношений матери и ребенка, имеющих первостепенное значение.

В 1974 году норвежским неврологом Шосте введен в практику термин «хроническая пароксизмальная гемикрания» в качестве самостоятельной формы головной боли.
В 1978 г. Федорова М.Л. предложила использовать термин синкопальная мигрень, когда на высоте типичной гемикрании развивается обморок.
В 1981 г. А.М. Вейн вводит в практику следующие термины: мигрень воскресного сна, передний симпатический синдром, паническая мигрень. Последняя форма мигрени в настоящее время включена в международную классификацию.
Важным этапом в истории ГБ является 1988 год, когда Международный классификационный комитет головной боли вводит в практику новую классификацию головных и лицевых болей, которую используют и по настоящий день.
В настоящее время проблемой изучения ГБ занимаются многие специализированные центры и научные общества, объединенные в Европейскую ассоциацию по исследованию ГБ. С 1991г. в нее входит и Российская Ассоциация, включающая неврологические учреждения ряда городов России. Координационный Российский центр по ГБ создан на базе кафедры неврологии постдипломного обучения ММА им. И.М. Сеченова во главе с проф. А.М. Вейном.

Источник

Сырое мясо, мед и жир

Медицина Древнего Египта была на довольно высоком уровне. Подтверждение этому — папирус Эдвина Смита — один из первых в истории учебников по травматологии. В нем описано 48 «клинических случаев», в которых автор объясняет, как лечить травмы головы, шеи, туловища, рук. Видимо, далее описывались травмы живота, таза и ног, но эти части утеряны.

Первым автором папируса Смита иногда называют Имхотепа — знаменитого древнеегипетского врача и архитектора, построившего пирамиду Джосера. Затем его последователи в течение тысячи лет дополняли и дописывали труд.

Древние авторы папируса Смита не предлагают конкретных способов борьбы с болью. В большинстве наставлений рекомендуется для остановки кровотечения прикладывать к ране свежее мясо, а для профилактики инфекции — мед и жир. Древнеегипетские врачи делили травмы на три категории, в зависимости от прогноза: «Я вылечу это», «Я буду с этим бороться» и «Это неизлечимо». Интересно, что про некоторые тяжелые повреждения, например, проникающую до пищевода рану горла, врач говорил: «Я буду с этим бороться».

Читайте также:  Месячные и головная боль во время беременности

История лечения головной боли

Фрагмент папируса Смита | Edwin Smith Papyrus, Recto Column 7 (left) and Column 6 (right), containing Cases 12-20.

Божественный авторитет и плацебо

Истоки плацеботерапии — лечения самовнушением — видимо, также стоит искать в древнеегипетской медицине. В стране папируса и пирамид в качестве лекарств использовали самые разные вещества, начиная с трав и минералов, и заканчивая пометом животных.

Если автор рецепта хотел убедить читателя в эффективности своего средства, он упоминал, что лекарство придумал один из богов для себя или для другого бога. Естественно, «божественные» препараты «работали» намного лучше.

Например, в одном из папирусов можно встретить описание средства от головной боли, которое приготовил бог Ра: «Шестое средство, чтобы устранить боль в его голове: плоды кориандра −1; плоды растения „хасит“ −1; или −1; плоды растения „шамес“ −1; …мед- 1; сделать единой массой; смешать с медом; наложить на голову в качестве повязки. Больному сразу станет лучше».

 «Маковое молоко»

Первым настоящим обезболивающим, хотя и с серьезными побочными эффектами, стал опиум, добываемый из мака. Начали использовать его все в том же Древнем Египте. Есть данные, что мак активно культивировали во времена фараонов Эхнатона и Тутанхамона. Опиум применяли как обезболивающее и успокоительное, как глазные капели и мази, чтобы успокаивать плачущих детей. Позже опыт египетских коллег переняли греческие врачи.

Интересно, что в античных текстах не найдено ни одного упоминания, что мак вызывал зависимость.

Южноамериканский «родственник» опиума

В то время как древние египтяне и греки боролись с болью опиумом, индейцы Южной Америки применяли с той же целью кактусы пейот, содержащие психоактивное вещество мескалин. Этот «божественный посланник» помогал не только погостить в течение 10-12 часов в мире духов, но и справиться с болью в грудной клетке, с зубной болью, с болями во время родов, при ревматизме.

Анализ археологических находок показывает, что пейот нашел применение в духовных и медицинских практиках примерно пять с половиной тысяч лет назад.

Римский электрошок

Древние умели бороться с болью не только лекарствами. Использовали и некоторые методы физиотерапии, правда, весьма специфические. Если пациент жаловался на головную боль, врач мог положить на его голову электрического угря (по другим данным — электрического сома). Живой электрод следовало держать до тех пор, пока не наступит онемение, и боль не пройдет.

Электроугретерапию, кроме римлян, практиковали африканские племена и древние арабы.

Depostphotos.com

Целительная сила массажа

В дополнение к лечебным травам, минералам и электротерапии, врачи древности могли предложить страдающему от болей массаж. Еще тысячелетия назад его применяли в Египте, Китае, Индии. Массаж помогал снять боль, расслабить мышцы и избавить от стресса. Есть данные, что египтяне практиковали и рефлексотерапию: врач нажимал на определенные точки на кистях и стопах, пытаясь справиться с неприятными симптомами.

Гиппократ считал, что «врач должен быть опытным во многих вещах, но, несомненно, в растирании». Разбирался в массажном искусстве и Гален, прославившийся как «врач гладиаторов». Благодаря трудам Галена, знания о массаже получили доктора средневековой Европы и Азии.

К высшим силам — с просьбой о помощи

С древнейших времен медицина была тесно переплетена с религией и магией. Еще в каменном веке болезнь представляли как некого злого духа, вселившегося в тело жертвы.

Древнеегипетские врачи изгоняли «демонов боли» по-разному. Например, лекарь мог вспомнить историю, некогда происходившую с тем или иным божеством. Нужно было подобрать миф, который максимально соответствовал «клиническому случаю», и обязательно рассказать о том, как бог победил злостный недуг.

Иногда обращались прямо к болезни и старались ее «напугать», например, обещая накормить экскрементами. Были и заклинания, мало чем отличавшиеся от современных заговоров. Текст строили в формате пожелания: «пусть боль от этого человека уйдет».

Изгнание болезней считалось занятием рискованным: ведь их могли вызывать не только демоны, но и божества, а им лучше не перечить.

Дырка в голове

В древности существовал весьма экстравагантный метод лечения головной боли, который, впрочем, некоторые самоучки-энтузиасты до сих пор продолжают практиковать на дому.

Примерно 9 000 лет назад некий гений «понял», что головная боль — происки злых духов, поселившихся в черепе. Достаточно сделать в голове дырку и выгнать через нее астральных недоброжелателей. Так человечество начало познавать искусство трепанации. Напомним, о наркозе тысячи лет назад никто не знал.

Черепа вскрывали врачи Древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима. Возможность полюбоваться экзекуцией нам любезно предоставляют изображения, сохранившиеся со времен Средневековья и Ренессанса. В настоящее время трепанация черепа имеет четкие показания, «бытовая» головная боль в этот список больше не входит.

Иероним Босх “Извлечение камня глупости”

Русские народные методы

Народная медицина предлагает много способов лечения боли. Встречаются среди них и весьма необычные, представляющие собой причудливое переплетение фитотерапии и мистических обрядов. Например, в своей книге «Сказания русского народа», изданной в 1885 году, этнограф-фольклорист Иван Сахаров описывает такой метод лечения зубной боли:

нужно убить указательным пальцем крота со словами: «Кротик ты, кротик! Я пальцем своим из тебя всю кровь испускаю и им больные зубы излечаю». Затем следует приложить этот палец к больному зубу, произнести шепотом тот же заговор и полоскать утром и вечером чистым уксусом.

О том, как сделать ваше лето безопасным во всех отношениях, читайте здесь.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник