Шкалы по головной боли

Вербальные рейтинговые шкалы оценки боли

Verbal Rating Scale

Вербальная рейтинговая шкала позволяет оценить интенсивность выраженности боли путем качественной словесной оценки. Интенсивность боли описывается определенными терминами в диапазоне от 0 (нет боли) до 4 (самая сильная боль). Из предложенных вербальных характеристик пациенты выбирают ту, которая лучше всего отражает испытываемые ими болевые ощущения.

Одной из особенностей вербальных рейтинговых шкал является то, что словесные характеристики описания боли могут быть представлены на рассмотрение пациентов в произвольном порядке. Это поощряет пациента к тому, чтобы выбрать именно ту градацию боли, которая основана на семантическом содержимом.

4-балльная вербальная шкала оценки боли (Ohnhaus E. E., Adler R., 1975)

5-балльная вербальная шкала оценки боли
(Frank A. J. М., Moll J. М. H., Hort J. F., 1982)

Нет боли

Нет боли

Слабая боль

1

Слабая боль

1

Боль средней интенсивности

2

Боль средней интенсивности

2

Сильная боль

3

Сильная боль

3

Очень сильная боль

4

Вербальная описательная шкала оценки боли

Verbal Descriptor Scale (Gaston-Johansson F., Albert М., Fagan E. et al., 1990)

При использовании вербальной описательной шкалы у пациента необходимо выяснить, испытывает ли он какую-либо боль прямо сейчас. Если боли нет, то его состояние оценивается в 0 баллов. Если наблюдаются болевые ощущения, необходимо спросить: «Вы могли бы сказать, что боль усилилась, иди боль невообразимая, или это самая сильная боль, которую вы когда-либо испытывали?» Если это так, то фиксируется самая высокая оценка в 10 баллов. Если же нет ни первого, ни второго варианта, то далее необходимо уточнить: «Можете ли вы сказать, что ваша боль слабая, средняя (умеренная, терпимая, несильная), сильная (резкая) или очень (особо, чрезмерно) сильная (острая)».

Таким образом, возможны шесть вариантов оценки боли:

  • 0 – нет боли;
  • 2 – слабая боль;
  • 4 – умеренная боль;
  • 6 – сильная боль;
  • 8 – очень сильная боль;
  • 10 – нестерпимая боль.

Если пациент испытывает боль, которую нельзя охарактеризовать предложенными характеристиками, например между умеренной (4 балла) и сильной болью (6 баллов), то боль оценивается нечетным числом, которое находится между этими значениями (5 баллов).

Вербальную описательную шкалу оценки боли можно применять и у детей старше семи лет, которые способны ее понять и использовать. Данная шкала может быть полезна для оценки как хронической, так и острой боли.

Шкала одинаково надежна как для детей младшего школьного возраста, так и более старших возрастных групп. Помимо этого, данная шкала эффективна и у различных этнических и культурологических групп, а также у взрослых с незначительными нарушениями познавательных способностей.

Лицевая шкала боли

Faces Pain Scale (Bien, D. et al., 1990)

Лицевая шкала боли была создана в 1990 г. Bieri D. и соавт. (1990).

Авторы разработали шкалу с целью оптимизации оценки интенсивности боли ребенком, используя изменение выражения лица в зависимости от степени испытываемой боли. Шкала представлена картинками семи лиц, при этом первое лицо имеет нейтральное выражение. Последующие шесть лиц, изображают нарастающую боль. Ребенок должен выбрать то лицо, которое, по его представлению, лучше всего демонстрирует тот уровень боли, которую он испытывает.

Лицевая шкала боли

Лицевая шкала боли имеет несколько особенностей по сравнению с другими рейтинговыми лицевыми шкалами оценки боли. Во-первых, она в большей степени является пропорциональной шкалой, а не порядковой. Кроме того, преимуществом шкалы является и то, что детям легче соотнести собственную боль с рисунком лица, представленного на шкале, чем с фотографией лица. Простота и легкость использования шкалы делают возможным ее широкое клиническое применение. Шкала не валидизирована для работы с детьми дошкольного возраста.

[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13]

Модифицированная лицевая шкала боли The Faces Pain Scale-Revised (FPS-R)

(Von BaeyerC. L. et al., 2001)

Carl von Baeyer со студентами из Университета Saskatch-ewan (Канада) в сотрудничестве с Pain Research Unit модифицировал лицевую шкалу боли, которая получила название модифицированной лицевой шкалы боли. Авторы вместо семи лиц в своей версии шкалы оставили шесть, сохранив при этом нейтральное выражение лица. Каждое из представленных в шкале изображений получило цифровую оценку в диапазоне от 0 до 10 баллов.

Модифицированная лицевая шкала боли

Инструкция по использованию шкалы:

«Посмотри внимательно на эту картинку, где нарисованы лица, которые показывают, какое количество боли можно иметь. Это лицо (покажите самое левое) показывает человека, которому совсем не больно. Эти лица (покажите каждое лицо слева направо) показывают людей, у которых боль увеличивается, нарастает. Лицо справа показывает человека, которому нестерпимо больно. Теперь укажи мне лицо, указывающее, насколько тебе больно в данный момент».

Читайте также:  Головная боль на одной стороне темени

Визуальная аналоговая шкала (ВАШ)

Visual Analogue Scale (VAS) (Huskisson E. С., 1974)

Этот метод субъективной оценки боли заключается в том, что пациента просят отметить на неградуированной линии длиной 10 см точку, которая соответствует степени выраженности боли. Левая граница линии соответствует определению «боли нет», правая – «худшая боль, какую можно себе представить». Как правило, используется бумажная, картонная или пластмассовая линейка длиной 10 см.

С обратной стороны линейки нанесены сантиметровые деления, по которым врач (а в зарубежных клиниках это обязанность среднего медперсонала) отмечает полученное значение и заносит в лист наблюдения. К безусловным преимуществам этой шкалы относятся ее простота и удобство.

Также с целью оценки интенсивности боли можно использовать и модифицированную визуально-аналоговую шкалу, в которой интенсивность боли определяется также различными оттенками цветов.

Недостатком ВАШ является ее одномерность, т. е. по этой шкале больной отмечает лишь интенсивность боли. Эмоциональная составляющая болевого синдрома вносит существенные погрешности в показатель ВАШ.

При динамической оценке изменение интенсивности боли считается объективным и существенным, если настоящее значение ВАШ отличается от предыдущего более чем на 13 мм.

Числовая шкала боли (ЧСБ)

Numeric Pain Scale (NPS) (McCaffery М., Beebe A., 1993)

По изложенному выше принципу построена еще одна шкала – числовая шкала боли. Десятисантиметровый отрезок разбит метками, соответствующими сантиметрам. По ней пациенту легче, в отличие от ВАШ, оценить боль в цифровом выражении, он гораздо быстрее определяет ее интенсивность на шкале. Однако оказалось, что при повторных тестах пациент, помня числовое значение предыдущего измерения, подсознательно воспроизводит не реально существующую интенсивность

боли, а стремится остаться в области названных ранее величин. Даже при ощущении облегчения больной старается признать более высокую интенсивность, дабы не спровоцировать доктора на снижение дозы опиоидов и пр., – так называемый симптом страха повторной боли. Отсюда стремление клиницистов отойти от цифровых значений и заменить их словесными характеристиками интенсивности боли.

Шкала боли Bloechle и соавт.

Pain scale of Bloechle et al. (Bloechle C., Izbicki J. R. et al., 1995)

Шкала была разработана для оценки интенсивности боли у пациентов с хроническим панкреатитом. Она включает в себя четыре критерия:

  1. Частота приступов боли.
  2. Интенсивность боли (оценка боли по шкале ВАШ от 0 до 100).
  3. Потребность в анальгетиках для устранения боли (максимальная степень выраженности – потребность в морфине).
  4. Отсутствие работоспособности.

NB!: Шкала не включает в себя такой характеристики, как продолжительность приступа боли.

Признак

Характеристика

Оценка

Частота приступов боли

Нет

Несколько раз в течение года (2-12 раз/год)

25

Несколько раз в месяц (24-50 раз/год)

50

Несколько раз в неделю (100-200 раз/год)

75

Ежедневно (более 300 раз/год)

100

Интенсивность боли

Нет

Невыносимая

100

Признак

Характеристика

Оценка

Потребность в анальгетиках для устранения боли

Нет

Аспирин

1

Трамадол

15

Бупренорфин

80

Морфин

100

Длительность нетрудоспособности в течение прошлого года, обуслов­ленной болью

Нет

1-7 дней

25

До 1 мес

50

До 365 дней в году

75

Постоянно

100

При использовании более одного анальгетика потребность в анальгетиках для устранения боли приравнивается к 100 (максимальная оценка).

При наличии непрерывной боли она также оценивается в 100 баллов.

Оценка по шкале производится путем суммирования оценок по всем четырем признакам. Индекс боли рассчитывается по формуле:

Общая оценка по шкале/4.

Минимальная оценка по шкале равна 0, а максимальная – 100 баллам.

Чем выше оценка, тем интенсивнее боль и ее воздействие на пациента.

Шкала оценки боли в ОРИТ на основе наблюдения

Critical Care Pain Observation Tool (СРОТ) (Gelinas С., Fortier М. et al., 2004)

Шкала СРОТ может быть использована для оценки боли у взрослых пациентов в ОРИТ. Она включает в себя четыре признака, которые представлены ниже:

  1. Выражение лица.
  2. Двигательные реакции.
  3. Напряжение мышц верхних конечностей.
  4. Речевые реакции (у неинтубировнных) или сопротивление вентилятору (у интубированных) пациентов.

Источник

Цикл повышения квалификации для врачей по программе: «ГОЛОВНЫЕ БОЛИ И ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫЕ РАССТРОЙСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ»

Даты проведения цикла: 23 – 24 ноября 2018


Объем  цикла
– 18 часов 

Стоимость обучения
– 10 000 рублей

Адрес проведения цикла: 
г. Москва, улица Россолимо, дом 11, строение 1, Клиника нервных болезней им. А.Я. Кожевникова

После прохождения цикла выдается удостоверение государственного образца. 
За цикл начисляются баллы по системе непрерывного медицинского образования


Контакты для записи на цикл: 

1) Лаптева Елена Евгеньевна ‭8 (926) 063-68-54 или 8-495-609-14-00 доб. 21-98 
e-mail: lee.vso@mail.ru  vddnu@mail.ru‬
или
2) Шагбазян Анаит Эдуардовна 89151440909 
e-mail: sha-a_89@mail.ru

Читайте также:  Головная боль сопровождающаяся болями в зубах


Куратор цикла – Табеева Гюзель Рафкатовна

e-mail: grtabeeva@gmail.com


ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 
НА ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


предоставляются в 2-х экземплярах (1 экземпляр, заверенный в отделе кадров или нотариально, и копия с заверенной копии): 

1. Копия диплома об окончании высшего учебного заведения (документа о признании и установлении в РФ эквивалентности полученного за рубежом образования)
2. Копии документов о послевузовском профессиональном образовании (удостоверение об окончании интернатуры, ординатуры, диплом кандидата наук, диплом доктора наук и др.)
3. Копии иных документов о профессиональном образовании (свидетельства, удостоверения, сертификаты, дипломы установленного образца о дополнительном профессиональном образовании) 
4. Копия трудовой книжки, заверенной на каждой странице, с записью «работает по настоящее время» и датой заверения
5. При изменении фамилии, имени, отчества – копии документов, подтверждающих факт изменения фамилии, имени, отчества
6. Копии первой и пятой страниц паспорта гражданина РФ (без заверения)

Документы подаются на кафедру не позднее, чем за две недели до начала программы обучения или, в случае невозможности приехать заранее, присылаются сканы документов на адрес: vddnu@mail.ru, а пакет документов привозится с собой на цикл.

ПЛАН цикла «ГОЛОВНЫЕ БОЛИ И ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫЕ РАССТРОЙСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ



23 ноября 2018

9.00-9.30. Введение  программу цикла «Головные боли и цереброваскулярные заболевания». Входящее тестирование. Проф. Парфенов В.А.
9.30-11.00. Хронические формы цереброваскулярной патологии. Проф. Парфенов В.А. 
11.00-12.00. Профилактика инсульта. Проф. Парфенов В.А.

Перерыв 12.00-12.15
Тема 1: ГОЛОВНЫЕ БОЛИ
12.15-13.00. Классификация и общие принципы диагностики головные болей, основы клинического интервью, организация помощи больным с головными болями. – Проф. Табеева Г.Р.
13.00-14.00. Мигрень: клинические проявления, основные формы, принципы лечения. Клинический разбор пациента с мигренью. – Проф. Табеева Г.Р.

Перерыв 14.00-15.00.

15.00-15.45. Головная боль напряжения: клинические проявления, основные формы, патогенез, принципы лечения. – Проф. Табеева Г.Р.
15.45-16.30. Хроническая ежедневная головная боль и коморбидные расстройства. – Асс. Головачева В.А.
16.30.-17.00. Цервикогенные головные боли: клинические проявления, основные формы, патогенез, принципы лечения – Доц. Вахнина Н.В.
17.00 – 17.30. Лекарственно-индуцированные головные боли: клинические проявления, основные формы, патогенез, принципы лечения – Асс. Головачева В.А.
17.30-18.00. Нелекарственные методы лечения головных болей. – Асс. Головачева В.А.


24 ноября 2018

Тема 2: ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ

9.00-9.30. Основы нейропсихологического тестирования. – Асс. Коберская Н.Н.
9.30-10.00. Практикум по нейропсихологическому тестированию. – Асс. Коберская Н.Н.
10.00-10.30. Нейровестибулярное обследование у пациентов с ЦВЗ. – Доц. Антоненко Л.М.
10.30.-11.15. Додементные когнитивные расстройства. – Асс.  Коберская Н.Н.
11.15.-12.00. Болезнь Альцгеймера. – Асс.  Коберская Н.Н.

Перерыв 12.00-12.15

Тема 3: «КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
12.15.-13.30. Сосудистые когнитивные расстройства – Проф. Преображенская И.С.
13.30-14.00. Нефармакологические методы лечения когнитивных нарушений. – Проф. Преображенская И.С.

Перерыв 14.00-15.00.
15.00-16.00. Сосудистые депрессии – Проф. Табеева Г.Р.
16.00-16.30. Постинсультная боль– Проф. Табеева Г;Р;
16.30.-17.00. Головные боли при цереброваскулярных заболеваниях – Проф. Табеева Г.Р.
17.00 – 17.45. Когнитивные расстройства, ассоциированные с болью. – Проф. Табеева Г.Р.
17.45-18.00. Тестирование. – Проф. Табеева Г.Р.

Источник

Школа головной боли предназначена для пациентов, страдающих головной болью, а также тех, кто просто желает расширить свои знания о проблеме головной боли и современных возможностях её лечения.

На школе вы узнаете, какие виды головной боли существуют, и какое это имеет значение для лечения, научитесь выявлять предшественники головной боли и предотвращать развитие приступов мигрени, узнаете о современных возможностях лечения головной боли, а также сможете получить ответы на все волнующие вас вопросы.

Зачем проводятся «Школы для пациентов по головной боли»?

Эффективность правильного лечения головной боли может достигать 95% (по данным Международного Общества по головной боли). В то же время более 70% пациентов не удовлетворены результатом своего лечения в том числе из-за недостаточной информированности о причинах и механизмах, лежащих в основе головной боли, и заблуждений по поводу лечения.

Цель школы: избавление людей от страданий путем распространения знаний о проблеме головной боли и обучения методикам самостоятельного управления болью.

В настоящее время в связи с повышением образовательного уровня населения расширились возможности повышения эффективности лечения. Научные исследования показывают, что образование пациента, т.е. обучение пациента распознаванию различных симптомов заболевания и способам их преодоления, повышает эффективность лечения болевых синдромов более чем на 50% даже без применения лекарств и другой медицинской помощи.

Чем лучше информирован пациент о причинах и механизмах имеющихся у него нарушений, а также о существующих возможностях лечения, тем больше его шансы справиться с болезнью.

Школы для пациентов по головной боли подтвердили свою высокую эффективность в США, Великобритании, Германии, Испании, Италии.

Читайте также:  Поможет валерьянка при головной боли

Кто является организатором школы?

Школа для пациентов организована Центром «Управление болью» Клиники профессора Калинченко совместно с кафедрой нервных болезней ИПО Первого Московского Государственного Медицинского Университета имени И.М. Сеченова и Институтом Междисциплинарной медицины в рамках международной кампании «Lifting the burden» при поддержке Всемирного альянса головной боли и Европейской федерации боли.

Занятия проводят:

  • Данилов Алексей Борисович – руководитель проекта.
    Д.м.н., профессор кафедры нервных болезней ИПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Директор (?) Института Междисциплинарной медицины, Руководитель Центра «Управление болью» в Клинике Профессора Калинченко.
  • Прищепа Анастасия Васильевна
    Врач-невролог, специалист по БОС-терапии, аспирант каф. нервных болезней ИПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Эксперт по стресс-менеджменту Центра «Управление болью» в Клинике Профессора Калинченко.
  • Ильясов Роман Равилевич
    Врач-невролог, аспирант каф. нервных болезней ИПО Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. Специалист по боли в спине Центра «Управление болью» в Клинике Профессора Калинченко.

Европейская федерация головной боли

Международное общество головной боли

Всемирный альянс головной боли

Всемирная организация здравоохранения

Информационный портал Боль

Головная боль

Источник

Что делать, если болит голова? Как помочь себе самому? Какое лекарство является самым лучшим? Как обойтись без лекарств?

Ответы на эти и другие вопросы Вы можете получить, посетив БЕСПЛАТНУЮ Школу для пациентов по головной боли.

Записаться на школу.

Что представляет собой «Школа для пациентов по головной боли»?

«Школа для пациентов по головной боли» предназначена для людей, страдающих головной болью, а также тех, кто просто желает расширить свои знания о проблеме головной боли и современных возможностях её лечения.

«Школа для пациентов по головной боли представляет собой однодневное занятие продолжительностью 1,5 часа, которое ведут специалисты Центра головной боли кафедры нервных болезней Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова.

На школе вы узнаете, какие виды головной боли существуют, и какое это имеет значение для лечения, научитесь выявлять предшественники головной боли и предотвращать развитие приступов мигрени, узнаете о современных возможностях лечения головной боли, а также сможете получить ответы на все волнующие вас вопросы.

Школа проводится в рамках Международной кампании по оказанию помощи людям, страдающим от головной боли «Lifting the burden» и является абсолютно бесплатной для всех участников.

Школа предназначена для людей, страдающих головной болью и тех, кто просто желает расширить свои знания о проблеме головной боли и современных возможностях её лечения.

Эффективность правильного лечения головной боли может достигать 95% (по данным Международного Общества по головной боли). В то же время более 70% пациентов не удовлетворены результатом своего лечения в том числе из-за недостаточной информированности о причинах и механизмах, лежащих в основе головной боли, и заблуждений по поводу лечения.

Цель школы: избавление людей от страданий путем распространения знаний о проблеме головной боли и современных возможностях ее лечения.

В настоящее время в связи с повышением образовательного уровня населения расширились возможности повышения эффективности лечения. Научные исследования показывают, что образование пациента, т.е. обучение пациента распознаванию различных симптомов заболевания и способам их преодоления, повышает эффективность лечения болевых синдромов более чем на 35% даже без применения лекарств и другой медицинской помощи.

Чем лучше информирован пациент о причинах и механизмах имеющихся у него нарушений, а также о существующих возможностях лечения, тем больше его шансы справиться с болезнью.

Школы для пациентов по головной боли подтвердили свою высокую эффективность в США, Великобритании, Германии, Испании, Италии.

Школы для пациентов организованы кафедрой нервных болезней ФППОВ Московской Медицинской Академии им.И.М.Сеченова совместно с информационным порталом для врачей и пациентов «БОЛЬ» в рамках международной кампании «Lifting the burden» при поддержке Всемирного альянса головной боли и Европейской федерации боли.

Занятия проводит д.м.н. Данилов Алексей Борисович, член Российской и Международной Ассоциации по изучению боли.

«Школа для пациентов по головной боли» проводятся 1 раз в месяц. Информация о дате и времени проведения школ представлена на сайте Школы.

Количество участников школы ограничено. Для участия в Школе необходимо:

1. Зарегистрироваться

2. Заполнить анкету «Участник школы для пациентов по головной боли»

или записаться на школу по телефону и принести заполненную анкету с собой.

Телефон для записи на школу: 8 (905) 544-56-78

Адрес электронной почты: gb@paininfo.ru

Место проведения школы.

  • Анкета «Участник школы для пациентов по головной боли»
    В формате RTF

Для участия в школе приглашаются пациенты, их родственники, а также люди (студенты, учителя, врачи и др.), желающие расширить свои представления о проблеме и современных возможностях лечения головной боли.

Что представляет собой мигрень?

Шкалы по головной боли

Мигрень представляет собой головную боль пульсирующего характера, которая локализуется, как правило, с одной стороны. Характерные проявления мигрени.

Почему возникает головная боль напряжения?

Шкалы по головной боли

Раньше врачи считали, что этот тип головной боли возникает вследствиеизбыточного напряжения мышц. Однако оказалось, что механизм возникновенияГБН связан с…

Место проведения школы

г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 43

ЦКБ № 2 им. Н.А.Семашко ОАО «РЖД»

Реабилитационный корпус

Аудитория кафедры нервных болезней

Тел.: 8 (905) 544-56-78

Схема проезда.

Источник