Сестринский процесс при головной боли напряжения

Сестринский процесс при головной боли напряжения thumbnail

Мигрень – заболевание проходящее с приступами сильнейшей боли, нарушением зрения, светобоязнью, реакцией на резкие звуки, тошнотой до рвоты.

Приступы мигрени отличаются от проявлений классической головной боли. Она имеет нарастающий характер, появляться с одной стороны черепа.

Во время планирования сестринской помощи при мигрени необходимо учитывать всю специфику протекания заболевания, а также состояние больного.

Сестринское дело

Медсестра разрабатывает шаги для улучшения состояния пациента.

Желание уменьшить боль — основная причина обращения человека за помощью к врачу специалисту. В лучшем случае полностью избавиться от неё.

Основные задачи медицинского ухода:

  • создание комфортных условий пребывания в лечебном учреждении,
  • восстановление после проявления мигрени,
  • уменьшение негативного влияния во время болезненных ощущений.

Определение целей сестринского ухода

Основная цель плана ухода за больным — решение его проблем.

Дискомфорт от головной боли – большая проблема для человека. Медицинской сестре необходимо помочь больному пережить её. Также восстановить эмоциональное состояние, избежать развития депрессии.

Вначале проводят анализ проблем, которые уже существуют. Следующий шаг – разработка лечения совместно с врачом специалистом.

Основные проблемы при приступе мигрени:

  • головная боль и дискомфорт,
  • светобоязнь,
  • невозможность найти комфортное положение тела,
  • реакция на запахи,
  • реакция на звуки,
  • бессонница,
  • нехватка воздуха,
  • беспокойство,
  • приступы тошноты,
  • рвота,
  • нарушение зрения,
  • субфебрильная температура,
  • продолжительность приступа.

При сестринском уходе главная задача - минимизировать внешние раздражители

При сестринском уходе главная задача — минимизировать внешние раздражители

Первичная оценка боли

Для медсестры важно провести правильную оценку состояния. Тогда пациент получит своевременное и наиболее эффективное лечение.

Все имеют свой болевой порог, переносят приступ по-разному.

Основным методом оценки болевых ощущений является:

  • описание ощущений самим пациентом,
  • выявление возможных причин,
  • анализ наблюдения за реакцией человека на боль.

Необходимо установить локализацию боли. Собрать сестринский анамнез:

  • возможная причина и время появления мигрени,
  • длительность
  • что способствует усилению или ослаблению проявлений.

Выделают несколько способов оценки, которые помогут улучшить сестринское вмешательство:

  • вербальная шкала для определения интенсивности болевых ощущений (от 0 до 4 баллов) — помогает определить, отсутствуют в состоянии покоя болевые ощущения или нет,
  • простейшие линейки со шкалой от 0 (нет) до 10 (непереносимая боль) — получаем информацию не вербально,
  • визуальная таблица оценки (удобна для детей),
  • таблица градации и характеристики болей – даёт более полное описание ощущений,
  • карты самооценки болевых ощущений,
  • информация о предыдущих состояниях.

Медицинская сестра выполняет назначения врача

Медицинская сестра выполняет назначения врача

Изменения в поведении указывающие на проявления мигрени:

  • пациент побледнел,
  • участилось дыхание,
  • поднимается артериальное давление,
  • усилилось потоотделение,
  • слышен скрежет зубами,
  • больной закусывает губу,
  • морщит лоб,
  • плачет или стонет,
  • отказывается от еды,
  • принимает вынужденное положение.

Наблюдение за состоянием больного, правильная оценка болевых ощущений помогает разработать назначения врачам для эффективного лечения, оказания своевременной помощи.

Сестринские вмешательства

Все сестринские вмешательства и лечение выполняются после получения необходимой информации от врача.

Основные задачи ухода:

  • обеспечить больному физический и психический покой,
  • провести лекарственную терапию для купирования приступа мигрени (анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, препараты спорыньи, группа триптанов),
  • устранить зрительные, слуховые раздражители (затемнение помещения, покой),
  • оказать помощь при приступах тошноты или рвоты (снять зубные протезы, повернуть голову набок),
  • сделать лёгкий массаж шеи или затылка (с ментоловым карандашом),
  • поставить горчичники к стопам или икроножным мышцам, тёплые ванны для рук, ног (можно горячие),
  • провести тугое перевязывание головы,
  • сделать горячие или холодные компрессы,
  • гарантировать питание в соответствии с потребностями человека (более крепкий чай или кофе).

Во время ремиссии назначают физиотерапию, акупунктуру, техники расслабления, снятия напряжения, гипноз.

Оценка результатов сестринского вмешательства

Анализ работы медицинской сестры помогает оценить результаты лечения и ухода.

Основным критерием оценки является ответ на вопрос — решилась ли проблема пациента. Анализируется степень правильности разработанных шагов, их эффективность.

Для оценивания используют:

  • шкалу характеристик ослабления (от А до Д) – показывает уменьшение боли до терпимой или полное исчезновение,
  • шкалу успокоения (от 0 до 4) – показывает эффективность лечения препаратами.

Необходимо провести разъяснительную работу по профилактики мигрени с её осложнениями. Научить оказывать помощь себе самостоятельно. Помочь человеку привыкнуть к новому образу жизни.

Читайте также:  Головные боли лоб висок затылок

Источник

Лекция№ 10

Сестринский процесс при боли.

Боль — один из самых распространенных симптомов заболеваний и одна из основных причин обращения за медицинской помощью.

Боль— неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения (Международная ассоциация по изучению боли)

Ощущение боли зависит от следующих факторов:

– прошлого опыта.

– индивидуальных особенностей человека – интроверт испытывает более интенсивную боль, чем экстраверт, но жалоб предъявляет меньше;

– внушения,

– болевого порога

– убеждений и отношения к боли, обусловленных социокультурными особенностями человека.

Болевой порог— первое, очень слабое чувство боли от физического воздействия. Переносимость боли— самое сильное болевое воздействие, которое выдерживает человек. Интервал болевой переносимости—- промежуток между этими двумя величинами.

При низком болевом пороге человек чувствует даже сравнительно слабую боль, при высоком боле­вом пороге — только сильную боль. Способность ощущать боль зависит от уровня функционирования нервной системы.

На порог боли влияют разные факторы:

– порог снижается, если у пациента есть (восприятие боли быстрее): дискомфорт, бес­сонница, усталость, тревожность, страх, гнев, грусть, депрес­сия, скука, психологическая изоляция, социальная заброшен­ность;

– порог повышается (восприятие боли медленнее, стойкость к боли): облегчение других симптомов, сон, сопереживание, по­нимание, компания (с другими людьми), творчество, релакса­ция, уменьшение тревожности, поднятие настроения, обезбо­ливающие, транквилизаторы и антидепрессанты.

Различают острую и хроническую боль.

Таблица Дифференциальная диагностика острой и хронической боли.

Признаки Острая боль Хроническая боль
Продолжитель­ность боли Относительно корот­кая Более 6 мес. Можно установить момент начала боли
Локализация Обычно имеет чёткую локализацию Локализована в меньшей степени
Начало Внезапное Начинается незаметно
Объективные Увеличение ЧСС Отсутствуют
  Повышение АД  
  Увеличение ЧДД  
  Бледная влажная кожа  
  Напряжение мышц в области боли  
  Выражение тревоги на лице  
Субъективные Снижение аппетита Тревожность
  Тошнота Депрессия
  Тревожность Раздражительность
  Раздражительность Беспомощность
  Бессонница Усталость
    Нарушение способности осущест­влять повседневную деятельность
    Изменение образа жизни

Виды боли.

Иррадиирующая – чувство боли простирается от места ее образования до другой части тела (боль в левой руке или плече при инфаркте миокарда).

Фантомная – боль в ампутированной конечности, часто ощущается как покалывание.

Психогенная – боль без физических раздражителей.

Поверхностная (кожная) – боль часто появляется при воздействии высоких или низких температур, при механических повреждениях

Глубинная (глубокая) боль обычно локализуется в суставах и мышцах, и человек описывает ее как продолжительную тупую боль или мучительную, терзающую боль.

Боль во внутренних органах (висцеральная) – часто связывается с конкретным органом: «болит сердце», «болит желудок»

Соматическая боль, исходящая из различных участков тела, кроме внутренних органов. Невралгия – боль, появляющаяся при повреждении переферической нервной системы.

Артралгияболь в одном или нескольких суставах.

Каузалгия –приступообразная, интенсивная, жгучая боль в результате повреждения периферического нерва

Ишиалгия – боль по ходу седалищного нерва

Сестринский процесс при боли.

Этапы сестринского процесса при боли.
1 этап сестринского процесса:

Оценка состояния. Обследование пациента.

Субъективный метод Объективный метод
Опрос Осмотр ( мимика, жесты, вынужденное положение, реакция пациента на боль)

При первичной, текущей и итоговой оценке, проводимой с участием пациента, за отправную точку следует брать субъективные ощущения пациента. Описание человеком боли и наблюдение за его реакцией на неё — основные методы оценки состояния челове­ка, испытывающего боль.

Н. Роупер и соавт. приводят три основных метода проведе­ния оценки:

• описание боли самим человеком;

• изучение возможной причины появления боли;

• наблюдение за реакцией человека на боль.

Если внимательно наблюдать за реакцией на боль, то можно получить полезную информацию о состоянии пациента, особенно при невозможности вербального общения или в случае помутнения сознания. О сильной боли могут свидетельствовать бледность, учащение дыхания, повышение артериального давления, повышенное потоотделение, человек может скрежетать зубами, прикусывать нижнюю губу, сморщивать лоб. Реакцией на боль могут быть изменение поведения, снижение (потеря) аппетита, уменьшение объёма повседневной деятельности. Вынужденное положение пациента, беспокойство, плач, стон, иногда пронзительный крик также могут являться реакцией на боль.

Читайте также:  Пикамилон при головной боли отзывы

Первичная оценка боли: указать

локализацию боли

причину

время появления боли

условия исчезновения боли

её продолжительность

факторы, усиливающие или ослабляющие боль

её характер (тупая, острая, жгучая, сжимающая, колющая и т.п.)

причины её возникновения

переносил ли подобную боль ранее

куда боль иррадиирует (отдаёт)

чем купируется (устраняется)

интенсивность боли должна быть оценена исходя из ощущения этой боли самим пациентом

Есть карты оценки боли.

Карта оценки боли.

Ф.И.О.

ВОЗРАСТ

Критерии оценки боли (со слов пациента) Дата
1. Продолжительность боли
2. Характер боли (жгучая, режущая, колющая, тянущая)
3. Локализация боли
4. Иррадиация боли
5. Интенсивность (шкала от 0 до 10 по оценке пациента)
6. Факторы, провоцирующие боль (физическая нагрузка, перемещение, нарушение сна, чувство тревоги и волнения)
7. Развитие болей на фоне медикаментозного лечения (через какое время после введения лекарственных препаратов)

8. Отношение пациента к боли (описание со слов больного и со слов родственников) 
9. Самочувствие ночью 
10. Продолжительность сна (днём, ночью) 
                

Подпись м/с

Шкала оценки боли в баллах (вербальная сравнительная шкала рейтинга боли):

О — боль отсутствует в состоянии покоя и при движении;

1 — боль отсутствует в состоянии покоя, лёгкая боль при движе­нии;

2 — лёгкая боль в состоянии покоя, умеренная боль при движе­нии;

3 — умеренная боль в состоянии покоя, сильная боль при дви­жении;

4 — сильная боль в состоянии покоя и при движении.

Примеры линеек со шкалой для определения интенсивности боли:

1. Простейшая описательная шкала интенсивности боли.

 
 

Примечание: 2, 3 — при использовании цифровой и визуально-аналоговой шкал рекомендуется использовать базовую линию в 10 см.

Визуально – аналоговая шкала применяемая в педиатрии.

0- пациента боль не беспокоит; 2 – боль беспокоит незначительно; 4 – боль немного беспокоит; 6 – боль значительно беспокоит; 8 – сильная боль, пациент сконцентрирован на боли; 10 – сильная боль, пациент ели сдерживается.

Сопоставьте слово (слова), которое соответствует Вашей боли, с цифрой на прямой линии, которая покажет степень тяжести Вашей боли. Проведите стрелку от этого слова к цифре или скажите меди­цинской сестре.

Очень важно, чтобы сестра делала выводы после проведения первичной оценки не только по результатам осмотра пациента и его поведения, но и на основании описания боли и её оценки самим па­циентом: боль — это то, что о ней говорит пациент, а не то, что ду­мают другие.

Ниже приведена одна из карт, рекомендуемых для самооценки хронической боли, в том числе у онкологических больных

Что облегчает боль? Что делает боль сильнее?

 
 

 
 

Карта самооценки боли

Руководство по исходной оценке состояния пациента, испытываю­щего боль, с помощью карты оценки боли.

Укажите на приведённых ниже рисунках тела, где вы чувствуете боль. Обозначьте каждый участок боли буквами: А, Б, В и т.д.

Укажите на приведённых ниже рисунках тела, где вы чувствуете боль. Обозначьте каждый участок боли буквами: А, Б, В и т.д.

2 этап сестринского процесса

Примеры сестринских проблем пациента: боль в желудке, головная боль, в связи с повышением температуры тела, головная боль, в связи с повышением артериального давления, боль в правом коленном суставе и др.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Профилактика.

· Каждая девочка потенциально должна рассматриваться как будущая мать, поэтому чтобы избежать предшествующей сенсибилизации, играющей большую роль в возникновении ГБН, рекомендуется проводить гемотрансфузии только по жизненным показаниям.

· Необходимо постоянно проводить разъяснительную работу с женщинами о вреде аборта (особенно при первой беременности).

· Родильницам, имеющим резус-отрицательную принадлежность крови, в первый день после родов или аборта следует вводить антирезус-иммуноглобулин.

Читайте также:  Лечебная гимнастика при головных болях напряжения

· Беременным женщинам с высоким титром резус-антител на 16-32 неделе необходимо 2-3-хкратно провести плазмоферез.

· Родоразрешение беременных женщин с высоким титром резус-антител необходимо проводить на 38-39 неделе беременности (путем кесарева сечения).

Возможные проблемы пациента:

  • Расстройство дыхания.
  • Нарушение сердечной деятельности.
  • Геморрагический синдром.
  • Отек тканей, скопление жидкости в полостях.
  • Нарушение процессов терморегуляции.
  • Психо-вегетативные расстройства, отставание в психомоторном развитии, поражение ЦНС.
  • Развитие фоновых заболеваний, иммунопатологических реакций, хронических заболеваний гепатобилиарной системы и т.д.
  • Угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • Тревога за ребенка.
  • Трудность осознания и адекватной оценки случившегося.
  • Неуверенность в благополучном исходе.
  • Чувство вины перед ребенком.
  • Преждевременное горевание.
  • Высокий риск развития ситуационного кризиса в семье.

Сестринские вмешательства:

  1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах развития заболевания, особенностях течения и лечения, возможном прогнозе.
  2. Поддержать родителей на всех стадиях развития заболевания.
  3. Обеспечить ребенку комфортные условия в палате (по возможности, в стерильном боксе), создать возвышенное положение в кроватке, бережно выполнять все манипуляции, как можно меньше тревожить его, обращаться с большой осторожностью.
  4. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате, соблюдать асептику и антисептику при уходе (профилактика внутрибольничной инфекции).
  5. Взаимодействовать в бригаде, помогать врачу при проведении процедуры заменного переливания крови.
  6. Осуществлять мониторинг ребенка и медицинское документирование сестринского процесса: контроль состояния, характер дыхания, ЧДД, ЧСС, АД, изменение окраски кожных покровов, наличие высыпаний, судорог, срыгивания, рвоты, изменение цвета мочи, характер стула.
  7. Регулярно проводить забор материала для лабораторных скрининг программ с целью контроля показателей (уровня гемоглобина, непрямого билирубина).
  8. Учитывать объем и состав получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия).
  9. Проводить по назначению врача фототерапию. Своевременно выявлять осложнения фототерапии (повышение То тела, диарея, аллергическая сыпь, синдром «бронзового» ребенка) и сообщать врачу.
  10. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его состоянием, желтухой, уровнем билирубина в крови. Ритм кормлений и паузы между ними должны чередоваться со временем проведения фототерапии.
  11. Обучить родителей особенностям ухода за ребенком в домашних условиях. Уделить внимание рациональному и сбалансированному питанию кормящей матери, убедить ее, как можно дольше сохранить грудное вскармливание. Проконсультировать по вопросам рационального вскармливания ребенка и подбору продуктов, богатых железом, белком, витаминами, микроэлементами (в первом полугодии – тертое яблоко, овощное пюре, яичный желток, овсяная и гречневая каши, во втором полугодии – мясное суфле, пюре из печени, свекла, кабачки, зеленый горошек, капуста, гранатовый и лимонный соки). Ограничить в рационе кормящей матери и ребенка облигатные аллергены для профилактики пищевой аллергии, диатезов и анемии.
  12. Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка. Помочь им правильно оценивать возможности ребенка, контролировать уровень интеллектуального развития, подбирать игрушки по возрасту, поощрять игровую деятельность.
  13. Рекомендовать регулярно проводить курсы массажа, лечебной физкультуры, закаливающие процедуры, ежедневно проводить гигиенические или лечебные ванны (чередовать).
  14. Рекомендовать родителям регулярное динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям, т.к. реабилитация после перенесенной ГБН должна быть длительной.

Контрольные вопросы:

  1. Что лежит в основе механизма патологического процесса развития фенилкетонурии?
  2. Каковы клинические проявления фенилкетонурии?
  3. Каковы основные принципы диетотерапии при фенилкетонурии?
  4. Какие методы диагностики применяются для раннего выявления фенилкетонурии?
  5. Что лежит в основе механизма патологического процесса при муковисцидозе?
  6. Каковы клинические проявления муковисцидоза?
  7. Какие методы диагностики применяются для раннего выявления муковисцидоза у новорожденных детей?
  8. Каковы основные принципы медикаментозного лечения муковисцидоза?
  9. Что такое гемолитическая болезнь новорожденного?
  10. Какие причины и факторы риска развития ГБН?
  11. Какие клинические признаки анемической формы заболевания?
  12. Какие клинические признаки желтушной формы заболевания?
  13. Какие клинические признаки отечной формы заболевания?
  14. Какие основные принципы лечения ГБН?
  15. Каков прогноз при ГБН в зависимости от формы заболевания?
  16. Можно ли прогнозировать развитие ГБН у новорожденного ребенка?

Источники информации:

· Учебник Ежовой Н.В., стр. 177-182.

· Учебник Святкиной К.А., стр. 73-75, 83-85.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.227-237,265-272.

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 23-27.

Опорный конспект лекции по теме:

Источник