Сальвадор дали головокружение описание картины

Сальвадор дали головокружение описание картины thumbnail

Картина “Головокружение”, также известная под двойным названием “Головокружение, или Башня наслаждения” была написана Сальвадором Дали весной 1930-го года. В настоящее время “Головокружение” (60
Х 50 см, холст, масло) находится в частном собрании. 

Чтобы на самом деле понять сюжет картины (а не выдумывать тот маловразумительный бессвязный бред, который часто выдается за “описание и оъяснение смысла картины”, в особенности, когда речь
заходит о вещах Сальвадора Дали), воспользуемся нашим старым проверенным “фирменным” методом – вспомним, когда, где и при каких жизненных обстоятельствах Дали эта картина была им написана. И,
уверяем, всё сразу станет понятным. 

Над картиной “Головокружение” Сальвадор Дали работал в течение пяти недель, проведенных в Малаге в апреле-мае 1930-го
года. Напомним, незадолго до того Сальвадор Дали и Гала стали жить вместе, что вызвало жестокий гнев отца художника, изгнавшего сына из дома, и, в конце концов, полностью лишившего сына
наследства – акт пусть в большей степени и символический, но показательный. 

Вскоре после того Дали и купил жалкую рыбацкую лачугу в Порт-Льигате, которой суждено было впоследствии
вырасти в его знаменитый Дом
. Однако весной 30-го года до этого было еще далеко. Нанятые работники кое-как приспосабливали для проживания; отец Дали старался всячески отравить сыну и
его ужасной избраннице жизнь, однажды даже наслав на них жандармов – одним словом, кругом были одни проблемы, и Дали с Галой с радостью воспользовались возможность провести несколько недель в
Торремолиносе (Малага) за счет пригласившего их туда поэта Хосе Марии Инохоса. 

В Торремолиносе встретивший их поэт поселил эту экстравагантную парочку в крохотный отель, расположенный на скале над живописной морской бухтой – именно этим обстоятельством объясняются декорации
картины. 

Напомним – Дали и Гала стали жить вместе всего пару месяцев назад, и всего пару месяцев назад в жизни Дали свершилось величайшее событие, важность которого переоценить не возможно – он перестал
быть девственником! Хотя бы на время был положен конец всем его страхам в собственной сексуальной нестостоятельности, поскольку выяснилось, что он – может! Может обладать женщиной – чем он,
собственно, тогда и занимался все то время, в которое не был занят написанием картин. 

В те весеенние недели каждый день влюбленных протекал по одинаковому сценарию: они без конца совокуплялись, а в перерывах между соитиями Дали писал, а Гала отправлялась побродить по рыбацому
селению. Из одежды на ней, как правило, была лишь короткая красная юбчонка, и местные рыбаки быстро привыкли к ее небольшой, загорелой и рельефной груди. Иногда Дали и Гала выбирались прогуляться
вместе – но и на людях продолжали оказывать другу другу всевозможные знаки внимания в виде объятий и поцелуев. 

Однако прогулки их не были долгими – неудержимая сила тянула их обратно в номер, где они набрасывались друг на друга с обоюдной страстью. Как это обычно и бывает вре время медового месяца, они
совокуплялись бесконечно, и в самых неподходящих для этого местах. 

На картине, как видим, влюбленная парочка занимается оральным сексом на условной крыше или террасе отеля – что вполне могло иметь место в действительности. Отметим, что мужчина (Дали) во время
этого действа стыдливо прикрывает лицо рукой. Это могло означать, что художник все еще не доконца избавился от своих комплексов, равно как и то, что появление в его жизни настоящей женщины –
Галы, вовсе не избавило художника от привычки к мастурбации, которой он был подвержен всю жизнь. 

Рядом мы наблюдаем еще один излюбленный образ Дали в картинах того периода – голову льва с оскаленной пастью. Образ, как мы не раз уже писали, многозначный: до того, как он познал исполненное
бесконечных наслаждений тело Галы, лев, по словам самого художника, означал его страх перед сексуальным соитием с Галой, после – он означал жгучую, животную сексуальную страсть – страть
ненасытную и всепожирающую. 

В картине, пусть и комвенно, присутствует и отец художника, которого Сальвадор Дали восприниал тогда как злейшего своего врага, и с которым, как известно, так и не примирился до самой смерти
родителя. В картине “Головокружение” отец представлен в виде огромной нависающей тени, явно угрожающей счастью влюбленных. 

Что касается холодного синего шара, сразу наводящего на мысли о боулинге – здесь он выступает в качестве символа неопределенности, в которой жили тогда и Дали и Гала. Будущее их было таким же
непредсказуемым, как траектория шара, пущенного неопытной или дрожащей от страха рукой. 

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Источник

«Предел тупости — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее.»

Сальвадор Дали

Здравствуйте, дорогие читатели, в этой статье мы рассмотрим ранний этап творчества великого испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Мы попробуем углядеть в его ранних работах черты будущего гения. В этой статье будет не так уж много текста, говорить я буду только тогда, когда это действительно необходимо. Здесь важнее видеть, чувствовать энергетику мастера, а не погружаться в искусствоведческие концепции.

Читайте также:  Нервное истощение и головокружение

Итак, наслаждайтесь и смотрите самые лучшие ранние работы гения. Под ранним творчеством я подразумеваю все картины автора до 1928 года. В 1929 году художник встретил свою музу, Галу Элюар и стал членом общества парижских сюрреалистов, и эти два события сильно повлияли на стиль художника. После 1929 года его творчество сильно изменилось и стало приобретать черты того самого, известного нам Дали. Об этом периоде будет следующая моя статья об испанском художнике, а пока смотрим поиски стиля ещё молодого автора.

1. Обнажённая, 1925 г. Картон, масло.

Если обрезать 90 процентов нижней части картины и кому-то показать как фрагмент полотна, то можно подумать, что это картина в традиционном стиле. Но верхняя часть картины сразу напоминает нам, с каким художником мы имеем дело. У обнажённой нет головы! Что хотел сказать этим Дали? Может быть отсутствие головы подразумевало отсутствие конкретной личности, конкретной персоны, и художник хотел таким образом изобразить женское начало? Но почему перед ней чаша для подаяний? Она просит себе на новую голову? Интересный момент: она обнажена, но сама только что скинула с себя одежды. Она просит подаяния в обмен на свою красоту? Эта картина вызывает больше вопросов, чем ответов. А что думаете вы, дорогие читатели? Отпишитесь, пожалуйста, в комментариях о своём видении Дали, мне очень интересно узнать ваше мнение!

2. Венера и матрос, 1925 г. Дерево, масло.

В этой картине уже чувствуется интерес Сальвадора Дали к сюрреализму, к метафизической живописи.

3. Девушка из Ампурдана, 1926 г. Фанера, масло.

Давайте все на раз-два-три скажем, какой фрагмент картины больше всего бросается в глаза?

4. Мёд слаще крови (этюд), 1926 г. Дерево, масло.

5. Приспособление и рука, 1927 г. Дерево, масло.

Чувствуете как запахло Сальвадором Дали? Нет, не духами парфюмерного бренда Salvador Dali, выпускающего свою продукцию в смешных гротескных флаконах, а тем самым всеми нами любимом сюрреалисте Дали. Я лично прочувствовал. В этой картине уже можно разглядеть будущий стиль художника.

6. Тлеющий осёл, 1927 г. Дерево, масло, коллаж (галька).

7. Купальщик, 1928 г. Дерево, масло, коллаж (галька, песок).

Вы не видите купальщика? А он здесь есть.

8. Портрет Луиса Бунюэля, 1924 г. Холст, масло.

Луис Бунюэль – один из самых знаменитых кинорежиссёров 20 века. Сальвадор Дали познакомился с будущим режиссёром в 1922 году, во время обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, расположенной в Мадриде. Молодые творцы быстро нашли общий язык и стали друзьями. Их дружба имела и творческие плоды. Впоследствии они совместно напишут сценарий к самому знаменитому авангардному фильму 20 века – «Андалузский пёс» (1929). Сюрреалистический триллер, созданный Дали и Бунюэлем по мотивам собственных сновидений, шокирует неподготовленного зрителя даже в наше время. В нём есть сцена, которая во всём мире признана «самой жестокой в истории кино». Молодой Сальвадор Дали сыграл в фильме эпизодическую роль священника.

Портрет Луиса Бунюэля

И в заключении давайте посмотрим, как Сальвадор Дали в свои молодые года изображал себя на своих картинах. За этот период художник успел нарисовать несколько автопортретов.

9. Автопортрет с рафаэлевской шеей, около 1920-1921 гг. Холст, масло.

10. Автопортрет, около 1921 г. Холст, масло.

11. Кубический автопортрет, 1923 г. Картон, темпера, коллаж.

12. Больной мальчик (автопортрет в Кадакасе), около 1923 г. Картон, масло, темпера.

А какая картина из раннего творчества Сальвадора Дали больше всего понравилась вам, дорогие читатели? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Канал «Фоточувствительность»

Источник

Если хотите узнать суть сюрреализма, тогда познакомьтесь с ярким представителем этого направления в живописи ХХ века. Это Сальвадор Дали. Картины испанского художника — воплощение философии и духа сюрреализма, эпатажа и гиперэмоциональности. Узнайте интересные факты о его лучших творениях.

Фото: os.colta.ru: UGC

Сальвадор Дали отождествлял себя с сюрреализмом. Этой эстетической концепции соответствовало всё в художнике: его мышление, манера поведения, безумие, свобода от моральных предписаний и стереотипов поведения, эмоциональность и открытость.

Дали — это эпатаж в искусстве и жизни. Он всегда делал только то, что хотел, и писал о том, что считал уместным. Поэтому не удивительно, что в 1930–1950-х гг. публику шокировали его художественные эксперименты. Живописец, прекрасно владевший классической техникой рисунка, увлекался импрессионизмом и кубизмом, а в результате пришел к сюрреализму.

Это направление в искусстве давало возможность художнику откровенно рассказывать о самом сокровенном: касаться темы секса и эротики, сексуальных извращений и подавленных сексуальных желаний, разрушения и саморазрушения человека. Но главная тема его полотен — это иллюзии, в мире которых обретается человек.

Фото: art-holst.com.ua: UGC

Картины Сальвадора Дали сложно интерпретировать, дать логическое пояснение тем или иным образам, деталям, прочитать их смысл. Всё потому, что состоят они из визуальных каламбуров, шизоидных образов, аллюзий, построены на игре смыслами и сюжетами.

Представляем самые известные картины Дали с кратким описанием. Попробуйте сравнить открытые искусствоведами смыслы с собственными впечатлениями и эмоциями, которые порождают эти сюрреалистические полотна:

Читайте также:  Симптомы тошнота головокружение слабость почки

«Постоянство памяти» (1931)

Фото: muzei-mira.com: UGC

Эта картина имеет несколько названий: «Мягкие (текучие) часы», «Течение времени», «Твердость памяти». Великий мистификатор Дали несколько раз давал разъяснения относительно символов, которые представлены на полотне, однако это еще больше запутало искусствоведов.

«Постоянство памяти» разрушает стереотип восприятия человеком времени. Автор акцентирует внимание на том, что оно далеко от линейности, с которой часто ассоциируют протекающее время.

Идея картины пришла к Дали за завтраком, когда Гала на тост намазывала мягкий сыр. Писал живописец картину, одолеваемый мигренью. Отсюда хмурость тонов, преобладание коричнево-серых оттенков.

Центральный образ — голова на земле, в которой узнаются черты самого Дали, — это воплощенное желание покоя и отдыха от боли. Остальные образы (встречались часто на его полотнах) представляют идею тленности бытия: муравьи и муха поедают время, как старение поедает тело человека. Скалистый берег и море — символы бессмертия, которое вне времени, вечно, поэтому и находится на втором плане. Иссушенное дерево оливы — иссякшая жизнь. Вся картина выражает меланхолию и угасание.

Сейчас эта небольшая картина (24х33 см) красуется в нью-йоркском Музее современного искусства.

«Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936)

Фото: opisanie-kartin.com: UGC

Это полотно представляет реакцию Сальвадора Дали на внутриполитические процессы, которые охватили Испанию в конце 1930-х гг. Это время прихода к власти Франко, борьба республиканцев с националистами. Страна в преддверии гражданской войны.

Несмотря на то что Дали был сторонником Франко, картина, которая должна была изобразить позитивные изменения в обществе, поражает фантасмагоричностью и жутковатыми образами.

Описанное выше политическое противостояние в Испании 1936 года представлено автором в образе двух человеческих тел, которые срослись различными частями тела и страдают от этого. Они вроде бы и борются, стремятся отделиться и не могут существовать друг без друга, потому что так будет потеряна опора. Горстка вареных бобов, рассыпанных возле корявой руки одного из атлантов, — символ нищеты, которая одолела испанское общество.

Сейчас картина хранится в Филадельфии, в Музее искусств.

«Жираф в огне» (1936–1937)

Фото: cameralabs.org: UGC

Еще одна картина из целого ряда полотен, в которых Дали передал собственное переживание и ощущение войны. Картина, как и все другие творения автора, содержит мистически-фантастические образы, которые поражают воображение своей абсурдностью. Но если выключить рациональное мышление и опереться исключительно на эмоциональное восприятие, тогда все смыслы становятся понятны.

Две женские фигуры (любимый образ Дали) — это воплощение человеческого сознания. Оно не стойкое, шатающееся, ему постоянно нужна поддержка и опора. Выдвижные ящики — это память и мысли, которые люди стремятся спрятать, но в какой-то момент открывают их публике. Это приводит к трагедии (кровавые руки героинь).

Жираф, объятый пламенем, помещен автором на второй план. Он символизирует мужское апокалиптическое начало. В целом же картина — это воплощенное предчувствие войны в Испании.

Сейчас картина находится на хранении в Базельском музее искусств.

Читайте также: Самые дорогие картины в мире: топ-10

«Лебеди, отраженные в слонах» (1937)

Фото: a-nasta-siya.livejournal.com: UGC

Тема иллюзии всего сущего (любимая тема художника) нашла отражение в этом творении. Здесь представлен особенный параноидально-критический метод художника.

На полотне запечатлена его детская травма, загнанная глубоко в подсознание и напоминающая о себе образами-символами животных. Композиция построена таким образом, чтобы раскрыть суть иллюзии, в которой живет человек и которая подавляет его.

Известно, что у Сальвадора Дали непросто складывались отношения с родителями. Они очень горевали о первом ребенке, которого потеряли в младенчестве. Поэтому второго сына назвали так же, как и первенца, — Сальвадор. Будущий художник в юном возрасте столкнулся с иллюзией реальности: окруженный детскими вещами и игрушками брата, он не мог понять, жив или умер, это он существует или его брат.

Эти ощущения и обиду на родителей гений сюрреализма выразил в картине «Лебеди, отраженные в слонах». Лебеди — иллюзия добропорядочной и любящей семьи, а слоны — воплощение настоящей родительской любви.

Дали превозносил слонов за то, что они самоотверженно заботятся о своем потомстве. Кроме того, слоны — это доминирование и власть, чего явно не хватало маленькому Сальвадору, чтобы почувствовать себя защищенным.

Скорбящий человек, изображенный слева на фоне скал, — сам автор, который не готов расстаться с обидой, не готов повернуться к ней лицом.

На сегодняшний момент эта картина — собственность частного коллекционера.

«Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)

Фото: artchive.ru: UGC

Многим известны образы трех Харит, или Граций, из греческой мифологии. Они олицетворяют веселье, изящество и вдохновение. Это не удивительно, потому что они служат богине любви Афродите. Но есть и другие три богини в греческой мифологии, от которых зависит судьба человека и продолжительность его жизни. Это Мойры.

Сальвадор Дали решил соединить эти два образа, создав образ жизни души человека. Первая героиня, в руках которой длинное веретено, начинает плести кружево судьбы. Вторая — символ зрелости человеческой души, когда приходит осознание себя, своей личности. Поэтому только у нее проступают четкие черты облика.

Читайте также:  Причины головокружения при смене положения головы

Кстати, если внимательно присмотритесь к чертам, то увидите мчащегося на коне всадника и бегущего за ним человека. Эти очертания символизируют человеческое стремление быстрее прожить жизнь, вечную погоню за мечтой.

Третья — олицетворение умирания, поэтому ее лицо — камень. Так застывает душа после смерти. Поэтому же фигура третьей Грации-Мойры практически сливается с пейзажем, тогда как две другие имеют четко очерченные женские формы.

Сам фон, на котором они изображены, также символичен: песчаный берег — мимолетность человеческой жизни, а море — вечность.

Хранится эта картина в Фигерасе, в созданном автором музее-театре.

«Сон, вызванный полетом пчелы…» (1944)

Фото: artrue.ru: UGC

Как изобразить с помощью живописных образов рождение сновидения? Фрейдистская теория сна как проявления неосознанных желаний дала толчок к рождению этой картины. В ней автор изобразил всплеск образов подсознания, посылом для которых стали реальные обстоятельства сна женщины. А теперь обо всем детально и по порядку.

Изображенные на картине образы четко формируют две проекции: ближняя — спящая женщина — это реальность; тигры, слон, разбитый гранат и море — это бессознательное, которое порождает сновидения.

Сальвадор в образе спящей запечатлел Галу — свою любовницу, музу и жену. Расслабленная поза женщины свидетельствует о том, что она крепко спит. Возле нее лежит гранат, над которым летает пчела.

Пчелиное жужжание, отбивающееся в подсознании, стимулирует появление образов, которые ассоциативно связаны с агрессией, — разъяренные цирковые тигры, выпрыгивающие из пасти огненной рыбы-хищницы. Та в свою очередь появляется из мистической сердцевины граната, что напоминает растерзанную плоть (два зернышка — капли крови).

Если учесть, что картина дополнена образом слона на длинных ногах с айсбергом на спине, то становится очевидным фрейдистский подтекст этой картины: эмоциональное восприятие женщиной соития. Оно ассоциируется с нападением, жертвенностью и смертью (приставленное ружье).

Эта картина Сальвадора Дали находится в мадридском музее Тиссена-Борнемисы.

«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело…» (1945)

Фото: artchive.ru: UGC

Гала была не просто женой и любимой женщиной, но и моделью мира, с помощью которой Сальвадор Дали стремился познать вечное, прекрасное и незыблемое.

Картина пронизана трагедией восприятия мимолетности бытия и поиска того, что вечно и нетленно. Как и в большинстве полотен Сальвадора Дали, изображение подчинено двупланной композиции. На переднем плане — женщина, представленная со спины. Изгибы ее тела прекрасны и нежны. Это воплощение человека, его телесной сущности.

Справа от нее греческий барельеф — символ вечности культуры и одуванчик — символ мимолетности бытия. Стена, на фоне которой они изображены, испещрена трещинами, что подсказывает, что эти образы отображают тленность сущего. Это касается и женщины: ее волосы — продолжение этих трещин.

А вот перспектива — это воплощенная вечность. Когда-то в детстве Сальвадор Дали нашел на берегу моря пустую ракушку и был восхищен ее структурой и совершенной красотой. Сквозь пустую костяную оболочку проглядывало небо — вечное и недосягаемое.

Эту идею художник перенес на образ Галы. Героиня проектируется на второй план, где становится бесплотной, превращается в ажурную беседку, сквозь колонны которой открывается мир. Ее голова — площадка, с которой видна небесная высь.

Полотно находится в музее-театре Сальвадора Дали в Испании.

«Расщепленный атом» (1947)

Фото: art-assorty.ru: UGC

Сальвадор Дали интересовался достижениями науки, потому что стремился познать загадку жизни. Эта картина посвящена самому прекрасному и ужасному изобретению человеческого разума — ядерному расщеплению. Творческим импульсом для написания полотна послужил взрыв в Хиросиме.

Художник восхищен, удивлен и одновременно угнетен этим достижением науки. Центральный образ — гранат, закованный в обработанную гранитную глыбу, на которой написаны греческие письмена. Это символ научного прогресса от античности до нашего времени. Автор как бы говорит людям: «Вы же именно этого хотели». Человечество хотело познать тайну мироздания и поставить себя на службу силы природы. Оно этого достигло и ужаснулось.

В немом изумлении застыли три фигуры — средневекового рыцаря, пажа и молящейся женщины. Они выражают интерес, преклонение и страх перед открытой силой. Сам образ атома угрожающий. Гранат — символ жизни, плоти, которую разделила человеческая мысль, человеческое познание. Недаром возвышается над этой экспозицией бюст Нерона — одного из самых жестоких правителей Рима, на котором завершилась история великой Римской империи.

Сейчас полотно находится в музее-театре в Фигерасе.

Огромное количество картин Сальвадор Дали посвятил своей музе — Гале (Елене Дьяконовой). Не забывал художник и о себе. Стремясь познать самого себя, живописец создал ряд сюрреалистических автопортретов. «Кубистический автопортрет», «Автопортрет с рафаэлевской шеей», «Обнаженный Дали», «Солнце Дали», «Автопортрет с L Humanite», «Сон», «Мягкий автопортрет…» дают пространство для психоаналитического изучения личности Дали.

Большинство картин гения сюрреализма — это исследование всего, что человек стремится спрятать под маской культуры. Дали выворачивает это наизнанку и дает возможность заглянуть в глаза собственным страхам, комплексам и угнетенным состояниям. Такая позиция автора формирует актуальность и интерес к его творениям.

Читайте также: Современные художники Казахстана и их работы

Источник