Психология головных болей у детей

Психология головных болей у детей thumbnail

Психосоматика головной боли у детей и взрослых

Сложно найти человека, который никогда не испытывал бы головной боли. Она сопровождает великое множество заболеваний – от гриппа до гипертонии, но иногда боль появляется внезапно и столь же внезапно исчезает. Никаких заболеваний у человека врачи не обнаруживают, и жалобы на головную боль являются, по сути, единственными. В этом случае следует обратить внимание на психосоматические причины недомогания. О них мы расскажем в этом материале.

Психология головных болей у детей

Особенности патологии

Головную боль в медицине принято называть цефалгией. Это малоприятное состояние, которое мешает нормально жить, работать, учиться, отдыхать, общаться. Когда у человека болит голова, ему сложно сосредотачиваться, запоминать что-то, воспринимать.

Этот симптом является одним из самых часто упоминаемых в медицинских справочниках. Но в качестве самостоятельного явления цефалгия, по статистике, наблюдается у 17% населения Земли. Имеются в виду именно те ситуации, когда жалобы на головную боль при полном медицинском обследовании не находят физиологического объяснения, то есть человек здоров. При этом около 7% взрослых и детей на планете страдают от постоянных головных болей (возникающих чаще 2 раз в неделю), а еще 10% людей заявляют о регулярных или эпизодических приступах. Около 80% случаев из общего количества жалоб на головную боль имеют именно психосоматические основания, а потому признаются психосоматическими расстройствами.

Психология головных болей у детей

В медицине считается, что головная боль при отсутствии сопутствующих заболеваний, симптомом которых она может выступать, чаще всего возникает из-за:

  • угнетения сознания, депрессивных расстройств и состояний, преобладания у человека мрачного, негативного настроения;
  • резких запахов, которые заставляют человека поменять ритм вдохов и выдохов;
  • метеочувствительности (почти 43% взрослых и более 80% детей отличаются повышенной чувствительностью к переменам погоды и атмосферного давления);
  • избыточных нагрузок (физических и умственных) – большое количество тренировок, бег, ходьба, профессиональный спорт, интенсивная учеба, интеллектуальный труд;
  • малой физической активности (малоподвижный образ жизни и гиподинамия не только способствуют набору лишних килограммов, но и сказываются на скорости кровообращения, повышают вероятность развития кислородного голодания органов, в том числе и головного мозга);
  • стрессов и неправильного питания, нарушения обмена веществ;
  • вредных привычек;
  • громкого шума;
  • недосыпа и переизбытка сна.

В традиционной медицине при постоянных головных болях рекомендуется устранение всех вредных факторов, отдых, смена обстановки, витамины и отсутствие стрессов.

Психология головных болей у детей

Психосоматические причины

На стыке медицины и психологии расположена особая отрасль науки – психосоматическое направление или попросту психосоматика. Она рассматривает заболевание или отдельный симптом в тесной связи с психологическим, эмоциональным и психическим состоянием человека. Данные черпаются из многолетних наблюдений психоаналитиков и психотерапевтов, тщательно выверяются физиологами и терапевтами.

В психосоматике головная боль расценивается как нарушение восприятия мира. Этот механизм во многом напоминает механизм развития аллергической реакции.

В организме человека есть антитела к чему-то, с чем он время от времени или регулярно сталкивается во внешнем мире. Когда происходит такое «столкновение», незамедлительно стартует головная боль. И это не зависит от возраста, пола, национальности. Есть раздражающий фактор (назовем его аллергеном) – есть реакция. Нет фактора – реакции нет, человек чувствует себя хорошо.

Такими психологическими «аллергенами» чаще всего выступают стрессы, которые люди испытывают во вполне конкретных ситуациях.

  • Недовольство миром и своим местом в нем, ощущение того, что мир не принимает, отталкивает и постоянно обделяет («у других есть и то, и это, а у меня нет ничего», «я недостоин этого»).
  • Необходимость лукавить, обманывать, лицемерить. Некоторые врут, как дышат, легко и непринужденно, но у большинства людей в ситуации, когда нужно солгать, вырабатываются гормоны стресса, которые сужают просвет кровеносных сосудов, в связи с чем мозг начинает испытывать нехватку столь необходимого ему кислорода. Чем чаще возникает необходимость обманывать, тем сильнее могут быть приступы головной боли, которые стартуют в кратчайшие сроки после данного события.
  • Необходимость много говорить и думать. Такая своего рода «профессиональная» головная боль свойственна учителям и публичным ораторам, а также аналитикам, налоговым инспекторам и руководителям крупных организаций. Везде, где требуется интенсивный и напряженный мыслительный процесс, цена ошибки в котором высока, везде, где человеку нужно подолгу говорить, есть место психосоматическим головным болям.
  • Головная боль – это «алиби». Есть ситуации, когда человеку проще прикрыться головной болью, чем что-то делать или что-то решать. При нежелании находить решение из проблемы, человек просто сам создает себе веский повод уйти на больничный или просто с чистой совестью слечь на любимый диван и ничего не делать. Так прячутся за головной болью от нежелания решать личные проблемы (избегают секса), так избегают неприятного разговора, который давно назрел.

Психология головных болей у детей

Психология головных болей у детей

В психосоматике есть ответ и на вопрос о том, кто же подвержен головным болям чаще других. Выявить психологический портрет типичного классического больного, страдающего цефалгией, помогли многолетние наблюдения психотерапевтов. Они утверждают, что головная боль – физическое проявление внутреннего напряжения, которое испытывают от столкновения с раздражающей ситуацией люди, имеющие определенные проблемы с оценкой мира. В частности, большинство страдающих головными болями преувеличивают собственную значимость. Их мнение о себе самих довольно высокое, при этом в большинстве случаев – неоправданно высокое.

Не менее высокие требования они предъявляют и к миру, в частности, к окружающим людям. При этом они вовсе не всегда озвучивают требования, а лишь ждут, что другие догадаются сами и будут им соответствовать. Но другие не догадываются, что и вызывает ту самую «аллергическую реакцию», которая проявляется мучительным приступом головной боли.

Обида на несообразительных соратников и соотечественников – это не все, на первое место в развитии цефалгии выходит агрессия, которая невольно рождается при крушении иллюзий, но которую довольно интеллигентные и хорошо воспитанные страдальцы начинают старательно подавлять.

Чем больше агрессия, тем больше усилий требуется, чтобы ее скрыть. Чем выше напряжение внутри, тем сильнее болит голова.

Люди с хронической цефалгией очень педантичны. Они не принимают самой идеи хаоса, не допускают его в жизни, стараются все и всегда контролировать. Если кто-то бездумно нарушает установленные ими порядки, это тоже вызывает резкую негативную реакцию и головную боль. Это не значит, что человек сразу бросается скандалить, если кто-то переложил его ручку или чашку на другое место или не убрал за собой обувь на полочку. Нет, они молчат, давят агрессию и разочарование внутри, и уже через пару часов лежат с несчастным видом с сильной головной болью и жалуются, что таблетки им не помогают.

Примечательно, что нередко головной болью люди с хроническим протеканием цефалгии манипулируют окружающими: они требуют соблюдать тишину, не шуметь, ходить на цыпочках, подносить им воду, не расстраивать их негативным поведением и информацией, которую они не хотят слышать, неприятными разговорами. Ну а кто же откажет больному человеку?

Читайте также:  Как снять головную боль массаж

Психология головных болей у детей

Детская цефалгия

Дети страдают от головной боли не только тогда, когда вынуждены подавлять в себе разочарование и агрессию, но и тогда, когда пытаются подавлять другие сильные эмоции, которые пока внутренне переживать до конца не умеют. Радость, которой ребенок не может поделиться из-за опасений быть непонятым, тревога и страх, которые он боится высказать взрослому, тоже могут при длительном накоплении вызывать приступы цефалгии.

Нередко дети копируют у собственных родителей не только слова и поведенческие реакции, но и способ отношения к окружающим. Так перенимаются высокое самомнение, завышенные требования к другим.

Особенно часто страдают от приступов головной боли дети с так называемым синдромом отличника, привыкшие всегда и везде быть первыми. Если они сталкиваются с ситуацией, в которой победа досталась не им, это вызывает бурную реакцию с последующей головной болью.

Ребенок, который адекватно оценивает себя и с раннего возраста привык уважать других, обученный к тому же определенной для его возраста самостоятельности, обычно не знает, что такое головная боль, если, конечно, речь не идет о гриппе, ОРВИ или другом недуге, при котором голова болит в качестве побочного симптома.

Психология головных болей у детей

Лечение

Если у человека есть болезнь, которую врач знает, как лечить, отказ от лечения выглядит неразумным. При психогенной головной боли медицина, увы, не может дать универсального рецепта, а принимать обезболивающие каждый раз, когда заболит голова, преступно по отношению к печени и почкам. Но лечение есть и отказываться от него не стоит. Оно заключается в выявлении и устранении эмоционального напряжения.

Исследователь Луиза Хей утверждала, что самым верным способом избавиться от болей в голове является обучение расслаблению. Релаксация должна быть не только физической, мышечной. Расслаблять нужно научиться и свой внутренний мир.

Канадская исследовательница Лиз Бурбо, дополнившая таблицу психосоматических заболеваний, начатую Луизой Хей, утверждает, что у ребенка или взрослого с головными болями есть чрезмерная доля ответственности и критичности, и избавление от них поможет быстро справиться и с цефалгией. Сильная головная боль – явный сигнал организма о том, что пришла пора что-то менять в своем восприятии мира и людей, оставлять все так, как есть уже нельзя. Это опасно.

Психология головных болей у детей

Психология головных болей у детей

В каждом конкретном случае нужны индивидуальные рекомендации, но общие советы специалистов в области психотерапии выглядят так.

  • Научитесь принимать мир и людей, его населяющих, такими, какие они есть в реальности. Мир и люди не обязаны соответствовать вашим ожиданиям, устраните ожидания совсем. Просто принимайте все как есть.
  • Откажитесь от тотального контроля – каждый волен делать то, что ему нравится, а не то, что нравится вам.
  • Приведите состояние собственной самооценки к адекватной, завышенную нужно несколько «осадить». Самостоятельно это сделать трудно, попросите о помощи близких или обратитесь к психологу.
  • Учитесь проявлять агрессивные переживания и разочарования открыто: бейте посуду, подушку, мягкую игрушку, плачьте и ругайтесь вслух, займитесь боксом или бегом, делайте все, что вам удобно в рамках закона, чтобы агрессивные чувства всегда как можно быстрее находили путь наружу, копить их и подавлять – верный путь к новому приступу боли.
  • Займитесь плаванием, чаще контактируйте с водой, она уменьшает природный агрессивный потенциал.

При лечении ребенка нужна психокоррекция родителей.

Психология головных болей у детей

Психология головных болей у детей

Источник

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Читайте также:  Головная боль после операции опухоль головного мозга

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Читайте также:  Самые эффективные препараты при головной боли

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Источник