Подростки головные боли напряжения

Подростки головные боли напряжения thumbnail

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Курпатов как избавиться от головной боли и остеохондроза читать

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Читайте также:  Лопух от головной боли

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник

Когда голова болит у маленького ребенка, это пугает и заставляет обращаться к врачам. Но если этот симптом наблюдается у подростка, ситуация меняется. Взрослый вспоминает, что у него самого периодически бывают головные боли – и ничего, живой. К тому же, многие говорят, что головные боли в переходном возрасте – явление обычное, вызванное гормональной перестройкой.

Почему головная боль в подростковом возрасте учащается

«Переходный» возраст – это серьезное испытание для подростка. В этом возрасте у него сильно изменяется гормональный фон, и, пока организм пытается перестроиться и привыкнуть к этому, «наружу вылезают» все те проблемы, которые ему удавалось компенсировать. Поэтому в возрасте с 9 до 14 лет, если у ребенка имелись:

  • хронические заболевания;
  • нарушения работы сосудов – скорее, врожденного характера;
  • генетические особенности,

все они «поднимают голову» — и голова начинает болеть чаще.

Головная боль напряжения

Это – причина 73% случаев головной боли у подростков. Ее могут вызывать не очевидные, на первый взгляд, причины:Подростки головные боли напряжения

  • длительное сидение за столом или за компьютером – когда шея находится в напряженном состоянии;
  • неудобное положение головы во время сна;
  • частые стрессы;
  • конфликтные ситуации.

Именно при головной боли напряжения подросток жалуется, что каждый день болит голова: перерывы столь кратковременны, что почти незаметны. Боль начинается прямо с утра, ощущается как давящая, локализуется в области лба, висков, не усиливается от физических нагрузок. В течение дня она может изменять свою локализацию и интенсивность.

Читайте также:  Головная боль расстройство желудка температура

Сколиоз шейного отдела позвоночника

Это заболевание тоже часто дебютирует в подростковом возрасте – вследствие того, что начался активный рост костей скелета, а уплотниться они еще не успели. И тут подросток начинает лежа читать, ходить на концерты или другие мероприятия, где нужно вытягивать и наклонять шею – и позвоночник в шейном отделе изгибается. Кровообращение в мозге ухудшается, и появляется головная боль.

Мигрень

Это основная причина головной боли у девочки подростка. У мальчиков мигрень тоже бывает, но с подросткового возраста она становится реже.

В основе мигрени – наследственная патология в каком-то участке сосуда в головном мозге. Ее можно заподозрить, если хоть один родитель страдал этой патологией. Проявляется заболевание достаточно страшно: это очень сильная головная боль, которая усиливается при физической нагрузке, свете, громких звуках, запахе бензина, употреблении кофе, шоколада.

Боль чаще всего локализуется в одной половине головы; некоторые формы ее могут сопровождаться расстройствами речи, нарушениями зрения, парезами конечностей, рвотой. Все это очень похоже на менингит или субарахноидальное кровоизлияние. Отличает мигрень только:

  • отсутствие повышения температуры;
  • исчезновение очаговых симптомов на фоне исчезновения головной боли;
  • отсутствие любых изменений в межприступном периоде.

Длительный период голодания

Если подросток вовремя не поел, у него может развиться головная боль. Причин этому может быть 2:

  1. некритическое снижение сахара в крови – как признак заболевания поджелудочной железы или печени;
  2. мигрень.

Хронические болезни ЛОР-органов

В качестве причин, почему у подростка болит голова, могут выступать хронические и острые:

  • гайморит;
  • фронтит;
  • тонзиллит;
  • этмоидит.

При острых заболеваниях головная боль сопровождается другими симптомами: повышением температуры, болью в горле, насморком. При хронических – боль может быть единственным симптомом.

Недосыпание из-за изменения хронотипа

Большинство детей являются «жаворонками». Но к подростковому возрасту у многих из них начинается перестройка в «сову», и они постоянно не высыпаются. Почему это происходит – неизвестно.

Гипертония

Гормональная перестройка подросткового возраста может привести к вегето-сосудистой дистонии, которая иногда вызывает повышение артериального давления. В результате гипертонии и появляются головные боли (чаще всего начинает болеть затылок).

Другими причинами гипертонии становятся болезни почек, надпочечников, головного мозга. Иногда повышенное давление может быть вызвано употреблением больших количеств соли, энергетиков, кофе.

Нарушение сердечного ритма

Когда сердце работает неправильно (неритмично), в головной мозг не поступает достаточное количество крови. И в ответ на гипоксию появляется головная боль.

Обратите внимание: нарушение ритма подросток не обязательно почувствует. Ощущаются только экстрасистолы (как замирание сердца или, наоборот, резкий удар) и учащение сердечного ритма. Более тяжелые аритмии можно не почувствовать.

Ухудшение зрения

Когда снижается острота зрения, подросток начинает присматриваться: к доске, к номерам общественного транспорта, к лицам знакомых. В этом случае причиной головной боли является перенапряжение глазодвигательных мышц.

Изменение внутричерепного давления

Когда тошнит и болит голова, это может быть как повышение, так и снижение внутричерепного давления. Во многих случаях они возникают на фоне интоксикации на фоне ОРВИ, приема каких-то препаратов, вредных привычек. Но причинами этого может стать и острое заболевание головного мозга, например, менингит или субарахноидальное кровоизлияние. Поэтому тошнота и головная боль, даже и без температуры, даже если это прошло, требует обследования у невропатолога.

Появление вредной привычки

И курение, и алкоголь, и большинство наркотиков, когда подросток их только пробует, могут вызывать головную боль. Это случается по той причине, что одни из них оказывают непосредственное влияние на сосуды головного мозга, другие становятся причиной интоксикации.

Отравление в быту токсическими веществами, употребление некоторых продуктов и добавок

Голова в области лба может болеть при вдыхании воздуха с резким запахом. Как правило, он насыщен токсическими веществами. Это новая мебель и бытовая техника, новые строительные материалы и ковровые изделия, не качественная одежда, игрушки, изготовленные из токсических материалов и красителей, некоторые канцтовары, изделия из пластика с резким запахом. То есть если подросток длительное время находится в плохо проветриваемом помещении с материалами, источающими резкий токсичный запах, у него может болеть голова.

Также употребление некоторых продуктов могут вызывать головную боль: продукты с пищевыми добавками (усилители вкуса, ароматизаторы), орехи, шоколад, сыр, кофе.

Психотравмирующая ситуация

Головные боли у подростка могут начаться из-за сильного стресса: испуга, травли в школе, конфликта с учителями, удивления от встречи с пьяным. Такие боли тоже требуют внимания, так как если их не устранить, они могут «вылиться» в депрессию, астению, невротические расстройства.

Как лечить головную боль у подростка

Как видите, причин головной боли много – здесь не перечислено и половины. Для каждой из них существует свое обследование и свое лечение. Поэтому решать, что делать, может только врач-невропатолог.

До его посещения нужно обеспечить ребенку здоровый образ жизни:

  • достаточный сон;
  • получение полезных белков, витаминов и микроэлементов с питанием;
  • прогулки на свежем воздухе, а не отдых за компьютером;
  • поддержка родителей во время психотравмирующих ситуаций или при получении плохих оценок.

Таким образом, не списывайте головную боль у подростка на гормоны. Обращайтесь к невропатологу, кардиологу, педиатру, исключайте все страшные причины и не забывайте про любовь к своему повзрослевшему чаду!

Источник