Особенности головных болей в детском возрасте

В обществе принято считать, что головная боль у детей — проблема крайне редкая. Но это не так. Чрезмерные умственные и физические нагрузки, стрессы, конфликты в школе, неправильное питание – неполный список возможных причин проблем со здоровьем.

Возникновение у ребенка головной боли и высокой температуры, рвоты, головокружения наблюдается при инфекционных заболеваниях, органических поражениях мозга. Потому консультация врача обязательна даже при минимальных жалобах на давящую, тупую боль в области лба, затылка, висков. Своевременное обращение в больницу поможет выявить причину недомогания и устранить ее.

Причины

Головная боль у детей возникает в любом возрасте, даже у новорожденных может присутствовать этот симптом. Диагностика в таком случае затруднена, так как ребенок не умеет говорить. Определить локализацию неприятных ощущений достаточно трудно.

Существуют некоторые возрастные особенности головных болей:

  • У новорожденных, детей до года головная боль связана с родовой травмой. Асфиксия, применение щипцов, вакуума, длительный безводный период могут привести к возникновению повышенного давления внутри черепа. Если во время родов были осложнения, и малыш ведет себя неспокойно, плачет, плохо спит, необходима консультация невропатолога.
  • У ребенка в возрасте 3 лет головная боль часто возникает на фоне простуды, инфекционных заболеваний. Вследствие интоксикации повышается температура тела, появляется рвота, тошнота.
  • Когда ребенок начинает ходить в школу, его жизнь кардинально меняется. Нужно рано вставать, учить уроки, выполнять задания. Школьник попадает в новый коллектив, где нужно выстраивать отношения со сверстниками, учителями. Все это большой стресс для него. У ребенка старше 6 лет головная боль чаще имеет функциональный характер, связана с переутомлением, нарушением режима сна, питания.
  • Второй пик возникает в подростковом возрасте. Одной из причин являются гормональные изменения. Меняется модель поведения, появляются проблемы в общении с родителями, друзьями. У ребенка в возрасте 12 лет головная боль имеет стрессовый характер.

Несмотря на возрастные особенности, существует много причин, что вызывают боль в лобной, затылочной или височной части головы. Особое внимание необходимо уделять сопутствующим симптомам, локализации неприятных ощущений, времени их возникновения.

Основные причины головных болей у детей:

  • Перенапряжение, стресс.
  • Нарушение тонуса сосудов головного мозга.
  • Инфекционные заболевания. Часто встречается головная боль при простуде у ребенка, но она может также быть симптомом гриппа, менингита, энцефалита, отита.
  • Проблемы со зрением. Длительное напряжение глазных мышц, неправильно подобранные очки приводят к возникновению у ребенка головной боли в области лба.
  • Травмы головы, ушибы, переломы.
  • Нарушение режима сна. Негативно влияет как короткий, так и чрезмерно длинный сон.
  • Мигрень – причина возникновения головных болей у детей старше 11 лет.
  • Заболевания ЛОР-органов — синуситы, ангина.
  • Нахождение в плохо проветриваемом помещении приводит к кислородному голоданию мозга, как следствие – к сонливости, давящим головным болям в затылке.
  • Неправильное питание. Пропущенный прием пищи, особенно утром, может вызвать гипогликемию. В таком случае ведущими симптомами у ребенка будут головокружение и головная боль. В тяжелых случаях возможна потеря сознания.
  • Новообразования в головном мозге (опухоли, кисты, абсцессы) характеризуются возникновением неприятных ощущений в лобной, затылочной, височной доле.

Клинические проявления

Симптомы головной боли у детей разнообразны. Для постановки правильного диагноза необходимо учитывать сопутствующие проявления: повышение температуры, тошноту, рвоту. Также важную роль играет время появления неприятных ощущений, их локализация. Собрав все проявления вместе, можно выявить ведущий синдром или заболевание.

Сосудистая головная боль

Для нормальной работы мозгу необходимо достаточное количество питательных веществ и кислорода. Вследствие нарушения регуляции, постоянного стресса происходит спазм артерий либо их чрезмерное растяжение. Ткани мозга остро реагируют на такие изменения. Данный вид головной боли может возникнуть у ребенка старше 10 лет. В подростковом возрасте это приведет к развитию вегетососудистой дистонии.

Повышение или снижение внутричерепного давления

Давление ликвора (спинномозговой жидкости) может повышаться в норме при физической нагрузке, натуживании, кашле, подъеме тяжелых предметов. Клинически данное состояние никак не проявляется, показатели быстро возвращаются в норму. При возникновении симптомов следует обратиться к врачу. В большинстве случаев высокое внутричерепное давление свидетельствует о патологии.

Основные проявления:

  • Головная боль и тошнота у ребенка являются ведущими жалобами.
  • Состояние ухудшается ночью, вечером.
  • Тошнота нередко заканчивается рвотой. Она не приносит облегчения, в отличие от заболеваний органов пищеварения.
  • Головная боль при повышенном внутричерепном давлении у детей локализуется в затылке, могут появляться неприятные ощущения в области глаз вследствие давления ликвора на орбиты.
  • Нарушение сна, тревожность, плаксивость.

Снижение внутричерепного давления происходит на фоне травм головы, кишечных инфекций, обезвоживания. Судить о головной боли у ребенка младше 5 лет затруднительно. Дети зачастую не могут оценить характер, локализацию неприятных ощущений. Потому необходимо обратить внимание на следующие проявления: слабость, сонливость, апатию, потерю сознания, головокружение. Головная боль имеет тупой, давящий характер, в большинстве случаев дети указывают на затылок.

При инфекционных заболеваниях

Головная боль при воспалительных заболеваниях никогда не возникает самостоятельно. Родители отмечают повышение температуры у ребенка, озноб, тошноту или рвоту, боль в горле, заложенность носа и другие проявления. В такой ситуации поставить диагноз намного легче, совокупность проявлений указывает на конкретное заболевание.

Менингококковая инфекция

Данная болезнь встречается у детей до года, также в старшем школьном возрасте. У ребенка наблюдаются повышение температуры и сильная головная боль. Позже появляется рвота, она не связана с употреблением пищи, не приносит облегчения. Состояние пациента резко ухудшается. Дети занимают вынужденную позу: ребенок лежит на боку, ноги приведены к груди, голова закинута назад.

При возникновении вышеуказанных симптомов необходимо проверить менингеальные знаки. Попытки наклонить подбородок к туловищу резко болезненны, согнутую в тазобедренном и коленном суставе ногу невозможно разогнуть. Также должно насторожить появление сыпи на туловище, конечностях. Она имеет геморрагический характер, по форме напоминает звездочки.

Самостоятельно заниматься лечением головной боли у детей категорически запрещено. Менингококковая инфекция часто протекает молниеносно, уже через несколько часов состояние ребенка может быть критическим.

Острые респираторные заболевания

Головная боль при ОРВИ у ребенка сопровождается подъемом температуры, кашлем, насморком, общей слабостью. Симптомы будут отличаться при разных видах вирусных инфекций.

Основные проявления заболеваний представлены ниже:

  • Грипп начинается резко с повышения температуры до 40°C. У ребенка возникает головная боль в лобной части, также страдают глаза. Кашель присоединяется на второй день заболевания. Обращают на себя внимание слабость, ломота в теле, мышечные боли. Подробнее о гриппе у детей →
  • При риновирусной инфекции на первый план у ребенка выступают насморк и головная боль. Выделения с носа прозрачные, общее состояние удовлетворительное.
  • При заболеваниях аденовирусной этиологии возможно поражение глаз, кишечника.

Головная боль от напряжения

Стресс, чрезмерные умственные или физические нагрузки, плохой сон, неправильное питание отражаются на здоровье детей. Конфликты с одноклассниками, учителями, ссоры в семье сказываются на эмоциональном состоянии.

Причиной головной боли у ребенка 7 лет чаще всего является перенапряжение. В этом возрасте меняется образ жизни, вместо беззаботных игр теперь нужно учить уроки, ходить в школу. Неприятные ощущения возникают в лобной, затылочной части, имеют тупой, ноющий характер, усиливаются к концу дня.

Читайте также:  Депрессия вызывает головную боль

Мигрень

Мигрень в детском возрасте имеет свои особенности:

  • Семейный анамнез — один из родителей имеет похожие симптомы.
  • Ребенок жалуется на головную боль пульсирующего, давящего характера с одной стороны.
  • Длительность приступа короче, чем у взрослых.
  • Часто наблюдается нарушение пищеварения — рвота, тошнота, жидкий стул.
  • Мигрень тесно связана с эмоциональной сферой, возникает при стрессе, переутомлении. У ребенка старше 9 лет, особенно в подростковом периоде, головная боль объясняется гормональными изменениями.

Невралгия тройничного нерва

Воспаление нерва редко встречается в педиатрической практике. Симптомы довольно специфичны, потому затруднений с постановкой диагноза не возникает. Проявления зависят от локализации повреждения. При воспалении глазничной ветви у ребенка будет наблюдаться резкая головная боль в области лба. При касании к надбровным дугам, щекам, подбородку неприятные ощущения усиливаются. Боль острая, стреляющая, со временем становится невыносимой. Имеет периодический характер, периоды обострения длятся несколько минут, далее наступает период покоя.

Поражение ЦНС

Если ребенок часто жалуется на головную боль, клиническая картина при этом нетипична для других заболеваний, невропатолог может назначить магнитно-резонансную томографию для исключения объемных образований головного мозга. Опухоли, кисты, гематомы приводят к возникновению внутричерепной гипертензии. В таком случае на первый план у ребенка выходят сильная головная боль и рвота. Со временем могут появляться нарушения зрения, потеря чувствительности, приступы эпилепсии.

Локализация

Головная боль в области лба встречается при воспалении гайморовых, фронтальных пазух, острых респираторных вирусных инфекциях, в частности — при гриппе. Менингит сопровождается неприятными ощущениями в лобной части. Резчайшая боль в надбровной дуге наблюдается при воспалении тройничного нерва.

При мигрени цефалгия возникает с одной стороны, чаще в височной области. Похожая локализация боли при повышенном внутричерепном давлении, травмах головы. Во время нервного перенапряжения, стресса неприятные ощущения возникают возле висков, со временем распространяются на затылок.

Особенности головной боли у детей младшего возраста

У младенцев судить о наличии головной боли можно только косвенно, ребенок еще не умеет говорить, не понимает просьбы. Плач, беспокойство, плохой сон могут указывать на проблемы со здоровьем. В первую очередь необходимо проверить, не голоден ли малыш, сухой ли он. Если состояние ребенка не улучшается, рекомендовано посетить лечащего врача. После осмотра доктор выявит причину такого поведения, посоветует, что можно детям от головной боли в таком возрасте, а от каких препаратов лучше отказаться.

Особенности головной боли у детей младше года:

  • Беспокойство, плач, крик, состояние ухудшается к вечеру.
  • Ребенок держит руки возле головы, может дергать себя за волосы.
  • Нарушается как дневной, так и ночной сон.
  • Наблюдается срыгивание, рвота.
  • Повышение температуры указывает на воспалительный процесс.
  • Набухание родничка, вен головы свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении.

Симптомы у детей старшего возраста напоминают проявления у взрослых. Клиническая картина зависит от причины заболевания. Ребенок может четко указать локализацию боли, сказать, когда она возникает, с чем связана, сколько длится, что облегчает постановку диагноза.

Первая помощь

Если у ребенка возникает головная боль, температура 38°C и выше, необходимо вызвать врача.

Также обратиться за помощью нужно в следующих случаях:

  • Головная боль у ребенка сопровождается рвотой, сильной тошнотой.
  • Возникновение судорог.
  • Кровотечение из носа, которое не останавливается.
  • Травмы, ушибы головы.
  • У детей до года вызов врача обязателен при возникновении первых симптомов.

До приезда скорой помощи ребенка необходимо положить на кровать, обеспечить доступ свежего воздуха, закрыть шторы, убрать возможные раздражители: яркий свет, звук, сильные запахи.

Что можно детям от головной боли? Это Ибупрофен и Парацетамол. Дозировка зависит от возраста, рассчитывается на килограмм массы, потому необходимо внимательно читать инструкцию перед употреблением.

Диагностика

Постановка диагноза состоит из следующих этапов:

  1. Врач определяет основные симптомы. Ребенок может жаловаться на головную боль, слабость, тошноту, рвоту, повышение температуры.
  2. Далее доктор задает уточняющие вопросы — когда возникает боль, в какое время суток, чем провоцируется, как долго беспокоит, проходит сама или после применения препаратов.
  3. Необходимо расспросить маленького пациента о школе, отношениях с друзьями, родственниками. У ребенка старше 8 лет головная боль может быть связана с перенапряжением.
  4. Следующие этап – проведение осмотра. Педиатр проверяет рефлексы, измеряет температуру, осматривает кожные покровы, зев.
  5. При необходимости назначаются дополнительные методы исследования: анализ крови, мочи, рентгенограмма черепа, шейного отдела позвоночника, МРТ, мазок из зева.

Лечение

Тактика ведения пациента зависит от причины заболевания. Многих мам интересует, какие таблетки от головной боли можно детям. При возникновении однократной головной боли у ребенка 4 лет и старше разрешено использование Ибупрофена или Парацетамола. Дозу можно рассчитать самостоятельно, учитывая вес и возраст, или обратиться к врачу.

В некоторых случаях применение препаратов не требуется, достаточно изменить режим дня, снизить нагрузку, и состояние улучшится.

Головная боль напряжения у ребенка лечится довольно просто. Родителям рекомендовано обеспечить ребенку полноценное питание, здоровый сон, больше времени проводить на свежем воздухе, уменьшить загруженность школьника, позволить ему больше отдыхать. Успокаивающим действием обладают лечебные травяные чаи на основе ромашки, мелиссы, мяты.

Если причиной ухудшения состояния являются инфекционные процессы, лечение будет включать антибиотики, симптоматическую терапию. В случае выявления опухолевых образований показана консультация нейрохирурга.

Прежде чем лечить головную боль у ребенка, необходимо выявить ее причину. Это может быть как обычное переутомление, так и серьезная патология. Потому при возникновении неприятных ощущений в области лба, затылка или висков рекомендовано обратиться к специалисту.

Автор: Юлия Кисиль, врач,
специально для Mama66.ru

Полезное видео о причинах головной боли у ребенка

Автор

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

Читайте также:  Анальгин новый от головной боли

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Исследование при головной боли

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник