Мигрень у детей пантогам

Сегодня все чаще и чаще у детей возникают проблемы с нервной системой – астения, синдром гиперактивности, раздражительность, нарушения сна, трудности в обучении, задержки психомоторного развития. Это и понятно – на них сегодня обрушивается столько информации – планшеты и компьютеры, телевизор, методики раннего развития, новомодные игрушки со звуком, светом и массой функций.

Это сложно усвоить даже взрослым, а незрелая нервная система может испытывать колоссальные нагрузки из-за обилия раздражителей. Кроме того, ухудшилось здоровье будущих мамочек и многие дети рождаются с функциональными отклонениями в работе нервной системы. Таким детям нужна особая тактика лечения и профилактики перинатальных поражений нервной системы. Неврологи и педиатры назначают таким малышам с раннего возраста медикаментозные препараты, одним из которых является пантогам. О его особенностях, показаниях и способах применения мы поговорим сегодня.

Какие проблемы с нервной системой сегодня чаще всего выявляются у детей?
В разном возрасте спектр проблем различен, если мы говорим о детях периода новорожденности – это в основном последствия перенесенной внутриутробной гипоксии или родовые травмы, ишемические поражения или кровоизлияния в головном мозге, нарушения кровообращения в вертебробазилярной зоне в результате родовых травм. Они затрудняют процесс адаптации нервной системы к существованию в новой для себя среде, мозг испытывает повышенные нагрузки.
В возрасте первого-второго года жизни у детей на первый план выходят проблемы, возникающие в результате задержки психомоторного и речевого развития, чрезмерная возбудимость и эмоциональность, нарушения сна, метеозависимость и более серьезные, органические поражения – судороги, гидроцефалия, детский церебральный паралич.
В дошкольном и школьном возрасте на первый план выходят проблемы, связанные с обучением и поведением, памятью и речью. Не секрет, что современные сады и школы возлагают на детей очень высокие нагрузки, справиться с которыми могут далеко не все дети, кроме того, нередкой стала проблема неусидчивости, гиперактивности, проблемы со вниманием и поведенческие отклонения, объединенные в сводное понятие СГДВ или синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Чем пользуются в коррекции различных неврологических отклонений современные педиатры и неврологи?
Сегодня врачи все чаще при коррекции неврологических отклонений у детей используют препараты ноотропного ряда. Одним из известных и популярных препаратов является пантогам, который можно применять с самого раннего возраста, начиная с первого месяца жизни. Данный препарат помогает мозгу активнее усваивать кислород и глюкозу, помогает в восстановлении после перенесенной гипоксии, снимает чрезмерное возбуждение нервных клеток, при этом побочные эффекты от приема минимальны или не отмечаются совсем, даже в сочетании с приемом других медикаментов. Его применяют в комплексной терапии как серьезной органической патологии (судороги, ДЦП, гидроцефалия), так и при коррекции функциональных отклонений нервной системы. Он нормализует сон, устраняет метеозависимость. Препарат влияет на метаболизм тормозного нейромедиатора – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), активирует образование ацетилхолина в рецепторах, помогая функциональному созреванию нервной системы.

Может ли пантогам помочь дошкольникам и школьникам при трудностях в обучении?
Одной из частых жалоб детей в возрасте 6-10 лет, которые обучаются в школе, являются головные боли напряжения и расстройства поведения, связанные с повышенными школьными нагрузками. Кроме того, могут возникать сложности в запоминании материала, проблемы с концентрацией внимания и поведенческие отклонения – гиперактивность, неусидчивость и расторможенность. Таких детей принято называть «трудными», они требуют особого внимания родителей и врачей. Пантогам помогает мозгу в условиях повышенных нагрузок лучше «питаться» кислородом и глюкозой, что улучшает работоспособность, внимание уменьшает эмоциональное напряжение.
Панотогамом пользуются также в комплексной терапии при задержках психомоторного и речевого развития, нарушениях памяти, в лечении логоневрозов (заикания), невротических энурезов и при осложнениях в результате вакцинации.

Многие мамы задают много вопросов в связи с назначениями препаратов, воздействующих на нервную систему, переживают по поводу осложнений и безопасности приема, попробуем ответить на самые популярные.

Не опасен ли пантогам для малышей, ведь его назначают с первого месяца?
Пантогам прошел многолетние всесторонние испытания в практике, он показал свою эффективность и хорошую переносимость детьми, для малышей его выпускают в сиропе, который удобен в дозировке и приеме. У него мягкий седативный и психостимулирующий эффект основанный на нормализации естественных процессов в работе мозга. За счет мягкой коррекции физиологических процессов он хорошо переносится и не дает побочных эффектов, привыкания и осложнений при лечении.

Читайте также:  Мигрень при беременности что принять

Можно ли самостоятельно принимать пантогам, просто купив его в аптеке?
Нет, самостоятельно применять пантогам не стоит, это медицинский препарат, который имеет четкие показания и противопоказания, и назначать его должен неонатолог или невролог. Особенно это важно, если ребенку требуется комплексное лечение в сочетании с другими препаратами. Врач будет определять точную дозировку препарата, оценивать его эффекты, и при необходимости корректировать дозы и длительность приема препарата. Несмотря на все преимущества препарата, самостоятельное его назначение может давать ряд побочных эффектов – развитее аллергических реакций на компоненты препарата, индивидуальную непереносимость выбранной дозировки, что может скорректировать только врач.

У сына СГДВ, невролог рекомендует курс пантогама. Стоит ли его применять?
Пантогам применятся при данном синдроме в комплексной терапии совместно с педагогической и психологической коррекционной работой, в которую активно будут вовлечены и родители – это процесс длительный, за одну-две недели эти нарушения не устранить. Кроме того, процессы нормализации метаболизма в клетках мозговой ткани проходят не быстро, курсы пантогама могут быть рекомендованы до 2-3 месяцев, с повторением их несколько раз в год. Иногда рекомендуются специфические схемы приема с постепенным наращиванием дозы за одну-две недели с нахождением на пиковой концентрации препарата и затем плавной и постепенной его отменой, это дает более выраженный и стойкий эффект. За счет легкого седативного эффекта достигается более естественный и мягкий эффект, улучшается внимание, концентрация ребенок становится более спокойным и управляемым.

Еще статьи на тему “Расстройства нервной системы”:

Астения после родов. Самодиагностика астении.

Тестирование на астению, диагностика.

Лечение астении.

Профилактика и прогнозы при астении.

Инсульт – что это и чем опасно?

Признаки инсультов.

Особенности ишемического инсульта.

Ишемические атаки и геморрагический инсульт.

Основы реабилитации при инсульте.

Методы реабилитации при инсультах.

Восстановление основных функций после инсульта.

Основа профилактики инсультов.

Церебрастения – что это?

Виды астенического синдрома.

Церебрастения у детей и взрослых. Проявления.

Диагностика и лечение церебрастении.

Традиционное и нетрадиционное лечение церебрастении.

Лечение и профилактика церебрастении у детей.

Оценка психического состояния – как это проводится?

Оценка неврологического профиля – как ее проводят?

Признаки психических отклонений – как их обнаружить?

На какие признаки отклонений в психике нужно обращать внимание?

Признаки опасного поведения. Оказание психиатрической помощи.

Что такое память и как она формируется?

Нарушения памяти. Феноменальная память – гипермнезия.

Типы нарушений памяти

Проблемы памяти у детей

Методы развития памяти у детей

Лечение проблем памяти у детей и взрсолых.

Болезни кожи, связанные с нервной системой

Что такое панические атаки? Откуда они?

Причины панических атак

Как проявляются панические атаки, как их распознать?

Когда панические атаки протекают тяжелее или легче?

ВСД и панические атаки, тактика поведения при атаке.

Как помочь себе при панической атаке. Как ставят диагноз?

Как справляться с паническими атаками самому или при помощи близких?

Панические атаки, лечение. Проявления у детей

Что такое эпилепсия?

Виды эпилепсии, их особенности

Особенности разных видов эпилепсии

Особые виды мигреней у детей

Что нужно при мигрени у детей?

Стрессы у малышей: причины развития

Профилактика стрессов у малышей

Методики борьбы со стрессами у малышей

Откуда берется синдром Дауна?

Как возникает синдром Дауна?

Причины энуреза у детей: почему кроватка мокрая?

Что нужно делать при энурезах у детей?

У ребенка болит голова, что делать?

Причины болей в спине, их лечение и профилактика

Анорексия: опасность для мамы и дочки

Все болезни – от нервов

Гимнастика для позвоночника

Как вылечить повышенную потливость ног?

Причины мигрени, ее диагностика и лечение

Питание при стрессе: что стоит знать?

Причины и способы избавления от бессонницы

Читайте также:  Хаус серия про мигрень

Источник

Комментарии

Опубликовано в:
Практика педиатра. Январь, 2007, стр. 19-22
Л.М. КУЗЕНКОВА, О.И. МАСЛОВА,
ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН»

В последние годы в лечении различных заболеваний центральной нервной системы у детей все большее значение приобретают препараты, воздействующие на обмен центральных медиаторов, особенно лекарственные средства, влияющие на метаболизм тормозного нейромедиатора – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).

Одним из таких препаратов является Пантогам, разработанный в 70-е годы XX века НПО «Витамины», и с 1998 года выпускаемый российской компанией «ПИК-ФАРМА».

Пантогам по химической структуре представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил гамма-аминомасляной кислоты и относится к ноотропным препаратам смешанного типа с широким клиническим применением.

Пантогамобладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других лекарственных средств.

  • Пантогам является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК-призводных ноотропных препаратов.
  • Благодаря присутствию в молекуле Пантогама пантоильного радикала препарат проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС.
  • Пантогам при введении в организм практически не метаболизируется и в течение 48 часов выводится в количестве 95–98% введенной дозы.
  • Фармакологические эффекты Пантогама обусловлены прямым влиянием на ГАМК-рецепторноканальный комплекс. Препарат оказывает также активирующее влияние на образование ацетилхолина.
  • Пантогам способствует нормализации метаболизма ГАМК при различных видах патологии, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах.
  • Пантогам применяется при лечении неврологических и психических заболеваний как изолированно, так и в комбинации с другими препаратами, при этом хорошо переносится детьми.
  • Сочетание мягкого психостимулирующего и умеренно седативного эффектов Пантогама (в отличие от других ноотропных средств) позволяет активировать когнитивные (познавательные) функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка.
  • В действии Пантогама сочетаются противосудорожный, дезинтоксикационный и нейровегетотропный эффекты. Препарат может применяться у детей, страдающих эпилепсией и другими судорожными состояниями.
  • Пантогам наряду с нейрометаболическим обладает нейропротекторным и нейротрофическим действием; улучшает когнитивные функции, повышает психическую активность и объем познавательной деятельности.
  • В редких случаях нежелательных реакций при применении Пантогама для их устранения достаточно снижения дозы. Несовместимых комбинаций Пантогама с другими препаратами не установлено.
  • Наличие двух лекарственных форм Пантогама – таблеток и 10%-ного сиропа – особенно удобно для применения у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
  • астеноневротический синдром проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители.

КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

В последние годы отмечается рост количества детей, имеющих сложности в обучении. Изменения в когнитивной сфере у детей вызывают обеспокоенность и со стороны учителей, родителей, педиатров. Действительно, так называемые высшие когнитивные функции: восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитикосинтетические процессы – являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества и адекватной адаптации к окру-жающим условиям. Вместе с тем психофизиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста на фоне астении в зимний и весенний периоды обучения и высоких психических нагрузок часто приводят к неусидчивости, вегетативным расстройствам (головная боль, головокружение, потливость и т.п.), нарушению восприятия предъявляемого материала, что затрудняет усвоение школьных знаний. Когнитивные нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30–56% здоровых школьников. Связано это с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка.

Высокие нагрузки во время процесса обучения детей могут провоцировать возникновение трех основных синдромов:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется снижением внимания, неусидчивостью и нарушением сна у детей;
  • психовегетативный синдром характеризуется избыточным реагированием в стрессовой ситуации, которое проявляется соматовегетативными нарушениями (головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, тахикардия, потливость, учащенное мочеиспускание) и эмоциональными расстройствами (тревожность, эмоциональная лабильность, обидчивость, раздражительность, запинки в речи, нарушения сна);
  • астеноневротический синдром проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители.

КОРРЕКЦИЯ

Исследование, проведенное сотрудниками НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, убедительно показало эффективность Пантогама в коррекции когнитивных расстройств у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 59 детей в возрасте 7–8 лет. Объем произвольного внимания до приема Пантогама был сужен на 30%, показатели процессов запоминания снижены на 20–40% [1].

Читайте также:  Что такое шейная мигрень симптомы

Пантогам в форме 10%-ного сиропа продемонстрировал хорошую переносимость у 53 детей и удовлетворительную у 3 (периодические боли в области живота в одном случае и кожные аллергические проявления у троих детей). Все нежелательные реакции исчезали при снижении дозы препарата.

В результате применения Пантогама (10%-ый сироп) у детей с синдромом дефицита внимания отмечалось статистически достоверное повышение основных показателей когнитивных функций.

Исследование, проведенное специалистами Московского НИИ психиатрии МЗиСР РФ, показало выраженный эффект Пантогама в отношении основных проявлений психовегетативного синдрома у детей [5]. После курса применения Пантогама достоверно снизились соматовегетативные проявления: головная боль, головокружение, лабильность артериального дав-ления, нарушение функции ЖКТ, потливость. Выраженность психоэмоциональных нарушений: эмоциональной лабильности, тревожности, обидчивости, раздражительности и нарушения сна – также достоверно снижалась (р Среди ноотропных препаратов Пантогам обладает рядом преимуществ при использовании у детей. Многочисленные исследования показали эффективность препарата Пантогам для коррекции пограничных психических расстройств у астенизированных детей. Учитывая распространенность этой проблемы среди детей подготовительных групп детских садов и школьников, особенно во второй половине учебного года, целесообразно проведение профилактической коррекции психосоматического здоровья и качества жизни ребенка. Прием Пантогама в профилактических целях расширяет адаптационные возможности ребенка путем нормализации соматовегетативных, когнитивных и эмоциональных компонентов психической деятельности детей [1,3].

Пантогам– препарат выбора при экстрапирамидных гиперкинезах. Неврологическая симптоматика, возникающая под влиянием нейролептиков, проявляется разнообразными экстрапирамидными нарушениями. Наибольший интерес представляет так называемый хронический нейролептический синдром, характеризующийся развитием гиперкинезов на фоне повышенного или пониженного мышечного тонуса. Терапевтический эффект Пантогама отмечается на второй неделе применения препарата и состоит в уменьшении выраженности гиперкинезов и их распространенности, одновременно больные становятся более активными, уравновешенными, контактными, улучшается их общее самочувствие, память, работоспособность.

Пантогам эффективен в качестве средства терапии «прикрытия» при назначении нейролептических препаратов, а также больным с потенциальным риском развития нейролептических гиперкинезов. Эффективен препарат и при комплексной терапии тиков и заикания, нейрогенных расстройств мочеиспускания [2, 5].

Влияние Пантогамана механизмы эпилептогенеза делает его особенно ценным в комплексной терапии эпилепсии. Пантогам пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффект антиконвульсантов, предотвращает их побочные действия. Одновременное назначение Пантогама и противосудорожных препаратов дает возможность снизить дозировки последних при сохранении стойкого терапевтического эффекта. Наиболее эффективен препарат при назначении больным эпилепсией с церебрастенической симптоматикой. На фоне лечения повышается активность больных, снижается агрессивность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

При первом назначении Пантогама рекомендуется титрование дозы в начале курса лечения и по его окончании, по трапеции: постепенное наращивание дозы в течение10–20 дней, прием препарата в максимальной дозе на протяжении от 20 дней до 1 месяца и затем снижение дозы в течение 10–20 дней до полной отмены (табл.1).

Таблица 1
Схема применения Пантогама у ребенка 3 лет с диагнозом
«задержка речевого развития»

10 ДНЕЙ 10 ДНЕЙ 20 ДНЕЙ 10 ДНЕЙ 10 ДНЕЙ
Утро

День

2 табл.

1 табл.

2 табл.

2 табл.

3 табл.

2 табл.

2 табл.

2 табл.

2 табл.

1 табл.

Для стимуляции психического развития необходимо назначение Пантогама курсом на 2–3 месяца, на курс необходимо 200 таблеток препарата в дозировке 0,25. Возможно повторение курса 2–3 раза в год.

В схеме лечения «большими» ноотропами, к которым относится и Пантогам, не рекомендуется одновременное назначение других ноотропов. Однако показано назначение сосудистых средств, поливитаминов, антиоксидантов.

Таким образом, Пантогам следует оценивать как ведущий ноотропный препарат, рекомендованный к применению в детском возрасте. Целесообразно его использование врачами различных специальностей, в т.ч. и педиатрами. Доза и длительность назначения должны определяться синдромами и диагнозом ребенка.

Сведения об авторах:

Людмила Михайловна Кузенкова, заведующая отделением психоневрологии НИИ педиатрии ГУ Научный центр здоровья детей РАМН. канд. мед. наук

Ольга Ивановна Маслова, консультант Консультативно-диагностического центра ГУ Научный центр здоровья детей РАМН профессор, д-р мед. наук

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник