Курс секреты лечения шейного остеохондроза

Курс секреты лечения шейного остеохондроза thumbnail

Если вы хотите знать, как победить шейный остеохондроз, избавиться от мучительных проявлений этого недуга и больше никогда не сталкиваться с проблемами позвоночника, значит авторский видеокурс Александры Бониной, посвященный остеохондрозу и секретам здоровой шеи, будет вам очень полезен. Автор оздоровительной методики не понаслышке знает, насколько коварными могут быть патологии позвоночного столба, и раскрывает все тайны здоровой спины.

Содержание статьи:
Кто такая Бонина
Чем полезен курс
Структура лечебной программы
Отзывы

Об авторе методики

Создательницей обучающих лечебных курсов является молодой специалист и спортивный врач Александра Бонина. Во времена учёбы в медицинском институте девушка столкнулась с серьёзной проблемой, которая поначалу проявлялась в виде скованности в движениях и постепенно усиливающимися головными болями.

Екатерина Печеркина

Со временем, состояние Александры ухудшалось, напряжение в шейном отделе нарастало, и всё чаще появлялись предобморочные состояния. После всех диагностических процедур выяснилось, что у Александры Бониной шейный остеохондроз в запущенной форме.

Болеутоляющие средства, прописанные лечащим врачом, не давали положительных результатов и девушка начала посещать семинары по лечебной физкультуре и оздоровительной гимнастике, совмещая учебу в медицинском вузе и работу тренера по ЛФК в спортивном клубе. Помимо этого, Александра Бонина активно посещала сеансы терапевтического массажа и кабинет мануального терапевта, параллельно практикуя на себе комплекс упражнений ЛФК. Этот ценный опыт помог Александре сделать основательные выводы о том, что благодаря особым систематическим упражнениям и лечебной гимнастике можно победить заболевания позвоночника, не прибегая к приёму медикаментов!

Основываясь на приобретенном опыте работы с людьми и знаниях, применённых на собственном теле, Бонина разработала лечебный курс гимнастики при шейном остеохондрозе. Став квалифицированным специалистом в области лечения патологий позвоночника с помощью ЛФК, Александра разработала целый ряд обучающих программ, посвященных теме восстановления разных отделов позвоночного столба.

Чем полезен курс «Секреты здоровой шеи»?

Лечебная программа будет полезна тем людям, которые не хотят болеть, устали от пассивного образа жизни и хронического упадка сил. Кроме того, если у вас есть желание избавиться от следующих симптомов, значит вы на правильном пути:

  • курс на дискечувство усталости в утренние часы;
  • повышенная потливость;
  • рассеянность и нарушение памяти;
  • скованность и спазмы шейных мышц;
  • снижение слуха и зрения;
  • повышенное сердцебиение и одышка;
  • невротические расстройства: тревоги, фобии, панические атаки;
  • повышенное артериальное давление и вегето-сосудистая дистония;
  • метеочувствительность.

Выполнять лечебные упражнения при шейном остеохондрозе от Александры Бониной будет полезно как новоиспеченным родителям, так и бабушкам с дедушками. Это будет прививать полезные привычки подрастающему поколению, и формировать правильное отношение к своему здоровью.

Структура курса

Он включает:

  1. Первая часть включает в себя теоретическую базу с ценными рекомендациями, а также, подробный алгоритм действий во время оздоровительной гимнастики. В предложенных видеоуроках, о секретах здоровой шеи от Александры Бониной, вы найдете понятное руководство к действию, и сможете без труда повторить комплекс упражнений в домашних условиях.
  2. упражнение для шейного отделаВторая часть авторской методики раскрывает природу появления остеохондроза, объясняя механизм воздействия ЛФК на пораженные участки. Ведь как утверждает создательница оздоровительного курса: «Чтобы справиться с заболеванием, необходимо детально разобраться в том, что и с какой целью вы делаете». Здесь же, во втором разделе, подробно показана практическая составляющая всех упражнений с понятным пояснением о том, как правильно выполнять то или иное действие. Человек может самостоятельно выбрать себе необходимую нагрузку, основываясь на своём нынешнем состоянии: стадия ремиссии или период обострения.
  3. Третий раздел шейной гимнастики Бониной содержит непосредственно упражнения, часть из них будет сопровождаться детальным объяснением, а другая часть тренировки отведена под динамичные занятия с музыкой.

В подарок к лечебной методике прилагается бесплатный видеокурс по самомассажу шеи, который длится более 20 минут, а также, совокупность упражнений по экспресс разминке грудного и шейного отделов позвоночного столба, которые можно выполнять непосредственно на рабочем месте. Длительность экспресс разминки составляет 20 минут.

Альтернативные варианты лечения остеохондроза

Вникнув в возможные способы терапии данной патологии, приходит четкое понимание того, что всё лечение происходит по одинаковой схеме. Диагностика заболевания приводит к постановке точного диагноза «остеохондроз шейного отдела», затем доктор выписывает ряд медикаментозных препаратов, обезболивающие уколы, массаж и ортопедические массажеры. И в завершении всего этого мы можем констатировать лишь временный эффект. Вы забываете о болях на определенный промежуток времени, после чего наступает новое обострение болезни.

Александра Бонина предлагает высокоэффективный комплекс «Секрет здоровой шеи» с конспектами, которые легко распечатать и всегда брать с собой, при этом, вам не понадобится приобретать ортопедические приспособления для выполнения упражнений.

В целях ознакомления с предложенной методикой, вы можете получить на сайте этого врача бесплатный видео-комплект ЛФК «Секреты лечения шейного остеохондроза» и лично убедиться в действенности лечебной физкультуры.

Ссылки на бесплатный просмотр видео:

Получить курс «Секреты лечения шейного остеохондроза» бесплатно

Отзывы людей, прошедших лечебную программу

«Добрый день! Меня зовут Мария, мне 44 года. Долгие годы мучилась от спазмов в шейном отделе и регулярных болей. Всему виной сидячая работа в офисе. Перепробовала множество разных методик, которые есть в интернете, но ни одна не принесла ощутимого эффекта. Но полгода назад мне попался на глаза курс А. Бониной, я добросовестно всё выполняла и почувствовала большое облегчение. Потом приобрела платные версии занятий Александры и теперь могу назвать себя совершенно здоровым человеком!»

«Здравствуйте! Моё имя Виктор Павлович и я пенсионер. Травмы прошлых лет долгие годы не давали спокойно жить. Меня часто беспокоили головные боли после сотрясения и высокое давление. Таблетки мне не помогают на протяжении 10 лет, медицина оказалась бессильна. Мой сын показал на компьютере ваш курс и я начал заниматься дома по вечерам. Я сразу ощутил расслабление всех мышц шеи и позвоночника, почувствовал прилив бодрости! Спасибо, что подарили мне веру в здоровое будущее!»

«Доброго времени суток, друзья! Хочу поделиться с вами своим счастьем. Меня зовут Сергей, 29 лет, я программист.

повороты в стороныЗа компьютером я провожу большую часть суток и диагноз «остеохондроз шеи» мне был поставлен 4 года назад. Долгое время я наивно верил в нашу медицину, но за 4 года моя болезнь никуда не делась.

Я начал предпринимать самостоятельные попытки найти что-то полезное на просторах интернета и мне повезло! Через полторы недели активных занятий у меня полностью ушли боли и зажатость в позвонках.  Я уверенно заявляю, что у Александры Бониной супер классные упражнения для шейного остеохондроза. Очень понравился ваш подход к работе, профессионализм и полная самоотдача! Благодарю вас за своё прекрасное самочувствие и продолжаю заниматься!»

Не стоит медлить и откладывать своё здоровье на пыльную полку! Начните заниматься по уникальной методике Александры Бониной и уже после первых занятий вы почувствуете:

  • прилив энергии;
  • снижение болевого синдрома;
  • легкость в движении;
  • утреннюю бодрость.

И это только начало! Будьте здоровы.

Узнать больше о данном курсе

Источник

Курсы гимнастики Александры Бониной предназначены для профилактики и лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата. Эффективнее всего такая физкультура зарекомендовала себя при шейном остеохондрозе и грудном кифозе.

Метод зарядки Александры Бониной хорош тем, что не требуют изначально высокой физической подготовки пользователя. Весь курс ЛФК состоит из простых упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.

Некоторые упражнения (например, для офиса) больше походят на разминку. Имеется и комплекс суставной гимнастики.

Вкратце об авторе

Автором гимнастики для суставов и спины является Александра Бонина: по образованию спортивный врач и врач лечебно-профилактической физкультуры. Также Александра имеет навыки реабилиталогии (восстановительная медицина).

Читайте также:  Шейный остеохондроз лечение лечебная гимнастика видео

После окончания медицинского института Александра прошла 2 года ординатуры по перечисленным специализациям. После этого она стажировалась в медицинском центре восстановительной медицины, параллельно учась на тренера по фитнесу.

Автор одноименной системы гимнастики — Александра Бонина

Автор одноименной системы гимнастики — Александра Бонина

Сейчас Александра работает персональным тренером и одновременно спортивным врачом в известном фитнес-клубе. Создавая свою гимнастику Александра опиралась не только на полученный опыт, но и на медицинские знания анатомии и физиологии человека.
к меню ↑

Общее описание: что такое гимнастика Бониной?

Гимнастика Бониной является комплексом упражнений для всех отделов позвоночника и конечностей, рассчитанным на физически неподготовленных людей. Что это значит? Имеется ввиду, что упражнения из курса под силу выполнять даже ранее ничем не занимавшимся людям.

Кроме того, физкультурный комплекс рассчитан на разные возрастные группы, заниматься им могут как дети, так и люди преклонного возраста. Однако людям преклонного возраста некоторые упражнения будут запрещены (разрешены только самые простые – базовые – элементы).

Цель занятия такой гимнастикой – укрепление мышечного корсета спины и брюшины, укрепление и увеличение подвижности суставов, тренировка связочного аппарата. Помимо тренировки опорно-двигательного аппарата происходит укрепление сердечно-сосудистой системы.
к меню ↑

На кого рассчитана гимнастика Бониной: показания для тренировок

Гимнастика Александры Бониной рекомендована без исключения всем людям. Конечно, если имеются какие-либо противопоказания (например, врожденные аномалии строения позвоночника), то ЛФК может быть запрещена.

В первую очередь лечебный курс рекомендован людям, ведущим малоподвижный образ жизни. Они находятся под угрозой развития нескольких десятков заболеваний позвоночника и суставов. Но если болезни уже имеются, то данная гимнастика также будет полезной.

Упражнения из гимнастики Бониной

Упражнения из гимнастики Бониной

Гимнастика Бониной рекомендована людям со следующими патологиями:

  1. Дорсалгия.
  2. Боли в шее и пояснице.
  3. Слабость мышц верха и низа брюшины, спинного корсета, мышц конечностей и плеч.
  4. Дегенеративно-дистрофические заболевания (остеохондроз, спондилез).
  5. Нарушения положения позвоночника (сколиоз, патологические кифозы и лордозы, идиопатические нарушения осанки).
  6. Болезни суставов, включая артриты и артрозы (в том числе аутоиммунной этиологии).

к меню ↑

Список курсов Александры Бониной

Существует 5 основных физкультурных курсов от Александры Бониной, а также один мини-комплекс упражнений (утренняя зарядка). Вовсе не обязательно заниматься параллельно всеми имеющимися комплексами упражнений: для начала достаточного одного курса.

Список курсов:

  1. Секреты здоровой шеи (подробности можно почитать отдельно) — профилактический курс, предназначенный для предупреждения болезней шеи.
  2. Здоровый позвоночник за 2 недели — предназначен для устранения скованности в движениях спины, банальных болезней позвоночника (которые имеются у всех малоподвижных людей).
  3. Утренняя гимнастика – мини-комплекс профилактических и тренирующих мышц упражнений.
  4. Секреты лечения шейного остеохондроза – курс полностью посвящен ликвидации остеохондроза шеи.
  5. 7 базовых упражнений для лечения грудного остеохондроза – курс ориентирован на ликвидацию остеохондроза грудного отдела.

Также существует мини-лекция от Александры Бониной по поводу 7 вредных упражнений для утренней зарядки, которых вам стоит избегать. Данная лекция обязательна к прочтению (она имеется в свободном доступе в интернете).
к меню ↑

Секреты здоровой шеи

Курс разделен на две части. Первой частью является теоретический раздел, где подробно разбирается методология лечения с помощью физических упражнений. Во второй части находится описание самих упражнений для шеи, которые нужно выполнять.

Данный курс плохо подходит для лечения уже имеющихся заболеваний шейного отдела: он больше предназначен для их профилактики. В частности с помощью «Секретов здоровой шеи» можно предупредить развитие спондилеза, спондилолистеза и остеохондроза шеи.

Исходная позиция для тренировки шеи по систему Бониной

Исходная позиция для тренировки шеи по систему Бониной

Гимнастические элементы из курса очень просты в выполнении и не требуют много времени. Большую часть упражнений можно выполнять в десятиминутных перерывах между работой, что должно быть особенно полезно для офисных работников.
к меню ↑

Здоровый позвоночник за 2 недели

Полностью оздоровить позвоночник (если с ним имеются проблемы) за две недели невозможно: название курса метафорично. Автор подразумевает, что за две недели можно будет частично привести позвоночник в порядок, мобилизовать его для последующих тренировок.

Можно сказать, что это вводный комплекс, который открывает пользователю дорогу к более интенсивным тренировкам спины. Он рекомендован для новичков, ранее не занимавшихся физкультурой (не считая базовой пятиминутной гимнастики, это не физкультура).

Данный комплекс не гарантирует излечение вашей спины за две недели от всех болезней: он призван подтянуть осанку и подготовить мышечный корсет спины к последующим тренировкам. Курс рекомендован к прохождению перед более серьезными тренировками, или в качестве регулярной разминки.
к меню ↑

Утренняя гимнастика

Вы точно уверены, что занимаетесь утренней гимнастикой правильно? Большинство опрашиваемых ответит без тени сомнения: «да». И большинство из них ошибаются, так как без теоретической базы правильно выполнять утреннюю гимнастику вряд ли получится.

Данный курс не просто рассказывает о наиболее эффективных и безопасных упражнениях для утренней гимнастики. Помимо этого, он также учит как их выполнять без ущерба здоровье, в какой последовательности и с какой продолжительностью.

Он также учит тому, как разминаться непосредственно перед утренней гимнастикой. В курсе помимо всего описаны советы по поводу таких занятий, рассказывается о потенциальной пользе утренней зарядки, о возможных негативных моментах.
к меню ↑

Секреты лечения шейного остеохондроза

Одно из самых часто встречающихся и мучительных заболеваний современности – шейный остеохондроз. Он часто встречается из-за того, что большинство людей в развитых странах ведут малоподвижный образ жизни.

Гимнастикой Бониной можно заниматься как в зале, так и дома

Гимнастикой Бониной можно заниматься как в зале, так и дома

Помимо малоподвижности у большинства людей имеется хроническая перегрузка шейных мышц, так как работа у многих сидячая. Данный курс призван искоренить остеохондроз шейного отдела любой стадии или формы (кроме уж совсем запущенных, требующих операции).

Если остеохондроза шеи у вас нет, но вы полагаете, что находитесь в зоне риска (например, имеете офисную работу) – этот курс также будет полезен вам. Он не просто лечит шейных остеохондроз, но и предупреждает его развитие (не со стопроцентной гарантией, конечно).
к меню ↑

7 базовых упражнений для лечения грудного остеохондроза

Грудной остеохондроз встречается гораздо реже, чем шейный. А если уж и встречается, то обычно является комбинированным (шейно-грудной или грудно-поясничный остеохондроз). Сам по себе такой остеохондроз не так опасен (как шейный или поясничный), но и он может быть весьма мучительным.

Упражнения из курса ориентированы на ликвидацию любых форм грудного остеохондроза. Будь это классический грудной остеохондроз, или шейно-грудной/грудопоясничный остеохондроз.

Но что значит «7 базовых упражнений?».

А это значит, что упражнения этого курса универсальны, легки в выполнении и не требуют никакой предварительной физической подготовки пользователя. Система тренировок подходит и для юношей, и для людей преклонного возраста, страдающих остеохондрозом грудного отдела.
к меню ↑

Курс лечения остеохондроза от Александры Бониной (видео)


к меню ↑

7 вредных упражнений для утренней зарядки

Утренняя зарядка не так проста, как может показаться: если заниматься ею неправильно, то результативность будет нулевая. В некоторых случаях ошибки при разминке могут даже ухудшить ситуацию (если имеется какая-то болезнь), или привести к появлению заболеваний.

Курс рассказывает о семи наиболее опасных упражнений для утренней зарядки. Выполнять их – подвергать свое здоровье опасности. Что самое печальное, описанные в курсе упражнения крайне популярны среди обывателей: многие говорят о них как о «полезных» и даже «необходимых». В этом самая большая опасность описываемых в курсе упражнений.

Помимо описания вредных упражнений, в данном курсе рассказывается о том, на каких упражнениях напротив нужно делать акцент.

Читайте также:  Таблетки и уколы при лечении шейного остеохондроза

Источник

Ñëîâî “éîãà” ñåãîäíÿ ïðèâû÷íî è ïîíÿòíî êàæäîìó. Íî âñå ëè òî éîãà, ÷òî ïðî ãèáêîñòü, ìåäèòàöèþ è ïðàâèëüíîå äûõàíèå? È òàê ëè áåçîïàñíà ýòà ïðàêòèêà, êàê îá ýòîì ïðèíÿòî ãîâîðèòü? Äàâàéòå ðàçáèðàòüñÿ.

Ñàìîå ãëàâíîå è ñàìîå ïåðâîå, î ÷åì ìû äîëæíû ïîìíèòü âñåãäà, îñîáåííî â òîì, ÷òî êàñàåòñÿ òàê íàçûâàåìûõ “äðåâíèõ” ìåòîäîâ ðàáîòû ñ òåëîì èëè ñîçíàíèåì: âñå, ÷òî ìû ñåãîäíÿ èìååì â âèäå òàêèõ ìåòîäîâ, êàê éîãà, òàíòðà, òàé-÷è, àþðâåäà èëè äàæå øàìàíèçì, äîëæíî ðàññìàòðèâàòüñÿ â ðàêóðñå ñâîåãî êóëüòóðíîãî è èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Áåç ó÷åòà ýòèõ ôàêòîðîâ âû ñ âåëè÷àéøåé ëåãêîñòüþ ïîïàäåòå â òîò èëè èíîé âàðèàíò àâòîðñêîé òðàíñëÿöèè íåêîãî îáðàçà ðåàëüíîé ìåòîäèêè, êîòîðûé çà êàæóùèìñÿ ñëàäêèì îùóùåíèåì ïðèîáùåíèÿ ê «âåëèêîìó è ñàêðàëüíîìó” çàïðîñòî ìîæåò óñóãóáèòü êàê ïñèõîëîãè÷åñêèå, òàê è äàæå ôèçè÷åñêèå ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì.

È â éîãå ýòîò âîïðîñ àêòóàëåí êàê íèêîãäà, èáî âåëè÷àéøàÿ ìèñòèôèêàöèÿ, ñëó÷èâøàÿñÿ â íà÷àëå 20 âåêà, ñåãîäíÿ âïîëíå æèâà è áîäðà.
À êàê åùå íàçâàòü ó÷åíèå, êîòîðîå ñîçäàíî íà îñíîâå äâóõ ëåãåíäàðíûõ òåêñòîâ, êîòîðûå íèêòî, êðîìå îäíîãî ÷åëîâåêà, ê íèì àïïåëèðóþùåãî, íèêîãäà íå âèäåë è íå óâèäèò. À âåäü ýòî ðåàëüíàÿ áàçà ó÷åíèÿ Êðèøíàìà÷àðüè (åãî ó÷åíèêè: Àðüåíãàð (Éîãà Àéåíãàðà), Äæîéñ (Àøòàíãà-âèíüÿñà-éîãà) è Äåñèêà÷àð (Âèíè-éîãà) ), èç êîòîðîãî è âûøëè âñå ñîâðåìåííûå íàïðàâëåíèÿ ïîïóëÿðíîé éîãè.

Íåìíîãî ññûëîê íà ïîëåçíûå ìàòåðèàëû, î÷åíü ðåêîìåíäóþ èõ èçó÷èòü, åñëè òåìà âàì äåéñòâèòåëüíî èíòåðåñíà:

1. Ñòàòüÿ ïðî îòöà-îñíîâàòåëÿ ïî÷òè âñåé ñåãîäíÿøíåé ìîäíîé éîãè Êðèøíàìà÷àðüþ è åãî ó÷åíèêîâ:

Паттабхи Джойс: великий мистификатор или «Как создать с нуля успешный йога-бизнес?»

2. Íåáîëüøàÿ ñòàòüÿ ïðî áåñêîíòðîëüíîå ðàçìíîæåíèå ïîç â éîãå â 20 âåêå:

https://yogajournal.ru/blogs/olga-prilepova/rodoslovnaya-asa…

3. Ïðî âðåä, êîòîðûé ìîãóò äàòü íåêîððåêòíûå óïðàæíåíèÿ (ðàñïðîñòðàíåííûå ñåãîäíÿ ÷óòü áîëüøå, ÷åì ïîâñåìåñòíî), â ðóñëå ýòîãî ïîäõîäà. Îòðûâîê èç êíèãè Óèëüÿìà Áðîóäà “Äåìèñòèôèêàöèÿ éîãè”:

https://gosh100.livejournal.com/67985.html

4. Ïðî ýòó æå ïðîáëåìó. Îòðûâîê èç êíèãè Âèêòîðà Áîéêî:

https://www.rulit.me/books/joga-iskusstvo-kommunikacii-izdan…

Ïðî, ìÿãêî ãîâîðÿ, íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå ïîäõîäà Êðèøíàìà÷àðüè è Àéåíãàðà èíôîðìàöèþ íàéòè íå òàê ñëîæíî, íàïðèìåð, çàòåðòàÿ óæå âî ìíîãèõ èñòî÷íèêàõ (íî ìû-òî çíàåì, ÷òî èíòåðíåò ïîìíèò âñå), èñòîðèÿ ïðî òî, êàê Àéåíãàð ÷óòü íå ïîêàëå÷èë ñâîåãî ó÷åíèêà Âèêòîðà Âàí Êóòåíà.

5. Î÷åíü íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþ ïðî÷åñòü âîò ýòó ñòàòüþ ïðî èñòîðèþ éîãè. Íàïèñàíà ïðîñòûì è ïîíÿòíûì ÿçûêîì, îõâàòûâàÿ ïðè ýòîì âñå îñíîâíûå ìîìåíòû:

https://yogajournal.ru/body/practice/forbeginners/revolyutsi…

6. Íó è íà ïîñëåäîê. Êíèãà Ìàðêà Ñèíãëòîíà, ãäå îí âñåñòîðîííå, êàê íàñòîÿùèé èññëåäîâàòåëü (à òàêîâûì Ìàðê, áåçóñëîâíî, è ÿâëÿåòñÿ), ðàññìàòðèâàåò âîïðîñ ðàçâèòèÿ éîãè:

https://coollib.com/b/296634/read

×òî åù¸ ìîæíî èçó÷èòü ïî ýòîìó âîïðîñó?

1. Îòäåëüíî õî÷ó âûäåëèòü ìåòîä “Êîððåêòíûé ïîäõîä ê ïîçâîíî÷íèêó (ÊÏÏ)”.
 ýòîì ìåòîäå ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷åíû (íå áåç íåêîòîðîé êàòåãîðè÷íîñòè, íî òóò îíà íå áåçïðè÷èííà) îïàñíûå äëÿ áîëåå-ìåíåå çäîðîâîãî ïîçâîíî÷íèêà ïîçèöèè è ñîáðàíî ìíîæåñòâî ðåêîìåíäàöèé ïî ïîâûøåíèþ ñòàáèëüíîñòè ïîçâîíî÷íèêà.
Êîãäà ÿ ïîçíàêîìèëñÿ ñ ýòèì ìåòîäîì, òî áûë î÷åíü óäèâëåí. Êàê òàê, áåç ñêðóòîê è ïðîãèáîâ? Âåäü âñå äåëàþò, è íèêòî íå óìèðàåò.
Íî õèòðîñòü âñÿ â òîì, ÷òî âðåä îò íåêîððåêòíûõ óïðàæíåíèé ìîæåò íàñòèãíóòü âàñ äàëåêî íå ñðàçó, è äàëåêî íå ñðàçó âû ñìîæåòå ïîíÿòü, ÷òî ïðè÷èíà áîëè â ïîÿñíèöå èëè øåå (íàïðèìåð) êðîåòñÿ â íåêîððåêòíûõ äëÿ âàøåé ôèçèîëîãè÷åñêîé íîðìû óïðàæíåíèÿõ.

Êíèã ïî ýòîìó ìåòîäó ìîæíî íàéòè äâå.
Ïåðâàÿ: Àíàòîëèé Ïàõîìîâ, “Õàòõà éîãà: êîððåêòíûé ïîäõîä ê ïîçâîíî÷íèêó”.
Âòîðàÿ: Àëåêñàíäð Êðîïèâêî, “Êîððåêòíûé Ïîäõîä ê Ïîçâîíî÷íèêó â ïîâñåäíåâíîé æèçíè è àñàíàõ éîãè”.

2. Íó è áûëî áû áîëüøîé îøèáêîé íå óïîìÿíóòü îòöîâ-îñíîâàòåëåé áàçû äëÿ âñåé ñåãîäíÿøíåé òåëåñíî-îðèåíòèðîâàííîé òåðàïèè. Ýòî Áåðíøòåéí Íèêîëàé Àëåêñàíäðîâè÷, îñíîâàòåëü áèîìåõàíèêè, êîòîðûé áóêâàëüíî ðàçâåí÷àë ó÷åíèå Ïàâëîâà, çà ÷òî è ïîïàë â îïàëó ñîâåòñêîé âëàñòè. Ïðî åãî âêëàä è ñóòü åãî ó÷åíèÿ íåòðóäíî íàéòè ìíîãî ñòàòåé êàê íà ðóññêîì, òàê è íà àíãëèéñêîì. Âêëàä ýòîò îãðîìåí, íî öåíèòñÿ ýòî áîëüøå çàðóáåæîì, à íå ó íàñ, ê ñîæàëåíèþ.
Åãî êíèãà “Î ëîâêîñòè è åå ðàçâèòèè” äî ñèõ ïîð íå óòðàòèëà ñâîåé àêòóàëüíîñòè, è åå ìîæíî ðåêîìåíäîâàòü êàæäîìó, êîìó èíòåðåñåí âîïðîñ ðàáîòû ñî ñâîèì òåëîì.

È, êîíå÷íî æå, íåëüçÿ ïðîéòè ñòîðîíîé ìèìî Ìîøå Ôåëüäåíêðàéçà. Èíæåíåð, ìàòåìàòèê, ôèçèê-ÿäåðùèê (îäèí èç èçîáðåòàòåëåé ñîíàðà, ìåæäó ïðî÷èì), îñíîâàòåëü ïåðâîé øêîëû äçþäî â Åâðîïå, îí ñîçäàë êîìïëåêñíóþ ñèñòåìó ðàáîòû ñ òåëîì, êîòîðàÿ â êîðíå îòëè÷àëàñü îò âñåãî, ÷òî áûëî èçâåñòíî ïî ýòîé òåìå ðàíåå. Äà è ñåãîäíÿ, íå ñìîòðÿ íà ðàñïðîñòðàíåíèå åãî ìåòîäà è ìíîãî÷èñëåííûå íàó÷íûå ïîäòâåðæäåíèÿ, åãî èäåè â êîðíå îòëè÷àþòñÿ îò ðàñïðîñòðàíåííûõ ñåãîäíÿ ñòåðåîòèïîâ “ïðàâèëüíîé” ðàáîòû ñ òåëîì.
Åãî ìåòîä “Îñîçíàâàíèÿ ÷åðåç äâèæåíèå” – ýòî è åñòü éîãà â ÷èñòîì âèäå, ãäå òåëî è ñîçíàíèå âîñïðèíèìàþòñÿ êàê åäèíîå íåðàçðûâíîå ïðîñòðàíñòâî, à ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî, êàê öåëîñòíîñòü îùóùåíèé, ÷óâñòâ, äåéñòâèé è ìûøëåíèÿ. Åãî ìåòîä ñóãóáî íàó÷åí è ðåàëüíî ðàáîòàåò (â îòëè÷èå îò ìíîãèõ ïîïóëÿðíûõ éîãà-íàïðàâëåíèé), â ÷åì ëè÷íî ÿ, ìîè ó÷åíèêè è ìîÿ ñåìüÿ óáåäèëèñü íà ëè÷íîì îïûòå.

Ïðî ýòèõ äâóõ ëþäåé ñî ññûëêàìè íà ñòàòüè è êíèãè ÿ åùå íàïèøó âî âòîðîé ÷àñòè.

À òåïåðü ïåðåõîäèì ê îñíîâíîé ÷àñòè ñêàçà î ìèôàõ è ëåãåíäàõ ðûíêà äóõîâíûõ óñëóã.

Èòàê, â ïåðâóþ î÷åðåäü õî÷ó çàîñòðèòü âíèìàíèå íà äâóõ ôàêòàõ, êîòîðûå âàæíû äëÿ ïîíèìàíèÿ òîãî, ÷òî êðîåòñÿ çà ìîäíûì íûíå ñëîâîì «éîãà»:

Ïåðâîå. Éîãà ñåãîäíÿ, ýòî ñèíòåòè÷åñêèé ñïëàâ èíäèéñêîé ôèëîñîôèè, êóëüòóðèçìà, øâåäñêîé ãèìíàñòèêè, èíäèéñêèõ òàíöåâ è èíäèéñêîé áîðüáû. Ïðè÷åì èìåííî â òîì âèäå, â êîòîðîì ýòî âñå ñóùåñòâîâàëî â Áðèòàíñêîé Èíäèè íà íà÷àëî 20-ãî âåêà.

Âòîðîå. Èäåè ðàáîòû ñ òåëîì, êîòîðûå áûëè îáùåïðèçíàíû íà òîò ìîìåíò â çàïàäíîì îáùåñòâå, à, ñëåäîâàòåëüíî, è â Áðèòàíñêîé Èíäèè, ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ îò ñîâðåìåííîãî ïîíèìàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêîé íîðìû ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è ñîâåðøåííî íå ñâÿçàíû ñ òàêèìè ïîíÿòèÿìè, êàê äîëãîëåòèå, çäîðîâüå, ýôôåêòèâíîñòü ( ê ïðèìåðó, ãèáêèé ïîçâîíî÷íèê — ýòî íå ñèíîíèì çäîðîâîãî ïîçâîíî÷íèêà, ëþäè, ñòðàäàþùèå ãèïåðìîáèëüíîñòüþ ïîçâîíî÷íèêà, õîðîøî ïîéìóò î ÷åì ðå÷ü, à ïðè áîëÿõ â ñïèíå ïîñëå ñèëîâûõ íàãðóçîê íåëüçÿ ðàñòÿãèâàòü ïîçâîíî÷íèê, òàê êàê ýòî ïðèâåäåò ê ñíèæåíèþ åãî ñòàáèëüíîñòè è ðèñêó ïîâðåæäåíèÿ êîðåøêîâ ñïèííîãî ìîçãà).

Êðèøíàìà÷àðüÿ, êîòîðûé çàëîæèë îñíîâû âñåé ñåãîäíÿøíåé ïîïóëÿðíîé ïðàêòèêè ïàñòóðàëüíîé éîãè, ò.å. éîãè, êîòîðàÿ ñâÿçàíà ñ âûïîëíåíèåì îïðåäåëåííûõ ñòàòè÷íûõ, à èíîãäà è óñëîâíî äèíàìè÷íûõ èçîìåòðè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïðàêòèêè éîãè÷åñêèõ äûõàíèé (èõ íàçûâàþò ïðàíàÿìîé, íî ýòî íåâåðíîå ïîíèìàíèå, íå âñÿêîå äûõàíèå, äàæå â ïîçå ëîòîñà – ïðàíàÿìà), øàòêàðì, î÷èñòèòåëüíûõ ìåòîäîâ (êðèé) â íà÷àëå 20-ãî âåêà, îïèðàëñÿ íà ìîäíûå òåíäåíöèè, öàðèâøèå â Áðèòàíñêîé Èíäèè, Åâðîïå è Àìåðèêå, íà òî âðåìÿ.
Ýòè òåíäåíöèè – ýòî âñïëåñê èíòåðåñà ê êðàñîòå ôèçè÷åñêîãî òåëà (èìåííî â 20 âåêå íà÷èíàåò áóðíî ðàçâèâàòüñÿ êóëüòóðèçì, ÷åìó íå â ïîñëåäíþþ î÷åðåäü ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèå òåõíîëîãèé ðåïðåçåíòàöèè (ôîòî- è âèäåî-), è èíòåðåñ ê ðàçíîãî ðîäà ìàññîâûì ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíûì çàíÿòèÿì (íà ñ÷¸ò îçäîðîâëåíèÿ, òóò ñîìíèòåëüíî, íî ñîëäàò â ýòîì äóõå, ñïîñîáíûõ ýíåðãè÷íî áåãàòü ñ ðóæü¸ì è ðûòü îêîïû, âîñïèòàòü ïîëó÷èëîñü).
Ïëþñ – ïîòðåáíîñòü â èíäèéñêîì îáùåñòâå ê íàöèîíàëüíîìó ñàìîîñîçíàíèþ, êîãäà àíãëè÷àíå íàäîåëè õóæå ãîðüêîé ðåäüêè, è õî÷åòñÿ óæå íàéòè äîâîäû â ïîëüçó òîãî, ÷òî “íàøà íàöèÿ òîæå íå ëûêîì øèòà, ó íàñ âîí êðóòàÿ éîãà åñòü, êîòîðàÿ è ìîäíàÿ, è ïðèäóìàíà (ÿêîáû) áûëà åù¸ òîãäà, êîãäà âû ïîä ðèìëÿíàìè õîäèëè”.

Читайте также:  Лечение кома в горле при шейном остеохондрозе симптомы

È åù¸ íåñêîëüêî ëþáîïûòíûõ è êðàéíå ïîëåçíûõ äëÿ ïîíèìàíèÿ âîïðîñà ôàêòîâ:

– Êðèøíàìà÷àðüÿ îñíîâàë ñâîþ ìåòîäèêó íà äâóõ êðàéíå àâòîðèòåòíûõ èñòî÷íèêàõ. Âíèìàíèå. Èñòî÷íèêàõ, êîòîðûå êðîìå íåãî íèêòî è íèêîãäà íå âèäåë. Îäèí (Éîãà-êîðóíòà) ñúåëè ìóðàâüè (êàêàÿ äîñàäà) ïîñëå òîãî, êàê îí åãî èçó÷èë, ÷óäîì íàéäÿ â êàêîé-òî áèáëèîòåêå. À âòîðîé… Âíèìàíèå. Ãîòîâû? À âòîðîé î÷åíü àâòîðèòåòíûé èñòî÷íèê ( Éîãà-ðàõàñüÿ) ïðèøåë ê íåìó â ìåäèòàöèè.
È ýòî, åù¸ ðàç íàïîìíþ, îñíîâà âñåé ñåãîäíÿøíåé “çàïàäíîé” éîãè.

– Íà çàïàäå î éîãå øèðîêî óçíàëè òîëüêî ïîñëå âûñòóïëåíèÿ Ñâàìè Âèâåêàíàíäàíû (òåêñò âûñòóïëåíèÿ, êñòàòè, î÷åíü èíòåðåñíî ÷èòàòü, åñòü äåéñòâèòåëüíî ïîëåçíàÿ èíôîðìàöèÿ è ÷óâñòâóåòñÿ èñêðåííÿÿ ëþáîâü ê ñâîåìó äåëó) â 1893 ãîäó íà Âñåìèðíîì ïàðëàìåíòå ðåëèãèé â ×èêàãî. Äî ýòîãî ñëîâî “éîãà” íå èìåëî øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ íà çàïàäå. Íî è ïîñëå ýòîãî âûñòóïëåíèÿ éîãà áûëà ñâÿçàíà òîëüêî è èñêëþ÷èòåëüíî ñ ïîíÿòèåì îïðåäåëåííîé ïðàêòèêè ðàáîòû íàä ñîáîé â äóõîâíîì ñìûñëå, à íå ñ ïîíÿòèåì ãèìíàñòèêè.

– Ñàìûå äðåâíèå ôîðìóëèðîâêè, êîòîðûå ãîâîðÿò î òîì, ÷òî òàêîå éîãà, ãëàñÿò:
1. Éîãà åñòü òâåðäîå âëàäåíèå ÷óâñòâàìè (tāṃ yogamiti manyante sthirāmindriyadhāraṇā).
Êàòõà-óïïäíèøàäû, îêîëî 5 â.ä.í.ý.
2. Éîãà – ýòî óñïîêîåíèå âîëíåíèé, ïðèñóùèõ óìó (Yogaschitta vritti nirodhah).
Éîãà-ñóòðû Ïàòàíäæàëè (4-2 â ä.í.ý.)

Òóò, êàê è â äðóãèõ äðåâíèõ òðàêòàòàõ, ñâÿçàííûõ ñ éîãîé, íåò ðå÷è î çäîðîâüå (êðîìå êàê î ïñèõîëîãè÷åñêîì), î ïîâûøåíèè âûíîñëèâîñòè, ãèáêîñòè èëè ïðî äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó.
Ïðî ÷àêðû, êñòàòè, ðå÷è òîæå íåò.
À åñòü ïðî óïðàâëåíèå ðàçíûìè âíóòðåííèìè ýíåðãèÿìè, ñîñòîÿíèÿìè è âíèìàíèåì, ïðî ïîçâîíî÷íèê, êîòîðûé íóæíî äåðæàòü ðîâíûì (ò.å. îí äîëæåí áûòü ñòàáèëüíûì) è ïðî äîñòèæåíèå êàéâàëüè (îñâîáîæäåíèÿ), ïðî îáðåòåíèå ñâåðõ-ñïîñîáíîñòåé èëè ïðî áåññìåðòèå, âïðî÷åì, îäíî äðóãîìó íå ìåøàåò.

– Ñåãîäíÿøíÿÿ ôèëîñîôèÿ ïàñòóðàëüíîé õàòõà-éîãè îñíîâûâàåòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè íà íàñëåäèè âîèíñòâåííîé â ïðîøëîì ñåêòû íàòõîâ. Àâòîðèòåòíûå àâòîðû, íàïèñàâøèå Õàòõà-éîãà ïðàäèïèêà, Ãõåðàäà-ñàìõèòà, Øèâà-ñàìõèòà, íà êîòîðûå ññûëàþòñÿ ïî÷òè âñå ñîâðåìåííûå ó÷èòåëÿ, âñå ýòè àâòîðû áûëè íàòõàìè, è èõ âçãëÿä – ýòî òîëüêî îäèí ðàêóðñ èç ìíîæåñòâà, ïðîñòî îí îêàçàëñÿ î÷åíü æèâó÷, áëàãîäàðÿ ñâîåé ýíöèêëîïåäè÷åñêîé ñèñòåìàòèçàöèè è áåðåæíîé ïåðåäà÷è òðàäèöèè.

–  15 âåêå â Õàòõà-éîãà ïðàäèïèêà îïèñûâàåòñÿ âñåãî 15 àñàí. Íà íà÷àëî 20 âåêà øèðîêî èçâåñòíî íå áîëåå 32-34, õîòÿ åñòü òðàêòàòû 18 âåêà, ãäå îïèñûâàåòñÿ áîëåå 120 àñàí. Ñåãîäíÿ àñàí â éîãå áîëåå 1000.

– Íå ñòîèò ñ÷èòàòü, ÷òî àñàíà â éîãå, ýòî êàêîå-òî ìóäðåíîå ïîëîæåíèå òåëà, êîòîðîìó íóæíî ó÷èòüñÿ äîëãî è ìó÷èòåëüíî. Îäíî èç ñàìûõ áàçîâûõ îïðåäåëåíèé, êîòîðîå äàë Ïàòàíäæàëè â ñâîèõ éîãà-ñóòðàõ: “àñàíà, ýòî óäîáíîå è óñòîé÷èâîå ïîëîæåíèå òåëà”.
Åñëè âû íà çàíÿòèÿõ ïî éîãå íàõîäèòåñü â íåóäîáíîì è íåóñòîé÷èâîì ïîëîæåíèè, òî ýòî íå àñàíà, êàêîå áû êðàñèâîå íàçâàíèå îíà íè èìåëà. Åñëè âû ñèäèòå íà êîëåíÿõ, è ýòà ïîçèöèÿ íå óäîáíà, òî ýòî íå àñàíà. Åñëè âû ïðîñòî âñòàíåòå ðîâíî è óñòîé÷èâî, ñäåëàâ ýòó ïîçó óäîáíîé, òî ýòî áóäåò ñàìîé íàñòîÿùåé àñàíîé éîãè.

– Éîãà åñòü â áóääèçìå (Øåñòü éîã Íàðîïû, íàïðèìåð), áîëåå òîãî, Áóääà çàíèìàëñÿ éîãîé, ïðåæäå ÷åì ïðèéòè ê ïðîñâåòëåíèþ (“Ââåäåíèå â áóääîëîãèþ. Êóðñ ëåêöèé.” Å.À.Òîð÷èíîâ). Íî ïîä ïîíÿòèåì “éîãà” çäåñü ïîíèìàåòñÿ èìåííî íåêèé ìåòîä äóõîâíîé ðàáîòû íàä ñîáîé, à íå éîãà Ïàòàíäæàëè, íàïðèìåð.

–  éîãå äî 20 âåêà (à â óçêèõ êðóãàõ èñòèííûõ, õì, öåíèòåëåé, äî 17-18 âåêîâ) øèðîêî íå ïðàêòèêîâàëèñü àññèìåòðè÷íûå ïîçû, ñâÿçàííûå ñî ñêðóòêàìè, òàê æå, êàê è ãëóáîêèå ïðîãèáû íàçàä. Ñåãîäíÿ áåç ýòèõ ïîç ìíîãèå àäåïòû íå ìîãóò ïðåäñòàâèòü ñåáå ïðàêòèêó éîãè. Ïåðåâ¸ðíóòûå ïîçû áûëè òîæå íå â ÷åñòè.

– Èçâåñòíûé êîìïëåêñ “Ñóðüÿ-íàìàñêàð”, êîòîðûé ÷àñòî îïèñûâàåòñÿ êàê “äðåâíèé êîìïëåêñ, êîòîðûé íà ïðîòÿæåíèè ñîòåí/òûñÿ÷ ëåò ïðàêòèêîâàëè éîãè íà âñåì Èíäîñòàíå”, íà ñàìîì äåëå áûë ðàçðàáîòàí â 30-å ãîäû 20-ãî âåêà êàê êîìïëåêñ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé â êóëüòóðèçìå, áåç âñÿêîãî îòíîøåíèÿ ê éîãå.
Äðåâíÿÿ ðåëèãèîçíàÿ ïðàêòèêà ïðåêëîíåíèÿ ïåðåä Ñîëíöåì äåéñòâèòåëüíî åñòü, íî íà ýòîò êîìïëåêñ îíà ïîõîæà î÷åíü óñëîâíî.
Ïîäðîáíåå òóò:

https://namaste.md/2016/11/25/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%…

– Õàòõà-éîãà èçíà÷àëüíî ïåðåâîäèëàñü êàê “éîãà ñèëû”, “éîãà ñîâåðøàåìàÿ ïóòåì ïðèëîæåíèÿ ñèëû”, “éîãà äàþùàÿ ñèëó”, íî íèêàê íå êàê “éîãà îáúåäèíåíèÿ äâóõ ïðîòèâîïîëîæíûõ íà÷àë”, õîòÿ èìåííî òàêóþ ôîðìóëèðîâêó (âäîõ-âûäîõ, ñîëíöå-ëóíà, èíü-ÿí) ìîæíî ñëûøàòü ïîâñåìåñòíî. Äîãàäûâàåòåñü, êîãäà ïîÿâèëàñü ýòà ôîðìóëèðîâêà? Èìåííî, â 20 âåêå. Ñàì æå òåðìèí “Õàòõà” â øèðîêèé îáèõîä ââåë â 15 âåêå íàòõ Ñâàìè Ñâàòìàðìà â ñâîåì òðóäå Õàòõà-éîãà ïðàäèïèêà. Ïîäðîáíåå:

https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/znachenie-slova-khatkha-…

– Ìèð÷à Ýëèàäå, ïîòðÿñàþùèé èññëåäîâàòåëü éîãè (õîòÿ è î÷åíü íåîäíîçíà÷íûé), ó÷åíèê Øèâàíàíäàíû, âûäåëèë ÷åòûðå àñïåêòà, ðàñêðûâàþùèõ èäåþ èíäèéñêîé äóõîâíîñòè, áóäü òî áóääèçì, èíäóèçì èëè ñàíêõüÿ (êàê ñ÷èòàåòñÿ, ñàíêõüÿ – ýòî êîðíè éîãè, òî, èç ÷åãî îíà âûðîñëà). Âîò îíè:

1. Êàðìà (äåéñòâèå) – çàêîí ïðè÷èííîñòè, òî, ÷òî ñîçäà¸ò ñòðàäàíèå ÷åëîâåêà.
2. Ìàéÿ (èëëþçèÿ) – òî, ÷òî çàñòàâëÿåò íàñ çàáëóæäàòüñÿ è ñîçäàâàòü, ñîáñòâåííî, ïëîõóþ êàðìó.
3. Íèðâàíà (óãàñàíèå ñòðàñòåé è ñòðàäàíèé) – àáñîëþòíàÿ ðåàëüíîñòü âíå Ìàéè, ãäå óæå íå äåéñòâóåò Êàðìà.
4. Éîãà (îáóçäàíèå, ñîåäèíåíèå) – ìåòîä, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ìîæíî âûéòè çà ïðåäåëû Ìàéè è óñïîêîèòü ñòðàäàíèÿ è ñòðàñòè, ò.å. äîñòè÷ü Íèðâàíû.

Êàêèå ìîãóò áûòü âûâîäû èç âñåãî âûøåñêàçàííîãî?

Ïëîõî íå òî, ÷òî éîãà – ýòî íîâîäåë 20 âåêà. Êàê ðàç íåò. ×åëîâå÷åñòâî ìåíÿåòñÿ, îáùåñòâî ìåíÿåòñÿ, êóëüòóðû ðàçíÿòñÿ, êëèìàò ðàçíèòñÿ, à éîãà – ýòî æèâîå ó÷åíèå, íàïðàâëåííîå íà êîíêðåòíûå èçìåíåíèÿ â æèçíè êîíêðåòíûõ ïðàêòèêóþùèõ (à íå íåêîå àáñòðàêòíîå «ïðîñâåòëåíèå» äëÿ íåêîåãî óñëîâíîãî «÷åëîâåêà â âàêóóìå»). Ýòî ó÷åíèå äîëæíî äâèãàòüñÿ, ìåíÿòüñÿ, àäàïòèðîâàòüñÿ, ãîâîðèòü íà îäíîì ÿçûêå ñ ÷åëîâåêîì.
Êàê ãîâîðèë Áóääà, îòâåðãàÿ ôîðìàëèçì òðàäèöèé è ðèòóàëîâ: «Ñóòðà ïðÿìîãî ñìûñëà ÿâëÿåòñÿ ïðèáåæèùåì, à íå ñóòðà, ÷åé ñìûñë åùå íóæíî îïðåäåëèòü. Äóõ ÿâëÿåòñÿ ïðèáåæèùåì, à íå ñëîâî. Ïðÿìîå çíàíèå ÿâëÿåòñÿ ïðèáåæèùåì, à íå çíàíèå, äîáûâàåìîå ïîñðåäñòâîì ðàññóæäåíèé».

È ñ ýòèì ñëîæíî íå ñîãëàñèòüñÿ. Âåäü åñëè ìû ãîâîðèì îá èíñòðóìåíòå, èñïîëüçóÿ êîòîðûé ìîæíî òàê èëè èíà÷å óëó÷øèòü ñâîþ æèçíü â “çäåñü è ñåé÷àñ” (à íå ïðîâîäèì èñòîðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå), òî âàæíî íå äîñëîâíîå ñëåäîâàíèå òðàäèöèÿì ÷åðåç òåðíèè óñòàðåâøèõ ìåòàôîð è ôîðìóëèðîâîê. Âàæåí íåïîñðåäñòâåííûé ñìûñë è äóõ ìåòîäà.

Ïîýòîìó éîãà, êàê òàêîé ìåòîä, ìîæåò (è äîëæíà) ìåíÿòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ òåì, êàê ìåíÿåòñÿ îáùåñòâî, ñ êàêèìè âûçîâàìè ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ëþäÿì, êàê ìåíÿåòñÿ êëèìàò è óñëîâèÿ æèçíè âîîáùå.

Ïëîõî òóò äðóãîå. Íå ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ïàñòóðîëîãèþ, êèíåçèîëîãèþ è áèîìåõàíèêó, ïðàêòèêà éîãè ñåãîäíÿ ñòðîèòñÿ, îïèðàÿñü ïðåèìóùåñòâåííî íà ïðåäñòàâëåíèÿ âðîäå: «òàê íàäî äåëàòü, ïîòîìó ÷òî òàê äåëàë âîò òîò (èëè êîíêðåòíî ìîé) ó÷èòåëü», «ýòî ïîçèöèÿ âëèÿåò âîò íà ýòè ìûøöû, çíà÷èò îíà äëÿ íèõ ïîëåçíà (áåç ó÷åòà âëèÿíèÿ íà ïîçâîíî÷íèê â öåëîì, áåç ïðèíÿòèÿ âî âíèìàíèå ñîñòîÿíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ñèììåòðèé òåëà, áåç ïîíèìàíèÿ òîãî, à çà÷åì âîîáùå íóæíî ðàáîòàòü ñ ýòèìè ìûøöàìè ñ òî÷êè çðåíèÿ ñèñòåìû ñàìîíàòÿæåíèÿ ìÿãêîãî ñêåëåòà â ïðèíöèïå)», «÷åì òî÷íåå îòñòðîåíà ïîçèöèÿ, òåì áîëüøå ïîëüçà îò íåå (à íà ñàìîì äåëå îòñòðîéêà, äà ïðîñòÿò ìåíÿ ïîñëåäîâàòåëè éîãè Àéåíãàðà, ê ïîëüçå îòíîøåíèÿ íèêàêîãî íå èìååò, òîëüêî ê ýñòåòèêå è ïåðôåêöèîíèçìó ñ ïîçèöèé êóëüòóðèçìà).

Äà, åñòü èññëåäîâàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ òåõ èëè èíûõ óïðàæíåíèé íà ãðóïïû ìûøö è äàæå íà ýíäîêðèííóþ ñèñòåìó, íàïðèìåð êíèãà Ð. Ñ. Ìèíâàëååâà “Ôèçèîëîãè÷åñêèå àñïåêòû èçáðàííûõ àñàí õàòõà-éîãè”., ïî ññûëêå ñêà÷àåòñÿ pdf:

https://www.tapasyoga.ru/docs/101/minvaleevi060514.pdfhttps://www.tapasyoga.ru/docs/101/minvaleevi060514.pdf