Кундалини йога головная боль

Кундалини йога головная боль thumbnail

Всем привет!
изучаю кундалини йогу уже 2й год. до этого времени занимался эпизодически. в этом году решил делать упражнения регулярно.
выполняю крийю для развития гибкости позвоночника из книги “Йога Осознания”. занимаюсь самостоятельно. с инструктором никогда не занимался. стараюсь максимально точно следовать инструкциям из книги.
вобщем в последнее время после занятий йогой, у меня начинает болеть голова, как будто ее пережимает. какие-то сдавливающие ощущения.
до этого ничего подобного не было… правда я и занимался таким образом, что до последних упражнений не доходил. сейчас выполняю крийю от начала и до конца. замечал, что сжатие в голове начинается после выполнения мулабандхи поле упражнения “кошка-корова”, после мулабандхи в упражнении “мост”, потом, как-то было после мулабандхи в упражнении “боковые скручивания”, и сегодня почувствовал эти ощущения во время выполнения прогибов позвоночника сидя на пятках. а еще после финального расслабления, когда лежишь на полу.

мои предположения что это либо от пережимания шейных сосудов, либо
может идет энергия кундалини и надо делать шейный замок, т.к. на сайте bhajan.narod.ru нашел такое предупреждение:

“выдолжны выполнять Шейный замок. Держите шею прямо, позвоночник и шея абсолютно прямые. Если вы не будете выполнять этот замок, высший поток циркуляции вызовет расширение клеток мозга, что означает возникновение нервного расстройства и сумасшествие.”

вобщем как-то так… после занятий чувствую какое-то дискомфортное давление в голове, которое либо перерастает в головную боль, либо через некоторое время проходит.

можете что нибудь посоветовать для устранения этих дискомфортных ощущуений? можно ли исключить из крийи некотороые упражнения?
все таки практику не хотелось бы бросать, т.к. занятия мне все таки нравятся…

У меня когда-то действительно сильно ломило шею от того, что недобросовестно делала шейный замок. возможно у Вас аналогичная ситуация – ведь поднимая энергию вверх, Вы сами же блокируете ее в области шеи. по моему мнению, это действительно может быть одной из причин Вашего плохого самочувствия. но также советовала бы Вам все-таки позаниматься с инструктором, возможно он увидит какие-то ошибки, которые могут быть причиной этого.
из крийи нельзя исключать какие-то ни было упражнения по собственному желанию. в лучшем случае Вы просто не добьетесь планируемого результата, в худшем – можете себе навредить

Сат Нам Михаил!
Поскольку мы не видим как вы выполняете упражнения, то
предлагаю пойти логическим путём и методом исключения.
Давайте по очереди исключать некоторые упражнения и смотреть на результат.
Давайте сначала исключим мула бандху.
Если мула бандху не делать, то осложнений для головы нет?
Если нет, то надо изучить Корневой замок более подробно, выполняя его в Простой позе.
Возможно, что выполнение упражнений (из этого комплекса) для верхнего отдела позвоночника и шеи пока сложны для вас, в этом случае надо сократить время или делать их более мягко, пока не ощутите, что гибкость достаточно улучшилась, чтобы выполнять полное время.
Возможно выполнение Мула Бандхи просто чуть добавляет неприятнюе ощущения к проблеме шейно-грудного отдела. М.б. вам следует пока подобрать более простой комплекс, напр. крийю для спинальных энергий.

Благодарствую!! вот вчера выполнял крийю и мулабанху почти не делал.
не делал упражнения “мост”, “кошка-корова”. на упражнении “кобра”, когда сильно отклонял голову назад, чувствовалось ощущение напряжения в голове. я постарался держать голову более-менее ровно. вобщем в этот раз, были какие-то небольшие позывы к головной боли, но потом они прошли.
я думаю это действительно происходит из-за пережимания шеи в моменты отклонений. буду делать упражнения более мягко. также попробую более простой комплекс.
спасибо!

Сат Нам!

При правильном выполнении упражнение Кошка-Корова может принести большую пользу позвоночнику. Лично я этим упражнением лечу головную боль 🙂

Вот несколько подсказок к правильному её выполнению из учебника “Aquarian Teacher”:

Как выполнять:
• Руки на ширине плеч, кончики пальцев направлены вперёд от тела.
• Колени располагаются прямо под бёдрами.
• На вдохе толкните область таза вперёд, прогнув спину вниз (положение Коровы), голова при этом поднимается вверх и откидывается назад. В шее не должно быть никакого хруста. Откройте Сердечный центр и поднимите подбородок как можно выше, не пережимая при этом шею.
• На выдохе толкните тазовую область в противоположном направлении, прогибаясь спиной вверх (положение Кошки), притягивая подбородок к ярёмной ямке.

Подсказки:
• Движение должно быть плавным и начинаться от ягодиц. Голова движется в последнюю очередь.
• Начните медленно, затем, когда ритм движения установится, можно ускориться. Вы можете двигаться так быстро, как вам хочется, но только в том случае, если голова вступает в движение последней.
• Вдохните в положении Коровы и удержите небольшое напряжение в Пупочном центре. Это позволит лучше раскрыть грудную клетку.

Что касается позы Кобры, то подсказки такие:

• Если вы не можете удерживать стопы вместе, то постарайтесь удерживать вместе бёдра.
• Если вам трудно держать руки прямыми, согните их в локтях или же опуститесь на локти.
• Попробуйте выполнить позу Кобры, удерживая область таза над полом.
• Не допускайте слишком сильного для себя прогиба спины.
• Вытягивайтесь вверх от поясницы.
• После позы Кобры желательно выполнить позу с компенсирующим прогибом спины, такую как поза Ребёнка или поза Гуру Пранам.

Читайте также:  Почему возникает височная головная боль

Удачи и всего хорошего!

Сат Нам! Изложу свою версию. Все описанные Михаилом позы имеют общее свойство – прогибы назад – от лёгких до глубоких. Если позвоночник не имеет качественного сухожильно-мышечного корсета, интенсивные нагрузки подобного рода способны привести к защемлению нервов – особенно при выполнении позы Кобры. Которая для слабых позвоночников, да ещё с запрокидыванием головы, вообще не показана – в том виде, в котором она выполняется в крийях – с опорой на руки, только мышечная. Ведь при слабом позвоночнике не происходит ВЫТЯГИВАНИЯ позвоночника ПЕРЕД тем, как выполнить глубокий прогиб. Да ещё и если на эту форму наложить Мула-бандху и пр. – эффект будет непредсказуемым.
Поэтому, как мне кажется, наиболее удачным вариантом развития событий будет переход на выполнение более доступных форм для того, чтобы подготовить позвоночник к такого рода нагрузкам. И обязательно – если есть в городе грамотный инструктор – поработать с ним. Отработать крийю хотя бы 1 раз для последующего выполнения дома. Михаил занимается 2 года. Но что он делает и как – непредсказуемо. Я бы сказала, что Кундалини Йога – не та дисциплина, которая может осваиваться дома с САМОГО начала. Это очень специфично.

Ещё нюанс. Если всё же ситуация произошла – голова УЖЕ болит. Что делать? В простой позе, руки в гьян-мудре, выполнить глубокий шейный замок – в том виде, в каком он выполняется в хатха-йоге. Чтобы произошло максимальное вытягивание позвоночника. Очень мягко. Концентрация внимания – на кончике носа. Дыхание через нос. И внимание полностью сконцентрированно на ощущения в полостях носа и на кончике, чобы даже кожу пощипывало. Ощущаем, как воздух входит и выходит. Мягко скручиваем шейный отдел, как коврик – до натяжения позвонков (даже субъективно кожи на спине). И расслабляем в этой позе все напряжённые участки в мышцах спины. Потом ещё немного скручиваем – расслабляем, ещё… И т.д. 5 минут. Раскручиваем также мягко, как коврик. Данное упражнение регулирует внутричерепное давление, которое также имеет место быть в описанном Михаилом случае.

“…Мягко скручиваем шейный отдел, как коврик…” – я имела в виду глубокий шейный замок. Это не внешняя динамика. Это внутренняя динамика. Форма с углублением ИЗНУТРИ. Мягко, постепенно, в течение 5 минут. Таким образом я ликвидировала свои проблемы с внутричерепным давлением при нестабильном шейном отделе за 2 недели.

Сат Нам. Позвольте также поделиться опытом.
Внимательное и мягкое выполнение упражнений, соблюдение и правильное выполнение релаксаций (некачественная релаксация нагнетает напряжение и может привести к головной боли), и обязательно пить воду (пара глотков перед каждой релаксацией, это не позволит токсинам осесть на стенках сосудов, что также может привести к головной боли).
Ну и к учителю конечно нужно походить.
Успешной практики…

Приветствую всех!
Я не волшебник, я только учусь. Судьба привела меня к КЙ 2 месяца назад. Хочу поделиться своей ошибкой, которая дает не очень приятные последствия.
После занятий у меня иногда меньше, иногда больше присутствует напряжение в задней части головы, в месте соединения головы с шеей. Через день-два это проходит.
Так как шея у меня проблемная и такое бывает и на ровном месте, я на эту малость особого внимания не обращала.
А вчера, получив книги, начала читать “Абсолютный баланс” и в первой же главе нашла указание на свою ошибку про НЕПРАВИЛЬНУЮ задержку дыхания. Вместо того чтобы расслабить все мышцы ответственные за дыхание, я наоборот их напрягала.
В книге на стр. 30 так и написано, что “такая грубая техника может создать большое напряжение в глазах, в задней части головы, в сердце и шее”
Если внимательно посмотреть на то, как я выполняю упражнения, которые даются с усилием, а сейчас это почти все упражнения, то лице и шея у меня задействованы в этом усилии, а надо бы наоборот держать расслабленными мышцы головы и шеи, ведь они ничем не помогают…
Это также как женщины, рожая, часто тужатся лицом, отчего у них лопаются сосуды в глазах.
Как знать, возможно, при старательной неправильной задержке дыхания или “помощи” в выполнении упражнений лицом и шеей, также лопаются какие-нибудь капиллярчики, оттого и болезненные последствия.

Здравствуйте.
У меня голова начинает болеть, как-будто сдавливают тисками во время медитации, когда глаза закрыты или олузакрыты, взгляд на кончике носа или межбровье. такой дискомфорт. Вроде бы не напрягаюсь. Преподаватель кй спросила – не мясоед ли я 🙂 вроде нет 🙂
почему такое может быть?

Сат Нам!
Эля, когда вы так медитируете, обратите внимание на глаза. Если глаза напрягаются, то это может вызвать нежелательные последствия: головную боль, ухудшение зрения (дальнозоркость, астигматизм). Если не получится смотреть на кончик носа без напряжения глазных мышц, то просто концентрируйтесь в точке межбровья. Ментально концентрируйтесь, без напряжения глаз.

спасибо, Дмитрий, скорее всего надо научиться расслаблять глаза, взгляд, это немного трудно.

Иван Петров

Приветствую всех! Не думаю, что правильным будет во время дхьяны фокусировать свое внимание на межбровье или на кончике носа. На мой взгляд, если yt открыта сахасрара чакра, то все внимание само по себе будет там, в этом случае это естественно. В случае открытия сахасрары, внимание нужно держать там в сахасраре, по ъходу движения Кундалини. А когда концентрация происходит на межбровье, то возможны различные иллюзорные видения, что само по себе вредно.

скажите пожалуйста, а где можно скачать “руководство по обретению абсолютного баланса”?

его можно только купить 🙂 в йога-клубах

А у меня после йоги болит сердце (щемит) …

Добрый день! Тоже болит голова после йоги. Только начала заниматься, 2 раза сходила. Всегда весной болит голова, пока почки на деревьях не распустятся. Раньше принимала сосудорасширяющий “Оксибрал”, по 3 мес пила. Но потом беременность, кормление грудью 1.6 года, сейчас хочу отлучать уже. Получается уже третью весну мучаюсь, пошла на йогу, в надежде, что поможет, но ещё хуже. Очень хочу заниматься, не знаю, что делать((

Источник

признаки подъёма кундалини

Когда Кундалини начинает свой подъем, в человеке происходят огромные изменения. Меняется все: мировоззрение, окружение, психика, химия и структура тела и т.п. Чем больше обусловленностей, тем сильнее и болезненнее происходит процесс. Чем чище тело и устойчивее ум, тем легче и быстрее происходит трансформация.

признаки подъёма кундалини

К основным признакам подъема энергии Кундалини относят:

1. Переживание внутреннего огня, учащенное сердцебиение, подъем температуры, зуд, жар, озноб, холод, ощущение переполненности или отечности конечностей, судороги, мурашки и т.п.

Все эти симптомы проявляются под действием мощной пробуждающейся силы, которая начинает просыпаться в Муладхара чакре, и своим пробуждением чистить накопившиеся засоры. На этом этапе важно не испугаться и не прекратить практику. Болезнь уходит через боль.

2. Резкие перепады настроения, психозы, срывы, вспышки ярости.

Зачастую подобное состояние интерпретируется как маниакально депрессивный психоз. Причина кроется в уме и его инертности к переходу в другие режимы восприятия. Также это показатель того, что Кундалини поднялась до Манипура чакры. И если человек обусловлен этим центром, склонен проявлять гнев, сопротивление, упрямство, устанавливать свои порядки, то все переживания усилятся. Здесь важно продолжать практику с упором на заземление (Яма, Нияма, Асана) и концентрацию, слегка уменьшая интенсивность психоэнергетических техник.

3. Изменение сексуального темперамента от полной потери интереса к сексу до бурного неконтролируемого желания связано с прохождением Кундалини через Свадхистхана чакру. Секс между обычными людьми является практикой потери энергии. Он необходим для того, чтобы людей влекло друг к другу. При встрече мужчины и женщины начинают активизироваться полярные центры, пробуждающие Кундалини. Именно ощущение этой пробуждающейся силы заставляет противоположные пола обращать друг на друга внимание, как на причину возникающих ощущений. Но здесь Энергия и попадает в ловушку, иначе биологический вид перестал бы существовать.

Только для тех йогов, кто свободен от привязанности к сексуальному удовольствию и обусловленностей с этим связанных, кто способен воспринимать секс как энергетический акт соединения Духа и Материи, как духовный акт соединения Энергии и Сознания, не интеллектуально воспринимать, а так чувствовать, кто способен смотреть на лингам в йони Шивы и видеть в нем не половой орган, а завершенность акта творения в союзе двух сторон одной медали, только для того секс становится мощным катализатором подъема Кундалини и освобождающей практикой. Поэтому на данном этапе, чтобы снова не опустить Кундалини, рекомендуется воздержание от секса и любых фантазий.

признаки подъёма кундалини фото

Стоит различать, что любое воздержания от проявлений того или иного центра – это не подавление и не запрет на те или иные действия, истинное воздержание – в том, чтобы наблюдать, что происходит с телом, умом, энергией, и ничего при этом не делать, не допускать захваченности теми или иными эмоциями и желаниями, просто присутствовать и наблюдать. Когда это становится трудным, любое, совершаемое на эмоции действие, следует делать как подношение Абсолюту через полную сдачу и принятие без оценок, суждений, подавлений, изменений, объяснений и т.п. Когда и это не получается, возникает захваченность эмоцией или обратная реакция, следует просто переключить внимание на заземляющие или творческие действия.

4. Изменение в режиме питания и сна. Пробуждение Кундалини дает мощный энергетический всплеск, вас как будто подключают к атомной электростанции, поэтому сила и выносливость увеличиваются в разы, и перестает требоваться большое количество пищи и сна для восстановления своих ресурсов.

5. Приливы крови, ощущение накатывающих волн энергии. Все это переживания пробуждения Кундалини на физическом уровне.

6. Переживание состояния всеобщей любви, ощущение единства всего со всем связано с прохождением Кундалини через Анахата чакру.

7. Неконтролируемое желание говорить, делиться впечатлениями и опытом, учить, передавать знания, внезапно возникшее стремление все кардинально поменять экстравагантно или, наоборот, незаметно выглядеть, а также жжение, щекотание, холод, жар в горле, указывают на Кундалини в области Вишудха чакры. Йоги часто принимают обет молчания не только в словах, но и в мыслях. Подобные практики воздержания помогают сконцентрировать энергию и без потерь направить ее в высший центр.

8. Усиление интуиции, проявление сверхспособностей (ясновидение, яснознание, телепатия, осознанность во сне, видение энергии, вспоминание прошлых жизней, синхронистичность с миром, отключение электричества или падение предметов при вашем появлении и т.п.) связано с прохождением Кундалини через Аджна чакру.

Читайте также:  Сильная головная боль при насморке во время беременности

9. Когда преодолевается влияния Аджна чакры, человек часто испытывает ментальные паузы, инсайты и озарения, что указывает на возможность поднять энергию вверх до Сахасрары и пережить Самадхи.

При любых подобных симптомах важно не зависать, а наблюдать и идти дальше. Для этого нужно уметь успокаивать себя и не потакать возникающим импульсам, а также не бояться происходящих изменений. Только спокойный ум способен принимать верные решения, а любое действие, продиктованное эмоциями, порывами и желаниями опустошает и опускает энергию в самый низ.

симптомы кундалини

А может случиться и так, что ум настолько блокирует непонятные процессы, и, как следствие, начинают развиваться серьезные заболевания вплоть до раковых опухолей. Поэтому, прежде чем возводить дом, нужно заложить крепкий фундамент. Прежде чем очаровываться полетами во сне, медитациями и пранаямами, нужно укрепить тело и сделать ум и психику устойчивыми к любого рода воздействиям. Каждый этап, каждая практика обтачивает только с одной стороны, чтобы получить скульптуру, камень нужно обработать со всех возможных сторон.

Существуют древние легенды, как Богиня Парвати, влюбленная в Бога Шиву тысячелетия совершала аскезы, чтобы Он стал Ее мужем. Это ни что иное, как образное описание движения Кундалини (Шакти, Парвати), перерождающейся из одного тела в другом, путешествующей по чакрам-царствам, отказывающейся от даров этих царств, устремляясь в самое высшее блаженство – Бытие с Богом (Шива, Сознание). Эта история миллионы раз повторяется в теле каждого человека. В каждом теле, в каждой жизни Бог (Сознание, Шива) ждет Кундалини (Энергию, Шакти) для союза, в котором рождается завершенность, полнота, целостность, истина.

Нисхождение Кундалини Шакти

Есть и другой путь, когда за начальную точку берется не энергия Кундалини, а Сознание, не сила, а осознанность:

кундалини шакти

Такой путь возможен для тех, кто осознал медитацию как естественное состояние, для кого концентрация, длительные размышления на одну тему или нахождение в состоянии свидетеля не являются чем-то необычным. В таком человеке встреча Шивы и Шакти уже происходила, поэтому Шива, узнав свою Шакти, начинает двигаться к ней.

Этот этап называется Савикальпа Самадхи – 1-й уровень слияния энергии и сознания, в котором погруженность в медитацию сохраняется при наличии тонкого усилия (размышлений об Абсолюте), с исчезновением которого возвращается двойственность.

Углубляясь в медитацию, практик достигает состояния Нирвикальпа Самадхи, когда фиксация на состоянии вне ума становится настолько сильной, что погруженность в недвойственность происходит без приложения усилий. Такое состояние сопровождается потерей ощущений тела и всех связей с грубыми органами чувств, остановкой дыхания и пульса. При возвращении в тело – двойственность снова возвращается. Чтобы вернуться в самадхи, нужно снова прилагать усилия.

Погруженность в медитацию и размышления об Абсолюте не отменяют практику восьмеричного пути, которая только облегчает процесс. Когда движение происходит с обеих сторон, встреча уже не может не случиться.

Савикальпа и Нирвикальпа Самадхи неустойчивы. Стоит только на что-то отвлечься, и состояние теряется. Поэтому, утвердившись в медитации в состоянии покоя, необходимо учиться совершать разные действия в обыденной реальности: взаимодействовать с людьми, выполнять какую-то обычную работу, просто ходить и т.п., удерживая состояние медитации (безмолвие ума и укоренённость в Атмане (Высшем Я)). В дальнейшем, при наличии определенной натренированности, усложнять условия, погружаясь в более некомфортные условия, взаимодействуя с людьми, вызывающими сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции, и учиться при этом не выбиваться из медитативного состояния.

нисхождение кундалини шакти

Когда произошла встреча Шивы и Парвати, она могла оставить все и уйти с Шивой на Кайлас. Что ее могло удержать, когда все привязанности и обусловленности были побеждены? Но Парвати поставила Шиве условие, что станет его женой только тогда, когда он попросит ее руки у родителей. И Шиве пришлось спускаться в мир двойственности, чтобы соединиться с Шакти уже навсегда. Таков высший уровень самадхи – Сахаджа Самадхи, когда ум укоренен в недвойственности без усилий, когда мир воспринимается как единое целое без оценок и разделений, но в тоже время сознание человека настолько гибко, а ум свободен от разделений, что он способен пребывать в физической реальности, общаться с обычными людьми, вести обычную жизнь, при этом не теряя осознанности. Он в мире, но этим миром не обусловлен, и в любой момент может сменить реальность или уйти в недвойственность. Такие просветленные обычно имеют огромную силу влияния на окружающее пространство и умы людей, только своим присутствием меняя и преображая реальность. Уровень Сахаджа Самадхи уже не рушим.

Наивысший уровень самадхи – Саруба самадхи или Великий Переход, трансформация физического тела в тело Света или тело Славы, когда все элементы, из которых состоит грубое физическое тело трансформируются в бессмертное световое тело, называемое Пранава Дехам. Когда союз Шивы и Шакти дает начало новому миру, в котором нет уже разделения, а, следовательно, нет боли, страданий и потерь.

Автор статьи — Лариса Семиколенова
Помощь в редактировании и публикации материала — Сергей Чернов

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

Источник