Ким новак в головокружении 1958

Ким новак в головокружении 1958 thumbnail

https://ria.ru/20130511/820269634.html

6 хичкоковских блондинок: жертва №1 Ким Новак

6 хичкоковских блондинок: жертва №1 Ким Новак

На этой неделе исполнилось 55 лет со дня премьеры знаменитого “Головокружения” Альфреда Хичкока – первыми очередную картину мастера саспенса 9 мая 1958 года увидели жители Сан-Франциско. Это сегодня “Головокружение” возглавляет список величайших фильмов, а полвека назад критики считали его “середнячком” и называли затянутым, неправдоподобным и пессимистичным. Однако работа Хичкока не могла не вызвать интерес публики – не в последнюю очередь благодаря очередной платиновой красавице Ким Новак, которая в ряду хичкоковских блондинок занимает особое место. Проект Weekend РИА Новости решил вспомнить каждую из муз великого Хича, который сначала делал своих актрис суперзвездами, а потом с упоением доводил до исступления на экране и в жизни. “Блондинки – самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги”, – авторитетно замечал Хичкок.

2013-05-11T10:30

2013-05-11T10:30

2013-09-18T21:03

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/sharing/article/820269634.jpg?8202474651379523823

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2013

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

10:30 11.05.2013 (обновлено: 21:03 18.09.2013)

На этой неделе исполнилось 55 лет со дня премьеры знаменитого “Головокружения” Альфреда Хичкока – первыми очередную картину мастера саспенса 9 мая 1958 года увидели жители Сан-Франциско. Это сегодня “Головокружение” возглавляет список величайших фильмов, а полвека назад критики считали его “середнячком” и называли затянутым, неправдоподобным и пессимистичным. Однако работа Хичкока не могла не вызвать интерес публики – не в последнюю очередь благодаря очередной платиновой красавице Ким Новак, которая в ряду хичкоковских блондинок занимает особое место. Проект Weekend РИА Новости решил вспомнить каждую из муз великого Хича, который сначала делал своих актрис суперзвездами, а потом с упоением доводил до исступления на экране и в жизни. “Блондинки – самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги”, – авторитетно замечал Хичкок.

На этой неделе исполнилось 55 лет со дня премьеры знаменитого “Головокружения” Альфреда Хичкока – первыми очередную картину мастера саспенса 9 мая 1958 года увидели жители Сан-Франциско. Это сегодня “Головокружение” возглавляет список величайших фильмов, а полвека назад критики считали его “середнячком” и называли затянутым, неправдоподобным и пессимистичным. Однако работа Хичкока не могла не вызвать интерес публики – не в последнюю очередь благодаря очередной платиновой красавице Ким Новак, которая в ряду хичкоковских блондинок занимает особое место. Проект Weekend РИА Новости решил вспомнить каждую из муз великого Хича, который сначала делал своих актрис суперзвездами, а потом с упоением доводил до исступления на экране и в жизни. “Блондинки – самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги”, – авторитетно замечал Хичкок.

К моменту съемок Vertigo (англоязычное название фильма) выражение “хичкоковская блондинка” стало нарицательным – в этой роли уже побывали и Ингрид Бергман, и Грейс Келли, и Вера Майлз. Последнюю Хичкок хотел снять и в “Головокружении”, однако Майлз, сыгравшая у него в “Не том человеке”, забеременела, – студия и режиссер были вынуждены искать ей замену. Руководство Columbia Pictures остановилось на кандидатуре своенравной чешки Ким Новак, буквально навязав ее Хичкоку, явно желавшему видеть в своем фильме другую актрису. В этом была своеобразная ирония: случилось так, что жизненные обстоятельства, заставлявшие Новак чувствовать себя скованно, перекликались с экранным нарративом и, по мнению критиков, даже помогли актрисе так убедительно воплотить образ – а точнее, два образа.

Сюжет Vertigo спустя 55 лет после его создания знаком почти каждому. Детектив Джон “Скотти” Фергюсон (Джеймс Стюарт) после смерти напарника подает в отставку – его начинает мучить страх высоты и головокружение. Приятель Скотти Гэвин просит его проследить за своей женой, утонченной блондинкой Мадлен (Ким Новак), которая неосознанно подражает прабабушке, покончившей с собой в возрасте 26 лет. Именно столько сейчас и Мадлен, и Гэвин почти уверен, что без присмотра детектива с ней случится беда. Вскоре Скотти спасает Мадлен от самоубийства и влюбляется в нее. Однако девушка все же погибает, спрыгнув с колокольни высокой башни, куда Скотти из-за страха высоты не смог за ней подняться. Тоскуя по возлюбленной, Фергюсон посещает места, где бывала Мадлен, и однажды встречает Джуди Бартон (также Ким Новак) – простоватую брюнетку, поразительно на нее похожую. Вскоре Скотти предстоит понять, что Джуди, из которой он старательно пытается “вылепить” Мадлен, и есть его возлюбленная, а также узнать о преступлении, о котором он и не подозревал. В финале Скотти и Джуди поднимаются на ту же башню, однако появившаяся из темноты монахиня пугает девушку, и та случайно падает из окна колокольни.

Разногласия со своей новой блондинкой у Хичкока начались еще до старта съемок. Режиссер, который тщательно продумывал все детали образа главной героини, начиная с прически и заканчивая походкой, хотел видеть на экране свой идеал – миниатюрную актрису с холодной красотой и скрытой сексуальностью, не заявляющей о себе слишком навязчиво (в роли хичкоковской блондинки невозможно представить, к примеру, Мэрилин Монро). По мнению режиссера, именно такой образ мог помочь в создании идеального саспенса. Новак, пришедшую на площадку в узком свитере на голое тело, Хичкок, по словам свидетелей, встретил с каменным лицом. К тому же, актрисе вздумалось обсудить с режиссером внешний вид и мотивацию своей героини и привнести в образ собственные идеи. Это было абсолютно непозволительно в разговоре с мэтром, однажды обронившим фразу о том, что “с актерами нужно обращаться, как со скотом”.

“Мисс Новак явилась на площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу… Я зашел к ней в гримерную и объяснил свое представление о платьях и прическах, которые обдумывал несколько месяцев. Я добавил также, что меня интересует не фабула, а визуальная интерпретация истории”, – рассказывал Хичкок французскому режиссеру Франсуа Трюффо.

Читайте также:  Сильное головокружение и тошнота причины у женщин

“Когда актер хочет обсудить со мной своего персонажа, я говорю: “Это есть в сценарии”. Если он продолжает: “Но какова же моя мотивация?”, я говорю: “Ваш гонорар”.

На этом авторитарный Хич был намерен завершить диалог с Новак.

“Конечно, я не была великой актрисой, но я могла вдохнуть жизнь в мою героиню, потому что у нас было много общего. Она была так же ранима, как и я сама в то время”, – признавалась сама Ким, впредь не смевшая перечить полноправному хозяину съемочной площадки, каковым Хичкок был на съемках каждого своего фильма. Возможно, именно это и пошло на пользу всей картине, в которой Новак выглядит органично в таких разных образах – изысканной, но скованной и немного запуганной Мадлен, и Джуди, готовой на все, чтобы понравиться Скотти, который (как и Хичкок) хотел видеть на ее месте другую.

“Актриса, которую мы видим на экране – явная заместительница, но сам акт замены усиливает звучание фильма, ибо составляет и его основную тему: мужчина, все еще влюбленный в женщину, которую считает умершей, пытается возродить ее облик в похожей на нее девушке… Во время чествования Хичкока в Нью-Йорке в 1974 году, сидя рядом с Грейс Келли и глядя на экран, где в эту минуту Джеймс Стюарт пытается уложить в комель волосы Ким Новак, я вдруг понял, насколько более хитро закручено “Головокружение”, чем кажется: режиссер вынудил заместительницу имитировать ту актрису, которую первоначально определил на эту роль”, – писал позже Франсуа Трюффо.

Ким новак в головокружении 1958

© AFP

Американская актриса Ким Новак

Несмотря на несоответствие актрисы режиссерскому идеалу героини, именно в “Головокружении”, по мнению некоторых критиков, женский образ стал настоящим фетишем. Журналист Молли Хаскелл писала, что Хичкок сознательно сделал Джуди брюнеткой – в сцене, где по настоянию Скотти девушку перекрашивают в блондинку, была призвана подчеркнуть большую привлекательность светловолосых девушек и их успех у мужчин.

Было ли пренебрежительное отношение режиссера к актрисе частью его воспитательной политики, сформировавшей необходимый экранный образ – вопрос открытый, однако спустя много лет после Vertigo Хичкок по-прежнему не упускал случая отпустить колкость в адрес Ким Новак.

“Она была такой вульгарной, у нее были такие полные губы, такие толстые ноги, такая большая, обтянутая свитером, лишенная малейших признаков бюстгальтера грудь!.. Кажется, что она способна на многое… но увы, только кажется”, – резюмировал он.

Как бы то ни было, “Головокружение” стало единственным фильмом Хичкока с Ким Новак, и самым значительным в карьере актрисы. Смерть Мэрилин Монро в 1962 году стала для нее большим потрясением – Новак восприняла ее как жертву голливудскому лоску и гламуру, который, по ее убеждению, того не стоил. Немалую роль здесь, надо полагать, сыграло и сотрудничество с Хичкоком, после которого Новак стала отказываться от ролей, голливудским страстям предпочтя тихую жизнь с мужем.

Подготовила Белла Адцеева

Продолжение следует…

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Новак.

Ким Новак (англ. Kim Novak, урождённая Мэрилин Полин Новак (англ. Marilyn Pauline Novak), род. 13 февраля 1933) — американская актриса, наиболее известная своей ролью в триллере Альфреда Хичкока «Головокружение» (1958).

Биография[править | править код]

Мэрилин Новак родилась в Чикаго 13 февраля 1933 года в семье чешских иммигрантов[5][6]. Она обучалась сначала в средней школе, а затем была зачислена в Институт искусств в Чикаго[7]. После его окончания Новак сменила много различных подсобных работ, прежде чем переехала в Лос-Анджелес, где стала моделью.

В 1954 году Новак впервые появилась в кино в эпизодической роли. Вскоре её заметил один из агентов «Columbia Pictures» и Новак подписала шестимесячный контракт с этой студией[8]. На студии было решено изменить её имя на Ким, чтобы не возникало путаницы с Мэрилин Монро. Новак долго сопротивлялась, но не могла с этим ничего сделать. На студии также было решено, чтобы она сбросила вес и прошла курсы актёрского мастерства, для того чтобы из неё сделать замену уже уходящей на второй план Риты Хейворт.

Первые же её роли в кино стали очень популярными и у Ким вскоре появилось много фанатов, которые желали видеть её в новых фильмах. В 1955 году Ким стала обладательницей премии «Золотой глобус» за роль Мадж Оуэнс в фильме «Пикник», как Самый многообещающий новичок в кино. Эта же роль принесла ей номинацию на премию «BAFTA», как Лучшей иностранной актрисе. Следующим успешным фильмом Новак стал «Человек с золотой рукой» (1955), где главную роль исполнил Фрэнк Синатра. Вместе с ним она снялась ещё в фильме «Приятель Джоуи», который вышел на экраны двумя годами позже. К этому году Ким стала настолько популярной, что 29 июля 1957 года её фотография была опубликована на обложке журнала «Time». В 1958 году Ким, вместе с Джеймсом Стюартом, снялась в главной роли в классическом триллере Альфреда Хичкока «Головокружение». Первоначально на эту роль Хичкок хотел взять Веру Майлз, но та была вынуждена отказаться из-за беременности. Ким сыграла в фильме две роли — одержимую блондинку Мадлен Элстер и продавщицу Джуди Бартон. После успеха в «Головокружении» Новак появилась вместе с Джеймсом Стюартом и Джеком Леммоном в фильме «Колокол, книга и свеча» (1958), который провалился в прокате.

С началом 1960-х годов карьера Ким стала идти на спад, из-за того что она стала отказываться от многих примечательных ролей в кино. Наиболее знаменитые её роли того времени были в фильмах «Мальчики отправляются гулять» (1962), «Бремя страстей человеческих» (1964), «Поцелуй меня, глупенький» (1964) и «Любовные приключения Молл Флэндерс» (1965). Начиная с 1970-х годов Новак почти перестала сниматься, появившись в последующие годы лишь в нескольких фильмах и сыграв пару ролей на телевидении. Последний раз на большом экране Ким Новак могла появиться в 1991 году в фильме «Либестраум», но зрители так и не увидели её в фильме, из-за того что кадры с ней были вырезаны после её конфликта с режиссёром.

Читайте также:  Несистемное головокружение лечение диагноз

В 1995 году Ким заняла 92 место в списке 100 самых сексуальных звёзд в истории в кино в журнале «Empire». В 1997 году на Международном берлинском кинофестивале Новак была вручена почётная статуэтка «Золотого медведя».Ким Новак также является обладательницей именной звезды на Голливудской аллее славы.

Ким дважды была замужем. Её первым мужем был английский актёр Ричард Джонсон (1965—1966). В 1976 году она вышла замуж за ветеринара доктора Роберта Маллоя, с которым остаётся вместе по сей день.

Фильмография[править | править код]

Награды[править | править код]

  • Золотой глобус 1955 — «Лучшая начинающая актриса»
  • Золотой медведь 1997 — Почётная премия Берлинского кинофестиваля

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Ким Новак

Источник

Запуск и драматургия: тема одержимости, перенос развязки и революционные титры

Альфред Хичкок долго присматривался к произведениям тандема писателей Пьера Буало и Тома Нарсежака. Сначала он хотел экранизировать их роман «Та, которой не стало», но его опередил Анри-Жорж Клузо (которого, между прочим, часто называют «французским Хичкоком») с фильмом «Дьяволицы». Тогда Хичкок обратился к другой книге — «Из мира мертвых». По словам режиссера, в этом произведении его «увлекли попытки героя воссоздать образ мертвой женщины с помощью другой, живой». Сценарную адаптацию писали несколько авторов, и только третий ее вариант, в котором большое внимание уделялось пространству действия, Сан-Франциско, устроил режиссера. Также в фильме появилась героиня Мидж, подруга главного героя.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Но самым глобальным (и новаторским) в плане драматургии изменением стало смещение развязки. Причем это решение далось тяжелее всего и окончательно было принято лишь в последний момент постпродакшна. В книге мы узнаем, что самоубийство главной героини было постановкой, лишь в финале, как и полагается традиционно. В фильме же это раскрывается после двух третей повествования — через неотправленное письмо героини.

Это смещение позволило Хичкоку в третьем акте глубже раскрыть внутренние сомнения героини и, собственно, ключевую заинтересовавшую его тему страсти мужчины к женщине, которую он считает мертвой. Кроме того Хичкок как мастер саспенса рассчитал, что напряжение может быть сильнее, когда зрителю известно больше, чем главному герою. Да и вообще, как известно, Хичкок придерживался формулы «саспенс вместо сюрприза».

Впрочем, после предварительных показов режиссер убрал сцену, объясняющую ложность «самоубийства», подумав, что так разрушается основная интрига, но продюсеры настояли на первоначальном решении. И оказались правы — интриги в фильме меньше не стало, а вот психологической глубины прибавилось.

Заметим, что вскоре Хичкок повторит подобное решение в еще более радикальной форме. В «Психо» основная сюжетная линия (во всяком случае, кажущаяся таковой) будет прервана и вовсе в первой трети повествования.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

«Головокружение» произвел миниреволюцию в области искусства вступительных титров. Над ними работал графический дизайнер Сол Басс. Титры, совмещающие кино и анимацию, по сути, выполняют драматургическую функцию. Они не только создают атмосферу, но и вводят ключевые символические мотивы фильма: спирали, глаза, ощущение падения, одержимость женщиной. Примечательно, что позже Басс создал в приблизительно той же стилистике титры и для ряда других картин: например, для «Казино» Мартина Скорсезе.
 

Кастинг: «простой американец» и «хичкоковская блондинка»

«Головокружение» — характерный для «классического периода» Хичкока фильм в плане актерского состава. Главная мужская роль, полицейского в отставке Скотти, досталась Джеймсу Стюарту, до этого уже снимавшемуся в «Веревке», «Окне во двор» и «Человеке, который слишком много знал». Хичкок ценил в Стюарте образ простого американца, с которым зрителю легко было себя ассоциировать, а также его готовность выполнять на площадке любые указания. Любопытно, что позже, говоря о не слишком выдающемся прокате «Головокружения», Франсуа Трюффо среди причин называл возраст и выход из моды Стюарта.

Джеймс Стюарт в фильме «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Джеймс Стюарт в фильме «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Сложнее оказалось с выбором исполнительницы главной роли. Образ одной из самых ярких «хичкоковских блондинок» воплотила Ким Новак. Но изначально режиссер готовил роль для Веры Майлз, с которой уже работал в фильме «Не тот человек» (а позже задействует ее в «Психо»). Ей даже подобрали костюмы, но участию Майлз помешала беременность.

Тогда Хичкок пригласил Новак. Об этом решении режиссер, судя по всему, сожалел. Не только из-за того, что отношения с актрисой как на площадке, так и вне нее были несколько натянутыми. Как считает Новак, Хичкок продумывал фильм под Майлз, а другая актриса неминуемо разрушала уже продуманное. Тем не менее Франсуа Трюффо находил, что такая коллизия перекликается с сюжетом фильма, а потому только наполняет его особым смыслом: «Актриса, которую мы видим на экране — явная заместительница, но сам акт замены усиливает звучание фильма, ибо составляет и его основную тему: мужчина, все еще влюбленный в женщину, которую считает умершей, пытается возродить ее облик в похожей на нее девушке».

Альфред Хичкок и Ким Новак на съемках фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Альфред Хичкок и Ким Новак на съемках фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Да и вообще надо отдать Новак должное. В фильме она, по сути, исполняет две роли, причем обе сложные: девушку Джуди в третьем акте и снова Джуди, но притворяющуюся другим человеком — в первых двух актах. И, кстати, Майлз в «Головокружении» все-таки появляется — с нее художник Джон Феррен писал женский портрет, которым заворожена главная героиня.
 

Локации и декорации: поэзия Сан-Франциско

Съемки фильма начались в сентябре 1957 года в Сан-Франциско и закончились в декабре в павильоне в Лос-Анджелесе. «Головокружение» — одна из тех картин, про которые говорят, что место действия в них — полноценный герой. Сан-Франциско и его окрестности здесь показаны не просто во всей красе, но и возведены до уровня символического пространства.

Читайте также:  Давит в грудной клетке и головокружение

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Среди наиболее примечательных локаций, в которых работала группа, можно отметить залив Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона, Дворец изящных искусств, мост Золотые Ворота, отель «Эмпайр» (ныне даже переименованный в отель «Вертиго»), ресторан Эрни (ныне закрытый) и испанскую миссию с церковью Сан-Хуан Баутиста.

Последняя, кстати, создала группе некоторые проблемы. За время, прошедшее между поиском локаций и съемками, на территории миссии была снесена колокольня. Воссоздавать ее пришлось с помощью эффекта «блуждающей маски». Сначала были отсняты кадры, на которых необходимые участки скрывались за светонепроницаемой заслонкой. Затем был снят макет колокольни. А далее два кадра объединялись.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Сцена в лесу в действительности снималась не в национальном заповеднике Мьюирский лес, находящемся близ Сан-Франциско, а в не менее впечатляющем парке Биг Бейсин Редвудс в Калифорнии.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Если на натурные сцены ушло шестнадцать смен, то в павильоне Paramount группа провела два месяца. Хичкок вообще предпочитал работать в студии, поскольку так чувствовал больший контроль над ситуацией. Всего художник-постановщик Генри Бамстед сделал для фильма пятьдесят декораций, и, кстати, за свою работу был номинирован на «Оскар».
 

Визуальный стиль: фильтры, рир-проекция, субъективная камера и долли-зум

«Головокружение» стало шестым фильмом Хичкока, снятым в цвете, и обозначило новую планку мастерства режиссера в этой сфере. Например, Хичкок здесь использует цвет для создания атмосферы, характеристики персонажей, их состояния и индивидуального видения. Вспомним серый костюм героини Ким Новак (который, кстати, стал камнем преткновения между актрисой и режиссером). Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд настаивали на сером костюме, считая его максимально не подходящим блондинке Новак. Таким образом подчеркивалось, что ее персонаж как бы находится не на своем месте.

Другим важным цветом, характеризующим героиню, становится зеленый (в обоих образах, и Мадлен, и Джуди, героиня впервые появляется в фильме в зеленых платьях). Как мы знаем, таким цветом в кино часто маркируют нечто чистое и свежее, но также таинственное и/или зловещее, а героев действительно не ждет ничего хорошего. Для некоторых сцен авторы использовали зеленые фильтры, создававшие эффект легкого тумана, чтобы, словами Хичкока, придать главной героине «романтическое очарование».
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Во многом благодаря цвету, а также использованию субъективной камеры, хрестоматийной стала сцена автомобильной слежки. Главный герой преследует зеленый автомобиль, который постепенно начинает мешаться с другими автомобилями такого же цвета, из-за чего, кстати, фильм снова может вызвать у зрителя ощущение головокружения.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Работа авторов с тенью также носит смысловую нагрузку. Приведем пример кадра, где мы видим Джуди в комнате, освещенной зеленым (опять этот цвет) неоном. Свет и тень делят ее лицо пополам, напоминая о зловещем дуализме образа. Та же идея проводится в периодически встречающихся мизансценах с зеркалами.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Еще одним способом подчеркнуть романтическое восприятие героем возлюбленной стала рир-проекция. Она использовалась в сцене поцелуя Мадлен и Скотти, где героев окружал фон с меняющимся изображением (от комнаты Мадлен к двору церкви). Чтобы создать эффект кружения, актеров располагали на круговую вращающуюся платформу. Сложность состояла в том, чтобы скоординировать движение камеры и движение платформы. При этом нужно было учитывать, что актеры долго кружиться не могли — естественным образом начинались тошнота и головокружение.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Примечательный визуальный лейтмотив — субъективная камера. Хичкок преследует цель максимально погрузить нас во внутренний опыт героев, поэтому то и дело выстраивает кадр так, словно бы мы видим происходящее от лица персонажа. С этим подходом связано первое в истории кино использование приема долли-зум, который во всем мире также известен, как Vertigo Effect (от англоязычного названия фильма) или Hitchcock Zoom (в России его еще называют транстрав).

Эта операторская техника предполагает комбинацию поступательного движения камеры и трансфокации с помощью зум-объектива в противофазе, благодаря чему точка зрения остается неизменной, но меняется перспектива. Хичкок таким способом хотел передать эффект головокружения, которое главный герой испытывал из-за боязни высоты.

Идея возникла у режиссера еще в начале 1940-х во время работы над «Ребеккой», однако тогда реализовать ее не было возможности. И на «Головокружении» технически задача решалась довольно сложно. Кадр — субъективный взгляд с вершины колокольни вниз — требовал использования подъемника и стоил слишком дорого. Поэтому от вертикальной съемки решено было отказаться в пользу макета лестницы, который располагался горизонтально. Камера отъезжала на тележке, тогда как оптический зум, наоборот, приближался.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Одна из известнейших сцен фильма — кошмарный сон Скотти. Последние части эпизода создавались тоже с помощью эффекта «блуждающей маски», позволившей совместить крупный план Стюарта с абстрактным фоном, а также падающий силуэт и крышу церкви. Абстрактный фон вдохновило полотно английского художника Кристофера Невинсона Bursting Shell, на котором показан взрыв глазами жертвы.
 

Музыка Бернарда Херрманна

Саундтрек из фильма «Головокружение» (1958)

Примечательно «Головокружение» и своим саундтреком. Над ним работал частый соавтор Хичкока Бернард Херрманн. Музыку он писал, находясь под впечатлением от «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Выбор источника вдохновения был неслучайным. Композитор говорил, что «это тоже история об обреченной любви». Ключевая тема, построенная на зацикливании в различных вариациях одного мотива, идеально подчеркнула главную для фильма тему одержимости. В остальном в фильме перемежаются гнетущие и романтичные оркестровки и темы, явно созданные под влиянием испанской традиции. Музыкальное решение с использованием высоких диссонансных аккордов, используемое в моменты приступов головокружения главного героя, оказалось столь примечательным в истории киномузыки, что даже получило особое название Vertigo Chord.
 

Обложка: кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Universal Studios

Источник