Как на руси лечили головную боль
На протяжении веков причины головных болей оставались неясными, и даже самые великие врачи прошлого, пытаясь прояснить данную проблему, выдвигали любопытные предположения о появлении этого недомогания. В результате применялись редко полезные, часто отвратительные, а иногда и садистские методы лечения пациента. Сегодня все намного лучше, но и сейчас головная боль еще не полностью исследована и побеждена.
Миллионы лет назад считалось, что причиной головных болей были демоны (о древних языческих богах и демонах здесь на history-thema.com есть статья в рубрике “фотофакты”). Многие ассирийско-вавилонские тексты, датированные примерно 1500 годом до нашей эры проклинали «демона головы».
Чтобы исцелиться от головной боли, древние египтяне прибегали к магическим формулам. В самых серьезных случаях они отваживались на трепанацию черепа для того, чтобы «злые духи» вышли из головы больного. Эта операция проводилась и в Средневековье.
Применялись также более щадящие методы: прикрепление маленького глиняного крокодила к голове пациента или использование чудодейственных мазей. В Медицинском папирусе Эберса (ок. 1550 г. до н. э.) рекомендовалось приготовить в масле голову сома, и мазью, полученной таким образом, в течение четырех дней смазывать голову больного.
Доктором будущего можно назвать Гиппократа из Кос (V в. до н.э.). Этот древнегреческий врач был первым, кто описал нарушения зрения, которые иногда предшествуют наступлению мигрени. В качестве средства защиты Гиппократ предложил использовать горький порошок, извлеченный из коры ивы. Интуиция в данном случае была более чем точной: много веков спустя в фармакологии начали говорить о салицилатах (противовоспалительных препаратах), предшественниках современного аспирина.
Однако для того, чтобы вылечить мигрень, на протяжении многих веков практиковалась так называемая «гуморальная теория», сформированная тем же Гиппократом, которая видела каждое изменение здоровья человека как дисбаланс между четырьмя «телесными соками»: крови, желчи (черной и желтой) и слизи (флегмы).
Мигрень считалась последствием избытка желтой или черной желчи, накапливающейся в печени, крови и желудке. Поэтому для лечения рекомендовалось использовать слабительные, чтобы освободить желудок и кишечник от избыточной желчи и солей. Таким образом «очищались» печень и кровь.
В XVII веке английский анатом Томас Уиллис (1621-1675) предположил, что головная боль рождается из-за «пробок» в мозговых кровеносных сосудах, а они появляются по самым разным причинам (холод, слишком много солнца, выпивка). Причем, головная боль сопровождалась такими симптомами, как сильный голод, тошнота и рвота, полиурия (обильное мочеиспускание). В результате больным запрещались «вино, пряное мясо, ванны, сексуальные отношения». В принципе, с симптоматикой анатом не ошибся, но вот лечение… Согласились бы вы лечить боль в висках или затылке клизмами и коктейлем из сока многоножки и моли?
С появлением биохимии и прогресса в знании нервной системы, к счастью, все изменилось, и медицина добилась значительных успехов в войне против мигрени. В 1988 году Международное общество головной боли (IHS) опубликовало классификацию возможных типов головной боли (определено 12 категорий). Постоянно проводится множество исследований, чтобы, наконец, полностью расшифровать причины недомогания и победить его.
7 100
Источник
СамÑе неожиданнÑе ÑÑаÑиннÑе ÑеÑепÑÑ Ð»ÐµÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ боли
ÐеÑевÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ ÑнÑÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½ÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ñ
ÐеÑевÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¸ÑаÑÑ Ð´ÑÑнÑÑ ÑнеÑÐ³Ð¸Ñ Ð¸ наделÑÑÑ Ñилой.
ÐодойдиÑе к одиноко ÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÐµÐ²Ñ – оÑине, ели либо ÑополÑ, коÑоÑÑе впиÑÑваÑÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ ÑнеÑгиÑ, и попÑоÑиÑе его ÑнÑÑÑ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑнÑÑ ÑнеÑгиÑ: «ÐÑина, Ñними Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ, пожалÑйÑÑа, оÑÑиÑаÑелÑнÑÑ ÑнеÑгиÑ».
ÐоÑÑойÑе возле ваÑего «докÑоÑа» 5-8 мин на ÑаÑÑÑоÑнии до 0,5 м. ÐоÑле ÑÑого подойдиÑе к Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· оÑделÑно ÑÑоÑÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑевÑев – дÑбÑ, ÑоÑне, акаÑии, можно к ÑÑе, пÑиÑлониÑеÑÑ Ñпиной. ÐÑи деÑевÑÑ Ð¾ÑдаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑÑ ÑнеÑгиÑ. ÐопÑоÑиÑе Ñак: «ÐÑб, дай мне, пожалÑйÑÑа, положиÑелÑной ÑнеÑгии». ÐоÑÑойÑе еÑе 10-15 мин.
ÐÑли Ð²Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑе в ÑÑепи, можно полÑзоваÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÐµÑеÑнÑми ÑÑезами ÑÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑевÑев, Ñо еÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ñками. ÐиамеÑÑ ÑÑеза (веÑки) – Ð¾Ñ 8 до 10 Ñм, ÑолÑина ÑÑеза – до 1 Ñм. ÐлаÑки оÑинÑ, ели, ÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¸ÑаÑÑ Ð½ÐµÐ½ÑжнÑÑ ÑнеÑгиÑ, а плаÑки дÑба, ÑоÑнÑ, акаÑии оÑдаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑÑ ÑнеÑгиÑ. Ðоложив плаÑÐºÑ ÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ð½Ð° Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð½Ð° 3-5 мин, попÑоÑиÑе, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ñ ÑнÑл оÑÑиÑаÑелÑнÑÑ ÑнеÑгиÑ. ÐлаÑÐºÑ ÑоÑнÑ, дÑба, акаÑии на 10 мин положиÑе на Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¸ попÑоÑиÑе Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÑÑдиÑÑ Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑной ÑнеÑгией. Такими плаÑками можно ÑнимаÑÑ Ñебе лÑбÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ñ, не ÑолÑко головнÑÑ.
ÐоÑÑÑий Ñай и ÑÐ°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¾Ð¶ÐºÐ° помогаÑÑ Ð¿Ñи головной боли
ÐÑо необÑÑное ÑÑедÑÑво из леÑебника 1890 года. ÐÑли наÑинаеÑÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñ, пÑигоÑовÑÑе ÑÑакан гоÑÑÑего ÑаÑ, нагÑейÑе в нем ÑайнÑÑ Ð»Ð¾Ð¶ÐºÑ Ð¸ пÑиложиÑе ее к кÑÑÐ»Ñ Ð½Ð¾Ñа Ñ Ñой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ, коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ð¾Ð»Ð¸Ñ. ÐÑÑÑваÑÑÑÑ Ð»Ð¾Ð¶ÐºÑ ÐµÑе Ñаз ÑогÑейÑе и Ñнова пÑиложиÑе. ÐаÑем гоÑÑÑÑÑ ÑайнÑÑ Ð»Ð¾Ð¶ÐºÑ Ð¿ÑиложиÑе к моÑке ÑÑ Ð° Ñ Ñой же ÑÑоÑонÑ. ÐагÑейÑе конÑики палÑÑев ÑÑк о гоÑÑÑий ÑÑакан Ñ Ñаем. ÐÐ¾Ð»Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° пÑойÑи, ÑепеÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ñпокойно вÑпиÑÑ ÑаÑ.
ÐаÑÑоÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð´Ð¸ÐµÑа
ÐÑли Ð²Ð°Ñ ÑаÑÑо мÑÑаÑÑ Ð¼Ð¸Ð³Ñени, 1 кг каÑÑоÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÑиÑÑиÑе, ÑваÑиÑе без Ñоли. СлейÑе водÑ, а каÑÑоÑÐµÐ»Ñ ÐµÑÑÑе без Ñоли ÑелÑй денÑ, Ð¾Ð±Ð¼Ð°ÐºÐ¸Ð²Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ в ÑÐ°Ñ Ð°Ñ. ÐиÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑзÑ: неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° болÑÑÑÑ Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ, надо поÑеÑпеÑÑ Ð´Ð¾ ÑÑÑа. ÐÑе Ñаз повÑоÑиÑе пÑоÑедÑÑÑ ÑеÑез меÑÑÑ.
ÐеÑезовÑй Ð²ÐµÐ½ÐµÑ Ð¿Ñи головной боли
ÐÑли Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñ Ð½Ð°ÑÑигла Ð²Ð°Ñ Ð² Ñеплое вÑÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°, идиÑе в Ð»ÐµÑ Ð¸ наломайÑе ÑÐ²ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð²ÐµÑок беÑезÑ.
СплеÑиÑе венок из неÑколÑÐºÐ¸Ñ ÑÐ¾Ð½ÐºÐ¸Ñ Ð²ÐµÑок, наденÑÑе на Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¸ ноÑиÑе, пока Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñ Ð½Ðµ пÑойдеÑ.
Соки – здоÑовÑÑ Ð¸ÑÑоки помогаÑÑ Ð»ÐµÑиÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½ÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ñ
РнаÑодной медиÑине пÑи головной боли пÑименÑÑÑ Ñвежие ÑÐ³Ð¾Ð´Ñ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñники Ñадовой или бÑÑÑники, а Ñакже Ñвежий Ñок ÐºÐ°Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð¾Ð±Ñкновенной. Сок ÑеÑной ÑмоÑÐ¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð¸ каÑÑоÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¿Ð¾ 1/4 ÑÑакана 3 Ñаза в денÑ. ÐапÑÑÑнÑй Ñок пÑÑÑ Ð² Ñеплом виде по 0,5 ÑÑакана поÑле ÐµÐ´Ñ 2-3 Ñаза в денÑ.
Источник
Устранить головную боль может каждый, при этом необязательно использовать обезболивающие средства. Зная об эффективных методах снятия болевых ощущений, можно убрать их самостоятельно без лекарств.
Для начала необходимо полностью абстрагироваться от посторонних дел, сосредоточить внимание на цели.
Рассмотрим основные способы, как снять головную боль, не прибегая к использованию таблеток:
- Расположите левую ладонь на области затылка, правую поместите на солнечное сплетение. Удобно устройтесь, сидя на диване: пребывайте в данном состоянии 15 минут.
- Туго перевяжите голову шарфом, полежите 10 минут.
- Некоторым людям помогает музыка, снимающая симптомы боли. Для этого подойдет плавная и размеренная мелодия, не содержащая резких шумов.
- Если в медицинской карте не стоит диагноз, запрещающий применение сахара – стоит выпить крепкий сладкий чай с долькой лимона.
- В домашних условиях рекомендовано нажимать на различные точки для успокоения болевых ощущений.
Указательным пальцем надавливайте на промежуток между верхней губой и носом там, где находятся передние зубы. Методика устранения боли точечным массажем часто рекомендуется врачами. - Приступ мигрени помогает устранить луковица. Ее необходимо разрезать пополам и приложить к вискам.
Пользуясь подобными народными средствами можно легко снять болевые ощущения, не применяя анальгин. - Неврологические исследования показали, что секс отлично убирает боль в голове, положительно воздействуя на организм человека.
Откажитесь от использования антидепрессантов, лучше обратите внимание на указанные советы. Если метод не помогает – стоит попробовать следующий, подбирая свой способ.
Как убрать сильную головную боль без таблеток при беременности?
Даже в лучший период жизни женщины головная боль способна испортить настроение и работоспособность.
Вынашивание плода подразумевает ограниченный прием таблеток, поэтому частое устранение боли лекарствами не подходит.
Обратите внимание! Быстро снять боли помогает здоровый и крепкий сон. Если будущая мама будет соблюдать режим дня – болевые ощущения исчезнут.
Рассмотрим основные способы снятия болей в голове при беременности, не применяя препаратов медицины:
Прогулки на свежем воздухе | Они помогут избежать напряжения и чрезмерной усталости. Кормящей маме также полезно находится на улице, и проветривать помещение |
Фиточаи | Снять сильную боль поможет трава. Настой из ромашки или мяты поможет женщине расслабиться. При лактации также рекомендуется употреблять отвары на основе растительных компонентов для отсутствия мигрени |
Ароматерапия | Запах эфирных масел благотворно влияет на нервную систему, а болевые ощущения уходят без следа. Попробуйте оставить каплю масла на висках и затылке – аромат цитрусовых ноток поможет расслабиться |
Массаж | Убрать негативные ощущения можно с помощью массажа: хорошо, если его сделает будущий папа |
Компрессы | Если чувствуется повышенное внутричерепное давление, боль становится пульсирующей – воспользуйтесь компрессами |
Тишина | Главный враг спокойствия – постоянный шум. Восстановите дыхание и спокойно полежите на диване до устранения болей |
При грудном вскармливании стоит отказаться от сильнодействующих средств.
Если народная методика бессильна, врачи рекомендуют применять парацетамол, ибупрофен. Также подойдет лечение препаратом но-шпа.
Как снять головную боль при шейном остеохондрозе?
Приступы болевых ощущений при шейном остеохондрозе практически не уходят даже при использовании лекарственных препаратов.
Врачами была придумана техника устранения ощущений спазмолитиками в сочетании с обезболивающими средствами.
Первое, что важно сделать во время приступа – уложить больного на ровную плоскость и обеспечить ему покой.
После этого можно применять такие методы:
- Массаж затылка и шеи.
- Здоровый и крепкий сон, если приступ имеет психогенную природу.
- Использование препаратов: диклофенак, ибупрофен – только в редких случаях.
- Применение мазей.
- Отвары лопуха и бузины.
- Компрессы из меда.
Перед тем как принимать указанные средства, важно выяснить причину болевых ощущений. При хондрозе лучше уточнить у специалиста актуальность использования народных средств.
В некоторых ситуациях поможет костоправ, который занимается изучением правильного расположения позвонков.
Важно! Данное заболевание лечится только комплексным подходом. Неграмотные действия могут привести к негативным последствиям.
При выполнении массажа стоит делать поглаживающие, плавные и разминающие движения руками. Как только боль утихнет – закутайте шею в шарф и немного полежите.
Лечение головной боли у детей без медикаментов народными средствами
Главная причина болевых ощущений в голове у ребенка – спазм сосудов и замедленное кровоснабжение. В этом случае хорошо помогают умеренные обливания, холодный душ и очищение организма.
Обратите внимание! В зависимости от причины возникновения болей может изменяться способ ее устранения.
Приведем примеры головной боли у детей по разным причинам и способы без медикаментозного устранения:
Гайморит | При гайморите боли характеризуются мигренями, возникают спазмы сосудов. Убрать их помогут промывания носа травами |
Боли при температуре | Сбивая температуру лекарствами, не стоит забывать о народных методах снятия головной боли. Используйте кожуру лимона, чтобы намазать ребенку виски и лоб |
Орви | При простуде хорошо помогает ментоловое масло: оно не только уберет боль, но и будет способствовать устранению заложенности носа |
Гипертония или гипотония | Подобные состояния вызваны определенными заболеваниями. При низком давлении можно успокоить боли благодаря массажу икроножных мышц и кистей рук. При повышенном давлении посоветуйте ребенку принять прохладный душ |
Как убрать головную боль при других симптомах?
Нередко головные боли возникают после перенесенной спинальной анестезии, введенной во время операции.
Ее часто предлагают осуществить в процессе родов или перед осуществлением кесарева сечения. По статистике 30% пациентов после данного наркоза страдают от головных болей.
Избавиться от такой проблемы поможет постельный режим и употребление большого количества жидкости.
Рассмотрим другие случаи головной боли и способы ее снятия:
- Похмелье. После пьянки прийти в себя поможет контрастный душ. Он освежит голову после алкоголя. Для сложных случаев рекомендуется использовать аспирин.
- Стресс. Заменить антидепрессант амитриптилин поможет расслабляющая ванна с морской солью. Во время депрессии хорошо использовать методы психорелаксации.
- Последствия приема лекарств. Некоторые препараты вызывают побочные эффекты в виде указанного симптома.
Например, после употребления сиалиса характерные боли сопровождают мужчину на протяжении дня. В таком случае стоит отказаться от препарата или уменьшить дозировку. - Состояния контузии. После перенесенных травм черепа и головы могут возникать болевые ощущения. Терпеть их нельзя, лучше обратиться за помощью к врачу.
- Метеозависимость. Некоторые люди подвержены влиянию перемены погоды. При метеозависимости необходимо нормализовать процессы кровеносной системы. Для этого употребляют травяные настои из липы, зверобоя, душицы.
- Причиной постоянных болей может стать аденома гипофиза. При наличии такого диагноза лучше обратиться за консультацией к специалисту, не применяя самостоятельно народные средства.
Невропатологи нередко назначают мексидол в уколах для устранения постоянных болей в голове.
Зависимость от препаратов не дает положительных прогнозов, поэтому изначально лучше попробовать щадящие методы.
Полезное видео
Источник
В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.
Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники
Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов
О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.
Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.
В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.
Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне
Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея
Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.
Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.
Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга — эти болезни появлялись от недостатка витаминов.
В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.
Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке
В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.
Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.
Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.
Как Сатана и Бог болезни выпускали
Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.
В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.
В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.
По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.
Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.
Добрая аптека убавит века
Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей
В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.
Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.
Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень.
Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.
Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.
Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.
Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.
Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.
Источник