Головокружение 1958 а хичкок

Головокружение 1958 а хичкок thumbnail

Запуск и драматургия: тема одержимости, перенос развязки и революционные титры

Альфред Хичкок долго присматривался к произведениям тандема писателей Пьера Буало и Тома Нарсежака. Сначала он хотел экранизировать их роман «Та, которой не стало», но его опередил Анри-Жорж Клузо (которого, между прочим, часто называют «французским Хичкоком») с фильмом «Дьяволицы». Тогда Хичкок обратился к другой книге — «Из мира мертвых». По словам режиссера, в этом произведении его «увлекли попытки героя воссоздать образ мертвой женщины с помощью другой, живой». Сценарную адаптацию писали несколько авторов, и только третий ее вариант, в котором большое внимание уделялось пространству действия, Сан-Франциско, устроил режиссера. Также в фильме появилась героиня Мидж, подруга главного героя.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Но самым глобальным (и новаторским) в плане драматургии изменением стало смещение развязки. Причем это решение далось тяжелее всего и окончательно было принято лишь в последний момент постпродакшна. В книге мы узнаем, что самоубийство главной героини было постановкой, лишь в финале, как и полагается традиционно. В фильме же это раскрывается после двух третей повествования — через неотправленное письмо героини.

Это смещение позволило Хичкоку в третьем акте глубже раскрыть внутренние сомнения героини и, собственно, ключевую заинтересовавшую его тему страсти мужчины к женщине, которую он считает мертвой. Кроме того Хичкок как мастер саспенса рассчитал, что напряжение может быть сильнее, когда зрителю известно больше, чем главному герою. Да и вообще, как известно, Хичкок придерживался формулы «саспенс вместо сюрприза».

Впрочем, после предварительных показов режиссер убрал сцену, объясняющую ложность «самоубийства», подумав, что так разрушается основная интрига, но продюсеры настояли на первоначальном решении. И оказались правы — интриги в фильме меньше не стало, а вот психологической глубины прибавилось.

Заметим, что вскоре Хичкок повторит подобное решение в еще более радикальной форме. В «Психо» основная сюжетная линия (во всяком случае, кажущаяся таковой) будет прервана и вовсе в первой трети повествования.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

«Головокружение» произвел миниреволюцию в области искусства вступительных титров. Над ними работал графический дизайнер Сол Басс. Титры, совмещающие кино и анимацию, по сути, выполняют драматургическую функцию. Они не только создают атмосферу, но и вводят ключевые символические мотивы фильма: спирали, глаза, ощущение падения, одержимость женщиной. Примечательно, что позже Басс создал в приблизительно той же стилистике титры и для ряда других картин: например, для «Казино» Мартина Скорсезе.
 

Кастинг: «простой американец» и «хичкоковская блондинка»

«Головокружение» — характерный для «классического периода» Хичкока фильм в плане актерского состава. Главная мужская роль, полицейского в отставке Скотти, досталась Джеймсу Стюарту, до этого уже снимавшемуся в «Веревке», «Окне во двор» и «Человеке, который слишком много знал». Хичкок ценил в Стюарте образ простого американца, с которым зрителю легко было себя ассоциировать, а также его готовность выполнять на площадке любые указания. Любопытно, что позже, говоря о не слишком выдающемся прокате «Головокружения», Франсуа Трюффо среди причин называл возраст и выход из моды Стюарта.

Джеймс Стюарт в фильме «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Джеймс Стюарт в фильме «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Сложнее оказалось с выбором исполнительницы главной роли. Образ одной из самых ярких «хичкоковских блондинок» воплотила Ким Новак. Но изначально режиссер готовил роль для Веры Майлз, с которой уже работал в фильме «Не тот человек» (а позже задействует ее в «Психо»). Ей даже подобрали костюмы, но участию Майлз помешала беременность.

Тогда Хичкок пригласил Новак. Об этом решении режиссер, судя по всему, сожалел. Не только из-за того, что отношения с актрисой как на площадке, так и вне нее были несколько натянутыми. Как считает Новак, Хичкок продумывал фильм под Майлз, а другая актриса неминуемо разрушала уже продуманное. Тем не менее Франсуа Трюффо находил, что такая коллизия перекликается с сюжетом фильма, а потому только наполняет его особым смыслом: «Актриса, которую мы видим на экране — явная заместительница, но сам акт замены усиливает звучание фильма, ибо составляет и его основную тему: мужчина, все еще влюбленный в женщину, которую считает умершей, пытается возродить ее облик в похожей на нее девушке».

Альфред Хичкок и Ким Новак на съемках фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Альфред Хичкок и Ким Новак на съемках фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Да и вообще надо отдать Новак должное. В фильме она, по сути, исполняет две роли, причем обе сложные: девушку Джуди в третьем акте и снова Джуди, но притворяющуюся другим человеком — в первых двух актах. И, кстати, Майлз в «Головокружении» все-таки появляется — с нее художник Джон Феррен писал женский портрет, которым заворожена главная героиня.
 

Локации и декорации: поэзия Сан-Франциско

Съемки фильма начались в сентябре 1957 года в Сан-Франциско и закончились в декабре в павильоне в Лос-Анджелесе. «Головокружение» — одна из тех картин, про которые говорят, что место действия в них — полноценный герой. Сан-Франциско и его окрестности здесь показаны не просто во всей красе, но и возведены до уровня символического пространства.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Среди наиболее примечательных локаций, в которых работала группа, можно отметить залив Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона, Дворец изящных искусств, мост Золотые Ворота, отель «Эмпайр» (ныне даже переименованный в отель «Вертиго»), ресторан Эрни (ныне закрытый) и испанскую миссию с церковью Сан-Хуан Баутиста.

Последняя, кстати, создала группе некоторые проблемы. За время, прошедшее между поиском локаций и съемками, на территории миссии была снесена колокольня. Воссоздавать ее пришлось с помощью эффекта «блуждающей маски». Сначала были отсняты кадры, на которых необходимые участки скрывались за светонепроницаемой заслонкой. Затем был снят макет колокольни. А далее два кадра объединялись.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Сцена в лесу в действительности снималась не в национальном заповеднике Мьюирский лес, находящемся близ Сан-Франциско, а в не менее впечатляющем парке Биг Бейсин Редвудс в Калифорнии.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Если на натурные сцены ушло шестнадцать смен, то в павильоне Paramount группа провела два месяца. Хичкок вообще предпочитал работать в студии, поскольку так чувствовал больший контроль над ситуацией. Всего художник-постановщик Генри Бамстед сделал для фильма пятьдесят декораций, и, кстати, за свою работу был номинирован на «Оскар».
 

Визуальный стиль: фильтры, рир-проекция, субъективная камера и долли-зум

«Головокружение» стало шестым фильмом Хичкока, снятым в цвете, и обозначило новую планку мастерства режиссера в этой сфере. Например, Хичкок здесь использует цвет для создания атмосферы, характеристики персонажей, их состояния и индивидуального видения. Вспомним серый костюм героини Ким Новак (который, кстати, стал камнем преткновения между актрисой и режиссером). Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд настаивали на сером костюме, считая его максимально не подходящим блондинке Новак. Таким образом подчеркивалось, что ее персонаж как бы находится не на своем месте.

Другим важным цветом, характеризующим героиню, становится зеленый (в обоих образах, и Мадлен, и Джуди, героиня впервые появляется в фильме в зеленых платьях). Как мы знаем, таким цветом в кино часто маркируют нечто чистое и свежее, но также таинственное и/или зловещее, а героев действительно не ждет ничего хорошего. Для некоторых сцен авторы использовали зеленые фильтры, создававшие эффект легкого тумана, чтобы, словами Хичкока, придать главной героине «романтическое очарование».
 

Читайте также:  Почему дети часто головокружение

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Во многом благодаря цвету, а также использованию субъективной камеры, хрестоматийной стала сцена автомобильной слежки. Главный герой преследует зеленый автомобиль, который постепенно начинает мешаться с другими автомобилями такого же цвета, из-за чего, кстати, фильм снова может вызвать у зрителя ощущение головокружения.

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Universal Studios

Работа авторов с тенью также носит смысловую нагрузку. Приведем пример кадра, где мы видим Джуди в комнате, освещенной зеленым (опять этот цвет) неоном. Свет и тень делят ее лицо пополам, напоминая о зловещем дуализме образа. Та же идея проводится в периодически встречающихся мизансценах с зеркалами.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Еще одним способом подчеркнуть романтическое восприятие героем возлюбленной стала рир-проекция. Она использовалась в сцене поцелуя Мадлен и Скотти, где героев окружал фон с меняющимся изображением (от комнаты Мадлен к двору церкви). Чтобы создать эффект кружения, актеров располагали на круговую вращающуюся платформу. Сложность состояла в том, чтобы скоординировать движение камеры и движение платформы. При этом нужно было учитывать, что актеры долго кружиться не могли — естественным образом начинались тошнота и головокружение.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Примечательный визуальный лейтмотив — субъективная камера. Хичкок преследует цель максимально погрузить нас во внутренний опыт героев, поэтому то и дело выстраивает кадр так, словно бы мы видим происходящее от лица персонажа. С этим подходом связано первое в истории кино использование приема долли-зум, который во всем мире также известен, как Vertigo Effect (от англоязычного названия фильма) или Hitchcock Zoom (в России его еще называют транстрав).

Эта операторская техника предполагает комбинацию поступательного движения камеры и трансфокации с помощью зум-объектива в противофазе, благодаря чему точка зрения остается неизменной, но меняется перспектива. Хичкок таким способом хотел передать эффект головокружения, которое главный герой испытывал из-за боязни высоты.

Идея возникла у режиссера еще в начале 1940-х во время работы над «Ребеккой», однако тогда реализовать ее не было возможности. И на «Головокружении» технически задача решалась довольно сложно. Кадр — субъективный взгляд с вершины колокольни вниз — требовал использования подъемника и стоил слишком дорого. Поэтому от вертикальной съемки решено было отказаться в пользу макета лестницы, который располагался горизонтально. Камера отъезжала на тележке, тогда как оптический зум, наоборот, приближался.
 

Сцена из фильма «Головокружение» (1958)

Одна из известнейших сцен фильма — кошмарный сон Скотти. Последние части эпизода создавались тоже с помощью эффекта «блуждающей маски», позволившей совместить крупный план Стюарта с абстрактным фоном, а также падающий силуэт и крышу церкви. Абстрактный фон вдохновило полотно английского художника Кристофера Невинсона Bursting Shell, на котором показан взрыв глазами жертвы.
 

Музыка Бернарда Херрманна

Саундтрек из фильма «Головокружение» (1958)

Примечательно «Головокружение» и своим саундтреком. Над ним работал частый соавтор Хичкока Бернард Херрманн. Музыку он писал, находясь под впечатлением от «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Выбор источника вдохновения был неслучайным. Композитор говорил, что «это тоже история об обреченной любви». Ключевая тема, построенная на зацикливании в различных вариациях одного мотива, идеально подчеркнула главную для фильма тему одержимости. В остальном в фильме перемежаются гнетущие и романтичные оркестровки и темы, явно созданные под влиянием испанской традиции. Музыкальное решение с использованием высоких диссонансных аккордов, используемое в моменты приступов головокружения главного героя, оказалось столь примечательным в истории киномузыки, что даже получило особое название Vertigo Chord.
 

Обложка: кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Universal Studios

Источник

Программа «Каннская классика» дает возможность в рамках кинофестиваля пересмотреть самые культовые фильмы и всемирно признанные шедевры, которые создают историю мирового кинематографа. Одним из таких фильмов является «Головокружение». В главных ролях снялись Джеймс Стюарт и Ким Новак.

280d2d7b51330e8895a6e676314cbe37.jpg

В этом году картине исполняется 60 лет — премьера состоялась 9 мая 1958 года. Так организаторы фестиваля решили почтить имя «Короля саспенса» Альфреда Хичкока. Это первый фильм Хичкока, включённый в Национальный реестр США наиболее значимых фильмов.

Фильм снят по мотивам романа «Из мира мертвых» (D`entre les morts, 1954), написанного совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.

pkq8oE7siR9pvjZULET47XBz6Hc.jpg

Кинокомпания Paramount приобрела права на произведение специально для Хичкока. Сюжет рассказывает историю Скотти Фергюсона — полицейского детектива в отставке, страдающего патологическим страхом высоты. Старый знакомый просит его проследить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства. Герой оказывается не в силах спасти Мэделин, которая срывается вниз с церковной колокольни… Спустя некоторое время Скотти, находясь в глубокой депрессии, после случившейся трагедии, случайно встречает на улице девушку Джуди…

1*psdZ9lMHUCCa6pRWrmrhXA.jpg

Саспенс или неожиданность? Великий Альфред Хичкок всегда выбирал первое. В фильме «Головокружение» этот выбор особенно важен.

В романе читатели получают неожиданный поворот в финале книги. А «Мастер саспенса» поместил этот самый неожиданный поворот в самую середину фильма. То есть, главный герой еще не знает того, что уже известно зрителю. Хичкок решил, что подлинное напряжение возникает только тогда, когда зрителю известно о происходящем несколько больше, чем главному герою.

Даже для самого «Короля саспенса» — это был новаторский ход.

Сам Хичкок вспоминал, что ему пришлось сражаться с боссами киностудии, так как все выступали против этого поворота; всем хотелось приберечь ошеломляющее открытие до конца фильма.

31942557_798271963696005_5792962699553931264_n.jpg

С точки зрения операторской техники тоже были большие сложности и новаторские приемы. Труднее всего было получить знаменитый кадр «головокружения» при взгляде Скотти вниз по лестнице. Вертикальная съёмка требовала использования подъёмника, что стоило немыслимых денег, которые студия не собиралась выделять. «Почему бы не сделать макет лестницы, положить её на бок и снимать, отъезжая от неё? Можно обойтись без всякого подъемника», — рассуждал Хичкок. Впервые использованное в этой сцене сочетание оптического зума с откатом камеры получило в кинематографии название the Vertigo effect. Пространство при этом одновременно приближается и удаляется, как будто подчиняясь логике кошмара.

vertigo-2.jpg

Судьба фильма также полна перипетий. Сначала Хичкок хотел снимать в главной роли Веру Майлс. Были даже проведены пробы, но актриса вскоре сообщила о своей беременности и студийные боссы предложили Хичкоку восходящую звезду — Ким Новак. Веру Майлс Хичкок снял позже в «Психо», а с Ким Новак у мэтра не сложились отношения. Новак он в своих фильмах больше не снимал.

Изначально картина была прохладно встречена критиками, да и у зрителей не вызвала большого интереса. Американская киноакадемия отметила картину только двумя номинациями на «Оскар».

31909455_798271393696062_8463541255031226368_n.jpg

Сокрушенный Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, сказав, что он исчерпал себя, и его лучшие годы позади. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах, хотя до этого он слыл его любимчиком. «Головокружение» — четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.

f9310b412b6a6c6476cf3886defa41ff.jpg

Права на фильм были выкуплены самим Хичкоком и составили наследство его дочери, так что повторная премьера «Головокружения» состоялась в середине 80-х годов. Мартин Скорсезе превознёс его как один из самых лучших фильмов, когда-либо снятых в Голливуде. С ним тут же согласились кинокритики. В 1996 году оригинальный негатив фильма был восстановлен и снова выпущен в прокат в кинотеатрах. Однако, несмотря на скрупулёзность проведённой реставрации, у неё нашлись свои противники, обвинившие реставраторов в искажении режиссёрского замысла.

sNlCvWbAEYZZGlPIOdiQc4y1X7d.jpg

Знаменитый французский кинорежиссер, поклонник таланта Хичкока — Франсуа Трюффо, сказал о творческом замысле своего кумира: «Вы называете его Хич. Мы, французы, называем его господин Хичкок. В Америке вы уважаете его за то, что снимает сцены любви как сцены убийства. Мы уважаем его за то, что он снимает убийство, как любовь».

«Эхо-кино»

Источник

Vertigo (1958, США), IMDb: 8.3

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

Предоставлено пользователем: Pavel

2 часа 8 минут

Дата выхода в мире

8 мая 1958

Отставной сыщик Скотти Фергюсон страдает патологическим страхом высоты и любит женщину, у которой раздвоение личности

Соглашаясь на мольбу старого приятеля (Том Хелмор) последить за его женой, страдающей раздвоением личности (Ким Новак), бывший коп Скотти Фергюсон (Джеймс Стюарт), страдающий боязнью высоты, и не подозревает, что ему предстоит сыграть подставную роль в зловещей интриге, дважды влюбиться и оказаться на самой грани, отделяющей любовь от безумия и смерти. Хотя фильм основан на романе «Из царства мертвых» Буало и Нарсежака, это не детектив — в нем скомпрометирована загадка. За полчаса до финала Хичкок раскрывает все карты, перенося акцент с преступления на чувства. Но и любовь, о которой мог бы стать фильм, скомпрометирована жестокостью и эгоизмом героя, «переделывающего» одну возлюбленную в другую.

Читайте также:  Головокружение при интоксикации лечение

Актеры

Режиссер фильма «Головокружение»

Фото пользователя

Рецензия «Афиши»

9

Соглашаясь на мольбу старого приятеля (Хелмор) последить за его женой, страдающей раздвоением личности (Новак), бывший коп Скотти Фергюсон (Стюарт), страдающий боязнью высоты, и не подозревает, что ему предстоит сыграть подставную роль в зловещей интриге, дважды влюбиться и оказаться на самой грани, отделяющей любовь от безумия и смерти.

Хотя фильм основан на романе «Из царства мертвых» Буало и Нарсежака, это не детектив — в нем скомпрометирована загадка. За полчаса до финала Хичкок раскрывает все карты, перенося акцент с преступления на чувства. Но и любовь, о которой мог бы стать фильм, скомпрометирована жестокостью и эгоизмом героя, «переделывающего» одну возлюбленную в другую. «Ты мой второй шанс», — говорит Скотти вернувшейся из мертвых Мадлен, и в этом подлинный смысл картины, повествующей о смертельности цифры два. Две женщины, две любви, два падения, два поцелуя — зеркальность построения наводит Скотти на мысль, что на все есть ответ и спасение в системе. В этом его трагическая ошибка: вторых шансов не бывает. «Головокружение» (по иронии судьбы получившее второй шанс, когда в 1996 году его полностью отреставрировали, вернув «Техниколору» оператора Роберта Беркса кровавость, а гениальной музыке Бернарда Херрманна цифровую бездонность) — это падение в зазеркалье, своеобразное роуд-муви, только не по пространству, а вглубь него. Тоннелем становится лестница — бездонная монастырская лестница внутрь наваждения, возможно, самого потрясающего в кино.

Лучшие отзывы о фильме «Головокружение»

Фото Саша Ласкер

Фото Саша Ласкер

7

Протагониста зовут Джон Фергюсон. Фергус – герой ирландской мифологии, у которого было два меча. Первый – обыкновенный, второй же, Лейте, – из Ши, потустороннего мира. Меч Лейте, когда его заносили для удара, светился, словно радуга. Цвета радуги в их последовательности: красный – оранжевый -желтый – зеленый – голубой – синий – фиолетовый. В фильме вскользь упомянуто, что Гэвин Элстер побывал на востоке; веер с восточным рисунком, висящий под бра в комнате Джуди и др. Интересно, что цвета радуги совпадают с цветами чакр: Муладхара (красный) – Свадхиштхана (оранжевый) – Манипура (желтый) – Анахата (зеленый) – Вишуддха (голубой) – Аджна (темно-синий) – Сахасрара (фиолетовый). Еще обратите внимание на то, как змеится дорога, ведущая в лес, где растут секвойи, что оба финальных эпизода связаны с часовней.

Восточный учитель Махатма Мория говорит: “В мозгу есть центр, называемый Колоколом; как резонатор , он собирает симфонию мира и самую глубокую тишину способен превратить в грозный аккорд… так же как спинной мозг зовется Копьем, ибо, желая отразить удары, мы должны напрячь этот канал. ”

9

Отличный психологический триллер с налётом мистики

Вот уже девять лет, как я занимаюсь оцениванием продуктов кинематографа, а только теперь удалось воочию увидеть работу режиссёра, благодаря которому стал возможен жанр «триллера». Думаю, что каждый уважающий себя любитель пощекотать нервы смотрел фильмы Альфреда Хичкока, а именно об одном из них и пойдёт сегодня речь. Перед знакомством с фильмом осуществил подготовку к просмотру и сделал вывод, что этот фильм не является лучшей его работой, вернее, она не на первом месте в этом списке. Возглавляет его фильм «В среде случайных убийств», опять же, по версии портала КиноПоиск. Также узнал для себя такой факт, что сценарий к фильму был написан тремя людьми, в титры попали только двое, потому что вариант профессионального драматурга не устроил режиссёра. Далее поделюсь с вами впечатлениями от фильма и мыслями по этому поводу.

В этой картине создатели исследуют влечение к противоположному полу, доходящую до маниакального влечения. Есть детектив в отставке, назовём его Скотти Фергюсон и он до обморочных состояний боится высоты. Жизнь его потрепала, и теперь в период безделья он прогуливается по городу и наблюдает за жизнью города. Однажды к нему приходит его бывший коллега Гэлвин Элстер и просит проследить за его женой. Он подозревает её в одержимости самоубийством… Сам Хичкок утверждал что три вещи определяют качество фильма – «Сценарий, сценарий и ещё раз сценарий». С этой позицией я более чем согласен, ведь если в визуальный ряд заложен посредственный текст (а это не только совокупность буковок и авторских сносок, но и тезисные записи об общей идее, её развитие и другие подобные записи) то фильм уже наполовину провалился. Поэтому важно найти правильное соотношение текста и картинки, умение использовать визуальные технологии по назначению.

Оператор Роберт Бёркс сумел эстетизировать кадр, сделать его красивым, даже в такой околокислотной цветокоррекции. В сценах, где показываются наваждения главного героя мы видим те фантасмагорические образы и видения, составляющие визуальное воплощения влечения. Думаю в кинематографе самая завуалированная эротика, поскольку я не увидел здесь эротического подтекста, то ли у меня не хватило воображения, то ли я не докрутил детективную линию, но мистический элемент в картине присутствует, особенно это видно в сценах с использованием болотного цвета. Правильное воплощение фрейдистских воплощений эротизма подано здесь, потому что бросающихся в глаза признаков нет, вроде обнажённых гениталий и вообще все вполне себе одеты, поэтому невозможно заподозрить мистический детектив в каком бы то ни было эротизме, не обладая фантазией или не рассматривая влечение как эротически элемент. Вообще у человечества со многими явлениями психоанализа странные отношения, или просто у него (человечества) богатая фантазия.

Вездесущие критерии диктуют свои условия систематизации и классификации впечатлений. Сюжет заслуживает пять пряников, поскольку он от начала и до конца непредсказуем, детективное расследование из слежки, превращается в погоню за видением, экстраполяцией образа одного объекта одержимости на другой и здесь это не признак эротизма, а зарождающейся маниакальности, поскольку если бы подобный сюжет реализовывался в наше время, то это было бы пагубное расстройство, формирующее образ будущего Джека Потрошителя. Но сценаристы сумели преподнести свою задумку в нужно ключе, чтобы зритель мог только догадываться о возможном потенциале картины. Зрелищность в моём понимании обыкновенно приравнивается к динамичности, но здесь она реализуется за счёт неожиданных сюжетных поворотов, коих достаточно много, особенно острой в этом плане является последняя четверть фильма. Актёрская игра в этом фильме хорошая. Каждый доносит свой образ до зрителя доходчиво, отыгрывая все эмоциональные реакции и внутренние мотивации. Джеймс Стюарт вжился в Скотти Фергюсона и удачно показал одержимость наваждением. Ким Новак не была принята Хичкоком, но тем не менее ей удалось хорошо сыграть свою роль, не выпадая из поля воздействия образа отлично играет двух разных девушек. Оригинальность не стопроцентная, поскольку фильм снят по мотивам книги. Музыка и звук были в основании атмосферы триллера и саспенса, каждый бытовой звук прекрасно работал и пугал не хуже типичных скримеров в ужастиках, а саундтреки западали в голову после нескольких минут прослушивания.

Читайте также:  У тебя сегодня настроение у тебя от счастья головокружение

Вердиктируя. Кино получилось сильным, эмоционально воздействующим, психологически достоверным и как триллер выполняющим свой функционал на сто процентов. Думаю для первого знакомства с фильмографией режиссёра этот фильм подойдёт. Картина привлекает своим визуальным рядом, саундтреком, небанальной историей, держащейся на крепких детективных основах с вкраплением мистики и что самое главное интерес к этой истории нег гаснет на всём протяжении просмотра, ты полностью погружён в происходящее, а пронзительная концовка как ушатом холодной воды тебя поливает, возвращая в реальность. Давно я так не проникался фильмом. В этом я вижу подлинное мастерство Хичкока – в лёгком, едва заметном проникновении зрителя в просматриваемый материал. Рекомендую! Всем добра и приятного просмотра!

9

Наиболее деконструирующий существующие жанры и киноязыковые условности классического нарратива, фильм «Головокружение» 1958 года Альфреда Хичкока стартует тем не менее весьма традиционно, в духе уходящих в небытие уже тогда нуаров, когда неоднозначный частный сыщик Скотти Фергюсон с целым буйным выводком фрейдистско-юнгианских комплексов, им не преодоленных, скрипя сердцем соглашается проследить за женой своего давнего друга Гэвина, Мадлен. Но тем очевиднее становится дальше, что в этой сугубо американизированной экранизации романа Буало и Нарсежака, многозначительно трактуемой хоть по диагонали, хоть по вертикали, упущено кое-что, лежащее в общем-то на поверхности изобразительно изысканной киноматерии фильма.

За год до того, как Ален Рене ревизионировал себе право на диалектику памяти в «Хиросиме, mon amour», продолжив её «В прошлом году в Мариенбаде», именно Альфред Хичкок в декорациях подернутого онорической вуалью Сан-Франциско, предвосхищая и опережая, заговорил о том же, о власти памяти над жизнью человека, над его бытием, превращая его неизбежно в некое пластичное истончение привычных вещей, поступков, привычного осознания себя. Даже если не принимать на веру навязанные игровые условности, ведь, по законам нуара никто здесь не является и так самим собой, отняв самостоятельно у себя право на честную идентификацию, то становится ясно, что именно глубинная, генеалогическая память толкает Мадлен возвращаться к портрету своей прабабки, заново, реинкарнируясь, проживать её жизнь, повторять вслед за ней её неизбежный путь рока, будучи не в силах противиться этой мистической, некромантской тяге к соприкосновению к прошлому своей семьи, ведь её нынешнее семейное бытие, режиссёром не вполне проясненное, завуалированное и затаенное, неприхотливо; оно, как и всякое постоянство, лишено своего метафизического смысла, и Мадлен, ведомый по сути человек, оказывается сперва в заложниках своего брака, потом — давнего прошлого в лице Карлотты Вальдес, а уж потом — зависимой от Скотти.

Он же в свою очередь тоже является жертвой игр разума, завязанных на кошмарах собственной памяти. Концентрируя в себе практически все возможные фобии и психологические вывихи, так как акрофобией дело едва ли ограничивается, и в поведении главного героя не без усилий просматривается танатофобия, агорафобия и обсессивно-компульсивное расстройство, Скотти не может отпустить от себя воспоминания о гибели своего напарника; неискупленное и ошибочное чувство вины владеют им столь сильно, что просто страх перед неведомым произрастает в патологию, неизлечимую с каждой минутой. Боязнь вступать в долгие отношения с женщинами приводит к тому, что он начинает их как неосознанно боятся, так и стремиться завладеть той единственной, которая стала его мономанией. Как и безымянный герой Мариенбада, он продолжает помнить ту, что придала его мучительной жизни абрисы смысла, пускай она и не является самой собой, но, ослеплённый желанием воскресить ту память, Скотти, вслед за настоящей Мадлен, а не её псевдообразом, её симулякром, оказывается неспособным противостоять собственным ментальным макабрам. Как и Мадлен повторила точь в точь жизнь и смерть загадочной Карлотты, так и Скотти проиграл заново историю своей единственной настоящей любви, только вместо пресловутого Эроса оставив лишь один Танатос. Много позже, в картине «В прошлом году в Мариенбаде» действие и вовсе перенесется в некий антимир, населённый мертвецами, наказанными амнезией. «Головокружение» лишь совершает полный цикл человеческого существования: человек был, человек жил, человек совершил, человек получил, человек убил, человек умер; человек любил, человек забыл, человек вспомнил, — но только где-то здесь затаилось очевидное сомнение: а был ли вообще этот человек?!

5

Надуманный сюжет и концовка, однообразное действие (“Стюарт ведет наружное наблюдение”).

С другой стороны, немного саспенса и интриги таки есть, неплохая актерская игра, красивая Ким Новак.

2,75 из 5

Фото M_Thompson

Фото M_Thompson

9

Старый полицейский (Джеймс Стюарт) испытывает проблемы с головокружением во время пребывания на относительно высоких площадках. Во время одного из заданий Скотти из-за своей болезни допускает гибель своего напарника и подает в отставку. Но дома без дела болтаться он тоже не может и вскоре берется за частное расследование – его друг Гэвин (Том Хэлмор) просит его проследить за женой Мэдлин (Ким Новак), которую подозревает в сумасшествии. Мол, ходит на кладбище, постоянно несет какую-то чепуху. Скотти, после недолгих раздумий, берется за дело. Довольно быстро познакомившись с очаровательной женщиной, он действительно видит, как та посещает кладбище, музей, в котором висит картина с изображением ее бабушки, а также ведет себя всячески странно – ходит с отрешенным видом, да бросается в холодные воды залива Сан-Франциско, из которых Скотти как-то ее и спасает, отогревает и постепенно влюбляется.

Восхитительно исполненный фильм в исполнении Хичкока, которого сразу и не поняли. Снято по книге, построенной на интриге, которую Хичкок раскрывает в середине фильма – Джуди и есть та самая женщина, которая выдавала себя за Мэдлин, чтобы запутать и подставить Скотти. Режиссер никогда особо не восхищался «неожиданными» историями, в которых интрига «кто убийца» раскрывается в самом конце и детективов, в английском понимании этого слова (см. Агата Кристи) не снимал, отдавая предпочтение саспенсу. Ему были интересны иные аспекты сопровождающих все это событий. Как в случае с «Головокружением» – представление женщины в роли другой, и превращении иллюзии в мечту, а потом – в кошмар.

По своему времени фильм был очень передовой в техническом смысле. Хичкок обильно использовал световые фильтры, придавая той или иной сцене более яркий эмоциональный колорит, как это было с более светлыми кадрами появления Мэдлин, приглушенными тонами удрученного Скотти, более мягким освещением Джуди, появляющейся в своем финальном наряде Мэдлин. Для получения искаженной перспективы, когда Скотти стоит на колокольне и смотрит вниз, Хичкок применил трансфокаторный наезд на макет, который сделали специально для этой сцены, скопировав натурные декорации в уменьшенном виде. Этого эффекта головокружения режиссер старался добиться больше десяти лет и только к этому фильму смог технически добиться того, чего хотел.

Кроме того, фильм невероятно сексуален в силу своей затаенной эротичности. Конечно, Хичкок никогда не покажет природу сексуальных отношений в лоб. Как и с тайной, он предпочитает играть со зрителем – все эти сцены с двойным смыслом, огромная сексуальная тяга от Скотти к Мэдлин. Да и маниакальная страсть именно одеть женщину, как одевалась Джудди – это ли не потаенный призыв обратного действия, которого хотел бы на месте Скотти любой ?