Головные боли у детей от переутомления

Головные боли у детей от переутомления thumbnail

Головная боль способна заметно снизить качество жизни человека. Нередко это неприятное состояние оказывается сигналом течения в организме патологических процессов. Взрослый сам отвечает за свое здоровье и решает, как ему реагировать на проявление. Когда подобные симптомы испытывают дети, родителям приходится брать на себя ответственность и принимать сложные решения по поводу дальнейших действий. Врачи не устают повторять, что, если у ребенка сильно болит голова в области лба или ощущение сохраняется в течение длительного времени, лучше вообще ничего не делать самостоятельно. Первым шагом в решение проблемы должна стать постановка диагноза, а за этим лучше всего обратиться к профессионалу.

Основные причины боли во лбу

При попытке установить факторы, спровоцировавшие у ребенка приступ головной боли в области лба, надо оценить особенности жизнедеятельности пациента.

Появление затяжных приступов у детей в возрасте 7 лет нередко оказывается следствием начала учебы в школе. При этом причины симптома не обязательно кроются в умственных нагрузках. Возможно, малыш еще просто не адаптировался к новому коллективу и внутренне переживает.

боль во лбу у ребенка

Выясняя, почему болит голова у младенца, дошкольника или подростка, надо обращать внимание на всю картину ситуации в целом. Цефалгия редко оказывается единственным проявлением проблемы.

Инфекционные заболевания

Если у ребенка температура и болит лоб, в первую очередь можно заподозрить начало простудного заболевания или ОРВИ. Цефалгия при этом возникает на фоне интоксикации организма.

Ощущения могут отдавать в виски и темя, а при выраженной лихорадке – охватывать всю голову. Картина сопровождается слабостью, капризностью, потерей аппетита у малыша. Важно помнить, что у детей даже легкая простуда не должна проходить на ногах. Пациенту нужно обеспечить постельный режим и полный покой. В период повышенной вирусной опасности лучше не затягивать с походом к врачу. Специалист исключит у маленького пациента грипп и подскажет, как правильно организовать лечение.

Гайморит

Воспаление гайморовых пазух носа возникает на фоне не до конца вылеченных инфекционных болезней, аденоидов, искривления носовой перегородки, хронического тонзиллита или отказа от лечения кариозных зубов.

Гайморит у ребенка

Болезнь можно заподозрить, если у ребенка сильно болит голова в лобной части и ощущения усиливаются при наклоне головы вниз, постукивании пальцами по участкам вокруг носа. При этом нередко наблюдаются выделения из носовых ходов в виде слизи или гноя. Появляется ощущение распирания в верхней части лица. Картина дополняется высокой температурой и слабостью на фоне интоксикации.

Фронтит

Клиническая картина воспаления лобных пазух схожа с развитием гайморита. У ребенка также болит лобная часть головы. К симптому присоединяется давление на глазные яблоки изнутри, слезотечение, светобоязнь. Малышу трудно дышать через нос, постукивание пальцем по участку между бровями доставляет сильную боль. Симптоматика появляется сразу же после пробуждения и усиливается при наклонах или в горизонтальном положении тела. При агрессивном течении болезни может наблюдаться отечность надбровных дуг.

Больше о влиянии гайморита на цефалгию вы узнаете здесь.

Сотрясение головного мозга

После травмы головы всегда присутствует цефалгия. В зависимости от силы и места удара боль способна возникать в любой части головы, в том числе, во лбу.

травма головы

Ситуация может сопровождаться кратковременной потерей сознания, заторможенностью, капризностью или раздражительностью малыша. Если после несчастного случая тошнит и рвота у ребенка, это указывает на сотрясение. Пациента надо немедленно показать врачу, чтобы оценить степень поражения органа и исключить более серьезные последствия травмы. До этого не рекомендуется позволять ему засыпать.

О симптомах сотрясения мозга у ребенка вы узнаете здесь.

Головная боль напряжения

У ребенка 6 лет или старше цефалгии бывают спровоцированы учебой. Длительное пребывание в одной позе во время урока, внушительные умственные нагрузки и психоэмоциональный стресс от болит голова общения с большим количеством людей приводят к развитию симптома. Когда болит голова у ребенка в области затылка и распространяется на всю окружность черепной коробки, обязательно рассматривают этот вариант.

Болезненность, которая ощущается в виде тугого обруча или каски, сопровождается головокружением, тошнотой, снижением аппетита, перепадами настроения. Она появляется во второй половине дня и усиливается при попытках выполнить задачу, требующую напряжения. Игнорирование проблемы чревато развитием невроза, для избавления от которого придется обращаться к психотерапевту.

Мигрень

Это заболевание характерно не только для взрослых, его первые признаки могут проявиться в детском возрасте. При генетической предрасположенности следует внимательно следить за поведением и состоянием ребенка. Своевременное начало терапии и профилактики позволит поддерживать привычный уровень жизни у маленького пациента.

Подробнее о детской мигрени вы узнаете из этой статьи.

Клиническая картина мало чем отличается от варианта развития приступа у взрослого:

  • головная боль пульсирующего типа, которая локализуется с одной стороны черепной коробки и отдает в лобную часть и глазное яблоко;
  • приступ может сопровождаться тошнотой. Если наступает рвота, то она приносит облегчение и позволяет ребенку уснуть;
  • повышенная чувствительность к свету, запахам и звукам.

мигрень

Синдромы мигрени чаще всего проявляются у девочек в возрасте 6-8 лет и подростков. Они способны нарастать в течение нескольких лет, после чего их интенсивность снижается. Нередко детская мигрень полностью проходит к совершеннолетию человека и больше никогда не напоминает о себе.

Повышенное внутричерепное давление

Скопление большого количества спинномозговой жидкости в черепной коробке приводит к нарушению процесса циркуляции ликвора. Биологическая масса давит на рецепторы, что приводит к появлению головной боли. В зависимости от типа поражения могут появляться дополнительные симптомы.

Повышенное внутричерепное давление у детей бывает результатом таких явлений:

  • черепно-мозговая травма;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • реакция на прием ряда препаратов;
  • гидроцефалия;
  • интоксикация организма на фоне отравлений или инфекционных болезней;
  • гипоксия головного мозга;
  • воспаление мозговых оболочек;
  • нарушение обменных процессов в результате спазма сосудов.

Головная боль может отмечаться в любой части головы, в том числе, в лобной зоне. Она нередко сопровождается тошнотой и рвотой, шумом в ушах, снижением остроты зрения, отечностью мягких тканей лица. У детей постарше отмечается постоянная усталость, слабость, снижение аппетита, раздражительность. Груднички становятся капризными, тревожными, они постоянно плачут без причины.

Прорезывание зубов

Прорезывание зубовГоловная боль в этом случае свойственна не только малышу года отроду, но и крохе 4-5 лет и даже подростку. Прорезывание молочных или коренных зубов сопровождается цефалгией, которая локализуется в лобной части головы, припухлостью и болезненностью десен, капризностью, снижением аппетита. Иногда отмечается незначительное повышение температуры, которое не сопровождается другими признаками интоксикации.

Читайте также:  Головные боли при беременности цитрамон

Другие причины

Разовое проявление головной боли в области лба может указывать на последствия переутомления или травмы мягких тканей.

Если неприятное состояние быстро прошло самостоятельно, причин для беспокойства нет. Систематическое повторение приступов требует проведения тщательной диагностики с целью исключения органических и физиологических проблем.

Больше о причинах болей в лобной части головы вы узнаете здесь.

Вот еще несколько причин, по которым у ребенка может болеть лобная зона головы:

  • снижение зрения, вынуждающее постоянно напрягать глазные мышцы;
  • гидроцефалия;
  • гематомы и абсцессы в головном мозге;
  • неправильное питание, основанное на полуфабрикатах и добавках;
  • недостаток кислорода из-за отказа проводить время на свежем воздухе;
  • злоупотребление телевизором, компьютером и разными гаджетами;
  • ВСД.

Современная медицина разработала немало подходов, способных избавить ребенка от головной боли и ее причин без вреда для растущего организма. Чем раньше будет начато профильное лечение, тем выше шансы на скорое и полное восстановление малыша.

К каким врачам обращаться, если возникает боль во лбу

С цефалгией непонятного происхождения необходимо посетить педиатра. Он проведет первичный осмотр, поставит предварительный диагноз и направит к медработнику узкого профиля. Если у малыша температура или отмечается заметное ухудшение общего состояния, лучше не рисковать и вызвать на дом врача или скорую помощь.

В зависимости от того, почему у ребенка болит лоб, ему может понадобиться помощь таких специалистов:

  • невролог;
  • ЛОР;
  • стоматолог;
  • офтальмолог;
  • хирург;
  • педиатр;
  • психотерапевт;
  • онколог.

диагностика

Если у ребенка сильно болит голова в области лба, для выявления причины могут быть использованы простые методы диагностики и сложные варианты исследований. К первым относят общие и расширенные анализы крови и мочи, которые позволяют исключить воспаление, инфекционный процесс, заподозрить наличие опухолей. Дополнительно могут провести КТ, МРТ, рентгенографию черепа. В большинстве случаев снимается электрокардиограмма.

Лечение головной боли у детей

Перечень терапевтических мероприятий в каждом конкретном случае устанавливается врачом. Попытки самостоятельно справиться с проблемой малыша с помощью лекарственных препаратов способны привести к усугублению ситуации. Если цефалгия появилась не после травмы, то стоит попробовать уложить маленького пациента поспать. В большинстве случаев симптом исчезает после отдыха.

Если у ребенка болит лоб, можно попытаться помочь ему такими способами:

  • приложить прохладный или теплый компресс к проблемному месту;
  • дать теплого чая с мелиссой, валерианой или ромашкой;
  • положить под язык таблетку глицина для рассасывания;
  • втереть в виски по капле эфирных масел мяты, лимона или грейпфрута;
  • приложить к вискам свежие лимонные корочки светлой стороной.

В случае с грудничками лучше не проводить даже перечисленные манипуляции, а сразу обратиться за помощью к профессионалам. Важно понимать, что в ряде ситуаций промедление может негативно сказаться на состоянии малыша и повысить уровень опасности.

Больше о медикаментозной терапии цефалгии в детском возрасте вы узнаете здесь.

По статистике, в 90% случаев головная боль в области лба у детей школьного возраста обусловлена неправильно подобранным распорядком дня или слишком напряженным графиком. Своевременный отход ко сну и пробуждение в одно и то же время, нормирование часов, проведенных с гаджетами, способно полностью избавить ребенка от проблемы. Профилактика перечисленных патологий и своевременное лечение инфекционных болезней сведут риск появления симптома к минимуму.

Загрузка…

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Читайте также:  Таблетки от головной боли суматриптан

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Читайте также:  Гомеопатия от головной боли при климаксе

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник