Головные боли подростки лечение

Боли у ребенка всегда являются сигналом неблагополучия. Если у подростка болит голова, родителям не стоит сразу паниковать. Но и пускать на самотек его здоровье тоже будет неверной тактикой. Родителям надо вместе с тинейджером разобраться в ситуации, найти причину, вызывающую головную боль, и устранить ее.

Ваш ребенок жаловался хоть раз на головную боль?

ДаНет

Почему головная боль в подростковом возрасте учащается?

Подростковый период является сложным для ребенка. Он характеризуется быстрым ростом скелета, интенсивным обменом веществ и нагрузками. Темпы физического развития намного опережают психическое развитие и становление регулирующих систем.

Возникает нарушение равновесия между физически сформированным телом взрослого человека и гормональным фоном ребенка. В этот переходный период он уязвим. Поэтому у подростка часто болит голова.

Причины головной боли у подростка

Факторы и заболевания, приводящие к подростковой цефалгии.

Мигрень

Мигрень очень часто дебютирует в подростковом возрасте. Цефалгия характеризуется односторонней локализацией боли, пульсирующим характером, возникновению которой предшествуют ауры. Подростку иногда бывает трудно связать возникновение головной боли с какими-либо причинами.

Задачей взрослого является выявление триггеров мигрени, чтобы по возможности уберечь ребенка от частых приступов. После приступа организм подростка находится в стадии истощения, и он засыпает. Родителям нужно подтвердить или исключить мигрень, потому что заболевание требует назначения специфического лечения. Антимигренозные препараты показаны только при гемикранических приступах головной боли.

Головная боль напряжения

Причины:

  • Мышечное перенапряжение.

Голова у подростка может болеть из-за неудобной позы во время занятий, при перенапряжении мышц скелета в шейном отделе позвоночника, из-за длительного фиксированного положения.

  • Психическое переутомление.

Головные боли у подростка также могут быть связаны с процессом обучения и усвоения материала. Занятия в школе, работа над уроками дома и с репетиторами вызывают психоэмоциональное истощение центральной нервной системы. Дефицит сил вызывает гипоксические изменения в тканях мозга, что также ведет к головной боли.

Для этой формы цефалгии типична симметричная локализация боли в области лба, висков, теменных долей. Неприятные ощущения могут появиться с самого утра и не пройти даже к вечеру. Подросток жалуется родителям, что учеба провоцирует ее возникновение. Конечно, в этом случае им следует разобраться, не пытается ли он таким образом замаскировать свое отрицательное отношение к учебе.

Сколиоз шейного отдела позвоночника

Подростковый период – это типичное время формирования проблем с позвоночником. Кости скелета выросли в длину, а мышечный корсет еще не окреп, чтобы поддерживать его в правильном положении. Как следствие, формируются сколиозы, кифозы и лордозы.

Для патогенеза головной боли типичной причиной служит сколиоз шейного отдела позвоночника. Искривление в церебральных позвонках приводит к нарушению кровообращения в этом отделе. Нарушение кровообращения провоцирует возникновение транзиторной ишемии мозга. Недоокисленные продукты скапливаются в нервной ткани и вызывают боль. Отличительным признаком данной формы цефалгии является ее возникновение после наклонов головы вперед, во время работы за компьютером или партой.

Длительное голодание

Голодные головные боли возникают в ответ на снижение уровня глюкозы в крови. В головной мозг поступает кровь, небогатая энергетическими субстратами. Мозг испытывает дефицит питательных веществ для полноценной работы. В ответ на голод нервные клетки генерируют болевые импульсы, сигнализирующие о недостаточном питании.

Родителям следует обратить внимание на вес их ребенка, нет ли патологической худобы. В этом возрасте подростки часто не довольны своей внешностью и весом. В погоне за стандартами красоты они могут истязать себя голодными диетами. При этом дети будут испытывать головные боли, которые проходят после еды.

Хронические болезни ЛОР органов

Хронические воспалительные процессы в носовых пазухах после стихания явлений обострения могут напоминать о себе постоянными головными болями. Цефалгия при болезнях уха, горла и носа возникает из-за сдавления нервных окончаний отечными тканями.

При этих заболеваниях головная боль также может быть следствием активации биологически активных аминов – медиаторов воспаления. Подросткам необходимо обратиться за консультацией к оториноларингологу для назначения специфического лечения. После стабилизации хронической патологии головные боли перестанут беспокоить каждый день.

Недосыпание из-за изменения хронотипа

Образ жизни современного подростка заставляет его быть активным с самого утра. Он идет в школу, затем в какие-либо секции, потом выполняет домашнее задание. Чтобы соответствовать данному ритму жизни, он должен ложиться спать достаточно рано.

Не все дети следуют этим рекомендациям, предпочитая до глубокой ночи сидеть за компьютером. Сбой хронотипа ведет к развитию сонливости, слабости и появлению головных болей у подростка.

Гипертония

Эссенциальная гипертония для подросткового возраста не характерна. Тем не менее, подростки могут испытывать цефалгии, вызванные подъемом артериального давления. Самым распространенным состоянием в этом периоде для них является вегето-сосудистая дистония.

Она возникает из-за незрелости вегетативной нервной системы, которая пока еще не в состоянии держать сосуды в тонусе. Возникновение данного болевого симптома происходит в момент подъема артериального давления.

Нарушение сердечного ритма

При нарушениях ритма сердца должна быть проведена тщательная диагностика. Подросток самостоятельно не всегда замечает, что его сердце работает неритмично. Единственное, на что он может пожаловаться, это ощущение перебоя в работе сердца.

Нарушение сердечного ритма приводит к нерегулярной циркуляции крови по сосудам. В головной мозг кровь поступает дробно, вызывая его гипоксию, что сопровождается сильной цефалгией.

Ухудшение зрения

Нарушение функции зрительного анализатора из-за возрастающих нагрузок в школе приводит к возникновению головных болей у подростка. Спазм и перенапряжение мышц, удерживающих глазное яблоко, инициируют сильные и регулярные цефалгии.

Изменение внутричерепного давления

Многие опухолевые заболевания головного мозга сопровождаются повышением внутричерепного давления. На этом фоне возникает рвота, происходит повышение общей температуры тела.

Подросток жалуется на ощущение постоянной головной боли. Родителям следует немедленно обратиться к врачу неврологу. Повышенное внутричерепное давление может оказаться смертельно опасным состоянием.

Читайте также:  Рвота головная боль затылочной части головы

Появление вредной привычки

Родители могут заподозрить, что их ребенок начинает приобретать вредные привычки (курить, употреблять алкоголь или наркотики) по возникновению головной боли на фоне абсолютного его здоровья.

Никотин, алкоголь и другие токсические вещества на начальной стадии привыкания к ним помимо интоксикации инициируют возникновение головной боли. В беседе с ребенком может потребоваться помощь психолога о необходимости ведения здорового образа жизни и правильного питания.

Отравление в быту токсическими веществами, употребление некоторых продуктов и добавок

Вредные продукты, токсические вещества, поступающие с пищей, вдыхаемым воздухом, водой вызывают отравление организма. Подросток жалуется на головную боль, повышение температуры тела, тошноту, иногда галлюцинации. В этом случае важно обеспечить больному обильное питье. После детоксикации все проходит.

Психотравмирующая ситуация

Острые и хронические стрессы приводят к выбросу большого количества гормонов надпочечников. Они вызывают спазм сосудов головного мозга. Вазоспазм виновен в формировании головной боли.

Как лечить головную боль у подростка?

Тактика при головной боли у подростков зависит от причины, которая ее вызвала.

  1. При мигрени назначаются обезболивающие препараты (цитрамон, нурофен) и антимигренозные средства (суматриптан).
  2. Для купирования головной боли напряжения будет достаточно расслабляющего массажа, теплой ванны, прогулки на свежем воздухе. При неэффективности немедикаментозных средств можно дать анальгетик в соответствии с возрастом.
  3. При сколиозе шейного отдела позвоночника показана лечебная физкультура, занятия в бассейне.
  4. Регулярное питание, без длительных периодов голода.
  5. Лечение хронических заболеваний ЛОР органов.
  6. Соблюдение режима дня, полноценный ночной отдых.
  7. При гипертонии и нарушениях сердечного ритма лечение проводится кардиологом.
  8. Коррекция остроты зрения.
  9. При подозрении на повышение внутричерепного давления лечение проводится у невролога или уже нейрохирурга.
  10. Отказ от вредных привычек, хронических интоксикаций.
  11. Психотерапия.

( 6 оценок, среднее 5 из 5 )

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Читайте также:  У ребенка головная боль и невысокая температура

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Читайте также:  Все типы головной боли

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник