Головную боль лечим у психотерапевта

Головную боль лечим у психотерапевта thumbnail

Головную боль лечим у психотерапевтаНет единого временного критерия, чтобы определить хроническую боль. К примеру, в Международной ассоциации по изучению боли рекомендуют считать хронической боль, которая продолжается сверх установленного нормального периода заживления и длится не меньше 3 месяцев. Есть и другое мнение, согласно которому, хронической можно назвать боль, длящуюся не менее полугода. Сегодня врачи уверяют, что бороться с ней можно с помощью психотерапии. Именно она либо помогает снять сам симптом, либо облегчает его тем, что убирает сопутствующие ему проявления. О том, каким образом психотерапия лечит хроническую боль, АиФ.ru рассказала Наталия Ромашкина, врач-психиатр, психолог, арт-терапевт Центра персонализированной медицины МКНЦ им. А. С. Логинова.

Головную боль лечим у психотерапевта

Опасность боли

Представьте, что у вас каждый день болит, к примеру, голова. Как вы будете себя чувствовать? Наверняка в первые дни ничего не изменится, но если представить недели, месяцы? Это то, к чему адаптироваться порой трудно, а нередко и невозможно. Поэтому «смириться и жить» — это не тот вариант, который обеспечит качество жизни.

Если человек постоянно испытывает боль, то изменения в эмоциональной сфере неизбежны. В результате мы часто видим такие изменения, как раздражительность, гневливость, то, что сами пациенты часто называют «нервозность». Наряду с такими изменениями, как стабильное снижение настроения, нарушения сна, возможно развитие депрессии как сопутствующего состояния. Конечно, у нас есть определённые ресурсы для адаптации к некомфортному состоянию, но они вовсе не безграничны. И в тот момент, когда ресурсы заканчиваются, начинаются описанные нарушения.

И тогда на помощь может прийти психотерапевт, который позволит справиться со всеми этими проявлениями и уделить больше внимания самому процессу лечения основного раздражающего заболевания. Но об этом редко кто задумывается. И люди терпят боль, пока идет лечение, страдают и мучаются, делая несчастными и всех вокруг себя.

Головную боль лечим у психотерапевта

Работа психотерапевта

Кроме того, существует психогенная боль. Само название мы можем трактовать как следствие психических перегрузок. То есть изменения в психической сфере могут проявляться физическими ощущениями. Одно из них — это боль. Например, пациент может обратиться к врачу-психиатру или психотерапевту с жалобами на головную боль. Перед этим он уже проходит много различных обследований, которые ничего не выявляют. При длительном и подробном расспросе выясниется, что жалобы появились после череды очень сильных стрессов, которые развивались «по цепной реакции»: одни за другими. Такое состояние и рассматривается как реакция на стресс. Лечить его можно традиционно: назначением медикаментозной терапии с подключением психотерапии. Все вместе дает стабильное улучшение самочувствия. Таким образом, когда боль не имеет физических причин и мы видим связь, к примеру, с перенесёнными стрессами, на первый план выходит работа с причиной, то есть психотерапия.

При выборе такого метода терапии, как психокоррекция, вопрос стоит не в определении характеристик боли, — интенсивности, локализации и прочих параметрах — а в ее происхождении. Есть два основных варианта. Первый: мы видим, что боль психогенная (т. е. причины психического характера), и тогда говорим о психотерапии как о немедикаментозном лечении. И есть второй вариант, когда причина боли на уровне физиологии установлена и реальна, но возникают нарушения, дискомфорт, о котором мы уже говорили: раздражение, нервозность и пр. как следствие ежедневной встречи с болью. В этом случае мы применяем возможности психотерапии как сопровождение в основном лечении. На первом плане же медикаменты, которые направлены на источник боли.

Головную боль лечим у психотерапевта

Нужны ли лекарства

Необходимость в медикаментозном лечении определяется по ситуации. С психогенной болью мы можем работать как психотерапевтически, так и комплексно: психотерапия и препараты. И в этом случае препараты назначает психиатр, т. к. используются определённые группы лекарств, эффективные в таких случаях. Выбор лечения определяет специалист, это зависит от того, есть ли сопутствующие изменения, к примеру, депрессия, тревога, устойчивые нарушения сна, какова выраженность боли и в чем её причина.

Следует сказать, что та же депрессия может иметь болевые ощущения как один из симптомов. Тогда препараты выходят на первый план, а психотерапия подключается постепенно.

Длительность лечения определяется индивидуально. Важно отметить, что это небыстрый процесс. Минимальный срок составляет 3-4 месяца, далее всё зависит от особенностей личности, характера стресса и прочих параметров.

Методы

В вопросе избавления от хронической боли либо от последствий, которые она вызывает, любое направление психотерапии может быть эффективно. Здесь скорее стоит вопрос о том, что подходит конкретному человеку: один выберет более классическое направление, другой — арт-терапевта, третий — телесно-ориентированный подход. Выбор психотерапевта также очень индивидуален. Врач и пациент должны чувствовать гармонию между собой и желание вместе работать над решением проблемы.

Смотрите также:

  • «Болен по собственному желанию». Чем опасна ипохондрия и как её победить? →
  • Побороть тревогу. Когда можно справиться самому, а когда пора к врачу? →
  • Как самостоятельно обуздать приступ паники? →

Источник

Ñåãîäíÿ ñðåäà – âðåìÿ èíôîðìàöèîííîãî ïîñòà. Èñòîðèé ñåãîäíÿ íå áóäåò. Òå, êòî çäåñü çà ðàññêàçàìè, ïðèõîäèòå çàâòðà áëèæå ê âå÷åðó. Åñëè ðàáîòà ïîçâîëèò – íàïèøó. Ó ìåíÿ åñòü ìàññà íå ðàññêàçàííûõ èñòîðèé.

ß ïðîäîëæàþ ñåðèþ ïîñòîâ, ïîñâÿù¸ííûõ ãîëîâíîé áîëè. Ñ îáùåé êëàññèôèêàöèåé ìîæíî îçíàêîìèòüñÿ çäåñü https://pikabu.ru/story/golovnaya_bol_klassifikatsiya_538647….

Ãîëîâíàÿ áîëü (ÃÁ) èëè öåôàëãèÿ – îäíà èç íàèáîëåå ÷àñòûõ æàëîá, ñ êîòîðîé ñòàëêèâàþòñÿ íåâðîëîãè è âðà÷è îáùåé ïðàêòèêè. Ìåæäóíàðîäíîå îáùåñòâî ãîëîâíîé áîëè (IHS) âûäåëÿåò áîëåå 1 60 ðàçíîâèäíîñòåé öåôàëãèé. Âñ¸ ìíîãîîáðàçèå ÃÁ ìîæíî ðàçäåëèòü íà ïåðâè÷íûå (êîãäà íå óäà¸òñÿ âûÿâèòü îðãàíè÷åñêóþ ïðè÷èíó áîëè è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ãîëîâíîé áîëè ÿâëÿþòñÿ «ÿäðîì» áîëåçíè), âòîðè÷íûå (îáóñëîâëåííûå îðãàíè÷åñêèìè ïîðàæåíèÿìè ãîëîâíîãî ìîçãà èëè äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì), à òàêæå êðàíèàëüíûå íåâðàëãèè è ëèöåâûå áîëè.

Ñåãîäíÿ ÿ âêðàòöå ðàññìîòðþ òðåòüþ ãðóïïó ãîëîâíûõ áîëåé –

Êðàíèàëüíûå íåâðàëãèè, öåíòðàëüíûå è ïåðâè÷íûå ëèöåâûå áîëè“.

Áîëè â ãîëîâå ïîäîáíîãî òèïà èìåþò âåñüìà ñïåöèôè÷åñêèé ìåõàíèçì ïåðåäà÷è. Áîëåâûå ïðîÿâëåíèÿ â ðàéîíå ëèöà è øåè ïåðåõîäÿò ïîñðåäñòâîì àôôåðåíòíûõ âîëîêîí (âîëîêîí, ïðîâîäÿùèõ èìïóëüñû ïî íàïðàâëåíèþ îò ðàáî÷èõ îðãàíîâ ê íåðâíîìó öåíòðó), ñîäåðæàùèõñÿ â öåëîì ñïåêòðå ñàìûõ ðàçíûõ íåðâîâ, à òàêæå âåðõíèõ êîðåøêîâ øåéíîãî òèïà, ðàñïîëîæåííûõ â ãðóïïå çàòûëî÷íûõ íåðâîâ.

Íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå íà ýòè íåðâû, â òîì ÷èñëå èõ ðàçäðàæåíèå, ðàñòÿæåíèå, âîçäåéñòâèå õîëîäà è öåëûé ðÿä èíûõ âëèÿíèé, à òàêæå ïîâðåæäåíèå îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ïðîâîäíèêîâ, êàê ðàç è ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé çàðîæäåíèÿ áîëåé êîëþùåãî èëè ïîñòîÿííîãî òèïà â ðàéîíå íåðâíîé èííåðâàöèè.

Ðàçäðàæàþùèå ôàêòîðû â ðÿäå ñëó÷àåâ ìîãóò áûòü âïîëíå î÷åâèäíûìè – ïîâðåæäåíèå ñòðóêòóðíîãî õàðàêòåðà, âèðóñíàÿ àòàêà è ìíîãîå äðóãîå. Íî âìåñòå ñ òåì, íåðåäêè è ñèòóàöèè, êîãäà íèêàêèõ âèäèìûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ïîäîáíûõ áîëåé íå íàáëþäàåòñÿ.

Êëàññèôèêàöèÿ (â íåé áóäóò îòìå÷åíû ñîñòîÿíèÿ, î êîòîðûõ ÿ ïëàíèðóþ ñäåëàòü ïîñòû) :

Êðàíèàëüíûå íåâðàëãèè è öåíòðàëüíûå ïðè÷èíû ëèöåâîé áîëè.

1. Òðèãåìèíàëüíàÿ íåâðàëãèÿ.

à. Êëàññè÷åñêàÿ òðèãåìèíàëüíàÿ íåâðàëãèÿ – ýòî îäíîñòîðîííèé ñèíäðîì, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ êîðîòêèìè ïðîñòðåëèâàþùèìè áîëÿìè (ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ îò äîëè ñåêóíäû äî 2 ìèíóò), âíåçàïíî íà÷èíàþùèìèñÿ è òàê æå âíåçàïíî çàêàí÷èâàþùèìèñÿ, è îãðàíè÷èâàþùèìèñÿ çîíîé èííåðâàöèè îäíîé èëè áîëåå âåòâåé òðîéíè÷íîãî íåðâà.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ áîëü ïðîâîöèðóåòñÿ îáû÷íûìè ñòèìóëàìè (òðèããåðàìè), òàêèìè êàê óìûâàíèå, áðèòüå, êóðåíèå, ÷èñòêà çóáîâ è îáû÷íûé ðàçãîâîð è âîçíèêàåò ñïîíòàííî. Îñîáî ÷óâñòâèòåëüíûìè ê âîçäåéñòâèþ òðèããåðîâ ÿâëÿþòñÿ íîñîãóáíàÿ ñêëàäêà è/èëè ïîäáîðîäîê (ò.í. òðèããåðíûå òî÷êè). Ñâåòëûå ïðîìåæóòêè (ðåìèññèè) ìîãóò èìåòü ðàçëè÷íóþ ïðîäîëæèòåëüíîñòü.

á. Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òðèãåìèíàëüíàÿ íåâðàëãèÿ – áîëü àíàëîãè÷íàÿ êëàññè÷åñêîé òðèãåìèíàëüíîé íåâðàëãèè, íî âûçâàííàÿ äîêàçàííûì ñòðóêòóðíûì ïîâðåæäåíèåì òðîéíè÷íîãî íåðâà.

Ïðè âîçíèêíîâåíèè òðèãåìèíàëüíîé íåâðàëãèè ó ìîëîäîãî ïàöèåíòà, èëè åñëè òðèãåìèíàëüíàÿ íåâðàëãèÿ ìåíÿåò ñòîðîíó, ñëåäóåò èñêëþ÷èòü ðàññåÿííûé ñêëåðîç.

2. Ãëîññîôàðèíãåàëüíàÿ íåâðàëãèÿ

Îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèñòóïàìè èíòåíñèâíîé êîëþùåé áîëè â îáëàñòè óõà, îñíîâàíèÿ ÿçûêà, ãëîòî÷íûõ ìèíäàëèí è êçàäè îò óãëà íèæíåé ÷åëþñòè. Áîëü îáû÷íî ïðîâîöèðóåòñÿ ïðè ãëîòàíèè, ðàçãîâîðå, êàøëå. Ïðèñòóïû ëèöåâîé áîëè íîñÿò îäíîñòîðîííèé õàðàêòåð. Áîëü îñòðàÿ, êîëþùàÿ, èíòåíñèâíàÿ, ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ îò äîëè ñåêóíäû äî 2 ìèíóò. Òàê æå êàê ïðè òðèãåìèíàëüíîé íåâðàëãèè ðåìèññèè èìåþò ðàçëè÷íóþ ïðîäîëæèòåëüíîñòü.

à. Êëàññè÷åñêàÿ ãëîññîôàðèíãåàëüíàÿ íåâðàëãèÿ

á. Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ ãëîññîôàðèíãåàëüíàÿ íåâðàëãèÿ

3. Íåâðàëãèÿ ïðîìåæóòî÷íîãî íåðâà

Ýòî ðåäêîå ðàññòðîéñòâî, õàðàêòåðèçóþùååñÿ êîðîòêèìè ïàðîêñèçìàìè áîëè â ãëóáèíå óøíîãî ïðîõîäà. Èíîãäà áîëü ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ íàðóøåíèÿìè ñëåçî-, ñëþíîîòäåëåíèÿ è/èëè íàðóøåíèÿìè âêóñà; ÷àñòî îáíàðóæèâàåòñÿ ñâÿçü ñ herpes zoster.

Читайте также:  Частая тошнота и сильные головные боли что это

4. Íåâðàëãèÿ âåðõíåãî íåðâà ãîðòàíè

Ýòî òîæå ðåäêîå ðàññòðîéñòâî, õàðàêòåðèçóþùååñÿ èíòåíñèâíîé áîëüþ â îáëàñòè áîêîâîé ñòåíêè ãëîòêè, ïîä÷åëþñòíîé îáëàñòè è íèæå óõà, ìîæåò áûòü âûçâàíà ãëîòàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè, êðèêîì èëè ïîâîðîòàìè ãîëîâû.

5. Íàçîöèëèàðíàÿ íåâðàëãèÿ

Ïî äðóãîìó íåâðàëãèÿ Øàðëåíà (Charlin’s neuralgia) – åù¸ áîëåå ðåäêîå ðàññòðîéñòâî, ïðè êîòîðîì ïðèêîñíîâåíèå ê íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè íîçäðè ñ îäíîé ñòîðîíû âûçûâàåò êîëþùóþ áîëü ñ èððàäèàöèåé â öåíòðàëüíóþ îáëàñòü ëáà.

6. Ñóïðàîðáèòàëüíàÿ íåâðàëãèÿ – ðåäêîå ðàññòðîéñòâî, õàðàêòåðèçóþùååñÿ áîëüþ â îáëàñòè ñóïðàîðáèòàëüíîé âûåìêè (íàä ãëàçíèöåé) è ìåäèàëüíîé ÷àñòè ëáà (â ñðåäíåé ÷àñòè), ò.å. â çîíå èííåðâàöèè ñóïðàîðáèòàëüíîãî íåðâà.

7. Íåâðàëãèè äðóãèõ âåòâåé òðîéíè÷íîãî íåðâà.

Ïî íåâðàëãèè òðîéíè÷íîãî íåðâà áóäó äåëàòü îòäåëüíûé ïîñò.

8. Íåâðàëãèÿ çàòûëî÷íîãî íåðâà (îêöèïèòàëüíàÿ íåâðàëãèÿ) — ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùàÿ êîëþùàÿ áîëü â çîíå èííåðâàöèè áîëüøîãî èëè ìàëîãî çàòûëî÷íûõ íåðâîâ èëè òðåòüåãî çàòûëî÷íîãî íåðâà, èíîãäà ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ ñíèæåíèåì ÷óâñòâèòåëüíîñòè â ïîðàæåííîé çîíå; íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ áîëåçíåííîñòüþ ïðè îùóïûâàíèè îáëàñòè íàä ïîðàæåííûì íåðâîì.

9. Øåéíî-ÿçû÷íûé ñèíäðîì – âíåçàïíàÿ áîëü â çàòûëî÷íîé èëè âåðõíåøåéíîé îáëàñòè, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ ïàòîëîãè÷åñêèìè îùóùåíèÿìè â ïîëîâèíå ÿçûêà, ñîâïàäàþùåé ñî ñòîðîíîé áîëè.

10. Ãîëîâíàÿ áîëü, ñâÿçàííàÿ ñ âíåøíèì ñäàâëèâàíèåì – ÃÁ, âîçíèêàþùàÿ âñëåäñòâèå ïðîäîëæèòåëüíîãî ðàçäðàæåíèÿ ïîâåðõíîñòíûõ íåðâîâ ãîëîâû ïðè âîçäåéñòâèè íà íèõ ôàêòîðîâ âíåøíåãî äàâëåíèÿ, íàïðèìåð, òóãîé ïîâÿçêè, îáðó÷à, òåñíîãî ãîëîâíîãî óáîðà èëè î÷êîâ äëÿ ïîäâîäíîãî ïëàâàíèÿ. ÃÁ ïðåêðàùàåòñÿ ïîñëå óñòðàíåíèÿ ôàêòîðà âíåøíåãî äàâëåíèÿ

11. Ãîëîâíàÿ áîëü, ñâÿçàííàÿ ñ õîëîäîâûìè ñòèìóëàìè.

à. Ãîëîâíàÿ áîëü, ñâÿçàííàÿ ñ âíåøíèì âîçäåéñòâèåì õîëîäà – âîçíèêàåò ïðè âîçäåéñòâèè íà ãîëîâó íèçêèõ òåìïåðàòóð ïðè íàõîæäåíèè íà ñèëüíîì ìîðîçå èëè ïîãðóæåíèè â õîëîäíóþ âîäó è ïðåêðàùàåòñÿ ïîñëå óñòðàíåíèÿ õîëîäîâîãî ñòèìóëà.

á. Ãîëîâíàÿ áîëü, ñâÿçàííàÿ ñ âíóòðåííèì âîçäåéñòâèåì õîëîäà (âäûõàíèå, ïðèåì âíóòðü îõëàæäåííûõ âåùåñòâ). Ðàíåå îíà íàçûâàëàñü ãîëîâíàÿ áîëü îò ìîðîæåíîãî (ice-cream headache). Ýòî êðàòêîâðåìåííûå áîëè, èíîãäà çíà÷èòåëüíîé èíòåíñèâíîñòè, ó ïðåäðàñïîëîæåííûõ ê ýòîìó ëþäåé, âûçâàííûå âîçäåéñòâèåì õîëîäíûõ âåùåñòâ (òâåðäûõ, æèäêèõ èëè ãàçîîáðàçíûõ) íà îáëàñòü íåáà è/èëè çàäíþþ ñòåíêó ãëîòêè. Ïðåêðàùàåòñÿ â òå÷åíèå 5 ìèíóò ïîñëå óñòðàíåíèÿ õîëîäîâîãî ñòèìóëà.

12. Ïîñòîÿííàÿ áîëü, âûçâàííàÿ êîìïðåññèåé, ðàçäðàæåíèåì èëè ðàñòÿæåíèåì êðàíèàëüíûõ íåðâîâ èëè âåðõíèõ øåéíûõ êîðåøêîâ ñòðóêòóðíûìè ïîâðåæäåíèÿìè.

Ýòî ïîñòîÿííàÿ ãîëîâíàÿ èëè ëèöåâàÿ áîëü, âûçâàííàÿ íàðóøåíèåì, íåïîñðåäñòâåííî ïðèâîäÿùèì ê ïîâðåæäåíèþ àôôåðåíòíûõ âîëîêîí íåðâîâ, îñóùåñòâëÿþùèõ ïåðåäà÷ó áîëè â îáëàñòè ãîëîâû è/èëè øåè. Â çîíå èííåðâàöèè íåðâà ìîãóò îáíàðóæèâàòüñÿ ÷óâñòâèòåëüíûå íàðóøåíèÿ.

13. Íåâðèò çðèòåëüíîãî íåðâà.

Òóïàÿ áîëü çà îäíèì èëè îáîèìè ãëàçíûìè ÿáëîêàìè, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ íàðóøåíèåì öåíòðàëüíîãî çðåíèÿ è âûçâàííàÿ äåìèåëèíèçàöèåé çðèòåëüíîãî íåðâà (äåìèåëèíèçàöèÿ – èçáèðàòåëüíîå ïîâðåæäåíèå ìèåëèíîâîé îáîëî÷êè, ïðîõîäÿùåé âîêðóã íåðâíûõ âîëîêîí öåíòðàëüíîé èëè ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû), óõóäøàþùàÿñÿ ïðè äâèæåíèÿõ ãëàç. Áîëü âîçíèêàåò íå áîëåå ÷åì çà 4 íåäåëè äî ïîÿâëåíèþ çðèòåëüíûõ íàðóøåíèé. Çðåíèå îáû÷íî âîññòàíàâëèâàåòñÿ â òå÷åíèå 4 íåäåëü. Íåâðèò çðèòåëüíîãî íåðâà íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì ïðîÿâëåíèåì ðàññåÿííîãî ñêëåðîçà.

14. Äèàáåòè÷åñêàÿ íåéðîïàòèÿ çðèòåëüíîãî íåðâà.

Áîëü, ðàçâèâàþùàÿñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ âîêðóã îäíîãî ãëàçà, ó ïàöèåíòà ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì. Ïàðàëè÷ òðåòüåé ïàðû êðàíèàëüíûõ íåðâîâ (3 ïàðà ÷åðåïíûõ íåðâî⠖ ãëàçîäâèãàòåëüíûé íåðâ), ÷àñòî ñî÷åòàþùèéñÿ ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèè çðà÷êà.

Ñàõàðíûé äèàáåò – âîîáùå îòäåëüíàÿ òåìà äëÿ ðàçãîâîðà. È î÷åíü áîëüøàÿ.

15. Ãîëîâíàÿ èëè ëèöåâàÿ áîëü, ñâÿçàííàÿ ñ âèðóñîì îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà (herpes zoster).

à. Ãîëîâíàÿ èëè ëèöåâàÿ áîëü ïðè îñòðîì herpes zoster – ãîëîâíàÿ èëè ëèöåâàÿ áîëü â çîíå èííåðâàöèè ïîðàæ¸ííîãî íåðâà èëè ðàçâåòâëåíèÿ ýòîãî íåðâà. Áóäóò ïðèñóòñòâîâàòü ãåðïåòè÷åñêèå êîæíûå âûñûïàíèÿ â çîíå èííåðâàöèè ýòîãî íåðâà.

Ãåðïåòè÷åñêèå âûñûïàíèÿ âîçíèêàþò íå ïîçäíåå ÷åì ÷åðåç 7 äíåé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ áîëè è áîëü ïðåêðàùàåòñÿ â òå÷åíèå 3 ìåñÿöåâ.

á. Ïîñòãåðïåòè÷åñêàÿ íåâðàëãèÿ – ëèöåâàÿ áîëü ïîñòîÿííàÿ èëè ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùàÿ â òå÷åíèå íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ ïîñëå íà÷àëà èíôåêöèè herpes zoster.

16. Ñèíäðîì Òîëîñà-Õàíòà – ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùèå áîëè â îáëàñòè îðáèòû ãëàçà, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïàðàëè÷îì îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ êðàíèàëüíûõ íåðâîâ (òðåòüåãî, ÷åòâåðòîãî è/èëè øåñòîãî), îáû÷íî ïðîõîäÿùèå ñàìîñòîÿòåëüíî; èíîãäà èìååòñÿ ÷åðåäîâàíèå ðåìèññèé (âûçäîðîâëåíèé) è îáîñòðåíèé.

17. Îôòàëüìîïëåãè÷åñêàÿ «ìèãðåíü».

Ýòî ïîâòîðíûå ïðèñòóïû ìèãðåíåïîäîáíîé ÃÁ, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ ïàðåçîì îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ êðàíèàëüíûõ íåðâîâ (òðåòüåãî, ÷åòâåðòîãî è/èëè øåñòîãî), èëè íàðóøåíèÿ ñî ñòîðîíû êðàíèàëüíûõ íåðâîâ âîçíèêàþò íå ïîçäíåå 4 äíåé ïîñëå íà÷àëà áîëè. Ýòîò ñèíäðîì âñòðå÷àåòñÿ î÷åíü ðåäêî.

18. Öåíòðàëüíûå ëèöåâûå áîëè

à. Àíåñòåçèÿ äîëîðîçà (áîëåçíåííàÿ àíåñòåçèÿ) íàáëþäàåòñÿ êàê ÿâëåíèå äèññîöèàöèè ÷óâñòâèòåëüíîñòè — îòñóòñòâèå âîñïðèÿòèé ïðèêîñíîâåíèÿ (òàêòèëüíûõ) ïðè ñîõðàííîñòè áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè; ïðèêîñíîâåíèå áîëüíûì âîñïðèíèìàåòñÿ êàê áîëü (áîëåâàÿ ïàðààíý-ñòåçèÿ). Áîëåçíåííàÿ àíåñòåçèÿ ÷àñòî âîçíèêàåò ïîñëå îïåðàòèâíûõ âìåøàòåëüñòâ íà çàòûëî÷íûõ íåðâàõ èëè òðèãåìèíàëüíîì ãàíãëèè.

á. Öåíòðàëüíàÿ áîëü ïîñëå èíñóëüòà – îäíîñòîðîííÿÿ áîëü è äèçåñòåçèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì ÷óâñòâèòåëüíîñòè â ëèöå èëè ÷àñòè ëèöà è êîòîðûå íå ìîãóò áûòü îáúÿñíåíû ïàòîëîãèåé òðîéíè÷íîãî íåðâà. Íà÷àëî îñòðîå, òèïè÷íîå äëÿ ñîñóäèñòûõ ïîðàæåíèé (èíñóëüò). Ñîñóäèñòûé î÷àã â ñîîòâåòñòâóþùåé çîíå, ïîäòâåðæäåííûé ÊÒ èëè ÌÐÒ. Áîëü è íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ðàçâèâàþòñÿ â òå÷åíèå 6 ìåñÿöåâ ïîñëå èíñóëüòà. Èíîãäà áîëü â îäíîé ïîëîâèíå ëèöà ìîæåò áûòü åäèíñòâåííûì ñèìïòîìîì èíñóëüòà.

Ïî èíñóëüòàì áóäåò ñåðèÿ ïîñòîâ.

â. Ëèöåâàÿ áîëü ïðè ðàññåÿííîì ñêëåðîçå.

Îäíîñòîðîííÿÿ èëè äâóñòîðîííÿÿ áîëü ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ èëè íå ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ äèçåñòåçèåé, âûçâàííàÿ äåìèåëèíèçàöèåé öåíòðàëüíûõ ïðîâîäíèêîâ òðîéíè÷íîãî íåðâà è ïðîòåêàþùàÿ ñ ðåìèññèÿìè è îáîñòðåíèÿìè. Áîëü ìîæåò áûòü òèêîïîäîáíîé èëè èìåòü ïîñòîÿííûé õàðàêòåð. Äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü ÿâíûå ïðèçíàêè ðàññåÿííîãî ñêëåðîçà ó ïàöèåíòà.

ã. Ïåðñèñòèðóþùàÿ èäèîïàòè÷åñêàÿ ëèöåâàÿ áîëü – àòèïè÷íàÿ ëèöåâàÿ áîëü.

Áîëü â ëèöå, ïðèñóòñòâóþùàÿ åæåäíåâíî è íà ïðîòÿæåíèè ïî÷òè âñåãî äíÿ.  íà÷àëå áîëü çàõâàòûâàåò îãðàíè÷åííóþ çîíó íà îäíîé ïîëîâèíå ëèöà, îùóùàåòñÿ ãëóáîêî è ïëîõî ëîêàëèçóåòñÿ ïàöèåíòàìè. Áîëü íå ñîïðîâîæäàåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíûìè è äðóãèìè íàðóøåíèÿìè. Èññëåäîâàíèÿ íå îáíàðóæèâàþò íèêàêîé êëèíè÷åñêè çíà÷èìîé ïàòîëîãèè.

ä. Ñèíäðîì «ïûëàþùåãî ðòà» – îùóùåíèå ñèëüíîãî ææåíèÿ â ïîëîñòè ðòà áåç êàêîé ëèáî ìåäèöèíñêîé èëè ñòîìàòîëîãè÷åñêîé ïðè÷èíû, ïðèñóòñòâóþùàÿ åæåäíåâíî è íà ïðîòÿæåíèè ïî÷òè âñåãî äíÿ. Áîëü ìîæåò îãðàíè÷èâàòüñÿ ÿçûêîì.

19. Äðóãèå êðàíèàëüíûå íåâðàëãèè èëè äðóãèå öåíòðàëüíûå ëèöåâûå áîëè.

Ïîâòîðþñü åù¸ íå ðàç:

Ãîëîâíàÿ áîëü – òîëüêî ñèìïòîì, ñîïðîâîæäàþùèé ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ. Ëþáàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, äëÿùàÿñÿ õîòü ñêîëüêî-íèáóäü äëèòåëüíî, òðåáóåò îáñëåäîâàíèÿ è êîíñóëüòàöèþ âðà÷à. Íå çàíèìàéòåñü ñàìîäèàãíîñòèêîé è ñàìîëå÷åíèåì. Îáðàòèòåñü ê âðà÷ó.

P.S. Ïðåäûäóùèé ïîñò ïðî ãîëîâíóþ áîëü https://pikabu.ru/story/golovnyie_boli_svyazannyie_s_psikhic…

Ñïàñèáî çà âíèìàíèå.

Áóäüòå çäîðîâû!

Источник

ТЕРАПИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

The journal of clinical and experimental hypnosis, 1953, No 1, pp. 2-6.

Очень часто при проведении банальных поверхностных наблюдений ставятся под сомнение даже самые верные экспериментальные результаты. Например, некий профессор, специалист по внутренним болезням, прочитав статью по психиатрии, в которой рассказывалось об одном пациенте, заметил, что один случай еще ничего не доказывает. Ему ответили, что один случай лечения только одного-пациента непроверенными средствами с летальным исходом говорит больше, чем можно желать. Природа и характер одного открытия, одного результата может дать намного больше ценных сведений, чем обширные многотомные данные, значение которых зависит от манипулирования статистикой. В частности, это относится к области человеческой личности, где единичные случаи часто служат яркой иллюстрацией различных аспектов и граней общих конфигураций, тенденций и моделей. Иногда не доказательство определенных идей, а показ и отображение всяческих возможностей – верная цель экспериментальной работы.

Читайте также:  Головная боль после дневного сна у ребенка

Для сравнения можно упомянуть и другое предположение, которое неоправданно накладывает ограничения на экспериментальные результаты. Например, многие психотерапевты считают почти аксиомой, что терапия зависит от того, можно ли сделать подсознательное сознательным. Если подумать о той роли, которую подсознательное играет для личности с самого раннего детства, во сне или в состоянии пробуждения, то вряд ли можно сделать больше, чем вернуть фрагменты подсознательного в сознание. Кроме того, подсознательное как таковое, а не как трансформированное в сознательное, составляет значительную часть психологических функций. Следовательно, более разумно, по-видимому, предположить, что законная и оправданная цель терапии состоит в том, чтобы восстановить взаимосвязи, которые ежедневно возникают в хорошо отрегулированной жизни, в отличие от неадекватных, неупорядоченных и противоречивых проявлений невротического поведения.

Пациент

Чтобы проиллюстрировать все вышеизложенное, привожу следующую историю болезни.

Служащая государственной больницы обратилась к автору в связи с изменениями, произошедшими с ней после длительного и тщательного медицинского обследования. Она жаловалась на сильные головные боли, причину которых в ходе многочисленных медицинских обследований найти не удалось, и выраженные нарушения личности, проявляющиеся в сварливости и некоммуникабельности. Ее уже предупредили об увольнении, дав отсрочку в том случае, если она обратится за лечением.

В таких тяжелых условиях пациентка обратилась к автору, с горечью объяснила свое положение и заявила, что стоит перед выбором: послать домой телеграмму с просьбой о деньгах на дорогу или пройти лечение у этого «проклятого» гипнотизера (она не понимала, что автор был совершенно ни при чем в этой ситуации). Она недружелюбно добавила: «Ну, вот и я. Чего вы хотите? Начинайте».

Была предпринята попытка выяснить историю ее болезни, но женщина была очень необщительна и осталась такой в ходе всего лечения. От нее удалось лишь узнать, что в течение прошлых четырех лет, начиная с того момента, когда пациентка порвала связи с домом своего детства, она страдала от сильных нелокализованных головных болей. Иногда они возникали дважды в неделю, сопровождались тошнотой, рвотой и физическим недомоганием и продолжались в течение двух-четырех часов. Обычно головной боли предшествовали эмоциональные нарушения, которые характеризовались чрезмерной сварливостью, горечью и свирепыми словесными нападками на всех и каждого, кто оказывался рядом. Когда боль проходила, женщина чувствовала себя подавленной, уединялась и в какой-то степени налаживала свои отношения с окружающими на день-два, до следующего приступа. Из-за этого она утрачивала одну позицию за другой, потеряла всех своих друзей и даже способность налаживать новые контакты. Она стала чувствовать себя одинокой и несчастной. Каждая попытка получить от пациентки более подробные сведения терпели неудачу. Она с негодованием отвергала все вопросы и даже любые разговоры о ней. Она была огорчена предупреждением о будущем увольнении и обратилась за лечением к психотерапевту только затем, чтобы, как она сказала, «они не выгнали меня».

Процедура лечения

При первой беседе пациентка была недружелюбна и не настроена сотрудничать с автором, поэтому ей только сказали, что сначала необходимо, чтобы он увидел ее во время приступа головной боли.

Несколькими днями позже автору сообщили, что она слегла из-за неожиданного приступа головной боли. Она была бледна и истощена, морщилась при каждом движении, была задумчива, медлительна и слабо реагировала на окружающую обстановку. Через несколько часов она пришла в себя, ее движения были спазматическими и возбужденными. Она говорила повышенным тоном, ругалась и оскорбляла всех и, по-видимому, находила садистское удовольствие, делая резкие, болезненные замечания. Она очень не хотела обсуждать свое состояние, оскорбляла автора и потребовала, чтобы ее оставили в покое. На следующий день возникла характерная для нее депрессивная реакция; она была молчалива, искала уединения и иногда делала замечания, обвиняя себя во всем.

Через несколько дней женщина в приятном дружелюбном настроении снова обратилась за лечением к автору. Однако она отвергла все попытки расспросить ее, вежливо, но твердо заявив, что ее единственной проблемой являются головные боли и что все лечение нужно направлять на этот симптом. Если это будет сделано, то исчезнут и все остальные проблемы, обусловленные головными болями и ее реакцией на них. В конце концов автор принял ее условия, хотя про себя решил прибегнуть к экспериментальным методам.

У нее удавалось вызвать только легкие состояния транса, но они были использованы, чтобы сохранить ее сотрудничество в качестве субъекта для клинического обучения. Это позволило вызвать у пациентки состояние глубокого транса, в котором она прошла соответствующее обучение и получила команду дать автору возможность индуцировать у нее глубокие трансы и в будущем.

В течение следующих четырех недель было индуцировано пятнадцать глубоких трансов. Их использовали для многократных, решительных и настойчивых внушений, которые она наконец приняла и которым согласилась подчиниться:

1. Когда неожиданно появляется головная боль или возникает необоснованная раздражительность, которая предшествует головной боли, ей нужно сразу же лечь в постель и глубоко поспать, по крайней мере, полчаса. Эта мера (это ей повторили несколько раз) может предотвратить все неприятные проявления.

2. После получасового сна она должна потратить по крайней мере час, а желательно и больше, ругая, оскорбляя, проклиная и критикуя любого, кого пожелает, но только в уме, про себя, при этом давая полную волю своей фантазии. Сначала она должна делать это в силу подчинения инструкциям, а позже – только из-за своих собственных садистских желаний.

3. Затем ей сказали, что, получив нужное эмоциональное удовлетворение от этих вербальных агрессий, она должна глубоко поспать еще полчаса. Затем она может проснуться и свободно, спокойно, не проклиная себя, заняться работой. Это вполне в ее силах, поскольку подчинение этим инструкциям приведет в результате к гипнотическому сну, который сохранится до тех пор, пока она окончательно не проснется успокоенной и отдохнувшей. Из всего этого ей нужно знать только то, что она легла спать, уснула и, наконец, проснулась, чувствуя себя спокойной и отдохнувшей.

В течение первых трех недель пациентка, подчиняясь этим инструкциям, шесть раз отпрашивалась с работы, шла в свою комнату и засыпала. Она спала от двух до трех часов, потом просыпалась и казалась отдохнувшей и спокойной. Несколько проверок показали, что в то время как она «спала», пациентка находилась в состоянии транса, но у нее не было нужного раппорта с автором.

На четвертой неделе была введена новая процедура. Она также приняла форму постгипнотического внушения, которое заключалось в том, что в определенный день, в определенный час у пациентки должна появиться сильная головная боль. Когда это произойдет, она должна противостоять приступу и продолжать работу до тех пор, пока будет в состоянии. Затем она должна спешно идти в свою комнату и выполнить первую серию внушений.

Эти инструкции были успешно выполнены. В час дня в указанный день, через три часа после того, как у нее началась головная боль, пациентка вернулась к работе во вполне удовлетворительном состоянии. Она жаловалась лишь на чувство ужасного голода, так как пропустила обед. В предыдущих случаях она часто хваталась за этот предлог, чтобы оправдать свою раздражительность. Таким образом, ей убедительно доказали эффективность гипнотического внушения и возможность хорошего терапевтического эффекта.

Неделю спустя в другом состоянии транса ей дали постгипнотические инструкции в определенное время вызвать у себя эмоциональное нарушение, которое часто предшествовало головной боли. Когда оно возникнет, она должна воспротивиться ему, следить за своим языком и давать ему волю только у себя в комнате и, наконец, вызвать у себя всеподавляющее желание уйти в свою комнату и лишь там отдаться этому эмоциональному расстройству. Там она должна следовать ранее внушенной процедуре. Женщина подчинилась всем командам и, проспав около трех часов, в хорошем расположении духа вернулась к работе.

Читайте также:  Головная боль похмелье снять в домашних

В целый ряд терапевтических инструктивных трансов намеренно были включены два специальных сеанса, направленных на то, чтобы заставить субъекта поступать в соответствии с прежними инструкциями. Последующие состояния транса, в которых давались перечисленные выше внушения, были усилены ссылкой на экспериментально установленную степень выраженности постгипнотической индуцированной головной боли и эмоциональных расстройств и на выгоду выполнения инструкций. Кроме того, были предприняты усилия убедить ее в эффективности общей процедуры и желательности сразу же отдаваться на волю постгипнотических внушений.

Последний сеанс транса был посвящен общему обзору инструкций, которые были даны за все сеансы, ее обретенной способности правильно реагировать на проблему и возможности применять процедуру в будущем в случае появления головных болей и эмоционального расстройства. Несколько раз в процессе работы предпринимались усилия изучить содержание ее размышлений во время душевной агрессии, но она оказалась необщительной и заявила, что не может пересказать свои мысли.

Вопросы, заданные ей в состоянии пробуждения, выявили полную амнезию всего произошедшего. Пациентка помнила лишь, что была несколько раз загипнотизирована и что в целом ряде случаев, когда она чувствовала появление головных болей, у нее возникало непреодолимое желание спать, а после сна боль исчезала. Любая попытка получить дополнительные данные успеха не имела. Она приписала изменения в своем поведении гипнозу, но никакого любопытства относительно того, что произошло, не проявила.

Результаты

После того как она ушла из больницы, ее не видели около трех месяцев. В следующую встречу она рассказала, что испытала за это время лишь два очень сильных приступа головной боли, которые легко переборола с помощью легкого сна, и что это самые счастливые три месяца в ее жизни. Она начала шумно благодарить автора, заявив, что ее освобождение от головных болей оказалось несомненным результатом его гипнотической работы. Попытки узнать причину такого ее заключения ни к чему не привели. Она только выражала уверенность, убежденность, наконец, свою благодарность, но никаких признаков того, что она понимает и знает, что же произошло с терапевтической точки зрения, не было. Автор прервал этот поток благодарностей и предложил ей благодарить его только в том случае, если это удовлетворительное состояние сохранится и в будущем. На этом замечании беседа окончилась.

С тех пор прошло более пятнадцати лет, а результат лечения оставался удовлетворительным. Она нашла работу в другой части страны и успешно продвигалась по службе до тех пор, пока не стала руководителем отдела. Каждое рождество она присылает автору поздравительную открытку, выражая свою бесконечную благодарность. Иногда она посылает автору деловое письмо, спрашивая о нужных ей специалистах или рекомендуя ему кого-либо, кто нуждается в лечении. Можно еще добавить, что автор познакомился с некоторыми людьми, которые с ней работают. Они испытывают к ней большое уважение, личную симпатию и говорят о ней как об очень симпатичном обаятельном человеке. В ответ на специальное письмо автора она написала, что в среднем за год испытывает три приступа головной боли, но легко избавляется от них после короткого отдыха. Она уверена в том, что эти головные боли отличаются от прежних, и объясняет их тем, что читает без очков.

Теперь ей чуть больше сорока лет, она не замужем, поглощена работой и очень довольна жизнью. Один компетентный психиатр, хорошо с ней знакомый, но не знающий ничего о вышеизложенной истории, сказал: «Она из тех восхитительных людей, которых вам хотелось бы причислить к своим друзьям. Она смотрит на мужчин только как на приятных компаньонов, и ничего больше. Она с большим энтузиазмом относится к своей работе и вдохновляет каждого, кто работает под ее началом. Вечера она любит проводить дома, ходит в театр, на концерты или устраивает для нас веселые вечеринки. Она довольна и счастлива. Это большое удовольствие – быть в числе ее знакомых».

Комментарий

Определенный анализ хотя бы одного аспекта этой истории невозможен, так как будет ограничен только явными симптомами. Известны лишь действия врача и последующие определенно успешные результаты лечения.

Можно только сказать, что была использована экспериментальная процедура, которая каким-то образом позволила подсознательному пациентки, искаженному и дезорганизованному в своем функционировании, получить удовлетворительную роль в ее общей практической деятельности, не становясь при этом частью ее сознательного мышления. Возможность такого результата у одной пациентки предполагает, что такую процедуру можно удовлетворительно приспособить к терапевтическим нуждам других пациентов.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Глава 1 Основы психосоматической диагностики
Для того чтобы иметь возможность достаточно достоверно соотносить внешние проявления человека с его психогенными детерминантами, в настоящей главе проведено сопоставление описания типов организации характеров в

ТЕРАПИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

The journal of clinical and experimental hypnosis, 1953, No 1, pp. 2-6.
Очень часто при проведении банальных поверхностных наблюдений ставятся под сомнение даже самые верные экспериментальные результаты. Например, некий профессор, специалист по внутренним

Глава четырнадцатая
О головной боли — забыть навсегда!

По данным медицинской статистики, мигренью в США страдает около трёх миллионов человек, в подавляющем большинстве своём — женщины. Не менее широко распространены и хронические боли других типов; о массовом же

Другие типы головной боли
Потенциальных её источников в нашем распоряжении великое множество: тут и усталость, и перенапряжение зрительных нервов, и чисто психологические мотивы, заставляющие нас, скажем, искать удобный предлог для неучастия в неприятном деле. Головная

Самотерапия при хронической головной боли
Как и в случае с психосоматическими заболеваниями, начинать здесь следует прежде всего с выявления причин. При этом крайне важно быть полностью уверенным в том, что симптом не скрывает под собой серьёзного органического

Как избавиться от головной боли.
Головная боль является одним из наиболее мягких природных предупредительных сигналов о том, что вы находитесь под воздействием стресса. Головные боли могут быть сильными и причинять значительные страдания, но от них зачастую легко

Целенаправленная терапия зеркального отражения

Хотите ли вы избавиться от головной боли?
Если вы чувствуете боль, от которой хотели бы избавиться, определите где она находится, какова она, а после скажите себе: «У меня болит голова. Я хочу немедленно избавиться от этой боли». (Однако, при этом вы должны быть уверены, что

Программа развития психосоматической медицины в Крыму

Актуальность развития психосоматической медицины в Крыму

Социально-экономический кризис 90-х годов обусловил ухудшение благосостояния народа, создал экстремальную ситуацию в здоровье населения.Падение уровня

Актуальность развития психосоматической медицины в Крыму

Социально-экономический кризис 90-х годов обусловил ухудшение благосостояния народа, создал экстремальную ситуацию в здоровье населения.Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение и ограничение

Источник