Головная боль в живописи

Головная боль в живописи thumbnail

С.П.Маркин 

Статья посвящена истории происхождения термина “мигрень”, ее симптомам нашедшим отображение как в мифах Древней Греции, так и в картинах художников разных периодов.

 Головная боль (цефалгия) – любое неприятное ощущение в области от бровей до затылка. Первое описание головной боли приведено в мифах древней Греции: «Зевс-громовержец знал, что у его первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок необычайного ума и силы, превосходящий по мудрости своего отца. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив Метиду проглотил ее, уже носившую во чреве ребенка. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Гефест мощным ударом топора расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада» (рис. 1).

По данным Я.И Левина (2004 г.), до 60% населения с разной частотой жалуются на головную боль. При этом наибольшая распространенность головной боли отмечается в возрасте 20-59 лет. Головная боль может быть симптомом более 300 заболеваний и облигатным проявлением более чем 50 [1]. В настоящее время наибольший интерес вызывает головная боль при мигрени.
Мигрень рассматривается как хроническое заболевание, обусловленное наследственно детерминированной дисфункцией вазомоторной регуляции, проявляющееся относительно стереотипными пароксизмальными приступами сильной головной боли.

Самое раннее описание мигрени встречается около 3000 лет до н.э. До нас дошло следующее описание мигрени: «Голова покоряется боли, охватившей висок, и глаза затуманивает боль, зрение слабеет». В труде «Афоризмы» Гиппократ впервые констатирует, что головная боль является «истинной болезнью», а не «божьей карой». В одном из описании читаем «…Он видел перед собой какое-то сияние. Яркий свет обычно появлялся перед правым глазом. Когда свет исчезал, возникала сильнейшая боль в правом виске, которая охватывала всю голову и шею… рвота же несколько облегчала боль».

Термин «мигрень» предложен выдающимся древне-римским врачом — Клавдием Галеном. Название происходит от греческого «hemikrania» (hemi — половина, kranium — голова) и отражает характерный признак недуга: во время приступа болит половина головы. Греческое «гемикрания» римляне преобразовали в «hemikranium», который со временем в разговорной латыни принял форму migrana. 

«Любитель совершенства» – распространенное определение людей, страдающих мигренью. Психологический портрет больного с мигренью включает:

• повышенную возбудимость;
• эмоциональную лабильность;
• обидчивость;
• амбициозность;
• нетерпимость к ошибкам других;
• любовь к совершенству;
• инициативность;
• честолюбие.

Вот как описывает М.А.Булгаков приступ мигрени у поэта Ивана Николаевича Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, в своем романе «Мастер и Маргарита»:

О боги, боги, за что вы наказываете меня?..Да, нет сомнений, это она, опять она, непобедимая,
ужасная болезнь – гемикрания, при которой болит полголовы.. от нее нет средств, нет никакого спасения., попробую не двигать головой..

Заболевание чаще встречается у женщин (3:1,4:2), причем «пик» его распространенности приходится на наиболее работоспособный возраст (примерно 35—40 лет). По данным А.М.Вейна и соавт. (1994 г.), если приступы мигрени возникают лишь 2 раза в месяц, то больной теряет в творчески активном возрасте (между 15 и 45 годами) 2 года жизни [2]. Важную роль в возникновении мигрени играют наследственные факторы:

• при наличии мигрени у обоих родителей риск заболевания потомков достигает 60—90%
• при наличии мигрени у матери риск заболевания ее детей составляет 72%

Существенное значение имеет наследование определенного нейрохимического дефекта (недостаточность метаболизма моноаминов мозга, особенно серотонина). Так, согласно Борисовой и соавт. (2008 г.), колебания уровня серотонина в плазме коррелирует с динамикой приступа мигрени.

Критерии диагностики мигрени:

• как правило, гемикраническая локализация головной боли;
• пульсирующий характер боли;
• выраженность боли, усиливающейся при физической нагрузке, ходьбе;
• наличие всех или 1-2 сопутствующих симптомов: тошнота, рвота, свето-, звукобоязнь;
• длительность атаки от 4 до 72 ч;
• не менее 5 атак в анамнезе, отвечающих данным критериям [3].

На рис. 2 представлено образное изображение приступа мигрени. Патогенез мигрени:

• первая фаза (спазм сосудов);
• вторая фаза (дилатация) — пульсирующая боль;
• третья фаза — отек сосудистой стенки и периартериальных тканей (нарушение гематоэнцефаличе-
ского барьера) – тупые боли;
• четвертая фаза – обратное развитие указанных изменений.

В клинической картине мигрени выделяют продромальный период, ауру (встречается только в 30% случаев), собственно головную боль и постприступный период. Продромальный период испытывают до 60% больных (длительность в среднем 19,7 часа), который включает следующие симптомы:

• психологические (депрессия, гиперактивность,эйфория, разговорчивость, возбужденность, дремота, нетерпимость, медлительность);
• неврологические (фотофобия, трудности концентрации, фонофобия, дисфазия, гиперсомния, зевота);
• вегетативные (избыточный аппетит, анорексия, чувство холода, диарея или запор, жажда, учащенное мочеиспускание, отечность).

Мигренозная аура – комплекс полностью обратимых зрительных, чувствительных или речевых нарушений, предшествующих или совпадающих с началом мигренозной головной боли. Продолжительность ауры составляет от 5 до 60 мин. Из форм мигрени с аурой наиболее часто (до 28% случаев) встречается офтальмическая форма (зрительные расстройства), проявляющиеся мерцательной скотомой: сверкающие зигзаги, точки, шары, огненные фигуры, молниеподобные вспышки, ломанные линии и т.п.

На рис. 3 представлены зрительные расстройства, которые нарисовали пациенты во время приступа мигрени.

Многие художники обращались к теме «мигрень». До нас дошли картины средневековой монахини Хильдегарды Бингенской (1098-1179 гг.), страдавшей мигренью. Она писала: «…я узрела огромную звезду, сияющую и бесконечно прекрасную, и вокруг нее множество падающих звезд… все вместе они двигались на юг. И вдруг все звезды исчезли, сгорели до тла, обратились в черные угли, растворились в бездне и стали невидимы». Самой известной работой художницы является картина «Падающие ангелы» (рис. 4).

В последующем под впечатлением своих видений Хильдегарда пишет серию картин под общим названием «Разговор с ангелами» (рис. 5).

Другим художником, страдавшим мигренью, является Эдвард Мунк (1863-1944 гг.). Р.Стенерсен (1972 г.) писал: «…все явления жизни художник пропускал через себя, очень индивидуально воспринимая их. Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение». Самой известной работой Мунка является картина «Крик» (рис. 6).

Художник писал: «…я шел по дороге… вдруг солнце зашло, и все небо стало кровавым… при этом я как будто почувствовал дыхание тоски.. громкий бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу. Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, – до тех пор, пока не прошел курс лечения в клинике для душевно-больных. На рис. 7 представлена одна из работ Эдварда Мунка, написанная им под впечатлением зрительной ауры во время приступа мигрени.

Несколько лет назад голландский невропатолог Мишель Феррари попросил своих пациентов с мигренью нарисовать или описать то, что они видят, и его поразило сходство этих образов с картинами Пабло Пикассо. Это сходство особенно заметно, если посмотреть на произведения художника, относящиеся к концу 30-х годов, такие, как «Плачущая женщина» и «Портрет женщины в шляпе». На этих портретах человеческое лицо словно рассечено вертикальными линиями, так что глаза и уши имеют искаженные размеры и пропорции, а один глаз выше другого. Феррари считает, что Пикассо мог страдать от приступов мигрени и переносить на полотно вызванные болезнью образы (рис. 8, 9).

Читайте также:  Острая головная боль что это такое

Иногда симптомы зрительной ауры могут носить характер более сложных зрительных нарушений. Так, в 1952 г. Lippman описал нескольких пациентов с мигренью, которые отмечали пароксизмальные искажения схемы тела. В последующем он назвал это состояние «синдромом Алисы» (по аналогии с приключениями Алисы в Стране чудес в книге Льюиса Кэролла). Так, перед приступом головной боли возникают зрительные иллюзии — все люди, вещи, предметы кажутся удлиненными (рис. 10).

По одной из версий сам Льюис Кэрролл страдал от очень сильных мигреней (именно у него был «синдром Алисы»), что и нашло свое отражение в его романе: «Хорошо, – сказал Кот и исчез – на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней — улыбка. Она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало» [4].

При мигрени головная боль в 60% случаев односторонняя (больше справа), как правило, развивается в привычной области головы (висок, надбровье). Наиболее частым является частота приступов боли 2—4 раза в месяц.

Боль и временной период:
• боль достигает максимума через 10—60 мин — 51%;
• через 60-120 мин – 25%;
• более чем через 2ч- 11%;
• через несколько минут – 13%.

Продолжительность головной боли при мигрени:
• от 4 до 24 ч-33,2%;
• от 24 до 72 ч – 41%;
• менее 4ч- 4%;
• более 72 ч-21,7%.

Симптомы, сопутствующие головной боли во время приступа:
• тошнота — 90%;
• рвота — 30%;
• фотофобия — 20%;
• фонофобия – 60%

Постприступный период отмечается у 70% пациентов (в среднем 24 ч), который включает следующие
симптомы:
• общую слабость — 100%;
• сонливость — 95%;
• ощущение усталости – 95%;
• снижение концентрации внимания – 95%;
• раздражительность – 90%;
• тяжесть в голове — 63%;
• снижение аппетита — 79%;
• усиление диуреза — 53%.

Факторы, провоцирующие мигренозный приступ:
• пищевые факторы: голод, алкоголь, определенные
продукты;
• хронобиологические факторы: сон (слишком мало
или много), гормональные изменения;
• факторы окружающей среды: яркий свет, запах, высота, перемена погоды;
• физические воздействия: физические упражнения, стресс и тревога, травма головы;

В 25% случаев имеется отчетливая связь приступов с приемом пищевых продуктов, содержащих нитриты, различные биогенные амины — тирамин (сыр, копчености), фенилэтиламин (шоколад), снижающие синтез серотонина в нервных клетках, усиливающие агрегацию тромбоцитов и ангиоспазм (В.Н.Шток, 2003).

Мигрень очень часто сочетается с другими заболеваниями, которые оказывают негативное влияние на ее течение. Сопутствующие заболевания, наличие которых установлено врачами разных специальностей, диагностируются у больных мигренью в 5 раз чаще, чем в общей популяции.

Коморбидные нарушения, наиболее значимые для качества жизни больных мигренью:
• тревога;
• депрессия;
• нарушение сна;
• дисфункция перикраниальных мышц;
• вегетативные расстройства;
• сопутствующие эпизодические головные боли напряжения;
• заболевания желудочно-кишечного тракта
(В.В.Осипова, 2003).

Так, тревога, как правило, предшествует мигрени, в то время как депрессия присоединяется к клинической картине мигрени на более поздних этапах болезни. N.Breslau и соавт. (1994 г.) обнаружили у детей и подростков выраженную тревогу, затем развитие мигрени и, наконец, присоединение в зрелом возрасте депрессии. Особенно часто данная тенденция прослеживается у детей с первоначально высоким уровнем личностной тревоги. Относительный риск возникновения мигрени у пациентов с депрессией в 3,1 раза больше, чем в общей популяции. Облигатным признаком депрессии является нарушение сна. Высокая степень выраженности депрессии определяет более тяжелое течение мигрени, создает предпосылки для нарушения сна в межпри-ступном периоде, обусловливает «вытеснение» приступов бодрствования и появление «ночных» приступов мигрени, что в конечном итоге значительно дезадаптирует пациентов.

Единые патогенетические механизмы мигрени, на-рушения сна и депрессии (серотонинергические меха-низмы):
• развитие депрессии связывают с нарушением обмена моноаминов (серотонина);
• серотонин участвует в формировании цикла сон—бодрствование;
• серотонин является одним из важнейших нейромедиаторов боли.

Наиболее тяжелым осложнением мигрени является мигренозный инсульт. Так, у лиц, перенесших инсульт в возрасте до 50 лет, связь с мигренью прослеживается с частотой от 1 до 17%. При этом у молодых женщин с мигренью риск инсульта повышен вдвое.

Мигренозный инсульт («катастрофическая» форма мигрени) характеризуется развитием у больного с тяжелыми клиническими проявлениями типичной мигрени с аурой очаговых неврологических симптомов, которые имеют «мерцающий характер» (возникают, регрессируют и появляются вновь). По данным магнитно-резонансной томографии в 12-47% случаев выявляются изменения белого вещества в глубинных отделах мозга и перивентрикулярно, характеризующиеся наличием очагов гиперинтенсивного сигнала в режиме Т2 (в результате микроэмболии вследствие повышенной агрегации тромбоцитов, нарушения ауторегуляции мозгового кровотока, повторных эпизодов ги-поперфузии во время ауры).

Особенности мигренозного инсульта:
• в анамнезе должны обязательно присутствовать мигрени с аурой (не менее двух однотипных атак);
• очаговые неврологические симптомы инсульта аналогичны симптомам ауры, характерной для данного больного;
• данная атака сходна с предыдущей, но очаговые симптомы не исчезают, а «колеблются» и повторяются в течение 7 дней;
• при нейровизуализации определяется область пониженной плотности в зоне мозга, соответствующей фокальным изменениям.

Общие принципы ведения пациента с мигренью:
• взаимоотношения «доктор—пациент»;
• дневник головной боли;
• реалистичность ожиданий;
• обучение пациента;
• разъяснение природы мигрени;
• анализ провоцирующих факторов;
• нефармакологические стратегии;
• купирование приступа;
• профилактическое лечение мигрени [5].

По данным RLipton (1999 г.), более 70% больных с мигренью (телефонное интервью 688 чел.) не удовлетворены применяемым средством для купирования головной боли:
• слишком длительно снимает боль — 87%;
• неполный обезболивающий эффект — 84%;
• непостоянный эффект – 84%;
• возврат головной боли – 71%;
• много побочных эффектов – 35%.

Основные группы препаратов для лечения мигрени:
1) препараты с неспецифическим механизмом действия:
• простые анальгетики (парацетамол и др.);
• нестероидные противовоспалительные средства (НПВП).
2) препараты со специфическим механизмом действия:
• неселективные агонисты 5НТ1 -рецепторов (производные эрготамина);
• селективные агонисты 5 НТ1 -рецепторов.

Выбор лекарственных препаратов определяется тяжестью приступов мигрени. Для этой цели можно воспользоваться шкалой Л.С.Чутко:
1) Частота:
• редко, несколько раз в год – 1 балл;
• 1 раз в месяц – 2 балла;
• 2-4 раза в месяц – 3 балла;
• 2—3 раза в неделю — 4 балла;
• 4 и более раз в неделю (или ежедневно) — 5 баллов.

2) Интенсивность:
• легкая – 1 балл;
• умеренная – 2 балла;
• средняя – 3 балла;
• сильная — 4 балла;
• нестерпимая — 5 баллов.

3) Выраженность:
• только при эмоциональном напряжении – 0 баллов;
• боли в обычной ситуации – 3 балла.

4) Сопровождающие симптомы:
• без тошноты и рвоты — 0 баллов;
• с тошнотой — 3 балла;
• с тошнотой и рвотой – 5 баллов.

Если пациент набрал до 10 баллов – легкая степень. 10-14 баллов – средняя степень, 15 баллов и более -тяжелая степень тяжести мигрени. Выбор препаратов в зависимости от выраженности болевого синдрома:

• легкая степень тяжести – отсутствие или минимальное снижение повседневной активности: простые анальгетики, НПВП;
• средняя степень тяжести — незначительное ограничение повседневной активности: НПВП, про
изводные эрготамина, агонисты 5НТ1 -рецепторов;
• тяжелая степень тяжести – выраженное ограничение или значительное снижение повседневной активности: агонисты 5НТ1 -рецепторов.

Профилактическое лечение мигрени показано при частой головной боли (2 или более приступов в месяц), низкой эффективности препаратов, применяемых для лечения приступа (или противопоказания к их применению) и риске развития инсульта. Профилактическое лечение проводят в течение нескольких месяцев (чаще 3 мес), затем делают перерыв и повторяют его через полгода. В случае резистентности профилактическое лечение проводят более длительно. Однако, по данным Ю.Э.Азимовой (2008 г.), лишь 56,3% больных имели опыт профилактического лечения (при этом 50% оценили его как неэффективное), а 43,7% пациентов впервые узнали о возможности такого вида лечения.

Читайте также:  Головные боли к кому обратиться в спб

Критерием эффективности профилактического лечения является снижение частоты приступов мигрени на 25%. Таким образом, мигрень является одной из самых частых причин хронической дезадаптации. Своевременное назначение патогенетического и профилактического лечения в значительной степени способствует улучшению «качества жизни» больных с мигренью. Как писал А.Шопенгауэр «Счастье – это избавление от боли».

Список литературы и обсуждение

Источник

Головная боль в живописи

«Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук, мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан нам был природой», – почти три века тому назад сказал философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо. И был относительно прав. Болезни напоминают людям, что срок жизни ограничен и, что никто в этом мире, даже самые знаменитые, богатые и талантливые, не застрахованы от них. И нередко болезни даются человеку как испытание на прочность силы духа. И сегодня мы поговорим о том, как со своими неизлечимыми недугами боролись некоторые знаменитые живописцы.

Гениальный шалопай. Федор Васильев (1850-1873)

И начнем, пожалуй, с самого молодого, подающего большие надежды, невероятно талантливого живописца русской природы Федора Васильева, слава к которому пришла в 21, а в 23 его не стало. В общей сложности всего пять лет было отведено ему на творчество, и за это время он смог добиться того, на что иному художнику и целой жизни было бы мало.

Федор Васильев - русский живописец-пейзажист.

Федор Васильев – русский живописец-пейзажист.

“Отставной чтец Общества Вольных шалопаев”, – так подписывал свои письма озорник и балагур Федор Васильев. В художественной среде им искренне восторгались, он был учеником самого Ивана Шишкина, а сам Илья Репин, называл его “феноменальным юношей”.

К огромному сожалению, именно из-за небрежного отношения к своему здоровью его жизненный путь так рано оборвался. Васильев по юношеской шалости, разгоряченным наелся снега, и простудил горло. Но не особо стал утруждать себя лечением. А тем временем пустяковый недуг вскоре перерос в чахотку, а позже и вовсе в страшную болезнь – туберкулез гортани.

В последний год жизни, предчувствуя близкую кончину, Васильев писал много и безудержно. Он почти перестал спать ночами, забываясь в работе. Одна живопись помогала ему не думать о смерти. Ибо в то, что художник выздоровеет, не верил уже никто, впрочем, как и он сам. Бывали моменты, когда доктора запрещали художнику двигаться. Ему не разрешалось ни то, что выходить из дому, а даже вставать с постели. А последних несколько месяцев ему и вовсе было запрещено даже говорить, чтобы не утруждать голосовые связки. И Васильеву приходилось общаться при помощи «разговорных тетрадей». Умер художник в Ялте в 1873 году.

«Мокрый луг». (1872 год). Автор: Федор Васильев. /Самая известная картина живописца/.

«Мокрый луг». (1872 год). Автор: Федор Васильев. /Самая известная картина живописца/.

А чтобы читатель мог в полной мере оценить масштаб таланта этого мастера, приведу один факт. В годовщину смерти Васильева Иван Крамской устроил посмертную выставку молодого художника. Все картины, выставленные на обозрение публике, были распроданы еще до открытия экспозиции, что было беспрецедентным случаем. К слову, императрица Мария Александровна приобрела несколько альбомов с рисунками художника, а Павел Третьяков приобрел 18 картин Васильева для своей коллекции. Кто-кто, а известный меценат и коллекционер, как никто, знал толк в живописи.

Более подробно узнать о короткой, но невероятно яркой жизни талантливого русского живописца вы можете узнать из нашей публикации: Что можно успеть за 23 года жизни: Русские пейзажи Федора Васильева.

Болезнь как испытание. Борис Кустодиев (1878 – 1927)

Невероятная судьба выпала на долю русского живописца Бориса Михайловича Кустодиева. Читая его биографию, начинаешь понимать, настолько может быть велика сила духа человеческого. Ибо то, что пришлось пережить художнику в последние годы его жизни может быть расценено не иначе как борьба за каждый день существования на земле.

Все началось с того, что в 31 год художника начали беспокоить боли в руке. Насторожился Борис Михайлович лишь тогда, когда появился дискомфорт в шее и начались сильные головные боли со рвотой. Спустя время боль стала настолько сильной, что по буквально доводила художника до отчаяния: «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика».

Автопортрет. На охоте.

Автопортрет. На охоте.

Тут и начались хождения художника по докторам. Рентгеновские снимки, различного рода лечение, а также консультации светил русской медицины… В итоге был поставлен диагноз – последствия недолеченного старого бронхита. Другими словами – туберкулез. Доктора в те времена почти в каждом бронхите видели туберкулез и отправляли больных в Швейцарию к известному в этой области профессору Ролье. Туда и отправился Кустодиев, где светило медицины в течение года лечил у пациента туберкулез шейного отдела позвоночника.

И лишь спустя время, попав в Берлинскую клинику к немецкому неврологу Герману Оппенгейму, Кустодиеву был поставлен верный диагноз: «У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция», – сказал Оппенгейм.
Прооперировали художника в конце 1913 года. К его невероятной радости движение в руках было восстановлено. Но теперь боли начались в ногах. Однако о дальнейшем лечении уже и речи не могло идти. На пороге стояла Первая мировая война, и Кустодиев вынужден был вернуться в Россию. Он постепенно терял возможность передвигаться самостоятельно. Стремительно развивался необратимый паралич нижней части тела и вскоре художника практически парализовало.

Борис Кустодиев за мольбертом.

Борис Кустодиев за мольбертом.

Возникла острая необходимость в повторной операции. Пять часов в мучительном ожидании провела жена художника в коридоре клиники, когда из операционной вышел хирург и сообщил: “Подтверждена опухоль спинного мозга, но, чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги?”
Женщина, осознавая, что ее в скором времени ждет при парализованном муже, уверенно ответила: “Оставьте руки. Художник – без рук, он жить не сможет… “. Не один месяц прошел, прежде чем художник оказался дома. На запрет врачей работать, Кустодиев лишь отмахнулся: “Если не позволите мне писать, я умру”… Стиснув покрепче зубы и превозмогая невыносимую боль, он стал писать лежа. Жена придумывала разные приспособления, чтобы облегчить его работу. Друзья
соорудили для живописца специальный навесной мольберт, на котором подрамник с холстом мог передвигаться в разные стороны.

Масленица. (1919 год). Автор: Борис Кустодиев.

Масленица. (1919 год). Автор: Борис Кустодиев.

И самое удивительное, что Кустодиев создал самые лучшие свои творения, пропитанные праздничным настроением, невероятно красочным колоритом и жизнелюбием, живя в холодной петроградской квартире, будучи полуголодным и практически беспомощным, превозмогая невыносимую адскую боль. Последние месяцы жизни, отмеренные 49-летнему художнику, он не жил – он постепенно умирал: неподвижные ноги, разрываемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой постоянно выпадал карандаш.

А напоследок судьба-злодейка как бы посмеялась над художником – за десять дней до его кончины он получил извещение, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги. Но, было все это уже совершенно ненужным. У Кустодиева от постоянного переохлаждения началось воспаление легких. В мае 1927-го его не стало.

Читайте также:  Какие есть народные средства от головной боли

Все это время рядом с художником была его жена Юлия Евстафьевна, верная спутница, преданный друг и бессменная Муза. О невероятной силе их любви, читайте в нашей публикации:Любимая женщина Бориса Кустодиева, во имя которой он превозмог адскую боль и создал лучшие свои работы.

Пьер-Огюст Ренуар – искалеченный, но не побежденный

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – признанный мэтр французской живописи, один из великих художников-импрессионистов, создавший за свою жизнь огромное количество живописных полотен. Однако не многие знают, что немалую часть своих творений художник писал, будучи прикованным к инвалидному креслу и с искалеченными руками.

Автопортреты художника.

Автопортреты художника.

Просто невероятно складывалась судьба великого импрессиониста после одного несчастного случая, перевернувшего всю его жизнь. А отсчет всем несчастьям Ренуара начался с 1897 года, когда в дождливый летний день 55-летний художник сломал правую руку, упав на камни с велосипеда, на котором частенько разъезжал в поисках сюжетов для своих картин. Больше месяца художнику пришлось ходить с гипсовой повязкой. И так как не работать он не мог, то начал писать левой рукой, иногда обращаясь за помощью к супруге. Когда была снята повязка с пострадавшей руки, художник очень радовался тому, что теперь он сможет работать, как и прежде.

«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Музей Орсе.

«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Музей Орсе.

Но у всякой болезни, как известно, существуют свои закономерности развития. Так и случилось с французским художником. Травма дала толчок к началу суставного заболевания. Не прошло и полгода, как боль в руке снова дала о себе знать. Лечащий врач озадаченно сделал предположение, что у Ренуара начал развиваться артрит – закономерное явление после переломов. Нужно также сказать, что в ту эпоху медицина считала артриты совершенно неизведанной областью. Однако диагноз врача, к несчастью, оправдался. Мало того, в 1902 году в результате простуды, началась частичная атрофия нерва левого глаза. А за несколько месяцев лицо Ренуара приобрело ту неподвижность, которая приводила в замешательство окружающих.

«Портрет актрисы Жанны Самари» (1877). /Девушки в чёрном. (1880—1882). Автор: Пьер Огюст Ренуар.

«Портрет актрисы Жанны Самари» (1877). /Девушки в чёрном. (1880—1882). Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Скованность в суставах ног усиливалась с каждым днем. И если ранее художник добирался от дома до своей мастерской при помощи двух палок, то теперь для того, чтобы преодолеть путь в сотню метров, ему требовались костыли. Многочисленные доктора, осматривавшие пациента, только разводили руками и в недоумении качали головами, все в один голос утверждая, что медицина ничего не знает об этой форме болезни суставов.

В 1904 году в Осеннем салоне проходит выставка последних картин Ренуара, причем с таким успехом, что художник на короткое время забывает о своем недуге. Ренуар буквально был поглощен своим искусством, которое год от года лишь расцветало, несмотря на его страшную болезнь. И как это парадоксально не звучит, именно она, болезнь, не давала ему рассеиваться ни на что другое, кроме живописи.

«Madame Renoir au chien», 1908 г. / Девушка с веером. (1906 г.)

«Madame Renoir au chien», 1908 г. / Девушка с веером. (1906 г.)

Тем не менее, болезнь вскоре вновь напомнила о себе. И теперь Ренуар был вынужден отчаянно бороться за сохранность функции своих рук. “Ведь пишешь руками”, – часто повторял он. Поэтому, в попытке улучшить подвижность суставов несколько раз соглашался на оперативное вмешательство. “По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь все больше и больше становлюсь калекой”,- говорил он.

Самым трагическим для художника моментом было осознание того, что его скрюченные пальцы уже не могут держать кисть. Тем не менее, бросать живопись художник никак не собирался. Для того, чтобы древко кисти не причиняло боль пальцам, их обматывали полотняными бинтами, а затем в промежуток между большим и указательным просовывали кисть. Пальцы уже не могли сжать кисть, они теперь будто цеплялась за нее. И, что было удивительным, при таком ужасном состоянии, руки художника не дрожали и глаза оставались зоркими и верными до конца его дней. Окружающих живописца немало удивляло, с какой ловкостью и уверенностью он орудовал своей искалеченной рукой.

 Розы в вазе. (1910 г.)Эрмитаж./    Букет роз. Франция, ок. 1909-1913 гг. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Розы в вазе. (1910 г.)Эрмитаж./ Букет роз. Франция, ок. 1909-1913 гг. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

В 1912 году Ренуара, который уже не мог самостоятельно передвигаться, показали одному из лучших парижских специалистов по ревматическим заболеваниям Анри Готье. Тот, внимательно осмотрев художника, уверенно сказал, что может за несколько недель поставить больного на ноги. Близкие восприняли это как утопию. А сам Ренуар отнесся к данному заявлению весьма философски. В глубине души ему так хотелось вновь побродить по окрестностям своей деревни в поисках сюжетов к своим полотнам, и он пообещал выполнять все предписания врача. Основное лечение сводилось к лечебной гимнастике и укрепляющему режиму. К удивлению родных, через месяц Ренуар действительно почувствовал себя гораздо лучше.

И вот настал тот день, когда лечивший его врач объявил, что художник должен встать и пойти своими ногами. Доктор помог ему приподняться из кресла, и всех поразило то, что Ренуар стоит на своих ногах и с радостью смотрит на окружающих. И даже, когда врач отпустил художника, он не упал, а собрав все свои силы, сделал первый шаг, за ним второй. Медленно обойдя вокруг мольберта, он вернулся к своему креслу. Все буквально замерли…Ситуация напоминала историю из Евангельского писания. Но вдруг Ренуар, неожиданно обратился к врачу: “Благодарю Вас, доктор. Вы гений! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись”. Он снова опустился в кресло с тем, чтобы больше уже никогда не встать с него.

Пьер-Огюст Ренуар за работой. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Пьер-Огюст Ренуар за работой. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Еще почти семь лет художник будет творить свои полотна, сидя в кресле с кистью в руке, вставленной между забинтованными пальцами. Он попросит построить себе нечто вроде большой беседки со съемными стеклянными стенами, куда со всех сторон проникал бы свет. Потом придумает множество приспособлений для написания картин. К тому же Ренуару в последнее время хотелось писать картины больших размеров. “Вот теперь, когда я лишился рук и ног, мне захотелось писать крупные полотна”, – признавался художник. Причем писать относительно большие холсты помогало ему одно изобретение. “Это было нечто вроде гусеницы из деревянных планок, прикрепленных к полотну, намотанному на двух горизонтальных барабанах длиной в полтора метра. При помощи рукоятки нижний барабан приводился в движение, а за ним двигалось и полотно, подставлявшее на высоту глаза и руки художника ту часть сюжета, над которой он работал”. Большинство последних картин Ренуара было написано именно в этой уникальной мастерской и на этом мольберте с барабанами.

Купальщицы ( 1918—1919), Музей д’Орсэ, Париж. / Последняя картина, созданная художником/.

Купальщицы ( 1918—1919), Музей д’Орсэ, Париж. / Последняя картина, созданная художником/.

В ноябре 1919 года Ренуар сильно простудился, работая в парке. Две недели он пролежал с пневмонией, которая никак не отпускала художника. Он медленно погружался в вечную тьму. Но даже в лихорадочном бреду живописец продолжал мысленно писать картину, накладывая на воображаемый холст необыкновенные, только ему принадлежавшие мазки. Это были последние мазки умирающего Пьера Огюста Ренуара.

О детстве, юности и молодых годах талантливого художника, вы можете узнать из нашей публикации:
Пьер-Огюст Ренуар: Малоизвестные факты из жизни прославленного импрессиониста.

Думается, что эти истории никого не оставят равнодушными, и многим послужат своего рода примером для проявления силы духа, упорства и настойчивости в преодолении жизненных неурядиц.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник