Головная боль в транспорте

О том, что человека может укачивать в дороге, знали еще древние греки и римляне, хотя в те далекие времена еще никто не понимал, почему так происходит. Если вы также принадлежите к числу тех, для кого поездка превращается в сущее мучение, спешим обрадовать: морская болезнь – это не приговор. Существуют способы, с помощью которых поездку можно сделать более приятной.

Почему может укачивать

Даже ученые не до конца понимают, почему одни люди могут путешествовать в любом виде транспорта, не испытывая дискомфорт, а других постоянно укачивает. Хотя уже точно известно, что такое состояние возникает как следствие дисбаланса в сенсорных системах организма. А по мнению доктора медицины Мелиссы Конрад Штепплер, за склонность к укачиванию отвечает индивидуальная чувствительность человека к движению [1]. Кстати, согласно исследованиям, проведенным Plos One в 2013 году, признаки морской болезни могут вызывать даже 3D фильмы [2].

Чтобы понять, из-за чего укачивает в дороге, сначала надо кое-что узнать о строении нашего организма. Информацию о движении тела головной мозг получает несколькими путями, включая глаза, ткани поверхности тела и внутреннее ухо, которое является частью вестибулярного аппарата. Когда мы преднамеренно передвигаемся, например, во время ходьбы, информация, полученная от этих источников, легко обрабатывается нашим мозгом. Признаки укачивания появляются в том случае, когда центральная нервная система получает противоречивые сигналы от сенсорных систем. Например, если кто-то сидит в машине или поезде и не смотрит в окно, его внутреннее ухо ощущает движение вверх-вниз, влево-вправо, но глаза при этом улавливают статичную картинку, как будто движения никакого нет. Или взять хотя бы катание на карусели. В это время наши глаза видят одно, мышцы ощущают другое, а внутреннее ухо получает сигналы вообще о третьем. В итоге, говоря простым языком, мозг приходит в замешательство и не может собрать воедино столь разные сигналы. Предполагается, что именно конфликт между такими сигналами и является причиной укачивания. Иными словами, укачивание – это специфическая реакция организма на некие нестыковки, возникающие между разными сенсорными системами.

Если говорить о роли внутреннего уха, то оно является частью вестибулярного аппарата и принимает участие в поддержании чувства равновесия. Вестибулярный аппарат позволяет определять положение тела в пространстве, а также адекватно реагировать на его изменения. Внутреннее ухо состоит из трех полукружных каналов и двух овальных мешочков. Их задача – собирать информацию о том, что происходит вокруг человека, и передавать ее головному мозгу. В полукружных каналах содержится жидкость, которая с каждым движением головы также движется, раздражая чувствительные волоски на стенках каналов. Эти волоски и посылают сигнал об изменениях положения тела в головной мозг.

Но ежесекундно наш мозг получает очень разные типы сигналов. Иногда они бывают настолько запутанными, что центральная нервная система не способна сразу понять, что на самом деле происходит с человеком. Такое обычно происходит во время путешествия самолетом, автомобилем, поездом или кораблем. Несмотря на то, что опорно-двигательный аппарат остается в покое, глаза воспринимают сигнал о том, что человек все равно движется. В результате возникает тот самый конфликт сигналов, получаемых мозгом, и человека укачивает.

Кто в зоне риска

Укачивание может случиться у любого человека, но чаще такому состоянию подвержены дети от 2 до 12 лет, беременные женщины и люди, склонные к мигрени [1]. Если морской болезнью страдает ребенок, высоки шансы, что он это перерастет. Обычно расстройства, связанные с путешествиями, проходят после 12 лет.

Кроме того, при определенных обстоятельствах люди, которых обычно не укачивает в транспорте, также могут испытывать дискомфорт. В числе триггеров морской болезни обычно называют жару, резкие запахи, переедание, переутомление и беременность.

Симптомы морской болезни

Морская болезнь, как правило, проявляется тошнотой, рвотой и появлением холодного пота. Но возможны и другие симптомы:

  • головокружение;
  • бледность;
  • усиленная выработка слюны;
  • потеря аппетита;
  • головные боли;
  • слабость;
  • поверхностное дыхание;
  • зевота;
  • легкое беспокойство.

Как облегчить состояние

Признаки укачивания обычно проходят сразу после устранения причин, вызвавших это состояние. Хотя есть люди, у которых плохое самочувствие сохраняется еще в течение нескольких дней после поездки. Но в большинстве случаев симптомы укачивания проявляются недолго. Спустя некоторое время организм адаптируется к нестандартным условиям (движение машины или поезда, раскачивание корабля и т.п.) и неприятные признаки исчезают.

Кроме того, вестибулярный аппарат вполне реально натренировать и тогда проблем с укачиванием не будет вообще. Хороший «тренажер» для вестибулярного аппарата – карусели и другие качели. Научить внутреннее ухо справляться с качкой реально и с помощью физических упражнений. Например, можно стать на широко расставленных ногах и резко с максимальной амплитудой поворачивать корпус в стороны, при этом голову и взгляд удерживать неподвижно. Количество упражнений увеличивать постепенно, не доводя себя до тошноты.

Читайте также:  Можно ли беременным цитрамон от головной боли форум

А для нетренированных есть несколько способов, которые помогут облегчить состояние во время поездки или даже предотвратить укачивание.

Что делать во время поездки, чтобы не тошнило

  1. Незадолго до и во время путешествия избегайте обильной пищи, кофеина и алкоголя, но в то же время важно употреблять достаточное количество воды. В «черном списке» пассажира, склонного к укачиванию – жирная, острая, тяжелая к усвоению пища, а также продукты с выраженным запахом. Кофе и другие напитки с кофеином раздражают слизистую оболочку желудка, из-за чего также повышается риск тошноты. Однако следует запомнить, что голодным отправляться в путь не стоит. Лучшее решение – легкий перекус за несколько часов до поездки.
  2. Перед путешествием хорошенько отдохните. Помните: переутомление – один из триггеров морской болезни.
  3. Если это возможно, отправляйтесь в путь ночью. Так появляется больше шансов, что вы сможете уснуть, и поездка для вас пройдет менее болезненно.
  4. Выбирайте места в транспорте, где тряска минимальная. Если это автомобиль – то место возле водителя. В самолете берите места над крылом – это самый спокойный участок в салоне. На корабле движение менее ощутимо в каютах более низкого уровня ближе к центру судна. Больше всего укачивает на палубе и в каютах на верхнем уровне.
  5. Не садитесь спиной к направлению движения.
  6. По возможности, сядьте за руль. Многие уверены, что водителем может быть только тот, кого не укачивает в дороге. Меж тем специалисты придерживаются мнения, что, наоборот, управление транспортом снижает риск укачивания [3]. Водитель во время управления использует моторику, тем самым получает возможность контролировать ситуацию и предугадать свои движения. То есть взятие ситуации под контроль помогает бороться с морской болезнью. Если сесть за руль транспорта невозможно, займите место как можно ближе к водителю. На переднем сидении возникает ощущение хотя бы частичного управления. Самые опасные места для лиц, склонных к укачиванию, – в конце автобуса.
  7. Не читайте в дороге и не смотрите видео. Вместо этого постарайтесь отвлечься прослушиванием музыки.
  8. Стабилизируйте свои сенсорные сигналы. Людям с морской болезнью может быть комфортнее в горизонтальном положении, сосредоточив взгляд на горизонте или статичной точке. Сконцентрируйте взгляд на неподвижном объекте вдали. Главное – смотреть в сторону по направлению движения транспортного средства. Это помогает переориентировать внутреннее чувство равновесия, получить визуальное подтверждение движения. А вот в боковые окна авто лучше не смотреть: быстро меняющиеся картинки только усугубляют укачивание.
  9. Расслабьтесь и найдите что-то, на чем можно сосредоточить свое внимание. Например, посчитайте от 100 до 0 и наоборот. Во время отсчета также можно закрыть глаза. Хороший способ избежать укачивания – вздремнуть в дороге. Это помогает устранить конфликт между восприятием внутреннего уха и визуальной информацией, получаемой глазами.
  10. Вестибулярный аппарат иногда можно обмануть. Во время поездки совершайте стопами действия, имитирующие ходьбу. Таким образом получится уменьшить количество несоответствий в сигналах, получаемых мозгом.
  11. Одолеть несильный приступ тошноты часто помогают несколько глубоких вдохов, сделанных на свежем воздухе. Также можно приложить к затылку или лбу холод – это немного взбодрит организм.
  12. Во время поездки старайтесь больше дышать свежим воздухом (например, откройте окно), не курите сами и избегайте прокуренных мест.

Натуральные средства против укачивания

Чтобы устранить симптомы, вызванные укачиванием, можно воспользоваться некоторыми народными средствами. Одно из лучших – корень имбиря. Если за полчаса до поездки употребить 1-2 г имбиря, можно предотвратить тошноту.

Еще одно хорошее натуральное средство – мята. Это растение обладает успокоительными свойствами, помогает организму в стрессе, вызванном конфликтными сигналами. Чтобы предотвратить укачивание, можно растереть между пальцами листик мяты и вдыхать его запах или просто пожевать эту ароматную траву. Как вариант, можно выпить мятный чай, съесть мятную конфету или взять жевательную резинку с соответствующим вкусом. Кстати, как сообщает Medical news today [4], даже сам по себе процесс жевания способен облегчать признаки морской болезни.

Некоторым людям помогает точечный массаж. В частности, легкие нажатия на точку чуть ниже запястья [5]. Также помогают растирания ушных раковин, ладоней и ступней. А вот эффективность использования магнита от укачивания вызывает неоднозначные отзывы врачей [3]. Многие считают такие методики шарлатанством.

Лекарственные средства против морской болезни

Если укачивает всегда и сильно, а впереди предстоит долгое путешествие, то можно прибегнуть к помощи лекарственных препаратов [5]. Это могут быть:

  1. Дименгидранат (драмамин) – жевательные таблетки от укачивания. Помогают сбалансировать состояние организма. Первую дозу следует принять за 1 час до поездки. Дальше таблетки пить каждые 4-6 часов.
  2. Скополамин – пластырь, пропитанный этим веществом, также помогает при укачивании. Его следует приклеить за ухом за 4 часа до поездки. Действие скополамина сохраняется 3 дня.
Читайте также:  Головная боль ощущение жара

Также при укачивании помогают таблетки, содержащие:

  1. Циклизин (марезин, эмоквиль) – принимают минимум за 30 минут до поездки, противопоказан детям до 6 лет.
  2. Меклизин (бонин) – эффективен, если принять за 1 час до поездки, противопоказан детям до 12 лет.
  3. Прометазин (прометеган, фенерган) – принять за 2 часа до поездки, эффект сохраняется 6-8 часов.

Однако следует знать, что некоторые из этих препаратов могут вызывать побочные эффекты в виде сонливости и сухости во рту.

Обычно приступ укачивания не длится долго. Но если симптомы сохраняются продолжительное время после поездки, все же лучше обратиться к врачу. Особенно, если тошнота сопровождается другими симптомами, в том числе сильной рвотой, нарушением слуха или болью в груди. Такое состояние может быть признаком более серьезных нарушений в организме, связанных с болезнями нервной системы или среднего уха [4].

Источники

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Источник

Здравствуйте, дамы и господа! История у меня длинная, поэтому запаситесь терпением.
О себе: 28 лет, 181/73,5 несколько лет занимался самообороной (кувырки, спарринги) + работал на телефоне с негативно-настроенными абонентами больше 1 года (2/2 по 12 часов не слезал со стула почти).

В феврале 2009 года ехал в метро и почувствовал себя плохо, что выражалось в ощущении нехватки воздуха, легкой головной боли (затылочная часть, глаза будто из орбит вылазят) и чем дольше я продолжал сидеть на скамейке, тем сильнее становились симптомы (появилась боль в ушах, висках, возникло даже ощущение, что верхняя часть ушей и виски немеют), поскольку раньше такого не было, стало как-то стремно. Срочно встал и вышел из вагона (было ощущение нетвердости в ногах) и буквально через 200-300 м. прогулки все прошло! Приехал на тренировку, отзанимался, поехал назад – все в порядке. Не придал особого значения, но решил показаться неврологу, мало ли что. Там порекомендовали сделать доплера, дуплекс, экг, энцефолограмму предварительно поставили вегето-сосудистую дистонию.

Дуплекс “По парным артериям основания мозга без значимых локальных нарушений кровотока. Зональное распределение кровотока не нарушено. Резерв цереброваскулярной реактивности сохранен К+ справа-1,33 слева-1,35 (N – 1,3-1,5), К- справа-0,43 слева-0,42 (N – 0,4-0,6). Надлобковым артериям кровоток антеградный симметричный. По основной артерии кровоток достаточный. Позиционные пробы на параметры кровотока по позвоночным артериям (V-сегмент) влияют (неразборчивый подчерк.. в ВББ), вызывают снижение ЛСК до 10%. Снижение кровотока при поворотах головы до 40%.”

ЭЭГ “Легкие и нестойкие очаговые изменения в правой заднетемной области, вероятнее всего, сосудистые. Ирритация верхнестволовых и гипотоламических структур с усилением восходящих активирующих влияний. Эпилептической активности не определяется.”

ЭКГ “ЧСС=77. Ритм синусовый.” (синусовая аритмия у меня была всегда, не беспокоит)

Доплер “Данных за наличие гемодинамически значимых стенозов и окклюзий не получено. Признаки церебральной ангидистонии с повышением тонуса резистивныхартерий, снижением цереброваскулярной реактивности. Признаки вертеброгенных влияний на позвоночные артерии. Признаки венозной дисциркуляции по позвоночным венам.”

После всего этого вернулся к неврологу, который мне назначил грандаксин 1х3 в день, 1 мес., ортопедическую подушку, воротник Шанца, консультацию фто и врача лфк, по возможности, сходить к остеопату. Стал все делать, в воротнике чувствовал себя не очень хорошо, но благо, что носить его нужно было недолго. От мануалки в первый день было не очень, а потом лучше. Вышеупомянутые симптомы связанные с головой стали беспокоить где-то 1-2 раза в неделю. ФТО направил на массаж. Вот тут и началось самое интересное. Где-то после 9 сеансов (всего было назначено 10) появилась боль между лопаток (больно было просто вдыхать даже), нетвердость в ногах стала постоянной (плавал, короче), сбивчивое дыхание, голова тяжелая, взгляд отсутствующий. Боли где-то между лопаток при передачи даже 3 кг груза из руки в руку. Мануальщик помочь тут уже не смог (точнее, как: после его сеанса боли в спине на вдохе прошли, вегетатика состалась), пошел к неврологу, который назначил ренгеногорафию шейного и грудного с функциональными пробами, мрт обоих отделов позвоночника, мовалис (6 шт.) и мильгамму (не помню, от нее стало нехорошо и врач сказал отменить). От уколов стало лучше практически сразу же (сперва я сделал 3 шт., подождал прау недель, полностью не отпустило, сделал еще 3), от многих упражнений лфк становилось хуже, поначалу даже лежать без подуки не мог, в голове какой-то “ахтунг” начинался.

МРТ шеи “На серии мр томограмм взвешенных по Т1 и Т2 в двух проекциях лордоз выпрямлен. Высота межпозвонковых дисков исследуемой зоны сохранена, сигналы от дисков шейного отдела по Т2 незначительно снижены. Задняя продольная связка уплотнена. Просвет позвоночного канала обычный, спинной мозг структурен, сигнал от него (по Т1 и Т2) не изменен. Форма и размеры тел позвонков обычные, дистрофические изменения в телах позвонков.
МР картина дегенеративных изменений шейного отдела позвоночника.” (потом, был у др. невролога, тот на этих же снимках где-то небольшую протрузию разглядел)

Читайте также:  Чем лечить головные боли при повышенном пролактине

МРТ-грудного “На серии МР томограмм взвешенных по Т1 и Т2 в двух проекциях кифоз сглажен. Высота межпозвонковых дисков на высоте кифоза снижена, остальных дисков исследуемой зоны сохранена, сигналы от дисков исследуемой зоны по Т2 снижены. Задних грыж и протрузий не выявлено. Просвет позвоночного канала обычный, сигнал от структур спинного мозга (по Т1 и Т2) не изменен.” Множественные мелкие грыжи Шморля в телах Тн2, Тн9-Тн12 позвонков. Формы и размеры тел позвонков обычные, дистрофические изменения в телах позвонков.
МР картина дегенеративно-дистрофических изменений грудного отдела позвоночника. Мелкие грыжи Шморля в телах (см. выше).”

Рентген Аномалия Киммерли, нестабильность С3-С4.

После того, как я вернуля к неврологу со всем этим, он мне назначил сирдалуд 1 мес. (дозу не помню) + глицин и спустя 2 мес. еще курс фезам + мемоплант на протяженгии месяца, последний повторить после перерыва 1,5 мес. (пропил, если до курса в транспорте мне становилось нехорошо часто и быстрее, то теперь это стало реже и симптомы стали менее интенсивны, но от фезама стала болеть голова). Врач ЛФК, рекомендовал висеть на перекладине, прогибаться из положения лежа на животе, постепенно наращивая количество повторений, а на самообороне перестать падать на спину и бросать кого-либо. Вообще, с грузом крутиться не стоит, сказал, а вот бить руками-ногами разрешил на здоровье.

Сейчас апрель 2010 и у меня кое-что от всего того “счастья” осталось, хотя, конечно, все помаленьку проходит. Если я долго езжу в транспорте (более 1,5 часа), то появляется сухость во рту, ощущение зажатости и боли в задней части шеи и верхней части спины, боль в висках и ушах, реально неприятными эти боли становятся после 2,5 часов езды, но и они проходят стоит прогуляться 300-400 м., даже голова болеть перестает. Аналогичные неприятные ощущения, но более легкие возникают при длительном сидении у компьютера (их можно сгладить простым перерывом и разминкой), поэтому возникли вопросы с работой: долго сидеть вроде бы нехорошо, поэтому приходиться делать перерывы, что не очень нравится шефам, а на работу мерчендайзера не пойти, ибо вроде бы движение лучше, но движение в транспорте – сплошная проблема (см. выше). Я каждый день подтягиваюсь по 9 раз, 1 раз в неделю пробегаю от 5 до 10 км., по настроению, отжимаюсь, гуляю, стараюсь соблюдать режим сна. Самое интересное, что все неприятные ощущения приходят в статике (долго стою, сижу, еду в транспорте), если лежу, на бегу, прыгаю и проч. ничего этого и близко нет, НО не всегда, а также 1-2 раза в неделю. Ничего толкового по избавлению от этого врачи мне так и не предложили, как и не сказали от чего это все. Когда слышат про транспорт, кинотеатр (длительное сидение), то рекомендуют психотерапевта, но умолкают, когда узнают, что у симптомов нет системности возникновения. У меня от природы периодически повышается АД, но так оно и раньше повышалось, но таких симптомов не было, зато в норме оно как у космонавта, что все врачи сами же и отмечали. Участковый терапевт порекомендовала выпивать 2 ношпы, если голова уж очень беспокоит, соблюдать режим сна, регулярно разминать шею… Я все выполняю, однако, последние несколько месяцев процесс выздоровления будто бы стоит на месте или же здорово притормозил…

Учитывая, как давно это все продолжается, хотелось бы понимать – это точно только от остеохондроза или, может, от того, что когда-то в спарринге по башке получил? Почему на ренгене нестабильность увидели, сами же и отмечали. Участковый терапевт порекомендовала выпивать 2 ношпы, если голова уж очень беспокоит, соблюдать режим сна, регулярно разминать шею… Я все выполняю, однако, последние несколько месяцев процесс выздоровления будто бы стоит на месте или же здорово притормозил…

Учитывая, как давно это все продолжается, хотелось бы понимать – это точно только от остеохондроза или, может, от того, что когда-то в спарринге по башке получил? Почему на ренгене нестабильность увидели, а на мрт ее не разглядели? Имеет ли смысл идти к остеопату вправлять шею и спину? Все ли упражнения для шеи мне можно делать, ведь от некоторых из них на лфк мне становилось хуже? Идти ли опять к неврологу?

P.S. На форум решил написать потому, что где уже только не был, что только не делал, а какого-то качественного улучшения не наблюдаю. SOS.

Если я создал сообщение не в ту тему или вообще сделал какую-то глупость, убедительная просьба, напишите об этом, дабы не тратить свое и ваше время. Спасибо.

Источник