Головная боль у гиперактивного ребенка

ÀâòîðÑîîáùåíèå ptashka

Ñîîáùåíèé: 1 Äîáàâëåíî:
28-08-2008 19:40 Ïðèâåòñòâóþ âñåõ! Ïèøó ïåðâûé ðàç, íî ÷èòàþ ôîðóì óæå äàâíî.
Ïîëó÷èòñÿ äëèííî, íî íóæíî æå ðàññêàçàòü ïðåäèñòîðèþ
Ñûíó (8 ëåò)áûë ïîñòàâëåí äèàãíîç ÑÄÂà èñêëþ÷èòåëüíî ïî ìîèì ðàññêàçàì âðà÷àì, à íå ïî îáñëåäîâàíèÿì. Íî äèàãíîç äåéñòâèòåëüíî ïîõîæ íà ïðàâäó. Æàëîáû âûñëóøèâàåì ïîñòîÿííî åùå ñ äåò.ñàäà. À èç øêîëû íàñ ìå÷òàþò âûæèòü çà ïîâåäåíèå, õîòÿ óñïåâàåìîñòü âûøå ñðåäíåãî, ïàòîëîãè÷åñêàÿ íåâíèìàòåëüíîñòü ìåøàåò, ìîã áû áûòü îòëè÷íèêîì, íî òî íà êîíòðîëüíîé íå òîò âàðèàíò ñäåëàë, ïîòîì â ñåðåäèíå óðîêà çàìåòèë è íå óñïåë ðåøèòü ñâîé, òî ïëþñû ñ ìèíóñàìè ïóòàåì, òî íå óñëûøàë, òî çàáûë… Ïîêà äåðæèìñÿ. Óæå è ó÷èòåëþ êîíâåðòèêè ñòàëè íîñèòü…
Òàê âîò ÿ íå îá ýòîì, à î òîì, ÷òî âûÿñíèëîñü ñëó÷àéíî. Ìîæåò êîìó-òî ýòî ïîìîæåò, à ìîæåò êòî-òî áûë â òàêîé æå ñèòóàöèè è ïîñîâåòóåò ìíå ÷òî-òî.
Ó ðåáåíêà ïîñòîÿííûå ãîëîâíûå áîëè ÁÛËÈ. Êàê òîëüêî îí ñòàë îñîçíàâàòü ñâîå ñîñòîÿíèå, ïîñòîÿííûå æàëîáû, ðàç â íåäåëþ êàê ìèíèìóì. Áåñòîëêîâûå âðà÷è íè÷åãî òîëêîì ñêàçàòü íå ìîãëè, ïîêà íå íàøåëñÿ îäèí íåâðîïàòîëîã ïîñîâåòîâàâøèé ñäåëàòü äîïëåðîãðàôèþ ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà è øåè. Ñäåëàëè, îêàçàëîñü ïëîõîé îòòîê êðîâè â øåéíîì îòäåëå. Íî ýòîò æå âðà÷ îïÿòü æå ïðîòóïèë è íå ñìîã îáúÿñíèòü ïðè÷èíó, à ìîæåò íå çàõîòåë???
Ïðîïèñàë íàì Ìåìîïëàíò è äî ñâèäàíèÿ.
ß óæå ñàìà äîäóìàëàñü íà âñÿêèé ñëó÷àé ïðîâåðèòü ïîçâîíî÷íèê. Íàøëà òîëêîâîãî âåðòåáðîëîãà, ïðè÷åì äåòñêîé âåðòåáðîëîãèè êàê îêàçàëîñü ó íàñ (â Êèåâå) íå áûâàåò.
Îí ñðàçó æå ïðîùóïàë, ÷òî â øåéíîì îòäåëå ó íàñ ñìåùåíû ïîçâîíêè, ñäåëàëè ðåíòãåí è âîò ðåçóëüòàò – ïîäâûâèõ 6-ãî ïîçâîíêà(ñêîðåå âñåãî â ðåçóëüòàòå ðîäîâ). À, åùå âûÿñíèëîñü, ðåáåíîê íå ìîã ïîëíîñòüþ ïîâåðíóòü ãîëîâó â îäíó ñòîðîíó. Çà íåñêîëüêî ñåàíñîâ ïîñòàâèë âñ¸ íà ìåñòî.
ß íå îæèäàëà òàêèõ áûñòðûõ ðåçóëüòàòîâ, íî ñ òåõ ïîð ãîëîâà ó ðåáåíêà íå áîëåëà íè ðàçó, à ïðîøëî 3 ìåñÿöà. Åùå îñåíüþ ïîéäåì íà êîíòðîëüíûé ïðèåì, ïîòîìó êàê ñêàçàë, ÷òî âñå ìîæåò îïÿòü ñìåñòèòüñÿ. È ñàìîå ðàäîñòíîå, ÷òî ðåáåíîê ñòàë çàìåòíî ñïîêîéíåé è óðàâíîâåøåííåé.
Íî áîþñü, ÷òî ýòî ïðîñòî ëåòî, âîò æäó êàê â øêîëå áóäåò. Íî íàäåæäà óìèðàåò ïîñëåäíåé
Íàì âåñíîé áûë ïðîïèñàí íîîôåí, íî âîò òåïåðü íå çíàþ, íà÷èíàòü äàâàòü îñåííèé êóðñ èëè íåò.
×òî ñêàæåòå, ìîæåò ÿ çðÿ íàäåþñü è ÑÄÂà ñ ïîçâîíî÷íèêîì íèêàê íå ñâÿçàí? Õîòÿ âåðòåáðîëîã óòâåðæäàåò, ÷òî òåïåðü âñ¸ èçìåíèòñÿ ê ëó÷øåìó è ñâÿçü ïðÿìàÿ. Ìûøü
Àäìèíèñòðàòîð
Ñîîáùåíèé: 6045
Головная боль у гиперактивного ребенка Äîáàâëåíî:
28-08-2008 20:38 äåôèöèò âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòü ìîãóò áûòü ñëåäñòâèåì êèñëîðîäíîãî ãîëîäàíèÿ ìîçãà è íàðóøåíèé ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ – ýòî âîçìîæíî è ïðè ïðîáëåìàõ ïîçâîíî÷íèêà (íà ýòî îáðàùàåò âíèìàíèå â ñâîåé êíèãå ßðåìåíêî). Íî ïðè÷èíû ìîãóò áûòü è äðóãèå – ïîòîìó ÷òî íåñêîëüêî ïðè÷èí ìîãóò íàêëàäûâàòüñÿ äðóã íà äðóãà – ñêàæåì, ÷òî-òî äàåò ãåíåòèêà, ÷òî-òî – íåâðîëîãèÿ (âíóòðèóòðîáíûå íàðóøåíèÿ, ðîäîâûå òðàâìû è ò. ï.). Ñêîëüêî ôàêòîðîâ ñðàáîòàëî â âàøåì ñëó÷àå – íàì íåèçâåñòíî. ×òî ñòàëî ëó÷øå – î÷åíü çäîðîâî!
ïðîäîëæàéòå íàáëþäåíèå, ÷òî åùå ñêàæåøü.
À âîò ïðèíèìàòü èëè íå ïðèíèìàòü ëåêàðñòâî – ýòî òîëüêî ñ âðà÷îì ðåøàòü. Ëåíóëÿ

Ñîîáùåíèé: 431 Äîáàâëåíî:
08-09-2008 17:13

äåôèöèò âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòü ìîãóò áûòü ñëåäñòâèåì êèñëîðîäíîãî ãîëîäàíèÿ ìîçãà è íàðóøåíèé ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ – ýòî âîçìîæíî è ïðè ïðîáëåìàõ ïîçâîíî÷íèêà (íà ýòî îáðàùàåò âíèìàíèå â ñâîåé êíèãå ßðåìåíêî).

Ó ìîåãî òîæå ïðîáëåìà ñ ïîçâîíî÷íèêîì(êèôîñ)Äåëàåì ìàññàæ êàæäûå 3 ìåñ.Ïðî ñâÿçü ìåæäó ýòèì è ÑÄÂà î÷åíü õîòåëîñü áû óçíàòü,ò.ê.ìîæåò ýòî êàê-òî âçàèìîñâÿçàíî â íàøåì ñëó÷àè?!….Ìûøêà,ïîæàëóéñòà,äàé ññûëî÷êó íà òî,ãäå ìîæíî ïðî ýòî ïî-áîëüøå óçíàòü,ãäå äîñòàòü ýòó êíèãó Åð¸ìåíêî?!À òàê-æå,ãäå ìîæíî ïðîâåñòè êàêèå-íèáóäü îáñëåäîâàíèÿ,ñâÿçàííûå ñ ýòèì.Ñïàñèáî îãðîìíîå. Ìûøü
Àäìèíèñòðàòîð
Ñîîáùåíèé: 6045
Головная боль у гиперактивного ребенка Äîáàâëåíî:
08-09-2008 17:29 Êíèãà ßðåìåíêî åñòü â áèáëèîòåêå. Èç îáñëåäîâàíèé âðîäå ñîâåòóþò – îáû÷íûå îáñëåäîâàíèÿ ãîëîâû, êîòîðûå íàçíà÷àåò íåâðîïàòîëîã, è ðåíòãåí øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Ìûøü
Àäìèíèñòðàòîð
Ñîîáùåíèé: 6045
Головная боль у гиперактивного ребенка Äîáàâëåíî:
08-09-2008 17:29 â áèáëèîòåêå – â ñìûñëå, â ðàçäåëå “áèáëèîòåêà”, ìîæíî ñêà÷àòü.

Источник

Симптомы СДВГ проявляются большинства у детей в сознательном возрасте в 5-8 лет или ближе к подростковому периоду. Пик синдрома гиперактивности у детей приходится на 12-13 лет. Однако встречаются случаи, когда гиперактивного ребенка видно по симптомам до года.

Таблетки, которая избавляла бы от гиперактивности, не придумали, так как проблема развивается из-за особенностей строения мозга. Но с помощью вовремя принятых мер и правильной терапии, проявления СДВГ сводятся к минимуму.

Это позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начато лечение – тем выраженнее положительные результаты принесет. Поэтому, когда у новорожденного малыша проявляются признаки гиперактивности, начинать лечение нужно сразу.

Признаки

Распознать симптомы гиперактивности в младенчестве до 1 года достаточно сложно. Однако уже с 1 месяца обращает на себя внимание неадекватная активность:

  • С рождения у малыша нарушен режим сна. Грудничок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь.
  • Бесцельные движения ручками и ножками выдают гиперактивность у ребенка в 2-4 месяца. Постоянные дрыганья, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дергающиеся движения.
Читайте также:  Что делать когда острая головная боль
  • Повышенный мышечный тонус в первые месяцы жизни должен насторожить врачей.
  • Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении, особенно при переходе с грудного молока на смеси.
  • Постоянные крики и плач без явной причины при гиперактивности, начнутся у ребенка в 1,2 месяца и продолжатся даже у годовалого.
  • Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности, часто с ревом и даже агрессией.
  • Малыш отвлекается на любые яркие вещи, игрушки, но не способен зафиксировать внимание на них и минуту, тянется, чтобы взять в ручки и тут же бросает, потеряв интерес.
  • Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.
  • Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей, кричит в их присутствии, отказывается контактировать.
  • Легко впадает в истерику и крип при малейшем раздражении. Спровоцировать плач может громкий хлопок, включенный в темном помещении цвет, громкий голос человека, звуки, издаваемые домашними животными.
  • Раннее физическое развитие. Малыши с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.

Точно сказать, как будут проявляться симптомы гиперактивности до года у конкретного ребенка невозможно, так как маленькие дети все разные, выявить болезнь сложно.

Сразу несколько описанных выше признаков, замеченных за одним малышом, должны вызвать обеспокоенность у родителей. Окончательно понять, что у ребенка гиперактивность, так же сложно, как и распознать любую другую болезнь мозга.

Причины

СДВГ – результат сбоев в развитии и работе мозга. У основного числа пациентов, предрасположенность к такому расстройству закладывается еще в период беременности. Однако проблема может развиться и позже, в первые месяцы жизни, под влиянием внешних факторов.

Причины развития гиперактивности у детей в год:

  • Высокий тонус мускулатуры матки с угрозой преждевременного прерывания беременности.
  • Генетическая предрасположенность (кто-то из ближайших родственников в детстве страдал подобным синдромом).
  • Эпизоды внутриутробной гипоксии.
  • Неправильный образ жизни матери при вынашивании. Курение, алкогольные напитки, неправильная, вредная еда, приводят к врождённым патологиям.
  • Частые стрессы, испытываемые женщиной при беременности.
  • Роды до 38 недель.
  • Слишком затянувшиеся или наоборот, – стремительные, роды.
  • Использование препаратов для стимулирования родовой деятельности матки.
  • Патология нервной системы у мамы.
  • Перенесенные в первые недели жизни инфекционные заболевания.
  • Неправильное применение медицинских инструментов при родовспоможении.
  • Серьезное нарушение рациона кормящей мамы.
  • Отравление химикатами и солями металлов.

Причин, по которым может развиться гиперактивность и проявиться ее симптомы и признаки у ребенка до 1 года, много. И каждая угрожает ему в период беременности женщины или в первые недели жизни. Поэтому ради здоровья малыша, постарайтесь избежать в это время опасных ситуаций.

И все равно, в каком возрасте будут отмечаться первые признаки гиперактивности, предугадать невозможно.

Как отличить СДВГ от характера ребенка?

Далеко не всегда излишняя активность и подозрительные проявления характера говорят о заболевании. Они вполне могут оказаться проявлением характера. В таком случае, только внимательное наблюдение подскажет, требуется ли лечение.

Здоровый малыш:

  • Активно и много играет, ползает, но потом устает. Периоды активности сменяются спокойным затишьем.
  • Длительность сна соответствует норме по возрасту. Засыпает грудничок быстро и без криков.
  • Не проявляет агрессию по отношению к близким людям и другим детям его возраста.
  • Легко отвлекается при истерике на внешний раздражитель, например, яркую игрушку.

При подобном поведении, часть терапевтических мероприятий, направленных на успокоение нервной системы тоже пойдет на пользу, но необходимости в них нет.

Диагностика и лечение

Установить диагноз при обращении к педиатру невозможно. Особенно это касается проявления симптомов и признаков синдрома гиперактивности у детей, младенцев до года.

Ребенок еще не проявляет симптоматику в полной мере. Поэтому необходимо тщательное обследование несколькими специалистами для постановки диагноза и начала лечения.

Обязателен осмотр как минимум, тремя специалистами:

  • педиатром, самый первый шаг;
  • детским неврологом для выявления и исключения других проблем;
  • психологом, чтоб отличить гиперактивность от черт характера.

При этом, простым осмотром изучение состояния не заканчивается. В обязательном порядке, при подозрении на симптомы синдрома гиперактивности (СДВГ) у младенцев до 1,5 лет проводятся:

  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихическое исследование;
  • беседа с родителями о симптомах гиперактивности, проявлявшихся у ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 месяцев, чтобы отследить динамику развития;
  • заполнение специальных опросников.

В столь юном возрасте, когда малыш не может даже говорить, точно определить болезнь сложно.

Чтоб исключить наличие других заболеваний, кроме как гиперактивности, у детей 9 месяцев – 1,5 лет,  проводятся:

  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови;
  • осмотр специалистами разной направленности: эпилептологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом.

После окончательного выявления проблемы, назначается комплексное лечение, исходя из индивидуальных особенностей ребенка и возраста, ведь симптомы и признаки гиперактивности в 4 месяца и в 1,8 года у детей очень различаются и устранять их необходимо разными способами.

Методы коррекции и профилактики рисков СДВГ

Крайне редко, при проявлении признаков и симптомов гиперактивности у 3 месячного ребенка, прибегают к медикаментозной терапии, для детей обычно используются более мягкие методы лечения:

  • Регулярный мягкий успокаивающий массаж перед сном.
  • Добавление в ванночку с водой отваров трав с успокаивающим эффектом.
  • Проявлять больше ласки, тактильного контакта от обоих родителей. Чаще брать на руки, играть, разговаривать.
  • Разговаривать только спокойным голосом, без резких изменений интонации.
  • Избегать ограничения подвижности. Особенно когда ребенок уже начинает ползать.
  • Стараться оберегать грудничка от стрессов, громких звуков, резкой смены освещения.
Читайте также:  Клиника головной боли в санкт петербурге
  • Пространство, в котором находится малыш, сделайте максимально безопасным. Уберите опасные предметы, заклейте острые углы, установите заглушки на розетки.
  • Кормите малыша правильно. На 3-4 месяц к материнскому молоку должны добавиться необходимые прикормы.  Давайте качественные, натуральные продукты. Подольше не давайте сладкую или сахаросодержащую еду.

При появлении симптомов гиперактивности в столь юном возрасте, правильной комплексной терапией, какая применяется для младенцев, со временем удастся сгладить основные патологические проявления.

  1. Сухоруков В.С. Митохондриальная патология и проблемы патогенеза психических нарушений. Журн неврол и психиат 2008; 6: 83—90.
  2. Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation, oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; 17: 4: 389—401.
  3. Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Уйманова О.В., Чистякова Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №3. -C. 62-66.
  4. Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. — 2015. — №6. — С. 45-51.
  5. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. — 2000. — №1 январь-март 2000. — с. 121-135.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.
Читайте также:  Антидеприсант от головной боли

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник