Головная боль при кривошее у ребенка

Головная боль при кривошее у ребенка thumbnail

Дата публикации 14 марта 2019Обновлено 23 июля 2019

Определение болезни. Причины заболевания

Кривошея — это стойкий наклон головы кпереди или вбок. Такое отклонение является одним из наиболее часто встречающихся врождённых заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей наряду с косолапостью и врождённым вывихом бедра.[5]

Анатомия кривошеи

Шея — один из жизненно важных органов. По ней проходят трахея, пищевод, гортань, спиной мозг, щитовидная железа, а также магистральные кровеносные сосуды, снабжающие мозг. Так как у новорождённого ребёнка шея имеет большое значение в процессе сосания, глотания и создания звуков, проблемы этой области очень часто приводят к нарушению вскармливания.

Наклон головы вбок может быть обусловлен:

  • нарушениями костного скелета;
  • изменениями мягких тканей (мышц, фасций, кожи);
  • защитным напряжением мышц (рефлекторное или болевое напряжение шеи).

Причина кривошеи, как практически всех врождённых заболеваний, точно не установлена. Но в связи с тем, что эта патология чаще встречается при ягодичном предлежании плода, наиболее распространена точка зрения профессора хирургии С.Д. Терновского: на фоне врождённого изменения мышцы шеи при тяжёлых родах в неё происходит кровоизлияние, приводящее в рубцовому изменению кивательной мышцы (возникновению в ней инфильтрата).[11] Но всё же представляется, что основное значение имеет врождённый фактор, ибо практически у всех новорождённых с кривошеей выявляется одна из клинических “триад” — асимметрия лица, а она не может так быстро развиться после родов. К тому же образованный в результате кровоизлияния инфильтрат обычно рассасывается за три-четыре недели.[5][6]

Помимо врождённых причин стойких изменений мягких тканей при кривошеи выделяют также приобретённые. В этом случае вынужденное положение головы может являться одним из симптомов какого-либо заболевания или повреждения, например, инфекции носоглотки, одностороннего миозита или болезни Гризеля. Такая кривошея называется симптоматической.

Приобретённая кривошея может проявляться как у детей, так и у взрослых.

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Симптомы мышечной кривошеи

Признаки врождённой мышечной кривошеи у новорождённых:

  • при осмотре ребёнка виден наклон головы вперёд или вбок;
  • может быть увеличена грудино-ключично-сосцевидная мышца;
  • при попытках повернуть голову ребёнка в противоположную наклону сторону, малыш плачет и сопротивляется;
  • чаще всего присутствует асимметрия лица — глаз, бровь и ухо на стороне наклона расположены ниже обычного.

Симптомы врождённой мышечной кривошеи

Припухлость грудино-ключично-сосцевидной мышцы можно обнаружить уже спустя 2-3 недели жизни ребёнка. Примерно к 5-6 неделям жизни она сходит на нет, при этом изменённая мышца превращается в тонкий рубцовый тяж. Со временем положение головы изменяется, оно становится вынужденным: голова наклоняется в сторону изменённой мышцы, подбородок поворачивается в здоровую сторону. Такое длительное положение приводит к асимметрии черепа (плагицефалии) и лицевого скелета (гемигипоплазии).

Плагицефалия

Симптоматические (компенсаторной) кривошеи являются острым состоянием и развиваются у взрослых и детей, старше трёх лет. Если такая форма заболевания развилась вследствие воспалительных заболеваний носоглотки, то в клинической картине присутствуют:

  • характерный анамнез — наличие ЛОР-заболевания;
  • стойкий наклон головы, но без асимметрии лица и изменения черепа.

При кривошеи на фоне шейной невралгии отмечается боль в области шеи с иррадиацией в надплечье, плечо, а также в большой и указательный палец по радиальной стороне предплечья. Боли и чрезмерная напряжённость мышц шеи могут протекать при цервикальном (шейном) синдроме атаками с интервалами, свободными от болей. Следует учитывать возможность возникновения множества болезненных ощущений данной области, например, плече-лопаточного периартрита и туннельного синдрома запястья, которые заставляют думать о шейно-корешковом источнике болевого синдрома.

Голова при шейной невралгии может находиться как и в среднем положении, так и положении наклона к болезненной стороне.

При повреждении шеи (например, от быстрой ходьбы, удара головой при резком торможении машины или удара кулаком в подбородок) возникает острая травма — разрыв затылочной связки (как правило, с одной стороны). Крайне редко одновременно с затылочной связкой может оторваться остистый отросток седьмого шейного позвонка. В таком случае болевой синдром появляется не сразу после травмирования, а через несколько дней. Судорожно удерживаемая голова наклонена в болезненную сторону, подбородок также повёрнут к болезненной стороне.

Патогенез мышечной кривошеи

В общем форма шеи зависит от пола, телосложения и состояния подкожной клетчатки.[9]

Патологические изменения при кривошее, как правило, происходят в грудино-ключично-сосцевидной области. Её верхняя наружная граница проходит по краю нижней челюсти, нижнему краю костного слухового прохода, вершине сосцевидного отростка и верхней линии затылка. Снизу шея ограничена ярёмной вырезкой грудины, верхнем краем ключицы и линией, которую можно провести между лопатками.

Сосцевидный отросток

При патологическом наклоне кивательная мышца грудино-ключично-сосцевидной области на стороне наклона головы укорочена и напряжена, лестничные мышцы при этом расслаблены. С противоположной стороны наблюдается компенсаторное напряжение всего комплекса мышц, что приводит к подтянутости всего плечевого пояса. Помимо этого наблюдается отклонение структур черепа — клиновидной и решетчатой кости, а также серпа мозга от срединной оси.

Напряжение мышц

При истинной врождённой мышечной кривошее ещё на этапе развития эмбриона в грудино-ключично-сосцевидной мышце с одной стороны вместе с мышечными волокнами закладываются фиброзные волокна, которые не настолько эластичны, как мышечные. При тяжёлой кривошее фиброзные волокна формируются в узлы. В результате этого меняется растяжимость грудино-ключично-сосцевидной мышцы с одной стороны. Особенно это заметно на первом году жизни ребёнка, когда происходит интенсивный рост тела.[12]

Читайте также:  Головные боли причины и симптомы лечение у ребенка

При приобретённой кривошее механизм напряжения кивательной мышцы иной:

  • при нейрогенной кривошее в основе гипертонуса мышцы лежит компрессия (сдавление) нервных корешков на разных уровнях;
  • при травматической кривошее причиной напряжённости является кровоизлияние в грудино-ключично-сосцевидную мышцу;
  • при наклоне головы вследствие воспаления или болезни Гризеля первопричиной становится межсуставное воспаление.

Классификация и стадии развития мышечной кривошеи

Существует несколько видов кривошеи:

  1. Врождённая кривошея:
  2. врождённая мышечная кривошея — связана с патологией мышц грудины и ключицы, при этом возникает наклон головы с одновременным поворотом лица;[3]
  3. врождённая костная кривошея — появляется из-за нарушений формирования скелета ребёнка (прежде всего, аномалии развития шейного и верхнегрудного отделов позвоночника).[8]
  4. Приобретённая кривошея — часто возникает как неврологическое или посттравматическое осложнение заболеваний шейного отдела позвоночника, связанных с нарушением глаз и тугоухостью;
  5. Нейрогенная или ложная кривошея — не имеет отношения к патологическим изменениям в мышцах шеи, может быть следствием воспалительного заболевания, при этом голова постоянно оказывается наклонённой в связи с патологическим гипертонусом мышц.
  6. Атипичная (немышечная) кривошея — встречается довольно редко и составляет более 3% от общего числа кривошеи.
  7. Симптоматическая кривошея — возникает на фоне рубцовых изменений шеи после ожога или нарушения зрения при косоглазии. В старческом возрасте стойкий наклон головы встречается при болезни Бехтерева и старческом кифозе.
  8. Рефлекторная (болевая) ригидность мышц шеи — возникает под влиянием болезненных ощущений в области шеи, при этом поза больного настолько характерна (старается не совершать даже малейших движений головой), что позволяет поставить диагноз при входе пациента в кабинет врача;[10]
  9. Болезнь Гризеля — наклонное положение головы, вызванное односторонней контрактурой (стягиванием) мышц вследствие воспаления в атланто-эпистрофейном суставе;
  10. Шейно-плечевая невралгия — проявляется местными локальными болями в зоне шеи и иногда вынужденным положением головы. Боли иррадиируют в надплечье и плечо. Начальные проявления обычно не связаны с какими-либо происшествием, они возникают в моменты безобидных движений (например, при потягивании после пробуждения от сна).

Осложнения мышечной кривошеи

Нелеченый стойкий наклон головы при мышечной кривошее приводит к асимметричному формированию черепа и лицевого скелета, компенсаторным искривлением позвоночника (сколиозам), нарушением со стороны слуха и глаз (косоглазию).

Асимметрия свода черепа часто наблюдается у новорождённых и детей до одного года. При врождённой кривошее в большинстве случаев она возникает на стороне поражённой грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Это приводит к нарушению отношений между швами и костями черепа.

Симптоматика при асимметрии черепа может быть весьма различной: начиная от нарушений питания и сосания у грудных детей, заканчивая психосоматическими нарушениями у взрослых (нарушение внимания, утомляемость, носовые кровотечения, расстройства сна и поведенческие нарушения).

Асимметрия лицевого скелета часто является пусковым механизмом развития офтальмологических нарушений, так как при лицевой асимметрии уплощён не только контур щеки, но и нижнеорбитального гребня.[7] Это может привести к нарушению зрения и развитию косоглазия. А при стойкой анатомической асимметрии могут появиться структурные патологии:

  • недоразвитие ушной раковины;
  • гипоплазия щеки;
  • нарушение формирования и роста зубов, а также их позднее прорезывание.

Недоразвитие ушной раковины

В старшем возрасте наклонное положение головы выравнивается благодаря компенсаторными изменениям нижележащих отделов шеи, позвоночника и надплечий. Такая спонтанная компенсация наклонного положения головы может быть двух видов:

  • боковое смещение головы;
  • поднятие плечевого пояса на стороне поражённой мышцы.

Эти компенсаторные изменения позвоночника у детей старшего возраста могут стать источником диагностических ошибок, так как иногда такие состояния принимаются за сколиоз.[14][15]

Кривошея, которую можно перепутать со сколиозом

Стойкий наклон головы и возникшее искривление позвоночника могут быть первопричиной психологических проблем у маленьких детей — задержка сидения, вставания и ползанья. В старшем возрасте эти стойкие нарушения способствуют развитию замкнутости и возникновению сложностей общения со сверстниками.

Диагностика мышечной кривошеи

Заподозрить кривошею можно при рождении, если у малыша есть наклон головы.

Первичный осмотр осуществляет педиатр и при подозрении на патологию шейного отдела позвоночника направляет юного пациента к ортопеду и неврологу.

Ортопед собирает историю болезни: выясняет, как протекала беременность, была ли угроза её прерывания, проводилось ли стационарное лечение. Осматривая ребёнка, врач определяет напряженность одной из кивательных мышц, ограничение поворотов головы, асимметрию лица и контуров шеи.

Дополнительно по назначению ортопеда проводится комплексное исследование позвоночника — УЗИ мышц шеи и рентгенограмма шейного отдела позвоночника.[4] Проведение МРТ и электромиографии не показано для детей младшего возраста, так как эти исследования требуют определённой подготовки ребёнка.

УЗИ мышц шеи

В случаях кривошеи без выраженного напряжения кивательной мышцы проводится дифференциальная диагностика с привлечением к консультации врачей других специальностей, а также выполняется рентгенография позвоночника. В первую очередь исключается нейрогенная форма кривошеи, при этом обращается внимание на общий статус ребёнка и наличие неврологических проявлений. При опросе уточняется, не является ли кривошея следствием неосторожного обращения с ребёнком, которое могло привести к проявлениям травматического характера.

Если на консультации подростки и люди старшего возраста дополнительно жалуются неврологу на головные боли и онемение в мышцах, то врач может порекомендовать проведение реоэнцефалографии и электромиографии с целью оценки общего состояния сосудов и мышц шеи.

Читайте также:  Сильные головные боли с приступами рвоты

Лечение мышечной кривошеи

Лечение кривошеи необходимо начинать с момента, как только родители заметили наклон головы малыша. Для начала стоит периодически менять положение ребёнка в кроватке. Пользуясь ортопедическими подушками-конструкторами или держа ребёнка на руках важно стимулировать повороты головы в разные стороны. Для этих целей можно воспользоваться игрушками, вслед за которыми ребёнок будет поворачиваться. При этом нужно стараться придавать головке ребёнка среднее положение.

Лечение малыша с кривошеей

Как правильно держать ребёнка с кривошеей

Как только диагноз “кривошея” подтвердился, начинается консервативное лечение. Его цель — укрепить мышцы шеи, стимулируя восстановление за счёт усиления притока крови, и зафиксировать правильное положение головы. Для этого специалист может порекомендовать ношение воротника Шанца и шейного ортеза, который подбирается строго индивидуально.

Воротник Шанца и шейный ортез

При мышечной кривошее малышу следует пройти курсы массажа и такие физиопроцедуры, как парафинотерапия (лечение аппликациями парафина), электрофорез с использованием лидазы или йодида калия. Данные процедуры проводятся с регулярностью (одни раз в 2-3 месяца) на протяжении первых лет жизни.[2]

Перед проведением массажа можно прогревать спину парафино-озокеритовыми аппликациями. Эффект такой терапии хорошо заметен уже после первых курсов проведённых процедур: ребёнок более свободно поворачивает голову в разные стороны, наклон головы может уменьшиться.

Конечно, так успешно поддаётся лечению только кривошея лёгкой и средней степени тяжести, т. е. когда имеется лишь напряжение кивательной мышцы без наличия фиброзного узла. При тяжёлой степени кривошеи — с фиброзным узлом — лечение будет более длительным, со ступенчатой положительной динамикой.

Если консервативная терапия не оказала должного эффекта, то с 1,5-2-летнего возраста стоит прибегнуть к хирургической коррекции мышечной кривошеи. С этой целью проводится миотомия (рассечение) или пластическое удлинение проблемной грудино-ключично-сосцевидной мышцы.[17] После оперативного лечения показано ношение шейного воротника из пластика-поливика.

Оперативное лечение мышечной кривошеи

Медикаментозная терапия проводится при нейрогенной кривошее у ребёнка. Она позволяет снизить тонус мышц и возбудимость нервной системы. Также обязательно наблюдение невролога, локальный и общий массаж.[13]

Врождённая костная кривошея у маленьких детей диагностируется крайне редко. Чаще всего она является сочетанием аномалий развития позвоночника. При такой форме заболевания проводится оперативное лечение, но в более старшем возрасте. Оно заключается в фиксации групп позвонков, их спондилодеза (“связывания”) для создания правильных условий дальнейшего роста.

Симптоматическая и рефлекторная кривошеи лечатся и наблюдаются у специалистов в соответствии с основной патологией, которая вызвала наклон головы. Также возможно назначение физиотерапевтических процедур и ношение шейного воротника.

Прогноз. Профилактика

При грамотном лечении прогноз заболевания благоприятный: в 80-90% случаев эффект от проводимой терапии достигается к двум годам. Но в периоды активного роста — 3-5 и 10-12 лет — наклон головы может появиться вновь. Это связанно с особенностями растяжимости леченной грудино-ключично-сосцевидной мышцы.[19] В таких случаях показано проведение повторных курсов консервативной терапии — массажа и физиопроцедур.

Нелеченая кривошея может стать причиной развития различных патологических состояний у ребёнка. Так, асимметрия лицевого скелета может привести к нарушению питания, сосания, компенсаторным искривлениям позвоночника и нарушениям со стороны органов зрения и слуха.

К профилактическим методам лечения кривошеи относятся:

  • лечебное плаванье;[18][22]
  • активное занятие спортом;
  • плановое ежегодное посещение специалиста.[2]

Прекрасными упражнениями, направленными на укрепление мышц шеи и спины, являются занятия на мяче, фитболе, а также упражнения на пресс для людей старшего возраста.

Занятия на мяче для укрепления мышц шеи

Профилактика ортопедических заболеваний, в том числе кривошеи, — это не только гармоничное занятие спортом, но и правильная осанка, ношение обуви с супинатором, а также посещение специалистов при наличии жалоб.

Родителям новорождённого ребёнка в качестве профилактики рекомендуется следить за положением головки малыша, менять раз в неделю головной конец кровати, подносить игрушки с разных сторон, подкладывать ортопедические подушечки под голову.

Ортопедические подушечки

Взрослые, в анамнезе у которых была мышечная кривошея, безусловно, должны соблюдать ортопедический режим — заниматься плаванием и гимнастикой, планово посещать ортопеда.

Источник

ëÒÉ×ÏÛÅÑ Õ ÒÅÂÅÎËÁ – ×ÙÎÕÖÄÅÎÎÏÅ ÎÁËÌÏÎÎÏÅ ÐÏÌÏÖÅÎÉÅ ÇÏÌÏ×Ù, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÏÅ ÁÎÏÍÁÌÉÑÍÉ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÇÒÕÄÉÎÏ-ËÌÀÞÉÞÎÏ-ÓÏÓÃÅ×ÉÄÎÏÊ ÍÙÛÃÙ ÉÌÉ ÛÅÊÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ, ÌÉÂÏ ÒÏÄÏ×ÙÍÉ ÔÒÁ×ÍÁÍÉ Õ ÄÅÔÅÊ. ëÒÉ×ÏÛÅÑ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ËÌÉÎÉÞÅÓËÉ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÎÁËÌÏÎÏÍ ÇÏÌÏ×Ù Ë ÐÌÅÞÕ É ÒÁÚ×ÏÒÏÔÏÍ ÌÉÃÁ × ÐÒÏÔÉ×ÏÐÏÌÏÖÎÕÀ ÓÔÏÒÏÎÕ, ÁÓÉÍÍÅÔÒÉÅÊ ÌÉÃÁ, ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅÍ ÐÏ×ÏÒÏÔÏ× ÇÏÌÏ×Ù, ×ÔÏÒÉÞÎÙÍÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑÍÉ (ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÐÏÈÏÄËÉ, ÓËÏÌÉÏÚÏÍ, ËÏÓÏÇÌÁÚÉÅÍ, ÇÏÌÏ×ÎÙÍÉ ÂÏÌÑÍÉ É Ô. Ä.). ó ÃÅÌØÀ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÉ ËÒÉ×ÏÛÅÉ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÒÏ×ÏÄÑÔÓÑ ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ ÏÒÔÏÐÅÄÁ É ÎÅ×ÒÏÌÏÇÁ, õúé ÍÙÛà ÛÅÉ, ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ÛÅÊÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ. ìÅÞÅÎÉÅ ËÒÉ×ÏÛÅÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÍÏÖÅÔ ×ËÌÀÞÁÔØ ËÏÎÓÅÒ×ÁÔÉ×ÎÏÅ (ÍÁÓÓÁÖ, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÀ, ìæë, ÉÍÍÏÂÉÌÉÚÁÃÉÀ, ÆÁÒÍÁËÏÔÅÒÁÐÉÀ) ÉÌÉ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ.

óÉÍÐÔÏÍÙ ËÒÉ×ÏÛÅÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ

åÓÌÉ ÎÅ ÐÒÅÄÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÍÅÒÙ ÐÏ ÌÉË×ÉÄÁÃÉÉ ËÒÉ×ÏÛÅÉ, ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÕÓÉÌÉ×ÁÅÔÓÑ ÁÓÉÍÍÅÔÒÉÑ ÌÉÃÁ, ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÎÅÐÒÁ×ÉÌØÎÏÇÏ ÒÏÓÔÁ ÌÉÃÅ×ÏÇÏ ÞÅÒÅÐÁ É ÍÙÛà ÉÚ-ÚÁ ×ÙÎÕÖÄÅÎÎÏÇÏ ÐÏÌÏÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×Ù. éÓËÒÉ×ÌÑÅÔÓÑ ÛÅÊÎÙÊ ÏÔÄÅÌ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ. õÛÎÙÅ ÒÁËÏ×ÉÎÙ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÒÁÚÎÙÈ ÒÁÚÍÅÒÏ× É ÆÏÒÍÙ. åÓÌÉ ËÒÉ×ÏÛÅÀ ÎÅ ÌÅÞÉÔØ, ÏÎÁ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÕÅÔ É Ë ×ÏÚÒÁÓÔÕ 6-7 ÌÅÔ ÄÏÓÔÉÇÁÅÔ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ. çÏÌÏ×Á ÒÅÂÅÎËÁ ÐÏ×ÅÒÎÕÔÁ × ÓÔÏÒÏÎÕ, ÎÁÄÐÌÅÞØÅ ÐÒÉÐÏÄÎÑÔÏ, ÁÓÉÍÍÅÔÒÉÑ ÌÉÃÁ, ÞÅÒÅÐÁ, ÛÅÊÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ. çÌÁÚÁ É ÂÒÏ×É ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÂÏÌØÎÏÊ ÍÙÛÃÙ ÒÁÓÐÏÌÏÖÅÎÙ ÎÉÖÅ, ÞÅÍ ÎÁ ÚÄÏÒÏ×ÏÊ ÓÔÏÒÏÎÅ. îÁÒÕÛÁÅÔÓÑ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÎÅÂÁ. õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÒÁÚÍÅÒÁÈ ÓÏÓÃÅ×ÉÄÎÙÊ ÏÔÒÏÓÔÏË, Ë ËÏÔÏÒÏÍÕ ÐÒÉËÒÅÐÌÑÅÔÓÑ ÇÒÕÄÉÎÎÏ-ËÌÀÞÉÞÎÏ-ÓÏÓÃÅ×ÉÄÎÁÑ ÍÙÛÃÁ. íÏÖÅÔ ÉÚÍÅÎÉÔØÓÑ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÅ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÅ ÓÌÕÈÏ×ÏÇÏ ÐÒÏÈÏÄÁ. ïÞÅÎØ ÒÅÄËÏ ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ Ä×ÕÓÔÏÒÏÎÎÑÑ ËÒÉ×ÏÛÅÑ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÇÏÌÏ×Á ÂÏÌØÎÏÇÏ ÞÁÝÅ ×ÓÅÇÏ ÚÁÐÒÏËÉÎÕÔÁ ÎÁÚÁÄ, ÉÎÏÇÄÁ ÎÁËÌÏÎÅÎÁ ×ÐÅÒÅÄ. ðÏ×ÏÒÏÔÙ ÇÏÌÏ×Ù ÒÅÚËÏ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÙ.

Читайте также:  Что можно давать детям 9 лет от головной боли

äÒÕÇÉÅ ÆÏÒÍÙ ËÒÉ×ÏÛÅÉ ×ÓÔÒÅÞÁÀÔÓÑ ÒÅÖÅ.

îÅÊÒÏÇÅÎÎÁÑ ÆÏÒÍÁ. ëÒÉ×ÏÛÅÑ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÐÁÒÁÌÉÞÅÊ ÍÙÛà ÛÅÉ. üÔÏ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÓÐÁÓÔÉÞÅÓËÉÊ ÐÁÒÁÌÉÞ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÇÏ ÜÎÃÅÆÁÌÉÔÁ. ôÏÇÄÁ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÐÏÄÅÒÇÉ×ÁÎÉÑ ÍÙÛà (ÔÉËÏÉÄÎÙÅ ÇÉÐÅÒËÉÎÅÚÙ – ÎÁÓÉÌØÓÔ×ÅÎÎÙÅ ÎÅËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÅÍÙÅ ÓÏËÒÁÝÅÎÉÑ ÍÙÛÃ) É ËÉ×ÁÔÅÌØÎÙÅ Ä×ÉÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÏÊ. ÷ÑÌÙÊ ÐÁÒÁÌÉÞ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÇÏ ÐÏÌÉÏÍÉÅÌÉÔÁ ÔÏÖÅ ÍÏÖÅÔ ÐÒÉ×ÅÓÔÉ Ë ËÒÉ×ÏÛÅÅ. ðÒÉÞÉÎÏÊ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÓÌÁÂÏÓÔØ ÍÙÛà ÛÅÉ.

äÅÒÍÁÔÏÇÅÎÎÁÑ (ËÏÖÎÁÑ) ÆÏÒÍÁ. ðÒÉ ÜÔÏÊ ÆÏÒÍÅ ËÒÉ×ÏÛÅÑ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÒÕÂÃÏ×, ÓÆÏÒÍÉÒÏ×Á×ÛÉÈÓÑ ÐÏÓÌÅ ÏÖÏÇÏ× É ÔÒÁ×Í.

ëÏÓÔÎÁÑ ÆÏÒÍÁ. éÓËÒÉ×ÌÅÎÉÅ ÛÅÉ ÏÂÒÁÚÕÅÔÓÑ ÉÚ-ÚÁ ÓÒÁÝÅÎÉÑ ÛÅÊÎÙÈ ÐÏÚ×ÏÎËÏ× (ÂÏÌÅÚÎØ ëÌÉÐÐÅÌÑ-æÅÊÌÑ), ÉÌÉ ËÌÉÎÏ×ÉÄÎÙÈ ÛÅÊÎÙÈ ÐÏÚ×ÏÎËÏ×.

äÅÓÍÏÇÅÎÎÁÑ ÆÏÒÍÁ. ë ËÒÉ×ÏÛÅÅ ÐÒÉ×ÏÄÑÔ × ÜÔÏÍ ÓÌÕÞÁÅ ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ (×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÕÚÌÏ×, ÆÌÅÇÍÏÎÙ) × ÏÂÌÁÓÔÉ ÛÅÉ.

òÅÆÌÅËÔÏÒÎÁÑ ÆÏÒÍÁ ËÒÉ×ÏÛÅÉ ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÅÔ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑÍ ÓÒÅÄÎÅÇÏ ÕÈÁ, ÏËÏÌÏÕÛÎÏÊ ÓÌÀÎÎÏÊ ÖÅÌÅÚÅ, ÞÅÌÀÓÔÉ.

ôÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÁÑ ËÒÉ×ÏÛÅÑ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×Í ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ (ÐÅÒÅÌÏÍÙ É ×Ù×ÉÈÉ ÛÅÊÎÙÈ ÐÏÚ×ÏÎËÏ×).

ëÒÏÍÅ ÉÓÔÉÎÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÉ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÅÔ ÌÏÖÎÁÑ: ÒÅÂÅÎÏË ÄÅÒÖÉÔ ÇÏÌÏ×Õ ÎÁËÌÏÎÅÎÎÏÊ × ÏÄÎÕ ÓÔÏÒÏÎÕ, ÎÏ ÉÓÔÉÎÎÙÈ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ × ÍÙÛÃÁÈ É Ó×ÑÚËÁÈ ÎÅÔ – ÜÔÏ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÇÉÐÅÒÔÏÎÕÓÁ ÍÙÛà ÛÅÉ ËÁË ÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ ÏÂÝÅÇÏ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÇÏ ÔÏÎÕÓÁ. ôÁËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÌÅÞÁÔÓÑ Õ ÎÅ×ÒÏÌÏÇÁ É ÎÅ ×ÅÄÕÔ Ë ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÍ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑÍ

òÁÎÎÑÑ ÆÏÒÍÁ ×ÒÏÖÄÅÎÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÚÁÍÅÔÎÁ ÓÒÁÚÕ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÉÌÉ × ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ ÖÉÚÎÉ; ÐÒÉ ÐÏÚÄÎÅÊ ÆÏÒÍÅ ËÌÉÎÉÞÅÓËÉÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÉ ÎÁÒÁÓÔÁÀÔ Ë 2-3 ÎÅÄÅÌÅ ÖÉÚÎÉ. ìÅÇËÁÑ ÓÔÅÐÅÎØ ËÒÉ×ÏÛÅÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÍÏÖÅÔ ÏÓÔÁ×ÁÔØÓÑ ÎÅÒÁÓÐÏÚÎÁÎÎÏÊ ÒÏÄÉÔÅÌÑÍÉ É ÐÅÄÉÁÔÒÏÍ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÍÅÓÑÃÅ×.

ðÒÉ ÏÓÍÏÔÒÅ ÒÅÂÅÎËÁ ÏÂÒÁÝÁÅÔ ×ÎÉÍÁÎÉÅ ÆÉËÓÉÒÏ×ÁÎÎÙÊ ÎÁËÌÏÎ ÇÏÌÏ×Ù Ë ÐÌÅÞÕ É ÒÁÚ×ÏÒÏÔ ÐÏÄÂÏÒÏÄËÁ × ÐÒÏÔÉ×ÏÐÏÌÏÖÎÕÀ ÓÔÏÒÏÎÕ. ðÒÉ ×ÒÏÖÄÅÎÎÏÊ ÍÙÛÅÞÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÅ ËÏÎÔÕÒÉÒÕÅÔÓÑ Õ×ÅÌÉÞÅÎÎÁÑ ÇÒÕÄÉÎÏ-ËÌÀÞÉÞÎÏ-ÓÏÓÃÅ×ÉÄÎÁÑ ÍÙÛÃÁ; ÌÀÂÙÅ ÐÏÐÙÔËÉ ÎÁÓÉÌØÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ ÐÏ×ÏÒÏÔÁ ÇÏÌÏ×Ù ÒÅÂÅÎËÁ ×ÙÚÙ×ÁÀÔ ÂÏÌØ, ÐÌÁÞ É ÐÒÏÔÅÓÔ. ÷ÙÒÁÖÅÎÁ ÁÓÉÍÍÅÔÒÉÑ ÌÉÃÁ – ÇÌÁÚ, ÂÒÏ×Ø ÕÈÏ ÎÁ ÓÔÏÒÏÎÅ ÎÁËÌÏÎÁ ÒÁÓÐÏÌÏÖÅÎÙ ÎÉÖÅ, ÞÅÍ ÎÁ ÚÄÏÒÏ×ÏÊ; ÇÌÁÚÎÁÑ ÝÅÌØ ÓÕÖÅÎÁ, ÎÁÄÐÌÅÞØÅ ÐÒÉÐÏÄÎÑÔÏ. ðÒÉ Ä×ÕÓÔÏÒÏÎÎÅÊ ËÒÉ×ÏÛÅÅ ÇÏÌÏ×Á ÒÅÂÅÎËÁ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÚÁÐÒÏËÉÎÕÔÁ ÎÁÚÁÄ ÉÌÉ ÐÒÉ×ÅÄÅÎÁ Ë ÇÒÕÄÉÎÅ; Ä×ÉÖÅÎÉÑ × ÛÅÉ ÐÒÉ ÜÔÏÍ ÒÅÚËÏ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÙ.

õ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÏÓÔÅÏÇÅÎÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÅÊ ×ÉÚÕÁÌØÎÏ ÚÁÍÅÔÎÏ ÕËÏÒÏÞÅÎÉÅ É ÉÚÇÉ ÛÅÉ × ÏÄÎÕ ÓÔÒÏÎÕ, ÎÉÚËÁÑ ÐÏÓÁÄËÁ ÇÏÌÏ×Ù, ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅ ÐÏÄ×ÉÖÎÏÓÔÉ ÇÏÌÏ×Ù × ÛÅÊÎÏÍ ÏÔÄÅÌÅ. ðÒÉ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÅ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÉÍÅÅÔ ÍÅÓÔÏ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÔÏÎÕÓÁ ÓËÅÌÅÔÎÙÈ ÍÙÛÃ Ó ÏÄÎÏÊ ÓÔÏÒÏÎÙ É ÓÎÉÖÅÎÉÅ – Ó ÄÒÕÇÏÊ; ÒÕÞËÁ ÎÁ ÓÔÏÒÏÎÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÓÖÁÔÁ × ËÕÌÁÞÏË, ÎÏÖËÁ ÓÏÇÎÕÔÁ, ÏÄÎÁËÏ Ä×ÉÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×Ù ÓÏÈÒÁÎÅÎÙ × ÐÏÌÎÏÍ ÏÂßÅÍÅ.

áÓÉÍÍÅÔÒÉÑ ÌÉÃÁ É ÞÅÒÅÐÁ Õ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ËÒÉ×ÏÛÅÅÊ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÚÁÍÅÔÎÏÊ Ë 5-6 ÇÏÄÁÍ. ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÕÐÌÏÝÅÎÉÅ ÝÅËÉ ÎÁ ÓÔÏÒÏÎÅ ËÒÉ×ÏÛÅÉ, ÎÉÚËÏÅ ÒÁÓÐÏÌÏÖÅÎÉÅ ÇÌÁÚÎÏÊ ÝÅÌÉ, ÎÅÄÏÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÕÛÎÏÊ ÒÁËÏ×ÉÎÙ, ÎÅÐÒÁ×ÉÌØÎÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÞÅÌÀÓÔÅÊ. õ ÄÅÔÅÊ Ó ×ÒÏÖÄÅÎÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÅÊ ÞÁÓÔÏ ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÄÉÓÐÌÁÚÉÑ ÔÁÚÏÂÅÄÒÅÎÎÙÈ ÓÕÓÔÁ×Ï×, ÐÌÁÇÉÏÃÅÆÁÌÉÑ, ÒÁÓÝÅÌÉÎÙ ×ÅÒÈÎÅÊ ÇÕÂÙ É Ô×ÅÒÄÏÇÏ ÎÅÂÁ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÐÒÉËÕÓÁ, ËÏÒÏÔËÁÑ ÕÚÄÅÞËÁ ÑÚÙËÁ.

îÅËÏÒÒÉÇÉÒÏ×ÁÎÎÁÑ ËÒÉ×ÏÛÅÑ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ×ÔÏÒÉÞÎÙÈ ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÊ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÞÅÒÅÐÁ, ÌÉÃÅ×ÏÇÏ ÓËÅÌÅÔÁ, ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ. õ ÔÁËÉÈ ÄÅÔÅÊ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏÚÄÎÅÅ ÐÒÏÒÅÚÙ×ÁÎÉÅ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÚÕÂÏ×, ÚÁÄÅÒÖËÁ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÎÁ×ÙËÏ× ÓÉÄÅÎÉÑ É ÈÏÄØÂÙ, ÁÓÉÍÍÅÔÒÉÞÎÏÅ ÐÏÌÚÁÎÉÅ, ÐÌÏÈÏÅ ÒÁ×ÎÏ×ÅÓÉÅ, ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ ×ÁÌØÇÕÓÎÏÊ ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÉ ÓÔÏÐ, ÐÌÏÓËÏÓÔÏÐÉÑ, ÓËÏÌÉÏÚÁ, ÏÓÔÅÏÈÏÎÄÒÏÚÁ. òÅÂÅÎÏË Ó ËÒÉ×ÏÛÅÅÊ ÍÏÖÅÔ ÓÔÒÁÄÁÔØ ÏÄÎÏÓÔÏÒÏÎÎÉÍ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÓÌÕÈÁ É ÚÒÅÎÉÑ, ËÏÓÏÇÌÁÚÉÅÍ, ÁÍÂÌÉÏÐÉÅÊ, ×ÅÇÅÔÏ-ÓÏÓÕÄÉÓÔÏÊ ÄÉÓÔÏÎÉÅÊ, ÇÏÌÏ×ÎÙÍÉ ÂÏÌÑÍÉ.

ìÅÞÅÎÉÅ ËÒÉ×ÏÛÅÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ

ìÅÞÅÎÉÅ ËÒÉ×ÏÛÅÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÄÏÌÖÎÏ ÎÁÞÉÎÁÔØÓÑ ÎÅÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÅÎÎÏ Ó ÍÏÍÅÎÔÁ ÐÏÓÔÁÎÏ×ËÉ ÄÉÁÇÎÏÚÁ. ÷ÁÖÎÕÀ ÒÏÌØ ÉÇÒÁÅÔ ÐÒÉÄÁÎÉÅ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÇÏ ÐÏÌÏÖÅÎÉÑ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÎÎÙÈ ÌÅÞÅÂÎÙÈ ÕËÌÁÄÏË, ÓÔÉÍÕÌÑÃÉÑ ÐÏ×ÏÒÏÔÏ× ÇÏÌÏ×Ù × ÒÁÚÎÙÅ ÓÔÏÒÏÎÙ ×ÓÌÅÄ ÚÁ ÉÇÒÕÛËÁÍÉ, ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÅ ÎÏÛÅÎÉÅ ÍÁÌÙÛÁ ÎÁ ÒÕËÁÈ.

óÕÔØ ËÏÎÓÅÒ×ÁÔÉ×ÎÏÇÏ ÌÅÞÅÎÉÑ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÍÁÓÓÁÖÅ, ËÏÒÒÉÇÉÒÕÀÝÅÊ ÇÉÍÎÁÓÔÉËÅ É ÒÁÓÓÁÓÙ×ÁÀÝÅÊ ÔÅÒÁÐÉÉ. îÁÞÉÎÁÔØ ÐÒÏÃÅÄÕÒÙ ÍÏÖÎÏ ÕÖÅ Ó 2-ÎÅÄÅÌØÎÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ. ìÅÞÅÂÎÕÀ ÇÉÍÎÁÓÔÉËÕ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ × ÔÅÞÅÎÉÅ 5 ÍÉÎÕÔ 3 ÉÌÉ 4 ÒÁÚÁ × ÄÅÎØ.

òÅÂÅÎÏË ÄÏÌÖÅÎ ÌÅÖÁÔØ ÎÁ ÓÐÉÎÅ. òÕËÉ ÏÄÎÏÇÏ ÉÚ ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ ÏÂÈ×ÁÔÙ×ÁÀÔ ÅÇÏ ÇÏÌÏ×ËÕ É ÍÑÇËÏ ÐÏ×ÏÒÁÞÉ×ÁÀÔ Ë ÂÏÌØÎÏÊ, ÚÁÔÅÍ ÚÄÏÒÏ×ÏÊ ÓÔÏÒÏÎÅ. úÁËÁÎÞÉ×ÁÀÔ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÅ ÎÁ ÚÄÏÒÏ×ÏÊ ÓÔÏÒÏÎÅ. ðÏÓÌÅ ÜÔÏÇÏ ÐÒÏÄÅÌÙ×ÁÀÔ ÎÅÂÏÌØÛÏÊ ÍÁÓÓÁÖ: ÐÏÒÁÖÅÎÎÕÀ ÓÔÏÒÏÎÕ × ÍÅÓÔÅ ÕÐÌÏÔÎÅÎÉÑ ÐÏÇÌÁÖÉ×ÁÀÔ ÆÁÌÁÎÇÁÍÉ ÔÒÅÈ ÐÁÌØÃÅ×. äÁ×ÌÅÎÉÅ ÐÒÉ ÜÔÏÍ ÄÏÌÖÎÏ ÂÙÔØ ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÍ. ðÒÉ ÕËÌÁÄÙ×ÁÎÉÉ ÍÁÌÙÛÁ ÎÁÄÏ ÓÔÁÒÁÔØÓÑ ÚÄÏÒÏ×ÕÀ ÓÔÏÒÏÎÕ ÛÅÉ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÔØ Ë ÓÔÅÎËÅ, ÞÔÏÂÙ ÒÅÂÅÎÏË ÎÅÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÏ ÐÙÔÁÌÓÑ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ ÐÏ×ÅÒÎÕÔØÓÑ ÄÌÑ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÑ ÚÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÑÝÉÍ × ËÏÍÎÁÔÅ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÐÏÒÁÖÅÎÎÁÑ ÍÙÛÃÁ ÒÁÓÔÑÇÉ×ÁÅÔÓÑ.

ðÒÉ ÍÙÛÅÞÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÅ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÏËÁÚÁÎÙ ËÕÒÓÙ ìæë, ÍÁÓÓÁÖÁ, ÆÉÚÉÏÐÒÏÃÅÄÕÒ (ÐÁÒÁÆÉÎÏ×ÙÈ ÁÐÐÌÉËÁÃÉÊ, ÜÌÅËÔÒÏÆÏÒÅÚÁ, õ÷þ), ÌÅÞÅÂÎÏÅ ÐÌÁ×ÁÎÉÅ. óÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏÍ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÎÏ ÎÏÛÅÎÉÅ ÛÅÊÎÏÇÏ ÏÒÔÅÚÁ, ×ÏÒÏÔÎÉËÁ ûÁÎÃÁ, ×ÙÔÑÖÅÎÉÅ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÐÅÔÌÉ çÌÉÓÓÏÎÁ. åÓÌÉ ËÏÎÓÅÒ×ÁÔÉ×ÎÁÑ ÔÁËÔÉËÁ ÏËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÎÅÜÆÆÅËÔÉ×ÎÏÊ, Ó 1,5-2-ÈÌÅÔÎÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÐÒÉÂÅÇÁÀÔ Ë ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÊ ËÏÒÒÅËÃÉÉ ÍÙÛÅÞÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÉ ÐÕÔÅÍ ÍÉÏÔÏÍÉÉ (ÒÁÓÓÅÞÅÎÉÑ) ÌÉÂÏ ÐÌÁÓÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÕÄÌÉÎÅÎÉÑ ÇÒÕÄÉÎÏ-ËÌÀÞÉÞÎÏ-ÓÏÓÃÅ×ÉÄÎÏÊ ÍÙÛÃÙ.

äÅÔÉ Ó ×ÒÏÖÄÅÎÎÏÊ ËÏÓÔÎÏ-ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÆÏÒÍÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÉ ÎÕÖÄÁÀÔÓÑ × ÐÏÜÔÁÐÎÏÊ ËÏÒÒÉÇÉÒÕÀÝÅÊ ÉÍÍÏÂÉÌÉÚÁÃÉÉ ÛÅÊÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ (×ÏÒÏÔÎÉËÏÍ ûÁÎÃÁ, ÐÌÁÓÔÉËÏ×ÙÍ ÇÏÌÏ×ÏÄÅÒÖÁÔÅÌÅÍ, ÇÉÐÓÏ×ÏÊ ÔÏÒÁËÏËÒÁÎÉÁÌØÎÏÊ ÐÏ×ÑÚËÏÊ) Ó ÕÞÅÔÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÒÅÂÅÎËÁ É ÔÑÖÅÓÔÉ ËÒÉ×ÏÛÅÉ. ðÒÉ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÉ ×ÐÒÁ×ÌÅÎÉÑ ÐÏÄ×Ù×ÉÈÁ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÏËÁÚÁÎ ÓÐÏÎÄÉÌÏÄÅÚ ÛÅÊÎÏÇÏ ÏÔÄÅÌÁ ÐÏÚ×ÏÎÏÞÎÉËÁ.

òÅÂÅÎËÕ Ó ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÊ ËÒÉ×ÏÛÅÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÆÁÒÍÁËÏÔÅÒÁÐÉÑ, ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÎÁÑ ÎÁ ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÔÏÎÕÓÁ ÍÙÛÃ É ×ÏÚÂÕÄÉÍÏÓÔÉ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ, ÌÏËÁÌØÎÙÊ É ÏÂÝÉÊ ÍÁÓÓÁÖ. äÅÒÍÏ-ÄÅÓÍÏÇÅÎÎÁÑ ËÒÉ×ÏÛÅÑ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÐÏÄÌÅÖÉÔ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÍÕ ÌÅÞÅÎÉÀ – ÉÓÓÅÞÅÎÉÀ ÒÕÂÃÏ×, ËÏÖÎÏÊ ÐÌÁÓÔÉËÅ.

Источник