Головная боль и двигательная активность

Головная боль и двигательная активность thumbnail

К первичным головным болям, связанным с физической активностью можно отнести головную боль при физическом напряжении и головную боль, связанную с сексуальной активностью (анализ первичных головных болей, связанных с физической активностью основан на Международной классификации головных болей, 2-е издание, 2003).

Диагностика перечисленных первичных головных болей не представляет затруднений, поскольку при анализе «истории заболевания» выявляется явный этиологический фактор, имеющий отношение к появлению головной боли в виде следующей последовательности: «физическая активность – головная боль». Если головная боль возникает при физическом напряжении, тогда диагностируют «головную боль при физическом напряжении», а если головная боль возникает на фоне сексуальной активности, соответственно диагностируют «головную боль, связанную с сексуальной активностью». ! Важным является то, что в случае первого появлении как головной боли, связанной с физическим напряжением, так и головной боли, связанной с сексуальной активность необходимо исключить субарахноидальное кровоизлияние или расслоение артерии.

Констатация первичной головной боли, связанной с физическим напряжением возможна в том случае, если головная боль продолжительностью от 5 мин. до 48 ч возникает только во время (или после) физического напряжения, имеет пульсирующий характер и не связана с другими причинами (нарушениями).

(!) К сожалению, перечисленные выше критерии первичной головной боли, связанной с физическим напряжением лишены той необходимой детализации (см. мигрень), которая позволяет однозначно трактовать первичную головную боль как таковую, и обязывают врача к детальному анализу истории заболевания – появления головной боли (особенно в случае ее первого возникновения) и исключению патологии, которая может провоцировать появление вторичной головной боли. Не указано, какую активность можно трактовать, как «физическое напряжение», что может затруднять интерпретацию данных анамнестических сведений, что наглядно продемонстрировано с «головной болью грузчиков», которая ранее рассматривалась как подтип первичной головной боли при физическом напряжении, но из-за острого начала и предполагаемого механизма, вероятно, она имеет больше сходства с первичной кашлевой головной болью.

Следует отметить, что первичная головная боль при физическом напряжении нередко возникает в жаркую погоду или на высоте. В большинстве случаев указанной головной болт эффективен индометацин. Пульсирующий характер головной боли в некоторых случаях (особенно при первом обращении пациента и ее появлении в молодом возрасте) обязывает к анализу головной боли на предмет причастности цефалгии к мигренозной цефалгии.

Констатация первичной головной боли, связанной с сексуальной активностью возможна в том случае, если головная боль возникает во время сексуальной активности и нарастает вместе с сексуальным возбуждением (преоргазмическая головная боль) или возникает во время оргазма (оргазмическая головная боль) и имеет следующие характеристики: либо она тупая и сочетается с чувством напряжения шейных и/или жевательных мышц (если она связана с сексуальной активностью), либо она внезапная интенсивная, «взрывоподобная» (если она связана с оргазмом). В любом из перечисленных выше случаев головная боль не должна быть связана с другими причинами (нарушениями). Данные о продолжительности головной боли, связанной с сексуальной активностью, неоднородны. Считается, что ее продолжительность может варьировать от 1 минуты до 3 часов. Примерно в 50% случаев описано сочетание первичной головной боли, связанной с сексуальной активностью с первичной головной болью при физическом напряжении и мигренью.

Чаще всего головная боль, связанная с сексуальной активностью возникает (обоих типов) у лиц с определенными личностными особенностями: эксплозивный тип, эмоционально-неустойчивые личности с наличием тревожно-мнительных черт характера.

Обычно приступы этих болей редки, однако для их профилактики рекомендуется прием пропранолола (40-60 мг/сут) или индометацина (50-75 мг/сут). В связи с тем, что эта боль может быть обусловлена изменением ликворного давления при коитусе (особенно у лиц с наличием компенсированной внутричерепной гипертензии), при сосудистой патологии головного мозга (аневризма), персистирующее течение описанных головных болей требует соответствующего нейровизуализационного обследования (КТ, МРТ головного мозга);

Источник

Мозг и двигательная активность.

Обеспечение двигательной активности — одна из главных функций нервной системы, значительная часть работы которой посвящена планированию и осуществлению движений. Процессы движения организуются многочисленными участками и головного, и спинного мозга, они совместно контролируют мышцы тела. При болезни Паркинсона и других двигательных расстройствах повреждается двигательная часть нервной системы.

Движения тела — одна из первостепенных функций нервной системы. Всем животным, включая человека, приходится двигаться в поисках партнеров и пропитания, скрываясь от хищников и уходя от потенциально опасных ситуаций. Следовательно, значительная часть мозга занята планированием и осуществлением движений. Двигательная система человеческого мозга включает кору, а также многие подкорковые структуры и спинной мозг. Эти структуры, действуя совместно, приводят тело человека в движение.

Кора головного мозга. Лобные доли имеют несколько выраженных областей, специализирующихся на движении. Одна — дополнительная моторная кора, здесь происходит планирование движения. Другая, премоторная кора, кодирует намерение к тому или иному конкретному движению и на основании чувственных данных выбирает наиболее подходящее. Первичная двигательная кора, расположенная в задней части лобных долей, содержит крупные нейроны под названием «клетки Беца»; от них вдоль спинного мозга отходят длинные волокна, образующие синапсы с двигательными нейронами, отправляющими сигналы мускулатуре. Эти волокна, проходя через ствол мозга, проникают с одной стороны нервной системы на другую. Таким образом, полушария мозга контролируют движения противоположной половины тела.

Базальные ганглии (ядра). Это группа подкорковых структур, расположенных под корой лобных долей, и вместе они образуют стриатум, или полосатое тело. Базальные ганглии имеют много разнообразных функций, в том числе контроль произвольных движений, и связаны они почти исключительно с корой головного мозга. Согласно одной гипотезе базальные ганглии генерируют композиции движений, которые доводятся до осуществления в коре. Затем они получают информацию о результатах и закрепляют наиболее успешные композиции при помощи поощрительного дофаминового сигнала.

Читайте также:  Снять головную боль при месячных

Однако недавние исследования позволяют предположить, что базальные ганглии сами быстро обучаются новым навыкам, отслеживая вариации в движениях, и обучают кору выполнять наиболее оптимальный вариант того или иного движения. При недугах типа болезней Паркинсона или Хантингтона оказываются затронуты как раз базальные ганглии.

Мозжечок. Этот отдел расположен за стволом мозга и отвечает за равновесие тела, контроль и координацию движений. Выполнение этих функций осуществляется благодаря чувственным сигналам и информации от двигательных зон коры головного мозга. Мозжечок также играет важную роль во временной и пространственной точности движений, а также в обучении двигательным навыкам. Поначалу освоение любого двигательного навыка требует много внимания, но когда он усвоен, все движения можно выполнять без усилий и почти бессознательно — в основном благодаря тому, что они уже запрограммированы в мозжечке. Связи между двумя типами клеток мозжечка — клетками Пуркинье и гранулярными — продолжают формироваться еще долго после рождения человека; именно поэтому маленькие дети не сразу учатся ходить и владеть мелкой моторикой. А эффект, который оказывает на мозжечок алкоголь, объясняет, почему пьяных людей мотает при ходьбе.

К слову, в наше непростое для экономики и населения время – всё чаще люди прибегают к употреблению алкоголя, с целью избавиться от стресса, поднять себе настроение, избавиться от монотонии и т.д. Но, как известно, длительное употребление алкоголя неизбежно ведет к формированию зависимости. Если вам или вашему близкому требуется помощь в лечении алкоголизма — вам следует воспользоваться услугами квалифицированного специалиста.

Спинной мозг человека состоит из тридцати одного сегмента, в каждом — пучок двигательных нейронов, чьи волокна тянутся к мышцам по всему телу. Спинные двигательные нейроны расположены ближе к задней поверхности позвоночника, а волокна проникают наружу через щели между позвонками, переплетаясь с сенсорными нервными волокнами, исходящими из передней части позвоночника; вместе они образуют периферическую нервную систему. Двигательные нейроны спинного мозга принимают сигналы от двигательных нейронов из первичной моторной коры и, в свою очередь, передают мышцам команды о том или ином их сокращении. Двигательные нейроны сообщаются с мышцами посредством особых синапсов — нервно-мышечных; отдельный двигательный нейрон и мышца, которой он управляет, купно именуются двигательной единицей. Произвольные движения планируются в мозге, а инструкции по их осуществлению направляются вниз по спинному мозгу, однако и спинной мозг умеет самостоятельно инициировать простые движения — они называются рефлексами и не требуют участия головного мозга.

Двигательные расстройства. Многие нейродегенеративные заболевания влияют на нашу способность двигаться — и все они так или иначе повреждают определенные компоненты двигательной системы мозга. Болезнь Паркинсона, к примеру, характеризуется смертью нейронов, производящих дофамин на участке базальных ганглиев под названием «черное вещество»; в результате у больного развивается тремор и брадикинезия (замедленность движений), ухудшается эластичность мышц.

При болезни Хантингтона полосатое тело повреждается на первых же этапах недуга и приводит к неконтролируемым движениям, которые учащаются и усиливаются по мере развития заболевания. (Описывая проявления этой болезни, ее поначалу называли хореей Хантингтона — «хорея» по-гречески означает «танец».)

Заболевания двигательных нейронов — другая группа расстройств, влияющих на движения. Исходя из названия, эти заболевания связаны со смертью «верхних» двигательных нейронов в коре головного мозга или «нижних» — спинного. При этих расстройствах становится трудно ходить, говорить, дышать и глотать, что усугубляет инвалидность и в конце концов приводит к смерти. Инсульты тоже могут влиять на двигательную активность. Зачастую они наносят урон двигательной коре левого полушария или областям вокруг нее, включая зоны, контролирующие мышцы, задействованные в производстве речи, в результате чего развиваются классические симптомы паралича правой половины тела и отказа речевого аппарата.

Коленный рефлекс.
В спинном мозге имеются нейронные сети, способные инициировать простые, непроизвольные движения, без ведома мозга. Пример — коленный рефлекс: врачи с его помощью проверяют позвоночник на повреждения. Этот рефлекс производится простой спинномозговой сетью, содержащей всего два нейрона. Удар молоточком подколенной чашечкой активирует разгибательный рецептор в квадрицепсе, и этот рецептор отправляет нервный импульс вдоль нервного волокна в спинной мозг. Там чувствительное волокно образует синапс с двигательным нейроном. Он принимает импульс и передает сигнал мышцам ноги, в результате чего нога ниже колена дергается вперед. Коленный рефлекс осуществляется за 50 миллисекунд и называется «моносинаптическим», потому что обеспечивается всего одним нейроном. Он помогает нам удерживать нормальное положение тела.

Источник

Консультация

«Физическая активность – «наша головная боль» или увлекательная педагогическая задача»

Воспитатель МАДОУ «Золушка»

Хирамагомедова И.А.

На  сегодняшний  день  наиболее  актуальными  в  деятельности  любого ДОУ являются  вопросы  физкультурно-оздоровительной  работы,  основная  задача  которой  —  способствовать  укреплению  здоровья,  совершенствованию  физического  развития  ребенка, развитию двигательной активности.   И начинать эту  работу следует  с  детьми  раннего  возраста,  т.  к.  фундамент  здоровья  человека  закладывается  уже  в  раннем  детстве.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет – это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

2слайд. « Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Читайте также:  Как уйти от головной боли

3слайд. Физическая активность – это двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

4 слайд. Движение – это врожденная,  жизненно  необходимая  потребность  человека,  эффективное  лечебное  средство,  познание  окружающего  мира,  важное  средство  воспитания  и  общения, без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

5 слайд. Формы организации двигательной  деятельности в ДОУ

1. НОД по физической культуре

2.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия

3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия

6 слайд. Двигательная активность в режиме дня

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические часы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Второе место отводиться НОД по физической культуре  – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям  и развитию двигательной активности детей. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.  Образовательная деятельность по физической культуре способствует формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю  первой половине дня (одно на воздухе).

Третье место – самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.                                                                                                  Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Физкультурный праздник является для ребенка особым радостным событием для ребенка. В программу праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.                      

Четвертое место – совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

7 слайд. Двигательная активность в течение дня.(таблица)

8 слайд. Формы физического развития

  • Утренняя гимнастика
  • Совместная физкультурная деятельность педагога с детьми
  • Пальчиковая гимнастика
  • Зрительная и дыхательная гимнастика
  • Физкультминутка
  • Ходьба по массажным дорожкам
  • Спортивные досуги и развлечения
  • Бодрящая гимнастика
  • Подвижные игры
  • Физкультурные упражнения на прогулке
  • Кружки, секции
  • Музыкальные занятия
  • Самостоятельная двигательно- игровая деятельность детей

9 слайд. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий).

Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

10 слайд. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

– разминка в постели и самомассаж;

– гимнастика игрового характера;

– с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

– пробежки по массажным дорожкам.

Гимнастика пробуждения после дневного сна является важной составляющей  двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели:

•        постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;

•        поднятие мышечного и психического тонуса;

•        создание хорошего настроения на вторую половину дня;

•        закаливание организма ребёнка;

•        профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

11слайд. Физкультминутка. Кратковременные физические упражнения – проводятся в процессе образовательной деятельности. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка. На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти рук, включают также ходьбу и подскоки, 2-3 упражнения для плечевого пояса и рук, подтягивания, наклоны, повороты туловища.

Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

Читайте также:  Головная боль от полового акта

12 слайд. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр  и физических упражнений на прогулке, являются:

– дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

– совершенствование имеющихся у детей  навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

–  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

– воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. При проведении подвижных, спортивных игр и физических упражнений на улице, следует принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Взрослые должны следит за тем, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался.

13слайд Двигательная разминка.

Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию.

Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

14слайд Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

– разминка в постели и самомассаж;

– гимнастика игрового характера;

– с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

– пробежки по массажным дорожкам.

Гимнастика пробуждения после дневного сна является важной составляющей  двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели:

  • постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;
  • поднятие мышечного и психического тонуса;
  • создание хорошего настроения на вторую половину дня;
  • закаливание организма ребёнка;
  • профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

14 слайд. Оздоровительный бег на воздухе.

Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале  дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

15слайд. Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей. 

16 слайд. Для решения этих задач должна быть создана предметно-развивающая среда.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе, правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование.

Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в определенном возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, прыжки; катание,

прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, перелезание через бревно и т.д.  

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Так давайте же создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Источник