Головная боль для воспитателя детского сада

Консультация

«Физическая активность – «наша головная боль» или увлекательная педагогическая задача»

Воспитатель МАДОУ «Золушка»

Хирамагомедова И.А.

На  сегодняшний  день  наиболее  актуальными  в  деятельности  любого ДОУ являются  вопросы  физкультурно-оздоровительной  работы,  основная  задача  которой  —  способствовать  укреплению  здоровья,  совершенствованию  физического  развития  ребенка, развитию двигательной активности.   И начинать эту  работу следует  с  детьми  раннего  возраста,  т.  к.  фундамент  здоровья  человека  закладывается  уже  в  раннем  детстве.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет – это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

2слайд. « Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

3слайд. Физическая активность – это двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

4 слайд. Движение – это врожденная,  жизненно  необходимая  потребность  человека,  эффективное  лечебное  средство,  познание  окружающего  мира,  важное  средство  воспитания  и  общения, без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

5 слайд. Формы организации двигательной  деятельности в ДОУ

1. НОД по физической культуре

2.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия

3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия

6 слайд. Двигательная активность в режиме дня

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня:  утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические часы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Второе место отводиться НОД по физической культуре  – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям  и развитию двигательной активности детей. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.  Образовательная деятельность по физической культуре способствует формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю  первой половине дня (одно на воздухе).

Третье место – самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.                                                                                                  Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Физкультурный праздник является для ребенка особым радостным событием для ребенка. В программу праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.                      

Четвертое место – совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

7 слайд. Двигательная активность в течение дня.(таблица)

8 слайд. Формы физического развития

  • Утренняя гимнастика
  • Совместная физкультурная деятельность педагога с детьми
  • Пальчиковая гимнастика
  • Зрительная и дыхательная гимнастика
  • Физкультминутка
  • Ходьба по массажным дорожкам
  • Спортивные досуги и развлечения
  • Бодрящая гимнастика
  • Подвижные игры
  • Физкультурные упражнения на прогулке
  • Кружки, секции
  • Музыкальные занятия
  • Самостоятельная двигательно- игровая деятельность детей

9 слайд. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Читайте также:  Течет слеза из одного глаза при головной боли

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий).

Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

10 слайд. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

– разминка в постели и самомассаж;

– гимнастика игрового характера;

– с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

– пробежки по массажным дорожкам.

Гимнастика пробуждения после дневного сна является важной составляющей  двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели:

•        постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;

•        поднятие мышечного и психического тонуса;

•        создание хорошего настроения на вторую половину дня;

•        закаливание организма ребёнка;

•        профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

11слайд. Физкультминутка. Кратковременные физические упражнения – проводятся в процессе образовательной деятельности. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка. На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти рук, включают также ходьбу и подскоки, 2-3 упражнения для плечевого пояса и рук, подтягивания, наклоны, повороты туловища.

Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

12 слайд. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр  и физических упражнений на прогулке, являются:

– дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

– совершенствование имеющихся у детей  навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

–  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

– воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. При проведении подвижных, спортивных игр и физических упражнений на улице, следует принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Взрослые должны следит за тем, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался.

13слайд Двигательная разминка.

Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию.

Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

14слайд Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

– разминка в постели и самомассаж;

– гимнастика игрового характера;

– с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

– пробежки по массажным дорожкам.

Гимнастика пробуждения после дневного сна является важной составляющей  двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели:

  • постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;
  • поднятие мышечного и психического тонуса;
  • создание хорошего настроения на вторую половину дня;
  • закаливание организма ребёнка;
  • профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

14 слайд. Оздоровительный бег на воздухе.

Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале  дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Читайте также:  Поможет ли но шпа от головной боли в висках и лобной части

15слайд. Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей. 

16 слайд. Для решения этих задач должна быть создана предметно-развивающая среда.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе, правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование.

Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в определенном возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, прыжки; катание,

прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, перелезание через бревно и т.д.  

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Так давайте же создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Источник

Семинар-практикум

«Физическая активность детей – наша «головная боль» – или увлекательная педагогическая задача»

Составила старший воспитатель С.О.Иванова

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»

г.Черняховска, Калининградской обл., 2019г.

Цель семинара: систематизировать знания педагогов о двигательной активности у детей дошкольного возраста.

Задачи семинара:

Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья через повышение двигательной активности и пропаганду ЗОЖ.

Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы педагогов.

Оборудование: 3 мяча, 2 гимнастических палки, 4 кубика, 2 веревки-косички, 2 обруча, 2 колечка, 2 шнура, 2 конуса, мягкий конструктор

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и, в соответствии с этим, решает задачи воспитательно-образовательной работы.

Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Физическая активность – важнейшее условие полноценного существования личности.

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Дискуссия «Физическая активность детей – наша «головная боль» – или увлекательная педагогическая задача». Что относится к двигательной активности? (перечисляют) Как мы можем сделать эту деятельность увлекательной? (использовать героев, сюжеты, литературный слог и т.п.)

Известный принцип «От простого – к сложному»

Двигательные задачки – это обучение универсальной способности понимать новую ситуацию и встраиваться в нее. Подбирать задачки надо так, чтобы у каждого ребенка ее выполнение обязательно получилось, чтобы он оказался успешен в своей работе, но, чтобы при этом потребовалось усилие с его стороны.

(вызвать троих педагогов) Начинаем с самого простого, общего для всех действия:

например, подбросить мячик и поймать его. Кто справился, получает следующую задачу, более сложную, но при этом мы не объясняем, как ее выполнить! Ребенок сам ищет удобный ему способ выполнения.

Придумать двигательную задачку и усложнение.

Можно задать такую задачку – есть определенный инвентарь, но нет задачи. Смогут ли дети организоваться, какой инвентарь и как они будут использовать.

(предложить педагогам инвентарь, что они придумают)

Упражнения, используемые при конструировании двигательных задач

Задачки на сотрудничество («на дружбу»). Прыгаем парами, тройками и т.д., держась друг за друга или соединяясь через предмет (веревка, мячик и т.п.) (2 педагога выполняют)

Задачка на баланс. Удержать равновесие после приземления на кубике мягкого конструктора. (педагог выполняет)

Задачка на смелость (полеты с разбега). При прыжках с разбега, между местом отталкивания и приземления ставятся все увеличивающийся «забор» из мягкого конструктора (прыжок в высоту)

Читайте также:  Снятие головных болей в картинках

Задачка на творчество и память. Прыгаем все поочередно, прыжки не должны повторяться (выполняют 2 педагога)

Зверобатика – это акробатика, которая «проще, чем кувырок». Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку.

Вы выполняете задания или играете в спортивные игры, но используете при этом непривычный способ передвижения. На этом принципе и основана «зверобатика». Она состоит из двух частей – передвижение перекатами и ходьба «зверушками». Все это элементарные упражнения из акробатики, от этого и название.

Освоение неожиданных способов передвижения.

Упражнения «зверобатики» – это работа в непривычных условиях. Непривычно уже то, что это движения должны происходить не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Непривычное положение «не стоя» дает «разгрузку» сознания. Ведь положение человека вертикальное, поэтому он больше настроен на сознательное поведение – так устроен наш мозг. В горизонтальном положении отдыхает позвоночник, активнее включается интуиция, активнее работают зоны мозга, отвечающие за координацию тела в пространстве.

Интересные задания:

«Кошке» и «собаке» нужно разойтись на гимнастической доске, не потеряв равновесия (2 педагога выполняют)

Двум партнерам нужно «бревном» прокатиться по дорожке из матов. А если еще усложнить – длинное «бревно» – катится само, держим за руки, чтобы ребенок не опирался на них, можно держать в руках что-то, короткое «бревно» руки прижаты вдоль туловища

Вместе с партнером «паучками» плечом друг к другу переносить большой цилиндр из мягкого конструктора или подушку.

Мы добавляем в физкультуру элементы театрализации, заставляем работать не только тело, но и фантазию.

«Зверобатика» для малышей может заменить гимнастику. Они сами придумывают кто они.

Малыши любят путешествовать к разным героям с применением долгого, трудного маршрута. Мы для них выстраиваем препятствия: чтобы перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, забираться и т.д.

Создать детям простор для экспериментов. Например, сороконожки – взяться за ноги другого и шагать парами, потом – тройками, потом всей группой. И идут по лавочкам по препятствиям… Конечно, неудобно, но цель – придумать для детей понеудобнее, посложнее. Им ведь, чем неудобнее, тем интересней!

Способы передвижения – на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь и т.д.  «звери» могут носить предметы, строить жилье (используются палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т.п.)

«Путешествие» – это, на самом деле, множество двигательных задачек, которые никто за тебя не решит. Это последовательное преодоление разных препятствий.

Путешествовать можно как в помещении, так и на улице, выбирая препятствия из окружения.

Задание для педагогов: Из точки А в пункт В добраться – любым способом; большим количеством способов; запомнить и пройти путь товарища (карточки)(выполняют 2 педагога)

(можно предложить детям пройти строго по определенному пути, по начерченной схеме взять в дорогу палочку-выручалочку (гимнастическую палку) и др.) (вспомнить одноименный мультфильм «Палочка-выручалочка»)

Отправлять в путешествие можно парами «командир-солдат» (выполняют 2 педагога). Командир идет по своему маршруту, солдат все повторяет за командиром. По сигналу дети меняются ролями.

В «путешествиях» всегда должна быть ситуация выбора. (от простого к сложному) Не напрягаться – не получается. Никаких «потом». Надо собрать силы в кулак и преодолеть препятствие. За движением не спрячешься. Каким ты предстанешь в нем, таков ты и есть. Задания бывают направлены не только на развитие физических качеств, сколько на формирование душевных сил, крепости характера…

Вариант: Детям дается маршрут (все слушают). Это текст, который нужно запомнить последовательно, а иногда и способы выполнения этапов! Например: доползти до горки на животе, подняться по ней, лежа на спине, ногами вперед, не вставая на пол, перебраться на «башню», спуститься вниз любым способом. Правила строгие – если, что-то не получилось, возвращайся к началу (как в считалке – на колу мочало – начинай сначала). Самое главное после – я справился, я молодец!

Детям нравиться, чтобы взрослый придумывал, выбирал маршрут. Предложите детям придумать свой и этот вариант исчерпает себя. Почему? Дети просят нас, устроить им нашу модель мира, задать наши взрослые условия и рамки. Дети не всегда самодостаточны. Лазать, бегать, прыгать они могут и сами, а вот устроить вымышленный мир – доверяют взрослым.

Вывод: Сегодня мы дискуссировали о двигательной активности в детском саду, дома тоже необходимо это использовать, но это уже рекомендации родителям. Так как жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний… Нельзя все время работать на высоком темпе, можно сорваться. В медленном – скучно. Сочетайте легкое с трудным, известное с неизведанным, спокойное с энергичным.

Наша с вами задача заключается в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а уходя домой из детского сада, имели интересную перспективу на завтра – поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку или путешествие.

При составлении сценария использовала ресурсы:

Журнал «Здоровье дошкольника» №2, 2016г. Статья «Физкультура про другое, зато для всех и обо всем» Автор С.В.Реутский

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/01/fizicheskaya-aktivnost-detey

https://www.maam.ru/detskijsad/dvigatelnaja-aktivnost-detei-v-detskom-sadu.html 

Источник