Добегаться до головокружения докуриться до тошноты

Добегаться до головокружения докуриться до тошноты thumbnail

Задание 1

(11 баллов) В одном из учебников для начальной школы приводится такое утверждение.

Какие согласные звуки являются непарными по глухости/звонкости?

Непарные согласные:

  • звонкие: [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’];
  • глухие: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’].

Укажите на допущенные авторами неточности с точки зрения академической науки. Докажите своё мнение.

Критерии и ответы

Звук, который обозначает буква й, в научной фонетической традиции записывается как [j] – 1 балл, он всегда мягкий, и поэтому у него не обозна чается мягкость – 1 балл, у [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’] существует звонкая пара – 3 балла. Дополнительно – 1 балл за рассуждение о том, что в формулировке смешаны понятия звука и фонемы.

Например:

сме[γ] был заливистым…,
о Бо[γ’]е,
оте[дз] был строгим…,
испе[д’ж’] бы пирожок…,
дро[ж’:]и,

(по 1 баллу за пример).

Всего 11 баллов.

Задание 2

(2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

(1) Бежал он их беседы шумной.
(2) Их разговор благоразумный
(3) О сенокосе, о вине,
(4) О псарне, о своей родне,
(5) Конечно, не блистал ни чувством,
(6) Ни поэтическим огнём,
(7) Ни остротою, ни умом,
(8) Ни общежития искусством…

Дайте толкование слова общежитие в строке 8.

Критерии и ответы

Общежитие – общественная жизнь, жизнь в обществе.

Всего 2 балла.

Задание 3

(4 балла) Даны словосочетания с глаголами: добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления.

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

  1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
  2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
  3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

  1. Формальный способ словообразования – приставочно-постфиксальный (приставочно-суффиксальный) (до- + -ся): бегать – добегаться, курить – докуриться, говорить – договориться, прыгать – допрыгаться, гулять – догуляться (1 балл).
  2. Отличается от всех других по смыслу глагол договориться (1 балл): он значит «достичь договорённости о чём-либо с кем-либо в результате говорения, разговора» (1 балл).
  3. Остальные глаголы обозначают следующее: «доведение действия до нежелательного с точки зрения говорящего и заранее не планировавшегося результата» (1 балл).

Всего 4 балла.

Задание 4

(2 балла) Даны предложения, в одном из которых реально существующий в русском языке фразеологический оборот «переиначен» на иностранный лад (например: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче). Как приехала Мария Васильевна из отпуска – сразу на новую работу, в новый коллектив. Прямо с крейсера на дискотеку попала.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Это ФЕ попасть с корабля на бал (1 балл) после долгого пути (или трудных дел, уединения) внезапно оказаться в новой, непривычной обстановке, в многолюдном обществе (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(8 баллов) Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять.

Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.

Критерии и ответы

  • Правы оба ученика (1 балл). Вид данных глаголов зависит от значения приставок (1 балл).
  • Если приставка за- имеет значение «движение за предмет, внутрь или в сторону», то глаголы загонять, заносить несовершенного вида (1 балл).
  • Если приставка за- имеет значение «причинение ущерба объекту в результате долгого произведения действия», то глаголы загонять, заносить – совершенного вида (1 балл).
  • Если приставка от- имеет значение «отделение, удаление от предмета (чаще на небольшое расстояние)», то глаголы отлетать, отходить – несовершенного вида (1 балл).
  • Если приставка от- имеет значение «прекращение (обычно долго длившегося) действия», то глаголы отлетать, отходить – совершенного вида (1 балл).
  • Если приставка у- имеет значение «удаление предмета откуда-либо», то глагол угонять – несовершенного вида (1 балл).
  • Если приставка у- имеет значение «причинение ущерба доведением действия до предела», то глагол угонять – совершенного вида (1 балл).

Всего 8 баллов.

Задание 6

(8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке.

В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.

Читайте также:  Небольшое головокружение и тошнота причины

Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф..

Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф..

Тем не менее специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого.

В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.

Девушка хороша собой.
Утро нынче свежее.
Эти сапоги финские.
Москва – самый крупный мегаполис Европы.

Критерии и ответы

Утро нынче свежее. Это предложение можно описать схемой N1 – Adj1 .

В схемах, описывающих остальные предложения, следует указывать на полноту/краткость прилагательного.

Девушка хороша собой.

В этом случае лексическое значение полной формы прилагательного «хорошая» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «хороша», кроме того, полная форма не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой»).

Эти сапоги финские.

В этом случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.

Москва – самый крупный мегаполис Европы.

В этом случае налицо форма превосходной степени прилагательного.

За верное указанное предложение, которое можно описать схемой N1 – Adj1, 2 балла.

За верные объяснения того, почему для описания остальных предложений необходимо использовать схему с указанием на полноту/краткость формы прилагательного, – по 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7

(6 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Жизненная цель Господина из Сан-Франциско заключалась в материальных благополучиях, утратив всё живое в своей душе. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, забывают об истинных и настоящих ценностях, а не только о ложных.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

1. А. «заключалась в материальных благополучиях» – грамматическая ошибка. Слово «благополучие» не имеет формы мн. ч.

Б. «цель … заключалась …, утратив всё живое в своей душе» – грамматическая ошибка. Неверное употребление деепричастного оборота.

В. «забывают об истинных и настоящих ценностях» – речевая ошибка. Неоправданный смысловой повтор.

Г. «забывают о настоящих ценностях, а не только о ложных» – речевая ошибка. Неточное высказывание. О «ложных ценностях», судя по контексту, люди, подобные человеку из Сан-Франциско, не забывают.

2. Жизненная цель Господина из Сан-Франциско, утратившего всё живое в своей душе, заключалась в материальном благополучии. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, попадают во власть ложных ценностей и забывают о ценностях истинных.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 8

(12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

лОпата
иждИвение
обАяние
инжЕнер
Организовать
спЕктакль

Критерии и ответы

  • лОпата – лопасть (этимологически родственные слова)
  • иждИвение – жить (ст. сл. из-жити (прожить) дало в ц. сл. иждити)
  • обАяние – баять (др. р. баяти – колдовать, заговаривать)
  • инжЕнер – гений (этимологически оба слова восходят к латинскому genius;

«инженер» восходит к латинскому ingenium – «остроумное изобретение», «врождённая способность») организовать – орган (этимологически оба восходят к греческому «органон» – орудие)

  • спЕктакль – конспект, проспект, спектр (этимологически все слова восходят к латинскому «specto» – смотреть)

За проверку и верное объяснение каждого слова, по 2 балла.

Всего 12 баллов.

 Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:

Читайте также:  Упражнения при головокружении по бубновскому

Но ежели пир?

Критерии и ответы

Приложение.

Всего 1 балл.

Задание 10

(15 баллов) Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.

  1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?
  2. Не тако ли , рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.
  3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.
  4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога… Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.
  5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.

Критерии и ответы

  1. Вопросительная частица в прямом вопросе (3 балла).
  2. Усилительная частица. Употребляется для подчёркивания значения наиболее важного в смысловом отношении слова в предложении – же (3 балла).
  3. Разделительный союз – или, илиили (3 балла).
  4. Условно-уступительный (условный) союз – хоть быхотя бы (3 балла).
  5. Сравнительный союз. Присоединяет придаточное предложение при наличии сравнительной степени в главном – нежели, чем (3 балла).

Всего 15 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 69.

Источник

10-11класс

  1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ. 

Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        (  9 баллов)

2. Прочитайте диалог. Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

 (1) Бежал он их беседы шумной.

(2) Их разговор благоразумный

 (3) О сенокосе, о вине,

(4) О псарне, о своей родне,

(5) Конечно, не блистал ни чувством,

 (6) Ни поэтическим огнём,

(7) Ни остротою, ни умом,

(8) Ни общежития искусством…

Дайте толкование слова общежитие в строке 8.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла)

3. Даны словосочетания с глаголами: добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                (3  балла)

4. Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять. Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                         (8 баллов)

5. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(14  баллов)

6. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени. 1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты. 2. Приведите примеры его использования.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________(10баллов)

7. В  сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:  Но ежели пир?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2  балла)

8. Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

 лОпата

 иждИвение

 обАяние

 инжЕнер

Организовать  

спЕктакль

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________(12  баллов)

9. Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.

1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?

 2. Не тако ли, рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.

Читайте также:  Головокружение и тошнота спазмы

 3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.

 4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога… Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.

 5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.  

                   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________(15 баллов)                     

Источник

Опубликовано 1 год назад по предмету
Русский язык
от hohlovaana

  1. Ответ

    Ответ дан
    JOOFI

    Прийти к соглашению после переговоров, сговориться. Договориться о встрече.

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика – 6 месяцев назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История – 1 год назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература – 1 год назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык – 1 год назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык – 1 год назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык – 1 год назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика – 1 год назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник