Деформация черепа головная боль

Дата публикации: 20.03.2018
Дата проверки статьи: 02.12.2019
Деформация черепа — это аномальное изменение формы головы, полученное при рождении, или приобретённый дефект вследствие травм, неврологических отклонений, расстройств головного мозга и других систем организма. Возникает чаще при неудачных родах, также может быть наследственной патологией. Представляет собой нарушение правильных очертаний головы с полным или частичным разрушением костной ткани. Симптом сопровождается проблемами с умственным развитием, повреждениями внутренних органов, естественных рефлексов и способностей тела. При появлении признаков необходимо обратиться к неврологу.
Причины деформации черепа
Медицинское название патологического дефекта черепной коробки — краниостеноз. При рождении у каждого человека между костными участками имеются хрящевые прослойки — мягкие ткани способны сжиматься для того, чтобы во время родовой деятельности ребёнок беспрепятственно прошёл наружу без вреда для роженицы. Иногда хрящи отсутствуют или зарастают раньше рождения, что деформирует череп.
Симптомы деформации черепа:
- У новорождённых — искривление головы, неправильная форма лба, пучеглазие, косоглазие, судороги и спазмы лицевых мышц, перекос челюсти, скул, глазниц.
- У взрослых — те же признаки, а также сильная головная боль, бессонница, частая потеря сознания, нарушения памяти, задержка умственного развития, приступы раздражительности и внезапной агрессии.
Причины симптома чаще всего скрываются в состоянии здоровья плода, ходе родов или проблемах неврологии:
- патологии плода в первом триместре беременности;
- генетическая предрасположенность к аномальному развитию костей;
- врождённые пороки из-за инфекций матери, перенесённых при беременности;
- инфекционные заболевания, поражающие нервные окончания;
- осложнения после гриппа и простудных болезней;
- заболевания костей — остеоартроз, остеопороз, остеоартрит, рахит, омтеомаляция, остеодисплазия, остеодистрофия;
- повреждения фиброзных хрящевых швов черепа;
- болезни крови и кровеносных сосудов — анемия, лейкоз, лейкопения, мраморная болезнь;
- поражения верхней костной части глазницы;
- повреждения слуховых рецепторов, глазного нерва;
- сбои кровоснабжения и обеспечения кислородом головного мозга.
Строение и форма головы зависит от наследственных особенностей, витаминного питания и наличия микроэлементов в организме во время формирования костей. Любые отклонения норм приводят к деформированию костных тканей в разных видах, отличающихся по форме и осложнениям для здоровья.
Виды деформации формы черепа
- Скафоцефалия. Разновидность краниостеноза, при котором лобная или затылочная область выдаётся заметно вперёд. Полноценное развитие мозга затруднительно, но умственные расстройства встречаются редко.
- Брахицефалия. Широкая форма головы, которой также свойственны большая теменная высота, выступ затылка и срезанный плоский лоб. Возникает при сложных родах или вследствие перенесённых в утробе инфекций.
- Плагиоцефалия. Выражается в плоской приплюснутой по бокам форме черепа. Скошенные черты возникают, если плод был крупный и в матке было недостаточно места, а также при регулярном механическом воздействии на одну сторону и например, постоянное положение лёжа на боку.
- Акромегалия. Аномальное увеличение костной области лица из-за повреждений гипофиза и работы эндокринной системы. Часто сопровождается схожим увеличением кистей рук или ступней ног. Гормональные сбои способствуют медленному, но прогрессивному развитию дефекта.
- Тригоноцефалия. Вариант краниостеноза, при котором височно-нижнечелюстная зона сильно увеличена и выдвинута вперёд, а лоб — узкий и заострённый. Симптом появляется вследствие раннего зарастания хрящевых перегородок.
- Долихоцефалия. Длинная узкая голова, заметно вытянутая вверх, с таким же высоким лбом. В большинстве случаев не причиняет дискомфорта и сохраняет здоровое состояние человека, если нет сопутствующих негативных признаков отклонения.
- Микроцефалия. Непропорциональная размеру тела голова с очень маленьким черепом. Может возникнуть при рождении или начаться в более зрелом возрасте — кости перестают расти, что сопровождается отклонениями умственного развития и нарушениями в неврологии.
Методы диагностики
Доктор начинает диагностику с фиксирования жалоб пациента и составления анамнеза, выясняет продолжительность симптома и присутствие дефекта в генетике. Необходимо учитывать также состояние здоровья матери больного во время беременности — течение вынашивания ребёнка и ход родовой деятельности, наличие острых инфекций и вирусных заболеваний, факт употребления наркотиков или алкоголя.
Другие методы диагностики деформации черепа:
- Осмотр и пальпация для выявления неврологических отклонений — дефекты зрительного нерва и костных тканей, внутричерепное давление, уплотнения «родничка» у новорождённого.
- Краниометрия — точные замеры черепа при помощи специальной измерительной ленты.
- Аппаратные методики. УЗ-венография мозговых капилляров, КТ и МРТ головного мозга, УЗИ внутренних органов или плода в утробе.
Пройти достоверную диагностику деформации черепа можно в сети клиник ЦМРТ:
К какому врачу обратиться
При родовой деформации головы у новорожденного наблюдайтесь у педиатра, который при необходимости привлечёт невролога или других докторов. При возникновении проблемы во взрослом возрасте обратитесь к неврологу.
Лечение деформации формы черепа
Вылечить патологию возможно только у детей на самой ранней стадии развития дефекта. Мозг окончательно формируется до 2 лет, что позволяет проводить операцию по исправлению нарушенной формы. Также возможно выполнить иссечение хрящей, которые срослись преждевременно.
Взрослым можно скорректировать деформированные кости при появлении первых признаков, поэтому необходимо сразу обращаться к специалисту для назначения курса лечения. Кроме хирургической операции могут быть назначены лекарства — как правило, это гормональные препараты и витаминизированные комплексы.
В сети клиник ЦМРТ применяют такие методы лечения:
Профилактика деформации черепа
- Тщательно обследуйте организм будущих родителей при планировании ребёнка.
- Ведите здоровый активный образ жизни до и во время зачатия, а также в период беременности.
- Посетите генетика во время беременности для проведения анализов на определение уровня риска для будущего ребёнка.
- Взрослым следует избегать опасных ситуаций, при которых можно получить черепно-мозговую травму.
Отзывы пациентов
Точность диагностики и качественное обслуживание — главные приоритеты нашей работы. Мы ценим каждый отзыв, который оставляют нам наши пациенты.
Источник
Болезни вызывающие деформацию черепа. Гормональные влияния на череп
При рассмотрении механизмов формирования деформаций, являющихся следствием различных постнатальных воздействий на организм ребенка, следует учитывать многолетние наблюдения ортодонтов, использовавших различные методы исследований, в том числе и рентгенологические показатели, убедительно доказывающие, что одного нарушения положения нижней челюсти по отношению к основанию черепа или верхней челюсти недостаточно для объяснения патогенеза многочисленных и разнообразных деформаций лицевого черепа.
Лишь отдельные группы деформаций можно объяснить преимущественно функциональным несоответствием зубных рядов, вызванным мышечными нарушениями, болезнями мягких тканей, ЛОР-органов, вредными привычками. Основная масса деформаций лицевого черепа и аномалий прикуса является следствием изменения пропорций самих костных фрагментов.
Следует подчеркнуть, что далеко не всегда при тщательном клинико-рентгенологическом исследовании удается установить этиологию дискрании, так как факторы, вызвавшие деформацию, обычно действуют задолго до ее формирования. Кроме того, до настоящего времени не удалось точно установить строгого параллелизма между причинными моментами и видом деформации.
Одни и те же повреждающие агенты могут вызывать различные нарушения пропорций лицевого черепа. И в то же время сходные деформации возникают в результате воздействия различных причин. Это объясняется тем, что разнообразные повреждающие факторы вызывают деформации одинаковыми патогенетическими путями, приводя к торможению или усилению роста того или иного отдела черепа.
Разнообразие видов деформаций и сложность их классификации связаны также со сроками воздействия причинных агентов.
Среди различных факторов, влияющих на процессы формирования скелета, важная роль принадлежит гормонам. Многие железы внутренней секреции оказывают воздействие на различные стороны и стадии остеогенеза. Мы приводим здесь только краткие сведения об эндокринных воздействиях на формирование черепа, так как этот вопрос, имеющий огромную важность для понимания патогенеза лечения и профилактики деформаций, изучен еще крайне недостаточно.
Тем не менее, мы хотим привлечь внимание к проблеме гормональных нарушений, как одной из наиболее существенных причин врожденных и приобретенных деформаций мозгового и лицевого отделов черепа и аномалий прикуса.
Гормональными воздействиями контролируются обе формы остеогенеза — как интрамембранозный, так и хрящевой. В ходе хрящевого остеогенеза гормональные влияния весьма сильны, но сказываются преимущественно на стадии хрящевых матриц. Образовавшаяся кость значительно меньше поддается гормональным воздействиям и значительно чувствительнее хряща к механической стимуляции. Эти принципиальные положения необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о гормональных влияниях на рост черепных костей. Следует также учитывать, что синхондрозы основания черепа являются гомологами эпифизарных зон длинных трубчатых костей и их активность контролируется теми же гормонами, что и процесс эпифизарного окостенения, но в значительно меньшей степени.
Наиболее выраженное влияние на рост и формирование черепа оказывает соматотропный гормон гипофиза (СТГ), который регулирует процесс хондрогенеза, рост и развитие хрящевых матриц и их аналогов, а также периостальное костеобразование. Гормоны щитовидной железы контролируют процессы рассасывания хряща при энхондральном остеогенезе, чем определяется скорость формирования зрелых костных структур.
Окончательное количество костной ткани и прекращение роста костей определяется деятельностью гонад, структура и минеральный состав костной ткани тесно связаны с функцией околощитовидных желез, а строение остеоидной ткани – с надпочечниками.
Исследования В. Monet показали, что пластическая функция фиброзно-хрящевого покрытия головки нижней челюсти в значительно меньшей степени детерминируется гормональными воздействиями, чем таковая у эпифизарных ростковых зон, но весьма зависима от механических влияний (особенно в детском возрасте), что широко используется при функциональном ортодонтическом лечении.
– Также рекомендуем “Влияние соматотропного гормона на череп. Череп при гипофизарной недостаточности”
Оглавление темы “Аномалии развития черепа детей”:
1. Развитие черепа. Этапы формирование черепа
2. Рост мозгового черепа. Точки окостенения черепа
3. Формирование черепных ямок черепа. Развитие верхней челюсти
4. Формирование височно-нижнечелюстного сустава. Ремоделирование височно-нижнечелюстного сустава
5. Тенденции роста черепа. Генетические нарушения роста черепа
6. Наследственные факторы аномалии черепа. Причины деформации лицевого черепа
7. Болезни вызывающие деформацию черепа. Гормональные влияния на череп
8. Влияние соматотропного гормона на череп. Череп при гипофизарной недостаточности
9. Череп при заболеваниях гипофиза. Влияние щитовидной железы на развитие черепа
10. Череп при патологии паращитовидной железы. Влияние половых гормонов на череп
Источник
Очень часто причины асимметрии головы у взрослого человека были заложены в глубоком детстве или даже внутриутробно.
Я в видео очень подробно рассказал про все виды и причины асимметрии у детишек. Если они не получат своевременное лечение и коррекцию, есть вероятность сохранения такой асимметрии и у взрослого человека.
Итак, я хочу вам рассказать все про асимметрию!
Я хотел бы принципиально ввести 2 понятия: асимметрия черепа и
неправильная форма головы. На первый взгляд, это одно и то же.
Но лично я считаю, что асимметрия- это сравнение правой части и левой
относительно друг друга, а также парных костей, например, височной.
А неправильная форма головы это все-таки отношение передней части и задней, а также локальные изменения каждой конк-
ретной косточки относительно НОРМЫ!!!
Т.е. ассиметрия это сравнение правой и левой части, а также парных костей, а форма- это сравнение с общепринятой нормой.
Как-то так!
Трактовка моя, ни на что не претендую, коллеги простите…
Что это дает?
А то, что форма неправильная форма головы может быть только вариантом генетики ( т.е. повторять строение родителей) или патологии, тогда как
асимметрия чаще всего бывает физиологической и лишь в некоторых случаях патологической.
Асимметрия есть абсолютно у всех детей!!!
Прошу это принять.
Ассиметрия заложена природой и возникает как результат прохождения по родовым путям по спирали!
Во всяком случае в норме. И такая асимметрия самостоятельно устраняется у детей к 2-4 годам!
Но иногда асимметрия может быть результатом родовой травмы или особенностями протекания родов.
Например, малыш уперся лицом во время родов или сам родовой процесс был слишком быстрым и мощным.
В данном случае повреждающим фактором могут стать потуги, узкий таз, проблемы с тазом или позвоночником
у мамы, сильный сколиоз у мамы, просто крупный плод и другие причины.
Но и такая асимметрия тоже может разрешиться самостоятельно. ведь череп новорожденного уникальный!
У него огромное количество несросшихся частей, что позволяет вытолкнуть на первый взгляд очень большую асимметрию.
Но, к сожалению, не всегда малыш справляется с этой задачей.
я постараюсь показать вам побольше картинок головы, при которых однозначно стоит обратиться к остеопату.
Считается, что до 4 месяцев, можно устранить основные повреждения костей черепа почти в 100 %. Потом в течение 2 лет организм до-
делает всю работу до конца. Остеопат будет лишь изредка сопроваждать этот процесс.
Как понять, идти к остеопату или нет?
Я перечислю несколько признаков, при которых малыша обязательно стоит показать остеопату:
1. Протекание родов- кесарево сечение, большой плод, сильные разрывы, гипоксия, асфиксия, быстрые роды,
кровотечение и другие осложненные процессы. В этих случаях я рекомендую показать ребенка остеопату для исключения
отдаленных или сразу наступивших последствий. Это своего рода подстраховка, которая позволит на ранних стадиях увидеть
проблему или наоборот, понять, что ребенок отлично справился с первым сложным этапом в жизни!
2. Визуально одна сторона головы значительно больше другой, или передняя часть головы значительно уже задней или наоборот.
3. При стоянии одно ухо находится не на уровне другого уха( ниже или сильно смещено кпереди)
4. Глазная щель одного из глаз уже или шире.
5. Есть большие гематомы на любой части головы.
5. Асимметричное лицо, асимметричный рот, особенно при открывании.
6. Лоб шире нижней части лица более чем в 2 раза или наоборот.
7. Швы черепа напоминают гребень и сильно выступают.
8. Затылок с одной стороны или с обеих сильно уплощен.
9. Голова больших размеров (с признаками гидроцефалии) или очень маленькая относительно тела.
10. Явные дефекты и вдавления любой части головы.
Я обращаю ваше внимание, что все эти видимые изменения должны быть значительными!!!
Тогда вам надо обязательно обратиться к остеопату или хотя бы быть на врачебном контроле у специалистов ( невролог, травматолог).
Может ли все исправиться само?
Да, и оно само исправляется в 80 процентах случаев!!! Но есть еще 20 % и будете вы в них или нет, непредсказуемо.
Поэтому если вы имеете возможность профилактики, я думаю, лишним точно не будет!
Итак, посмотрите все картинки, которые я вам предложил! И тогда вы сможете понять, нужен ли вам остеопат или без него отлично обойдется!
Хотите читать полезные статьи о здоровье?
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал
ДОКТОР ЕВДОКИМОВ www.gyga.ru
Источник
Ëåîíèä áûë êðàéíå ðàçäðàæåí. Êîãäà Âîâà ïîçâîíèë åìó è çàÿâèë, ÷òî ó íåãî äåëî, íå òåðïÿùåå íèêàêèõ îòëàãàòåëüñòâ, åùå è òàêîå, ÷òî åãî îïàñíî îáñóæäàòü ïî òåëåôîíó, ó íåãî íå âîçíèêëî íèêàêèõ ýìîöèé, êðîìå âîçìóùåíèÿ. Âîâà çàÿâèë, ÷òîáû Ëåîíèä íåìåäëåííî ì÷àëñÿ äîìîé è æäàë åãî ïðèåçäà. Ïîñëåäíèå ïÿòü ëåò Âîâà ïî÷òè íå îáúÿâëÿëñÿ, à êîãäà îí íà÷àë ÿâëÿòü Ëåîíèäó ñâîþ ïåðñîíó ÷àùå, ÷åì îäèí ðàç â ïîëòîðà ãîäà, îí ïîñòîÿííî ãîâîðèë î êàêîì-òî ïðîåêòå, êîòîðûé, ïî åãî ñëîâàì, “ïåðåâåðíåò ìèð”. Ñèäÿ áåç ðàáîòû, Âîâà ïîñòîÿííî çâàë Ëåîíèäà íà áåññìûñëåííûå ïîñèäåëêè, ïüÿíêè è äðóãèå ñîìíèòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ, îò ÷åãî Ëåîíèä íå áîëåå ÷åì ðàçäðàæàëñÿ.
Òåì íå ìåíåå, êîãäà ðàçäàëñÿ çâîíîê è Ëåîíèä îòêðûë äâåðü, åãî ðàçäðàæåíèå óëåòó÷èëîñü, ñìåíèâøèñü òðåâîãîé çà òîâàðèùà.  òàêîì ñîñòîÿíèè îí íèêîãäà íå âèäåë Âîâó. Òîò ñòîÿë ó ïîðîãà, îäåòûé â çàñíåæåííîå äëèííîå ïàëüòî è øàïêó-óøàíêó, ïàëüòî áûëî ðàçîäðàíî â íåñêîëüêèõ ìåñòàõ, øàïêà ÿâíî íåäàâíî âàëÿëàñü â ãðÿçè, â åãî ãëàçàõ ñòîÿë ïàíè÷åñêèé ñòðàõ, îí íåðâíî ñæèìàë â ðóêàõ îãðîìíóþ ïàïêó äëÿ áóìàã.
– Ïðèâåò, ˸íü, – çàïûõàâøèìñÿ ãîëîñîì ïîçäîðîâàëñÿ Âîâà.
– Ïðèâåò, ÷òî ñ òîáîé ñòðÿñëîñü, – îáåñïîêîåíî îòîçâàëñÿ Ëåîíèä, – òû ïî÷åìó â òàêîì ñîñòîÿíèè?
Âîâà íåâðîòè÷íî îãëÿäåëñÿ, ñæàâ ïàïêó åùå ñèëüíåå.
– Ïóñòèøü? – ñïðîñèë îí ñ óìîëÿþùèì âçãëÿäîì.
– Äà, äà, êîíå÷íî, ïðîõîäè!
Ëåîíèä îòîøåë íåìíîãî â êîðèäîð, äàâàÿ Âîâå âîçìîæíîñòü ïðîéòè.
Âîâà ïðîøåë â êîðèäîð è íà÷àë ñíèìàòü ïàëüòî, íå îòïóñêàÿ ïàïêó èç ðóê, åìó ýòî äàâàëîñü ÿâíî ñ òðóäîì.
– Çíàåøü, åñëè òû ïîëîæèøü ïàïêó íà ïîëêó, áóäåò óäîáíåå, – çàìåòèë Ëåîíèä.
– Íåëüçÿ! – âîñêëèêíóë Âîâà.
Ëåîíèä îòøàòíóëñÿ îò íåîæèäàííîñòè.
– Íó íåëüçÿ, òàê íåëüçÿ, ìó÷àéñÿ, – ïðîáîðìîòàë îí.
Êîå-êàê ñïðàâèâøèñü ñ ïàëüòî è ðàçóâøèñü, Âîâà áûñòðûì øàãîì íàïðàâèëñÿ â ãîñòèíóþ, Ëåîíèä ïîñëåäîâàë çà íèì. Ïî ïóòè Ëåîíèä óñïåë çàìåòèòü íåñêîëüêî ññàäèí íà ðóêàõ è øåå Âîâû.
Ñî âçäîõîì ïëþõíóâøèñü â êðåñëî, Ëåîíèä ïðåäëîæèë Âîâå ïðèñåñòü íàïðîòèâ. Âîâà ïîñëóøàëñÿ, èç åãî ãëàç âñ¸ íå ïðîïàäàëî âûðàæåíèå ïàíè÷åñêîãî ñòðàõà è îí ïîñòîÿííî îãëÿäûâàëñÿ.
– Âîâ, âîò ÷åñòíî, òû âûãëÿäèøü òàê, áóäòî çà òîáîé ãîíèòñÿ ñàòàíà, – ñ ðàçäðàæåíèåì îòìåòèë Ëåîíèä, – òû íà÷íåøü óæå ãîâîðèòü, ÷òî ñ òîáîé ñòðÿñëîñü è ÷òî ó òåáÿ çà äåëî òàêîå âàæíîå, ÷òî òû ìåíÿ ñ ðàáîòû ä¸ðíóë?
Âîâà áûñòðî çàêèâàë.
– ˸íü, òî, ÷òî ÿ äåðæó â ðóêàõ – ãëàâíûé ïðîåêò ìîåé æèçíè, ÿ ïîòðàòèë íà íåãî íåñêîëüêî ëåò, è åñëè îí ïîïàäåò â íóæíûå ðóêè, îí èçìåíèò ýòîò ìèð, – Âîâà ãîâîðèë òèõî è ñáèâ÷èâî, òî è äåëî âíîâü îçèðàÿñü ïî ñòîðîíàì.
– Âîâ, òû æóðíàëèñò, -îò÷åêàíèë Ëåîíèä, ðàçâîäÿ ðóêàìè, – êàêîé ó òåáÿ ìîæåò áûòü ïðîåêò, êîòîðûé èçìåíèò ìèð? Òåîðèþ çàãîâîðà ðàñêðûë, ÷òî-ëè?
– Ïî÷òè.
Ëåîíèä çàìàõàë ðóêàìè.
– Òàê, òàê, äàâàé çàãîâîðû íà ïîòîì. Ñíà÷àëà – ÷òî ñ òîáîé ñëó÷èëîñü? Ðàññêàçûâàé ïî ïîðÿäêó. È õâàòèò òðÿñòèñü, òû â ïîëíîé áåçîïàñíîñòè!
– Ýòî âñå êàê ðàç èç-çà ïðîåêòà. Ïîñëåäíèå ãîäû ÿ çàèíòåðåñîâàëñÿ èíäèâèäóàëüíûìè ó÷åíûìè ãðóïïàìè, êîòîðûå çàíèìàþòñÿ èññëåäîâàíèåì ðàçëè÷íûõ âåùåé, ñâÿçàííûõ ñ ïîëåçíûìè äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà âåùàìè. Âñå íà÷àëîñü ñ òîãî, ÷òî êî ìíå ïðèøåë îäèí òîâàðèù, øêîëüíûé äðóã, îí áûë â øîêå, ÿ íå ìîã åãî óñïîêîèòü íåñêîëüêî ìèíóò.
Ëåîíèä õìûêíóë.
– ×òî-òî ìíå ýòî íàïîìèíàåò.
– Ñëóøàé! – ïî÷òè êðèêíóë Âîâà, – òàê âîò, îí ðàññêàçàë ìíå, ÷òî çàïóñòèë â ñâîåé áîëüíèöå ýêñïåðèìåíòàëüíûé ìåòîä ëå÷åíèÿ îäíîé áîëåçíè, ÷òî ñ÷èòàåòñÿ íåèçëå÷èìîé.
– Êàêîé áîëåçíè?
Âîâà ïîìîðùèëñÿ.
– ˸íÿ, òû ìîæåøü ïðîñòî ïîñëóøàòü? ß íå ïîìíþ, ìíîãî ëåò ïðîøëî.
– Õîðîøî, ÿ òåáÿ íå ïåðåáèâàþ, ðàññêàçûâàé.
– Îí çàïóñòèë ëå÷åíèå íà ñâîé ñòðàõ è ðèñê, áåç îäîáðåíèé ìèíèñòåðñòâàìè è ïðî÷åé áóìàæíîé ëàáóäû. Íà åãî óäèâëåíèå, îäèí èç ìåòîäîâ äàë ïîòðÿñàþùèå ðåçóëüòàòû. Íå ÷óäîäåéñòâåííûå, íî ýòà áîëåçíü íà÷àëà ïîääàâàòüñÿ ëå÷åíèþ, ñèìïòîìû íà÷àëè ïðîõîäèòü, ñàìà áîëåçíü ïåðåñòàâàëà ïðîãðåññèðîâàòü. Íóæíû áûëè êëèíè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ, íî, îí áûë óâåðåí, ÷òî ñîâåðøèë ïðîðûâ â ìåäèöèíå. Äëÿ äàëüíåéøåãî èññëåäîâàíèÿ, äëÿ ïðîâåäåíèÿ êëèíè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé è èñïûòàíèé, åìó óæå ïîíàäîáèëèñü âñå îäîáðåíèÿ è ðàçðåøåíèÿ. Îí ñîñòðÿïàë ïðîåêò, êàê ìîã, è îòïðàâèë åãî â ìèíèñòåðñòâî. Îí íå õîòåë íàó÷íûõ ãðàíòîâ èëè çàðàáîòêà, ÿ çíàþ åãî äàâíî, îí âñåãäà æèë èäååé, – Âîâà âçäîõíóë, – ìîæíî âîäû?
Ëåîíèä ìîë÷à âñòàë è ïîøåë íà êóõíþ, Âîâà ñëåäîâàë çà íèì, ñæèìàÿ ïàïêó â ðóêàõ.
– Íó òàê âîò, ðåçóëüòàòû ðàññìîòðåíèÿ åãî ñèëüíî îãîð÷èëè, ìèíèñòåðñòâî ðàçáèëî ïðîåêò â ïóõ è ïðàõ, íåñìîòðÿ íà âåëèêîëåïíûå ðåçóëüòàòû, åìó áûëî îòêàçàíî â ïðîäîëæåíèè èññëåäîâàíèé.
Ëåîíèä íàëèë âîäó èç ãðàôèíà è ïðîòÿíóë ñòàêàí Âîâå.
– Íî ýòî íå âñ¸. Êîíå÷íî, ýòî ðàññòðîèëî åãî, îäíàêî, íå áûëî áîëüøîé ïðîáëåìîé, ìèíèñòåðñòâà ïîñòîÿííî áðàêóþò ïðîåêòû íà êîðíþ, – Âîâà îòïèë âîäû èç ñòàêàíà, – äàëüøå ê íåìó àêêóðàòíî ïîäîøëè íåèçâåñòíûå ëþäè è âåæëèâî ïîïðîñèëè “çàêðûòü ðîò”, òî åñòü, íèêîãäà áîëüøå íå èìåòü îòíîøåíèÿ ê ýòîìó ïðîåêòó. Ìîé òîâàðèù âîçìóòèëñÿ è ïîøåë â ìèíèñòåðñòâî, íà ïðèåì ê êàêîìó-òî íà÷àëüíèêó.
Âîâà âíîâü íåìíîãî îòïèë âîäû è íàïðàâèëñÿ îáðàòíî â ãîñòèíóþ. Êîãäà îáà ìóæ÷èíû ñåëè íà äèâàí, ðàçãîâîð ïðîäîëæèëñÿ.
– Ïðèåì èìåë íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ. Åñòåñòâåííî, ìîåìó äðóãó íå äàëè âîçìîæíîñòè ïðîäîëæàòü èññëåäîâàíèÿ è ìÿãêî íàìåêíóëè, ÷òî îí íå äîëæåí òðîãàòü ýòî òåìó âîîáùå. Òåì íå ìåíåå, îí íå îñòàíîâèëñÿ è ïîïðîáîâàë îòêðûòü ñîáñòâåííûé öåíòð ïî ëå÷åíèþ ýòîé áîëåçíè. Ñïóñòÿ ïàðó ìåñÿöåâ, íà äðóãà çàâåëè óãîëîâíîå äåëî, â êîòîðîì âûñòóïàëî êàê ìèíèñòåðñòâî, òàê è åãî êîëëåãè. Âñå, êàê îäèí, òâåðäèëè, ÷òî îí “óáèâàë” ïàöèåíòîâ, ïûòàÿñü ïðîòàùèòü “áåñïîëåçíûé ìåòîä”. Åãî ïîñàäèëè â òþðüìó, ïî èòîãàì, âñå ìàòåðèàëû ïî åãî èññëåäîâàíèÿì áûëè èçúÿòû è ïðîïàëè íåèçâåñòíî êóäà. Òîëüêî âîò, íèêòî íå çíàë, ÷òî ÷àñòü ðåçóëüòàòîâ åãî ðàáîòà îñòàëàñü ó ìåíÿ, è ÿ î÷åíü çàèíòåðåñîâàëñÿ ýòèì âîïðîñîì. ß íà÷àë êîïàòü, íàøåë åãî ïàöèåíòîâ, êîëëåã è, âêðàòöå ãîâîðÿ, ÿ âûÿñíèë, ÷òî åãî ìåòîäû äåéñòâèòåëüíî ðàáîòàëè êàê íàäî! È âîò åù¸ ÷òî… “Ëåêàðñòâà” êîèìè ëå÷èëè ýòó áîëåçíü ðàíåå, ñòîèëè íåâåðîÿòíî äîðîãî è áûëè ñêîðåå îïàñíû äëÿ ïàöèåíòîâ, ÷åì ïîëåçíû!
Ëåîíèä ñèäåë, íàõìóðèâøèñü.
– Ýòî ïå÷àëüíî, íî êàêîå ýòî èìååò îòíîøåíèå ê òîìó, î ÷åì ÿ ñïðîñèë?
– Ñàìîå ïðÿìîå, äàé çàêîí÷èòü! ×åðåç äâà ìåñÿöà ÿ óçíàë, ÷òî ìîé äðóã ïîãèá â òþðüìå. Íåñ÷àñòíûé ñëó÷àé. Êàêîå-òî âðåìÿ ÿ áûë ïîäàâëåí, íî ïîòîì ÿ çàäàëñÿ íîâîé öåëüþ. ß íà÷àë èñêàòü ëþäåé ñ ïîäîáíûìè èññëåäîâàíèÿìè. Ìíå äîëãî íå âåçëî, íî ïîòîì ÿ ñìîã ðàçðàáîòàòü àëãîðèòì ïîèñêà è îêàçàëîñü, ÷òî òàêèõ äàííûõ ïî âñåìó ìèðó âàãîí è ìàëåíüêàÿ òåëåæêà, òîëüêî ðóêó ïðîòÿíè. Ýòà ïàïêà, ˸íü, – Âîâà ïîëîæèë ïàïêó íà ñòîë, îí óæå çàìåòíî óñïîêîèëñÿ, – ðåçóëüòàò ìîèõ ïîèñêîâ. Òóò ñòîëüêî äàííûõ, ñòîëüêî ìàòåðèàëîâ, ÷òî ãîëîâà èäåò êðóãîì! Àëüòåðíàòèâíîå òîïëèâî, ñïîñîáû äîáû÷è, èñïîëüçîâàíèÿ âñåõ òèïîâ ýíåðãèè, ìåäèöèíà, ëå÷åíèå ãðîìàäíîãî êîëè÷åñòâà áîëåçíåé çà ñóùèå êîïåéêè, ìåòîäû óëó÷øåíèÿ ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà, ñîöèàëüíûå è ïñèõîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ, äåøåâîå è áåçîïàñíîå ïðîèçâîäñòâî òîâàðîâ îáùåãî ïîòðåáëåíèÿ, ñëîâîì, ýòî äàííûå, êîòîðûå äîëæíû áûëè óëó÷øàòü ìèð, – Âîâà íåìíîãî ïîìîë÷àë, ñêëîíèâ ãîëîâó, – åñëè áû îíè áûëè âûãîäíû.
Ëåîíèä îñòîðîæíî ïðîòÿíóë ðóêó è äîòðîíóëñÿ äî ïàïêè. Óáåäèâøèñü, ÷òî Âîâà íå ðåàãèðóåò íà ýòî àãðåññèâíî, îí âçÿë åå è îòêðûë. Íàõìóðèâøèñü, îí ïåðåëèñòûâàë ñòðàíèöó çà ñòðàíèöåé.
– ˸íü, ýòè äàííûå ïîìîãóò âñåì ëþäÿì æèòü ëó÷øå.
– ß ïîíÿë, – ïåðåáèë Ëåîíèä, – íî òû ìíå âîò ÷òî ñêàæè. Ñ ÷åãî òû âçÿë, ÷òî ìèíèñòåðñòâà è äðóãèå îðãàíû äåëàëè íåâåðíûå âûâîäû? Òàì äàëåêî íå èäèîòû ñèäÿò. Òåáå íå êàæåòñÿ, ÷òî ýòè äàííûå ïîïðîñòó â äåéñòâèòåëüíîñòè ÿâëÿþòñÿ, – Ëåîíèä çàêðûë ïàïêó è ïîëîæèë åå îáðàòíî íà ñòîë, – áåñïîëåçíûìè?
Âîâà ïîäíÿë ãëàçà è ïîñìîòðåë íà íåãî âçãëÿäîì, ïîëíûì ïðåçðåíèÿ.
– Õî÷åøü çíàòü, ïî÷åìó? À ÿ îáúÿñíþ. Ïåðâîå. Âñå îïèñàííûå ìåòîäû ÿâëÿþòñÿ ãîðàçäî áîëåå áåçîïàñíûìè, ïîëåçíûìè è äîñòóïíûìè, íî îíè î÷åíü äîðîãè âî âíåäðåíèè è íàâåðíÿêà íå ïðèíåñóò áîëüøîé ïðèáûëè â áóäóùåì, òîãäà êàê ñóùåñòâóþùèå ïðèíîñÿò ïî íåñêîëüêî ìèëëèàðäîâ åæåäíåâíî! Ýòî ïîïðîñòó íåâûãîäíî äëÿ òåõ, êòî óæå ïîñòðîèë öåëûå èìïåðèè íà ñâîèõ ïðîèçâîäñòâàõ. Ýòè ëþäè ìîãóò è ãîòîâû ïëàòèòü çà òî, ÷òîáû èõ ïðèáûëü íå óìåíüøàëàñü è èì ãëóáîêî íàïëåâàòü íà òî, ñêîëüêî ëþäåé ïðè ýòîì óìðåò, åñëè ýòî íå èõ áëèçêèå!  òîé æå ôàðìàöåâòèêå âûïóñêàþòñÿ ëåêàðñòâà çà ìèëëèîíû, êîòîðûå åäâà äîñòóïíû äàæå çàæèòî÷íûì ñëîÿì íàñåëåíèÿ, íà èõ ïîêóïêó òðàòÿòñÿ êîëîññàëüíûå ñðåäñòâà è âäðóã, ïðåäëàãàåòñÿ âûïóñêàòü ïðåïàðàò çíà÷èòåëüíî áîëåå äåéñòâåííûé è äåøåâëå â òûñÿ÷è ðàç! È ýòî óæå íå ãîâîðÿ î òîì, ÷òî äîðîãèå ïðåïàðàòû ÷àñòî âûçûâàþò íîâûå áîëåçíè, èëè áîëåçíü íà÷èíàåò ïðîãðåññèðîâàòü áåç èõ ïðèìåíåíèÿ.
Ëåîíèä âçäîõíóë.
– Îïÿòü òû î çàãîâîðàõ…
– ˸íÿ, ýòî âîâñå íå çàãîâîðû! Ýòî ðåàëüíîñòü! Òû êðóòèøüñÿ ñðåäè òàêèõ, êàê îíè, òàê ñêàæè, ãëÿäÿ ìíå â ãëàçà, ÷òî íåôòÿíîé ìàãíàò ñîãëàñèòñÿ íà ïðîèçâîäñòâî äâèãàòåëåé, êîòîðûå ðàáîòàþò íà îáûêíîâåííîé âîäå, íàïëåâàâ íà ïðèáûëü, òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ýòî äåøåâëå è áåçîïàñíåå äëÿ íàñåëåíèÿ! Ñìîæåøü?!
Ëåîíèä ñìîòðåë íà Âîâó, íàõìóðèâøèñü.
– Îíè âîîáùå íå èìåþò îòíîøåíèÿ ê ïðîèçâîäñòâó äâèãàòåëåé, ýòî äðóãàÿ îòðàñëü, Âîâ.
– Î äà, – âîñêëèêíóë Âîâà, – à òåïåðü òàêæå ñêàæè, ÷òî îí íå ñïîñîáåí íà ýòî íèêàê ïîâëèÿòü.
Ëåîíèä ïîäæàë ãóáû è îïóñòèë âçãëÿä.
– Âòîðîå, ˸íü, – ïðîäîëæàë Âîâà, – òàê ýòî òî, ÷òî ýòè ìåòîäû ðàáîòàþò! Áåçäîêàçàòåëüíîé ÷óøè ÿ íàâèäàëñÿ âäîâîëü, íî ÿ íå âíîñèë åå â áàçó, ÿ îñòàâëÿë òîëüêî òî, ÷òî èìåëî óäèâèòåëüíûé ðåçóëüòàò, î êîòîðîì ïî âñåìó ìèðó ãîâîðÿò, ÷òî ýòî íåâîçìîæíî. È òðåòüå, – Âîâà ïîìðà÷íåë, â åãî ãëàçàõ âíîâü ïîÿâèëñÿ ïàíè÷åñêèé ñòðàõ, îí ïîíèçèë ãîëîñ, – âñå, êòî ðàáîòàë íàä ìàòåðèàëîì, ñîäåðæàùèìñÿ â ïàïêå, ìåðòâû èëè äèñêðåäèòèðîâàíû íàñòîëüêî, ÷òî èõ íèêòî íå ñëóøàåò.
– Êàê äèñêðåäèòèðîâàíû?
– Ñèäÿò â òþðüìå, â ïñèõóøêå, îêëåâåòàíû êàê øèçîôðåíèêè èëè âûãíàíû ñ ïîçîðîì èç ó÷ðåæäåíèé, ãäå ðàáîòàëè. ˸íÿ, ýòà ïàïêà, à òàêæå æåñòêèé äèñê, ÷òî ëåæèò âíóòðè, åäèíñòâåííûå îñòàâøèåñÿ íà âñåé ïëàíåòå, îñòàëüíûå äàííûå áûëè óíè÷òîæåíû.
Ëåîíèä ñòóêíóë êóëàêîì ïî ïîäëîêîòíèêó.
– Âîâà, ÷òî êîíêðåòíî ñ òîáîé ñëó÷èëîñü?
– Êòî-òî óçíàë î ìîåé ðàáîòå. Íå çíàþ êàê. Íî, â÷åðà êî ìíå ïîäîøëè óëûá÷èâûå ìîëîäûå ëþäè â ãðàæäàíñêîì, ïîêàçàëè êñèâû êàêîé-òî ïðàâèòåëüñòâåííîé îðãàíèçàöèè è ïðåäëîæèëè ïðåêðàòèòü ìîþ ðàáîòó. Ïîõîæå, èì èçâåñòíî ìàëî, èíà÷å ïàïêó óæå áû âûêðàëè, èëè óíè÷òîæèëè. ß ëè÷íî èì íå îïàñåí, ÿ ëèøü æóðíàëèñò, íå ó÷åíûé. Åñëè îíè, ê ïðèìåðó, ñîæãóò ýòó ïàïêó, ÿ íå ñìîãó âîññòàíîâèòü äàííûå. Íî ñåãîäíÿ îíè ïðèøëè ñíîâà è âåæëèâî ïîïðîñèëè îòäàòü ïàïêó. ß ñóìåë óéòè îò íèõ è ñðàçó íàïðàâèëñÿ ê òåáå. Òû êðóòèøüñÿ â áèçíåñå è ïîëèòèêå, ÿ íå çíàþ, êîìó ÿ åùå ìîãó äîâåðèòü ýòè äàííûå, ÷òîáû îíè ïîïàëè â íóæíûå ðóêè. Åñëè òû îòêàæåøüñÿ, ÿ ïîéìó, âåäü òû ðèñêíåøü ãîëîâîé, åñëè ïîïðîáóåøü.
Ëåîíèä ñîñðåäîòî÷åííî èçó÷àë ñòåíó.
– Åñëè òî, ÷òî òû ãîâîðèøü – ïðàâäà, òî ìû îáà ñåé÷àñ ïîä óãðîçîé, íî ìåíÿ îíè òàê ïðîñòî íå òðîíóò. ß ïðèìåðíî ïîíèìàþ, êîìó ïåðåäàòü ïàïêó, Âîëîäü. Íî òåïåðü, òû ñêàæè ìíå, ãëÿäÿ â ãëàçà, ÷òî äàííûå ÿâëÿþòñÿ ïðàâäèâûìè è âàæíûìè è ëèøü òîëüêî îòñóòñòâèå âûãîäíîñòè äåëà ìåøàåò ëþäÿì âíåäðèòü èõ.
Âîâà òâåðäî ñìîòðåë Ëåîíèäó â ãëàçà.
– ß óâåðåí íàñòîëüêî, ÷òî ñòàâëþ ñâîþ æèçíü íà ýòî.
Ëåîíèä âçäîõíóë.
– Õîðîøî, ÿ çàéìóñü ýòèì, îñòàâëÿé ïàïêó.
– ˸íü, òåïåðü ñàìîå âàæíîå. Ïàðîëü îò æåñòêîãî äèñêà íà ïåðâîé ñòðàíèöå, íà ìàëåíüêîì ëèñòî÷êå. Âûó÷è åãî è ñîæãè ëèñòîê. Ó òåáÿ åñòü ñåéô?
Ëåîíèä êèâíóë.
– Ñïðÿ÷ü ïàïêó â ñåéô è ñêàæè ìíå êîä.
– Ýòî îáÿçàòåëüíî? – ðàçäðàæåííî ïðîãîâîðèë Ëåîíèä.
– Äà, î÷åíü. Ïîòîì, ˸íü. Ïàïêà ñîäåðæèò òàêæå ðàçîáëà÷èòåëüíûå äàííûå íà êîðïîðàöèè è ìèëëèàðäåðîâ, êîòîðûå íàæèâàþòñÿ íà ñìåðòè, ÿ õî÷ó òîëüêî óëó÷øèòü æèçíü ëþäåé, íî åñëè òû ïîñ÷èòàåøü ýòî íóæíûì, èñïîëüçóé è èõ òîæå. È ïîæàëóéñòà, íå òÿíè ñ ýòèì. ß åùå õî÷ó óâèäåòü, êàê ýòîò ìèð ìåíÿåòñÿ.
Ëåîíèä óëûáíóëñÿ.
– ß çàéìóñü ýòèì çàâòðà. À ñåé÷àñ, – Ëåîíèä âñòàë, – òåáå ïîðà. È ìíå òîæå. Âûñïèñü õîðîøåíüêî, îòäîõíè, ðàçâëåêèñü, îòâåäè äóøó, â îáùåì.
Âîâà óëûáíóëñÿ.
– Ýòà ïàïêà áûëà áóäòî êàìíåì íà ñåðäöå, óæ ýòî òî÷íî.
Îäåâøèñü, è óæå óõîäÿ èç êâàðòèðû, Âîâà îñòàíîâèëñÿ.
– ˸íü, òû áóäü îñòîðîæíåå. Ýòà ïàïêà äåéñòâèòåëüíî îïàñíà, åå íåíàâèäèò ñëèøêîì ìíîãî ëþäåé.
Ëåîíèä óñìåõíóëñÿ.
– Ïîâåðü, âñå áóäåò õîðîøî.
***
Ïðîñíóâøèñü íà ñëåäóþùèé äåíü, Âîâà îáíàðóæèë, ÷òî äåéñòâèòåëüíî ÷óâñòâóåò ñåáÿ íàìíîãî ëó÷øå. Ïàìÿòü åãî äðóãà íå óìðåò, íàêîíåö, ìèð ñìîæåò æèòü èíà÷å. Îí ïîøåë íà êóõíþ è âêëþ÷èë òåëåâèçîð. Íà ôîíå øëè íîâîñòè, ïîêà Âîâà äåëàë ñåáå êîôå.
Âíåçàïíî, Âîâà çàìåð ñ ïà÷êîé ìîëîêà â ðóêå. Ìîëîêî ìåäëåííî ïåðåëèâàëîñü èç ÷àøêè, çàëèâàÿ ñòîë êîôåéíûì íàïèòêîì.
Îí ìåäëåííî ïîâåðíóëñÿ ê ýêðàíó, ãëÿäÿ íà íåãî îñòåêëåíåâøèìè ãëàçàìè è ñ îòêðûòûì ðòîì.
“Ñåãîäíÿ, â ñâîåé ïîñòåëè, áûë óáèò èçâåñòíûé ïîëèòèê Ëåîíèä Ñìîëüíûé, ýêñïåðòû ïîêà ÷òî çàòðóäíÿþòñÿ íàçâàòü ïðè÷èíû ñòîëü æåñòîêîãî ïîñòóïêà, ïî ýòîìó ïîâîäó âûñêàçàëñÿ áëèçêèé äðóã è êîëëåãà Ëåîíèäà, Äìèòðèé, âàì ñëîâî.”
Ó Âîâû çàäåðãàëàñü ÷åëþñòü. Ìîëîêî óæå çàëèëî âåñü ïîë â êóõíå.
“Ñïàñèáî. ß õî÷ó ñêàçàòü, ÷òî ýòîò ïîñòóïîê ÿâëÿåòñÿ áåñïðåöåäåíòíîé íàãëîñòüþ è âåëè÷àéøåé òðàãåäèåé. ß äàæå â ñòðàøíîì ñíå íå ìîãó ïðåäñòàâèòü, êòî ìîã æåëàòü Ëåîíèäó ñìåðòè.”
– Ïàïêà, – ïðîøåïòàë Âîâà è áåãîì áðîñèëñÿ â êîðèäîð. Ïîñêîëüçíóâøèñü íà ìîëîêå, îí óïàë, óäàðèâøèñü ïëå÷îì îá ñòîë, îáìàòåðèë ìåáåëü è, âñêî÷èâ, ïðîäîëæèë ïóòü.
Îí áûñòðî íàêèíóë ïàëüòî, çàïðûãíóë â áîòèíêè è âûáåæàë èç äîìà.
Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò? ×òî ñêàæåòå?
Ññûëêà íà ãðóïïó âê:
https://vk.com/devilhistory
Òóò ïðîèçâåäåíèÿ îðãàíèçîâàíû ïî ïîëî÷êàì:
https://author.today/u/logrinium/works
Источник