Бондаренко головная боль у детей и подростков

Бондаренко головная боль у детей и подростков thumbnail

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Головная боль при беременности на поздних сроках что делать

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Читайте также:  Резкое чувство голода и головные боли

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник

Головная боль у детей: причины, диагностика, лечение

Головная боль у детей старшего возраста и подростков служит частой причиной обращения к врачу. Международное общество головной боли разработало диагностическую классификацию этого заболевания.

Причины головной боли у детей:

• Причины рецидивирующей головной боли.

– Головная боль напряжения.

Мигрень:

– без ауры;

– с аурой;

– осложнённая.

– Повышение ВЧД и внутричерепные объёмные образования.

Другие причины:

– синусит — может вызвать боль в лицевой области, усиливающуюся при перкуссии;

– дискомфорт в височно-нижнечелюстном суставе — при неправильном прикусе, усиливается при жевании;

– на фоне лекарственных препаратов — как побочный эффект;

– нарушения рефракции — редкая причина, но требует контроля зрения;

– черепно-мозговая травма;

– злоупотребление алкоголем, наркотиками и токсикомания;

– АГ — нечастая причина, обычно сопровождается энцефалопатией, но всегда следует проверять АД;

– доброкачественная внутричерепная гипертензия, то есть отсутствуют объёмные внутричерепные образования и окклюзия ликворных путей (характерна для взрослых женщин с повышенным весом, но встречается и у детей).

Причины острой головной боли:

– лихорадка;

– мигрень;

– стресс;

– острый синусит;

– менингит/энцефалит;

– черепно-мозговая травма;

– субарахноидальное или внутримозговое кровоизлияние;

– доброкачественная внутричерепная гипертензия;

– приём лекарственных препаратов, алкоголя, растворителей или наркотиков;

– другие провоцирующие факторы: мороженое, невралгия тройничного нерва.

Оценка состояния ребёнка с рецидивирующей головной болью

I. Сбор анамнеза при рецидивирующей головной боли у ребенка:

• Природа головных болей, что их провоцирует и что уменьшает?

• Ощущение «стягивающей ленты» — головная боль напряжения.

• Односторонняя, пульсирующая, с аурой, желудочно-кишечными, зрительными или неврологическими нарушениями, светобоязнью, семейным анамнезом — мигрень.

• Усиление боли в положении лежа, утренняя рвота, изменения настроения или личности — повышенное внутричерепное давление.

• Провоцирующие факторы — стресс, расслабление, пища, менструации?

• Эмоциональные или поведенческие проблемы дома и в школе — могут вызвать или усилить головную боль.

• Лекарства — побочные эффекты?

• Патология синусов, заложенность носа — синусит.

• Нарушение жевания — височно-нижнечелюстной сустав.

• Проверка зрения — нарушения рефракции?

• Черепно-мозговая травма.

• Употребление алкоголя, органических растворителей, наркотиков?

головная боль у ребенка

II. Осмотр ребенка с рецидивирующей головной болью:

Для исключения объёмного внутричерепного образования оцените:

• низкий рост,

• дефекты полей зрения — краниофарингиома,

• косоглазие,

• черепные нервы,

• кривошея,

• координация — на предмет заболеваний мозжечка,

• походка — пирамидные и мозжечковые симптомы,

• глазное дно — отёк зрительных нервов,

• брадикардия,

• внутричерепные шумы — артериовенозная мальформация,

• артериальное давление — для выявления гипертонии

– Острота зрения — для выявления нарушения рефракции

– Болезненность синусов — синусит

– Боль при жевании — патология височно-нижнечелюстного сустава при нарушении прикуса

III. Обследование ребенка с рецидивирующей головной болью: только при патологических неврологических симптомах и признаках повышения внутричерепного давления

Ниже рассмотрены причины рецидивирующей головной боли.

Головная боль напряжения у детей. Это диффузная, постепенно нарастающая головная боль, часто описываемая как сжимание, ощущение обруча или сдавливания. Другие симптомы обычно отсутствуют, но могут быть боль в животе и изменения поведения. Головная боль может длиться несколько дней.

головная боль у ребенка

Мигрень у детей

Это рецидивирующее заболевание характеризуется пароксизмальной, часто односторонней пульсирующей головной болью, нередко сопровождающейся желудочно-кишечными проявлениями, например, тошнотой, рвотой, болью в животе, а также нарушениями зрения. К последним относятся:

• негативные феномены: гемианопсия (выпадение половины полей зрения), скотома (выпадение небольших участков полей зрения);

• позитивные феномены: гомонимные зрительные нарушения (зигзаги).

Односторонние чувствительные или двигательные симптомы встречаются редко.

Обычно приступ длится несколько часов, во время которых ребёнок предпочитает лежать в тихой тёмной комнате. Во время сна приступ часто проходит.

Мигрень классифицируется следующим образом.

• Без ауры (или простая мигрень) — встречается примерно в 90% наблюдений.

• С аурой (или классическая мигрень) — головной боли предшествует аура (зрительная, чувствительная или двигательная); этот тип встречается приблизительно в 10% наблюдений (аура может пройти без головной боли).

• Осложнённая — связана с неврологическими симптомами, например, офтальмоплегией, гемипарезом, парестезией или гемидизэстезией (изменённой чувствительностью на одной стороне тела). Эта форма наблюдается в 1-2% случаев и изредка вызывает стойкий неврологический дефицит. Гемипаретическая мигрень связана с патологией кальциевых каналов, наследуемой часто по доминантному типу. Базилярная мигрень вызывает симптомы дисциркуляции в бассейне базилярной артерии: нистагм, рвоту, головокружение.

Симптомы головной боли напряжения и мигрени отчасти похожи. Возможно, они являются частью одного патофизиологического процесса; всё больше данных о том, что оба синдрома вызваны каналопатией и вторичными сосудистыми нарушениями. Головные боли часто встречаются среди родственников первой и второй степени у детей с рецидивирующими головными болями.

У маленьких детей повторная рвота и рецидивирующие боли в животе в некоторых случаях оказываются проявлением абдоминальной формы мигрени. Стресс дома и в школе может вызвать головную боль и затруднить её лечение, хотя во многих случаях триггером служит переутомление. Дневник питания помогает выявить любой пищевой провоцирующий фактор; часто это сыр, шоколад и кофеин, хотя со временем пусковой фактор может меняться. У девушек головные боли могут быть связаны с менструальным циклом и приёмом оральных контрацептивов.

Повышение внутричерепного давления и объёмные образования черепа как причина головной боли

Головные боли часто вызывают подозрение на опухоль головного мозга и могут быть причиной обращения родителей к врачу. При объёмном образовании головные боли усиливаются в положении лежа и сопровождаются характерной рвотой по утрам. Головные боли могут также вызвать пробуждение ночью. Часто отмечаются изменения настроения, личности или способности к обучению. Другие симптомы объёмного внутричерепного образования.

• Дефекты полей зрения — при образованиях, сдавливающих зрительные пути, например, кра-ниофарингиома (селлярная опухоль).

• Диплопия при патологии черепных нервов, впервые возникшее косоглазие или паралич лицевого нерва. У отводящего (VI пара) нерва длинный внутричерепной ход, и он часто сдавливается при повышенном ВЧД, вызывая косоглазие, диплопию и невозможность отведения глазного яблока дальше средней линии. Это ложный очаговый симптом. Другие нервы повреждаются в зависимости от очага поражения, например, повреждения моста могут вызвать паралич лицевого нерва (VII пара).

• Изменения походки.

• Тортиколлис(кривошея).

• Низкий рост, например, при краниофарингиоме или поражении гипоталамуса.

• Отёк зрительных нервов — поздний симптом.

• При артерио-венозных мальформациях иногда шумы внутри черепа прослушиваются, но такие поражения встречаются редко.

Лечение головной боли у детей

Основа лечения — тщательный сбор анамнеза и осмотр с подробным объяснением и рекомендациями. При отсутствии патологических неврологических симптомов и признаков повышения ВЧД нейровизуализации не требуется. Для выявления триггеров (обычно их нет) и контроля лечения может помочь ведение дневника головной боли.

Следует проинформировать детей и родителей о том, что рецидивирующие головные боли встречаются часто. В течение нескольких месяцев или лет скорее всего будут простые и сложные периоды, но в дальнейшем они не вызовут последствий. Ребёнку и родителям полезно выдать домой памятку. Детей следует научить жить с этим заболеванием и контролировать его, нежели позволять головной боли управлять их жизнью. Лечебные мероприятия включают:

• психологическую помощь по устранению определённых причин стресса, таких как страх, волнение перед экзаменом, болезнь друзей или членов семьи;

• расслабление и другие методы саморегуляции;

• обезболивание — парацетамол и НПВС, которые следует принять как можно раньше, если интенсивность головной боли нарастает;

• приём внутрь противорвотных средств — прохлорперазина и метоклопрамида;

• приём внутрь суматриптана, агониста серотониновых рецепторов (5-HT1). Назальная форма препарата разрешена к применению у детей старше 12 лет. Другие триптаны ещё не разрешены для лечения детей.

При частых головных болях, обычно чаще одного раза в неделю, можно попробовать профилактические средства. Они включают:

• приём внутрь пизотифена (антагониста серото-нина — 5-НТ), однако он может вызвать повышение массы тела и сонливость;

• приём внутрь b-блокаторов, например, пропра-нолола, однако при астме они противопоказаны. Для того чтобы получить ключ к лечению головной боли на основании данных доказательной медицины, необходимы систематические осмотры детей.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Профилактика заболеваний”

Оглавление темы “Заболевания детей”:

  1. Деформации стопы-косолапость у детей: диагностика, лечение
  2. Причины боли в спине у детей. Особенности
  3. Сколиоз и кривошея у детей: причины, диагностика
  4. Боли в конечностях у детей: причины, диагностика
  5. Остеомиелит у детей: причины, диагностика, лечение
  6. Причины артритов у детей. Особенности
  7. Септический артрит у детей: клиника, диагностика, лечение
  8. Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА) у детей: клиника, диагностика, лечение
  9. Наследственные болезни скелета у детей: клиника, диагностика
  10. Головная боль у детей: причины, диагностика, лечение

Источник

Читайте также:  Сильная головная боль гудит в ухе