Спазматическая головная боль у детей

Спазматическая головная боль у детей thumbnail

Ангиоспазм – это уменьшение просвета артерий, в результате чего нарушается полноценный кровоток. У ребенка спазм сосудов головного мозга, продолжающийся длительное время, может привести к кислородному голоданию мозга и развитию нарушений нервного характера.

Причины подобного состояния различные – от переутомления до серьезных заболеваний спинного мозга и позвоночного столба.

Мальчик держится за виски (фото)

Мальчик держится за виски (фото)

Причины

Головная боль у ребенка

Головная боль у ребенка

Сужение мозговых артерий у детей может быть обусловлено сосудистыми заболеваниями или неблагоприятными факторами внешней и внутренней среды.

Возможные причины

Чаще всего спазмы церебральных сосудов у ребенка вызваны заболевания позвоночного столба, в результате которых защемляются нервные корешки шейного отдела, и нарушается кровоток головы.

В некоторых случаях ангиоспазм обусловлен другими патологиями:

  • сахарный диабет – на фоне прогрессирующего заболевания развивается различные ангиопатии;
  • гипертоническая болезнь – конечно, это заболевание чаще всего встречается у взрослых, но может диагностироваться и у детей, особенно, страдающих лишним весом;
  • опухолевые образования головного мозга – злокачественные и доброкачественные, которые растут и прогрессируют, сдавливая артерии головы и нарушая в них кровоток;
  • вегетососудистая дистония;
  • сердечная недостаточность;
  • заболевания щитовидной железы (гипертиреоз и гипотиреоз);
  • заболевания почек и надпочечников.

Переутомление ребенка в школе

Переутомление ребенка в школе

Другие распространенные причины ангиоспазма у детей

Спазм сосудов мозга у детей может наблюдаться с первых дней жизни или впервые возникать уже в школьном периоде. У новорождённых детей нарушение кровообращения в большинстве случаев обусловлено родовой травмой ли длительным кислородным голоданием в утробе матери.

При отсутствии своевременной диагностики и лечения патологии малыш может отставать в развитии от своих сверстников, плохо набирать вес и страдать нарушениями внимания.

Иногда патология встречается у грудничков

Иногда патология встречается у грудничков

Спазм мозговых артерий у ребенка дошкольного и школьного возраста может быть вызван следующими факторами:

  1. Пассивное курение – табачный дым негативно влияет на состояние системы кровообращения и работу сердца. Регулярное вдыхание сигаретного дыма приводит к стойкому спазму гладкой мускулатуры, выстилающей стенки кровеносных сосудов, внутренних органов, бронхов. Это может привести к развитию таких заболеваний, как бронхиальная астма, сердечная недостаточность, гипоксия головного мозга и другим.
  2. Переутомление.
  3. Переохлаждение – при длительном пребывании в холодных условиях происходит сужение артерий и нарушение в них кровотока. Ангиоспазм может наблюдаться, если ребенок не носит головной убор в холодное время года.
  4. Стресс или испуг – во время стрессовых ситуация надпочечниками выделяется гормон адреналин, который моментально вызывает сужение артерий. Постоянный стресс негативно отражается не только на кровообращении мозга, но и состоянии психики ребенка – постепенно развиваются психические заболевания.
  5. Воздействие на организм лекарственных препаратов – самым частым лекарством, которое может спровоцировать сужение церебральных сосудов у детей, являются назальные капли с сосудосуживающим эффектом. Если препарат использовать, как того требует инструкция, и не увеличивать рекомендованной дозы, то никаких побочных эффектов не возникает. Спазм возникает в том случае, если сосудосуживающие назальные капли применяют дольше 5 дней и закапывают нос ребенку чаще 3 раз в сутки. В подобной ситуации лекарственное средство начинает влиять на сосуды не только местно, но и сужать кровеносные сосуды головы.

Важно! При насморке и заложенности носа у детей первого года жизни и у малышей младшего дошкольного возраста чаще всего используют препараты на основе стерильной морской воды. К применению сосудосуживающих капель прибегают только в самых крайних случаях, так как дети больше подвержены передозировке и побочных эффектам в сравнении со взрослым организмом. При назначении сосудосуживающих назальных капель важно четко следовать инструкции не увеличивать рекомендованную дозу. Цена самолечения может быть слишком высокой.

Кто подвержен патологии?

Ребенок с родовой травмой

Ребенок с родовой травмой

В группе риска по развитию церебрального ангиоспазма находятся дети с такими состояниями:

  • перенесшие родовую травму;
  • дети с ДЦП;
  • дети, получившие травму спины или позвоночника при занятиях спортом;
  • страдающие сахарным диабетом;
  • метеочувствительные дети;
  • дети с неуравновешенной психикой – гиперактивные малыши, дети с дефицитом внимания, страдающие заболеваниями нервной системы.

Клинические признаки

У девочки сильно болит голова

У девочки сильно болит голова

Самым распространенным симптомом мозгового ангиоспазма у детей являются жалобы на головную боль и головокружение. Малыши первого года жизни на фоне головной боли могут постоянно плакать и плохо спать, отказываться от еды и вести себя крайне беспокойно.

Сосудистый спазм, помимо боли, сопровождается следующими симптомами:

  • вялость и быстрая усталость;
  • мелькание «мушек» перед глазами;
  • шум в ушах и звон;
  • тошнота и слабость в ногах.

В более тяжелых случаях возможны следующие проявления ангиоспазма:

  • обморок;
  • дезориентация в пространстве;
  • ухудшение памяти;
  • нарушения речевых функций;
  • нарушение координации движений.

Ангиоспазм может наступить внезапно и также быстро пройти, однако при длительном нарушении кровообращения в сосудах возникает риск серьезных осложнений, одним из которых является ишемический инсульт. Это осложнение характеризуется длительным нарушением питания определенного участка мозга, из-за чего развивается выраженная гипоксия и гипотрофия тканей, отмирание нейронов.

У детей перенесенный ишемический инсульт часто приводит к инвалидизации и прогрессированию умственной отсталости. Среди других осложнений длительного ангиоспазма у детей отмечают глухоту, слепоту, невропатии, парезы и параличи.

Методы диагностики

Электроэнцефалограмма ребенку

Электроэнцефалограмма ребенку

Одних только жалоб пациента недостаточно для подтверждения ангиоспазма, так как головные боли и обмороки могут быть признаками и других опасных заболеваний.

Для уточнения правильного диагноза ребенка направляют на консультацию в неврологу и прохождение ряда диагностических процедур:

  • УЗИ и допплерография;
  • МРТ (см. С какой целью проводится МРТ головного мозга, сосудов головного мозга и расшифровка результатов исследования);
  • КТ;
  • Эхо головы;
  • рентгенография – данное исследование назначают детям старше 11 лет.

На основании полученных результатов исследования врач подберет ребенку эффективное лечение ангиоспазма при необходимости.

Важно! МРТ ребенку младшего возраста в большинстве случаев проводят под общим наркозом, так как процедура требует полного отсутствия движений и спокойствия, поэтому, если малыш имеет какую-либо лекарственную непереносимость, обязательно предупредите об этом врача. На видео в этой статье показана данная процедура.

Лечение

В зависимости от причины и степени тяжести спазма сосудов головы у ребенка врач будет принимать решение о необходимости назначения лекарственных препаратов. При недлительном спазме, вызванном неблагоприятными условиями и стрессом, достаточно коррекции режима дня и оказания помощи в домашних условиях.

Первая помощь в домашних условиях

Для быстрого устранения сосудистого спазма головы, вызванного стрессом, переутомлением или другими факторами, не связанными с тяжелыми заболеваниями организма, в домашних условиях можно принять такие меры:

  • ребенка положить в постель, дать выпить теплого сладкого чая;
  • обеспечить приток свежего воздуха в помещение;
  • провести легкий массаж волосистой части головы (висков, затылка).

При сильно выраженном и длительно не проходящем ангиоспазме, сопровождающемся обмороком или спутанностью сознания, необходимо вызвать скорую помощь и дать ребенку Корвалол или Барбовал (не более 5 капель) до приезда врача – это позволит снизить риск сосудистой и сердечной недостаточности и других возможных осложнений. Ребенку школьного возраста можно дать принять капли Валерианы.

Важно! Если приступы у ребенка повторяются, то не откладывайте визит к врачу. Диагностика и эффективная коррекция позволят избежать многих проблем.

Медикаментозное лечение

Прием лекарств у ребенка

Прием лекарств у ребенка

Медикаментозная терапия церебрального ангиоспазма требует назначения нескольких групп препаратов, об этом подробнее представлено в таблице.

Таблетки для лечения спазма артерий мозга

Группа лекарственных препаратовКакие препараты относятся?Какой эффект оказывают?
СпазмолитикиНо-шпа, Папаверин, Эуфиллин, Ревалгин

Таблетки Но-шпы

Таблетки Но-шпы

Снимают спазм гладкой мускулатуры, способствуют ее расслаблению, обеспечивают нормализацию кровотока
Ноотропные препаратыПирацетам, Ноотропил, Трентал

Пирацетам

Пирацетам

Улучшают кровообращение, нормализуют питание тканей мозга, способствуют развитию выносливости и повышают умственные способности мозга
Биогенные стимуляторыАктовегин, Церебролизин

Актовегин раствор

Актовегин раствор

Способствуют улучшению трофики тканей мозга, нормализуют обменные процессы, восстанавливают полноценный кровоток
АдаптогеныНастойки Элеутерококка, Женьшеня, Лимонника, капли Зеленина

Настойки Элеутерококка

Настойки Элеутерококка

Повышают выносливость, нормализуют артериальное давление, улучшают кровоток

Внимание! Лекарственные препараты должен подбирать только врач, самолечение может привести к ухудшению состояния. Кроме этого, указанные лекарственные препараты имеют возрастные ограничения и противопоказания.

Победить проблему и избавиться от спазма помогут массажи, санаторно-курортное лечение, физиотерапевтические процедуры (электрофорез, ультразвук, Дарсонваль). Кроме этого важно нормализовать режим труда и отдыха – спать не менее 8-9 часов ночью, полноценно сбалансировано питаться, избежать стрессов, вести активный образ жизни.

Помните, что ангиоспазм не возникает без причины и важно вовремя выявить ее и устранить, в противном случае ваш ребенок может страдать от сильнейших головных болей.

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Читайте также:  Головная боль в затылке при нагрузках

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Читайте также:  Лекарственные препараты при головной боли и головокружении

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник