Сильнейшие головные боли при посадке самолета

Сильнейшие головные боли при посадке самолета thumbnail

Согласно подтверждённой статистике, примерно каждый третий пассажир в момент, когда самолёт снижается, испытывает сильные головные боли. Аналогичная картина может наблюдаться не только в этот период, но и в процессе всего движения, включая набор высоты и сам перелёт. Несмотря на то, что причины их возникновения изучены не полностью, ряд гипотез, озвученных учёными, помогает успешно бороться с этой проблемой.

Вернуться к оглавлению

Основные причины

В момент, когда самолёт начинает менять высоту (снижаться или подниматься) возникает смена барометрического давления. Результатом становится головная боль умеренного характера, которая в большинстве случаев быстро проходит. Иные пассажиры, ввиду особенностей своего организма, испытывают аналогичные неудобства при посадке в самолёт.

В ряде случаев сильная головная боль может длиться на протяжении нескольких суток после полёта. Нередки случаи, когда частично нарушается функция слуха, которая восстанавливается по истечении некоторого времени.

Различают 3 основные причины, влияющие на появление резкого болевого синдрома. Подробный анализ факторов поможет изучить их и подобрать необходимый профилактический курс лечения.

  1. В момент посадки воздух в салоне самолёта становится плотнее. Это служит причиной образования так называемой воздушной пробки в соустье (узкое отверстие, соединяющее околоносовую пазуху и пространство среднего уха с носоглоткой). Преимущественно проблема наблюдается у людей, страдающих непроходимостью соустья. Проявляется в результате инфекции, вызванной простудными заболеваниями, а также это может быть связано с отклонениями работы дыхательных органов. В данном случае отдача уходит в уши (образуется чувство заложенности), появляются боли в области переносицы.
  2. Изменяется воздух, которым дышат пассажиры. Его давление снижается, а в последствие начинает давить изнутри на барабанные перепонки и евстахиеву трубу. Из-за этого начинает болеть голова. Чаще всего происходит у людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы. Помочь им может только кислородная система, имеющаяся на каждом борту.
  3. Страх перелёта загоняет человека в стрессовую ситуацию, которая проявляется в виде головной боли, повышенного давления, температуры и увеличения адреналина. Кровь, ударяющая в голову, становится причиной болевых ощущений в области висков.

Часто голова начинает болеть из-за недолеченных воспалительных процессов уха, горла, носа

Вернуться к оглавлению

Как с ней бороться

Современные лекарственные препараты позволяют снижать нагрузку на организм во время перелёта. Профилактические методы зависят от причин проявления головных болей. Поэтому каждый из них будет рассмотрен индивидуально.

Вернуться к оглавлению

Непрохождение через соустье

Как упоминалось ранее, причина скрывается в задержке воздуха. Для этого необходимо, в течение 2–3 суток до полёта, выполнить следующие манипуляции:

  • Максимально раскрыть евстахиеву трубу (зажать ноздри и проглотить слюну, широко открыть рот, сместив челюсть влево-вправо до максимума).
  • Прочистить носоглотку от слизистых образований, для этого можно принимать отхаркивающие средства, назальные капли.

В момент посадки самолёта рекомендуется воспользоваться жевательной резинкой и открывать рот. Пусть это будет выглядеть неприлично, но своё здоровье дороже. В уши можно засунуть беруши.

Перед полетом нужно закапать нос назальными каплями

Вернуться к оглавлению

Профилактика при барометрической синусогенной боли

Пассажирам, голова которых начинает болеть из-за смены парциального давления, также рекомендуется предварительно выполнить ряд процедур. Начинать следует непосредственно перед снижением. Данные манипуляции позволят существенно уменьшить страдания:

  • Принять капли, которые будут сужать сосуды не ранее, чем за 1 час до снижения. Можно попросить сообщить о времени бортпроводников.
  • Принять таблетки от головной боли, например, парацетамол.

Если данные процедуры не помогают, нос при этом дышит без нареканий, а боль усиливается, рекомендуется обратиться к отоларингологу и пройти назначенный курс лечения.

Вернуться к оглавлению

Страх полётов

Катастрофическая боязнь полётов – это болезнь психотерапевтического характера. Справиться с ней можно следующими методиками:

  1. Перед снижением начать пить маленькими глотками сладкий негазированный напиток.
  2. Слушать тихую убаюкивающую музыку.
  3. Восстановить дыхание после приступа можно, воспользовавшись бумажным пакетом. Можно подышать в него. Таким образом привести дыхание в норму и успокоиться.
  4. Пить лёгкие антидепрессанты: валерьянка, настойка пустырника. Сильные психотропные таблетки в полёте желательно не использовать.

Страх может стать одной из причин сильной головной боли

Вернуться к оглавлению

Что делать, если голова разболелась внезапно, как избежать проявления боли

Хорошо, когда человек заранее знает поведение своего организма во время перелёта. Но как быть людям, летящим впервые? Притупить головную боль в самолёте или избежать её можно несколькими способами. Причем они не подразумевают использование обезболивающих таблеток. Чтобы сделать своё путешествие приятным рекомендуется учитывать ряд факторов.

Вернуться к оглавлению

Беруши

Реакция человеческого организма на громкие звуки разнообразна. Тем более на превышающие все допустимые показатели в несколько раз. В результате увеличения артериального давления создаётся так называемое шумовое опьянение.

Через некоторое время оно переходит в головную боль. Иногда избежать этого достаточно, используя беруши.

В качестве альтернативной замены можно воспользоваться наушниками с включенной музыкой, единственное, что следует учитывать – мелодичность произведений, способную успокоить, а не взбудоражить головной мозг.

Вернуться к оглавлению

Алкоголю – нет

Пассажир, делающий так называемую алкогольную завесу от головной боли размышляет ошибочно. На самом деле реакция организма будет иной, негативной влияние постороннего шума будет увеличиваться, концентрируя на себе внимание мозговых клеток. В результате эффект станет словно бомба замедленного действия.

Вернуться к оглавлению

Синдром пассажира

Пребывание в одной недостаточно удобной позиции называется синдромом пассажира. Мышцы всего тела сжимаются и перекрывают доступ кислорода к основному координационному центру – мозгу.

Люди, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с этой проблемой довольно часто. Избавиться от неё можно лёгким и простым способом – достаточно периодически прогуливаться по центральному проходу, разминая конечности и мышцы. Пребывание в кресле желательно сделать для себя максимально комфортным: использовать валик или подушку.

Вернуться к оглавлению

Точечный массаж

Если у пассажира заболела голова, не нужно торопиться принимать обезболивающее средство. Рекомендуется начать с точечного массажа. Делается это выбором максимально пульсирующих точек тела и поочерёдным надавливанием на каждую из них в течение 10 секунд. Наилучший результат достигается после 3–4 подходов.

Чаще всего максимальный эффект получается после точечного массажа височной части черепа, затылка на уровне уха либо подушечек средних пальцев на руках.

Вернуться к оглавлению

Применение таблеток

Приём лекарственных средств с целью погашения головной боли – это не выход из положения. Одно дело, когда это единичный случай, произошедший 1 раз в несколько лет, другое – периодические обострения.

Самостоятельное решение проблемы, сопровождающееся принятием таблеток, может закончиться совершенно не так, как это планировал человек. Результатом может стать только усиление эффекта, которое скажется на большей выраженности симптомов и выявлению новых ощущений.

Чаще всего врач советует принимать триптаны, препараты, содержащие в своём составе парацетамол, спазмолитики. В зависимости от причины происхождения боли и времени её появления (на взлёте или в момент посадки).

Перед применением препарата нужно проконсультироваться с доктором

Ситуация, которая приводит к тому, что во время перелёта начинает болеть голова необязательно причина болезни организма. Вполне возможно, это совпадение ряда факторов, негативно сказавшихся на нём.

Однако, вернувшись домой, нелишним будет заглянуть на приём в поликлинику. Доверившись хорошему специалисту можно своевременно выявить проблему и решить её с минимальными вмешательствами в работу организма.

В противном случае есть вероятность дальнейшего прогрессирования болезни. Произойти это может и от самостоятельного лечения и приёма неправильных медикаментов. В результате чего организм перестанет нормально реагировать на них и приобретёт так называемый анти иммунитет.

Проблемы, связанные с частыми головными болями в момент посадки самолёта, для людей часто путешествующих уже давно перестали быть редкостью. Согласно официальной статистике, этому подвержено 35–40% пассажиров. Неприятными цифрами в данном случае является то, что их величина ежегодно растёт.

Исходя из этого, можно сделать заключение, что если проблема не является патологией, то в большинстве случаев это индивидуальная реакция человеческого организма, проявляющаяся практически в процессе каждого перелёта.

В большей степени у путешественников начинает болеть лоб, что в дальнейшем может сказаться на работе всего организма в целом. Поэтому оставлять всё как есть – не рекомендуется в целях сохранения собственного здоровья.

Источник

Авиаперелеты часто осложняются неприятными симптомами, возникающими у пассажиров на взлете или посадке. Возникновение негативных проявлений объясняется многими факторами. Чтобы исключить неприятные ощущения во время перелетов, необходимо разобраться почему болит голова при посадке самолета и как с этим бороться.

Факторы риска воздушных путешествий

Общее недомогание, сопровождающееся болями в области шеи, в висках, другими проявлениями, встречается у многих пассажиров. Это связано с резким изменением окружающий условий и микроклимата.

Провоцирующие факторы:

  • Внезапное изменение давления
  • Снижение насыщенности кислорода
  • Перемещение на высоте с высокой скоростью
  • Разница температур внутри транспортного средства и снаружи
  • Окружающий шум, вибрация
  • Пересечение часовых поясов
  • Резкое изменение климатических условий при дальних перелетах

Для определенных категорий пассажиров полеты противопоказаны. Это относится к пациентам, страдающим столбняком, полиомиелитом, стенокардией, патологиями, сопровождающимися нарушением дыхательных функций. Запрещено летать пациентам на поздних стадиях раках, после перенесенных инфарктов, инсультов.

Причины возникновения головных болей

Развитие цефалгии имеет многофакторную этиологию. Цефалгия при полете может проявиться у совершенно здоровых людей. Это объясняют кислородным голоданием мозга, вызванным снижением насыщенности воздуха. Одновременно на фоне вибрации, шумов, раздражаются нервные окончания.

К другим причинам нарушения относят:

  • Стрессовая нагрузка
  • Волнение, страх перед высотой
  • Нарушение вестибулярных функций
  • Неудобное положение тела

Чтобы предотвратить патологию, необходимо определить точную причину ее возникновения.

Скачок атмосферного давления – наиболее распространенная причина, по которой болит голова. На взлете при высоте более 2400 м и при посадке давление не успевает стабилизироваться из-за резкой смены. В результате этого оказывается воздействия на нервные окончания, провоцируется цефалгия.

Одновременно затрагиваются нервные окончания челюстной области, ушей, глаз. В тяжелых случаях происходит разрыв кровеносных сосудов, барабанных перепонок.

Виды головной боли при перелете

У разных людей нарушение проявляется не одинаково. Поэтому выделяют несколько видов патологии.

К ним относятся:

  • Цефалгия напряжения. Провоцируется стрессом, испытываемым пассажиром перед полетом. Нарушение усугубляется потребностью длительного пребывания в одинаковом положении, отсутствием полноценного сна.
  • Мигрень. Характерна для людей, ранее испытывающих данное заболевание. Возникает вследствие воздействия раздражающих факторов: яркого света, шума, вибрации.
  • Патологии носовых пазух. Возникают у пассажиров с воспалительными процессами, заболеваниями, сопровождающимися усиленным отделением слизистого секрета. Появление высотной головной боли связано с разницей атмосферного давления.
  • Высотная головная боль. Проявляется только во время полетов, часто встречается у здоровых людей. Возникает в лобном участке, висках. Возникает из-за дефицита кислорода, климатических изменений, из-за того что при снижении голова прижата.

Обычно при приземлении сильная головная боль проходит. Редко симптом сохраняется на несколько часов.

Когда обязательно нужен врач?

Посетить доктора рекомендуется если симптомы цефалгии не проходят самостоятельно через несколько часов после приземления.

Возможные сопутствующие проявления:

  • Тошнота
  • Рвота
  • Головокружение
  • Нарушение пространственное ориентации
  • Дрожь конечностей
  • Галлюцинации
  • Снижение остроты зрения

Наличие таких симптомов указывает на необходимость медицинской помощи.

Лечение взлётно-посадочной и высотной боли

Часто недомогание возникает при взлете самолета. Стремительный набор высоты сопровождается изменением давления. У пассажиров закладывает уши, появляется головокружение, начинает болеть голова. Рекомендуется зажать ноздри, закрыть рот, несколько раз дунуть. За счет этого давление быстрее стабилизируется, риск развития цефалгии снижается.

Перед самолетом рекомендуется сосать леденцы чтобы сосуды расширялись, воздух лучше циркулировал в слуховых трубах. При сосании конфет, слуховые трубы раскрываются, препятствуя раздражению нервных окончаний, развитию симптомов со стороны головы. Употребление леденцов позволяет мозгу отвлечься и не концентрироваться на раздражителях.

Читайте также:  Чистый кислород при головной боли

Что делать, если в самолете болит голова?

Соблюдение нескольких простых правил позволяет облегчить состояние если болит голова в самолете. Пассажирам, которые впервые перемещаются самолетом, перед полетом рекомендуется консультация врача.

Затычки в уши

Распространенная причина цефалгии – шум. Звуковые показатели внутри самолета превышают допустимую норму. Провоцируется рост артериального давление, сужение кровеносных сосудов, начинает болеть голова. Для предотвращения патологии используют силиконовыми затычками либо наушниками.

Никакого алкоголя

Пассажирам самолетов предлагают алкогольные напитки. Пить алкоголь не рекомендуется. Организм чувствителен к любым раздражителям. Спиртосодержащие напитки вызывают спазм сосудов, вследствие чего болит голова. В самолете лучше пить соки, зеленый чай, минеральную воду. Пить советуют небольшими глотками.

Синдром пассажира

Представляет собой патологическое состояние, вызванное длительным пребыванием в сидячем положении. Обездвиженность провоцируется затеканием, спазм мышц, ухудшение кровоснабжения. Если во время снижения голова прижата, рекомендуется периодически разминать шею, плечи, улучшая приток крови.

Точечный массаж вместо таблеток

Чтобы перестала болеть голова, следует массировать биологически активные точки. Аккуратными движениями массируют височные ямки, затылок на уровне ушных мочек. Делать массаж советуют средними пальцами. Для улучшения результата массируют область между бровями.

Перечисленные точки стимулируют по 10 секунд. Процедуру повторяют 3-4 раза.

Прием медикаментов

Пить лекарства разрешается после предварительного одобрения врача. В терапевтических целях назначаются спазмолитики, анальгезирующие средства. Пассажирам самолетов, которые систематически сталкиваются с цефалгией, советуют пить лекарство перед посадкой.

Применяемые медикаменты:

  • Парацетамол
  • Ибупрофен
  • Кетанов
  • Но-Шпа
  • Дротаверин

Если голова болит только на посадке – принимают лекарство перед началом снижения. При лечении медикаментами важно не злоупотреблять, чтобы исключить потенциальный вред здоровью.

Цефалгия при посадке самолета – распространенное явление, с которым сталкиваются многие пассажиры. Симптом возникает по причине изменения давления, воздействия стрессовых, шумовых факторов. Метод лечения назначается с учетом интенсивности, локализации, происхождения головной боли.

Источник

Для тех кто сталкивается с проблемой не просто закладывания ушей, а сильными болями – приводим найденные в сети советы и описание проблемы врачом.

Причина болей – резкое изменение давления.

Давление в среднем ухе (которое в организме периодически сбалансируется евстахиевой трубой через канал в носоглотку) при быстром снижении самолета не успевает сбалансироватться и сильно отличается от давления с внешней стороны барабанной перепонки (наружным давлением). Т.е. внутреннее давление в среднем ухе (в центре головы) сильно отличается от внешнего давления, в результате чего возникает острая и сильная головная боль. Боль может затрагивать ушные нервы, глазные, надбровные, челюстно-зубные. Перепады давления помимо сильнейшей боли могут привести к разрыву сосудов и/или барабанной перепонки.

Советы по снижению боли

Для уменьшения или избежания боли нужно сбалансировать давление в среднем ухе с внешним давлением – открыть евстахиеву трубу (заранее очистить её, а также среднее ухо и носоглотку от накопившихся выделений с помощь отхаркивающих лекарств и капель для носа, делать упражнения, которые помогают открывать трубу), снизить перепад внешнего давления (беруши, чебурашка):

  1. Три дня до полета пить разжижающие и отхаркивающие препараты, типа Пертуссин.
  2. Два дня до полета применять капли для носа (Отривин).
  3. Непосредственно перед полетом принять спазмалгон.
  4. При снижении самолета плотно приложить к ушам пластиковые стаканчики (чебурашка) или использовать беруши (плотно прилегающие).
  5. Периодически во время снижения зажимать нос и глотать слюну. Пить воду маленькими глотками.
  6. При снижении жевать жевачку с открытым ртом.
  7. При снижении периодически максимально открывать челюсть со смещением вправо-влево до предела.Сильные боли в ушах, голове при посадке

[divider]

Факторы риска воздушных путешествий (медицинские аспекты проблемы)

К факторам риска относятся:

  • изменение барометрического давления,
  • понижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе,
  • ускорения,
  • шум и вибрации,
  • высокая и низкая температура окружающего воздуха,
  • пересечение нескольких часовых поясов и др.

Некоторые из этих факторов, достигая определенных значений по величине и времени действия, могут влиять и на работоспособность, и на состояние здоровья человека.

В связи с этим установлен перечень противопоказаний к транспортировке больных на рейсовых пассажирских самолетах гражданской авиации. К ним относятся: лихорадочные и острозаразные заболевания, столбняк, полиомиелит (бульбарная форма с нарушением дыхания), стеноз гортани с нарушением дыхания, острый перитонит, газовая гангрена, шоковые состояния.

В перечне противопоказаний – острые черепно-мозговые и спинальные травмы в течение всего периода клинических проявлений, прекоматозное, коматозное состояние на фоне сахарного диабета, острый сепсис, уремия.

Полет категорически запрещен больным с приступами стенокардии и признаками предынфарктного состояния при гипертонических кризах, острых нарушениях сердечного ритма, с сердечно-сосудистыми заболеваниями в стадии декомпенсации (III стадия).

Пользоваться воздушным транспортом нельзя больным после инфаркта и инсульта в течение 5-6 месяцев, а также при остром лейкозе и болезни Верльгофа, гнойном менингите, лабиринтите и симптомокомплексе Меньера в стадии обострения, при опухоли задней черепной ямки (поражение четвертого желудочка), активном туберкулезе легких с резко выраженными явлениями легочно-сердечной недостаточности (III стадия), первичном искусственном и спонтанном пневмотораксе, глаукоме в стадии субкомпенсации и декомпенсации, отслойки сетчатки, при эклампсии.

Категорически противопоказан полет психически больным, опасным для себя и окружающих, онкологическим больным при далеко зашедших стадиях с явлениями нарушения кровообращения и дыхания.

Несколько слов о факторах полета. Полет осуществляется в условиях изменяющегося атмосферного давления и давления в кабине самолета. Герметические кабины обеспечивают поддержание атмосферного давления в них в пределах 630-567 мм рт. ст. (высота 1.600-2.400 метров). Изменение давления в кабине происходит вследствие изменения атмосферы при взлете, посадке и маневрах самолета по вертикали.

В организме человека перепад давления возникает при нарушениях выравнивания давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся давлением среды, окружающей эти полости или граничащей с ними. При понижении внешнего давления (подъем на высоту) в полостях тела создается положительный перепад, а при повышении давления (спуск с высоты) – отрицательный.

Читайте также:  Головная боль со спазмами

В результате перепадов давления в организме при определенных условиях могут возникать такие заболевания, как баротравма среднего уха и придаточных полостей носа, высотный метеоризм, а также высотная зубная боль.

[divider]

Состояния, возникающие при полете.

Баротравмы среднего уха и придаточных пазух носа возникают вследствие несоответствия вентиляции слуховой трубы и придаточных пазух носа интенсивности изменений атмосферного давления. Чаще эти состояния развиваются при наличии воспалительных процессов в носоглотке. Проявляется заболевание ощущением заложенности, болями в ушах и придаточных пазухах носа (чаще в лобных). При баротравме среднего уха может иметь место понижение слуха, появление шума в ухе, головокружение, ощущение давления и переливания в ухе при наклонах головы, тошнота.

Основными симптомами баротравмы придаточных полостей носа являются ощущение тяжести в голове с одной стороны, переходящее в резкую локальную боль на фоне общей головной боли, одностороннее покраснение кожи лица, слезотечение, обильное потоотделение.

Эти симптомы чаще возникают не во время подъема, а при быстром спуске с высоты. При их возникновении необходимо совершать глотательные движения (сразу же после начала снижения самолета), сосать леденцы, использовать жевательную резинку, совершать энергичные движения нижней челюстью, а также произвольное затяжное зевание. Это помогает ослабить или полностью устранить боль и дискомфорт в ушах.

С целью профилактики можно закапывать в нос перед полетом и во время полета сосудосуживающие средства (санорин и др,).

Высотный метеоризм. Основной причиной возникновения его является расширение газов и повышение их давления в желудочно-кишечном тракте вследствие уменьшения атмосферного давления при подъеме на высоту. При развитии высотного метеоризма у человека отмечается вздутие живота. Вследствие этого создаются условия, затрудняющие деятельность сердца, легких, возникает боль в области живота, отмечается бледность кожных покровов, обильное потоотделение.

Для профилактики высотного метеоризма необходимо перед полетом исключить из пищи вещества, ведущие к усиленному газообразованию (горох, бобы, квашеная капуста), не пить хлебный квас, молоко, газированные напитки, не есть много винограда, яблок и др. При болях следует принять активированный уголь.

Высотные зубные боли возникают чаще при спуске с высоты: наличие кариозных полостей при воспалительных процессах в зубах затрудняет выравнивание давления внутри них с внешним давлением. При появлении зубной боли следует принимать анальгетики.

Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе. В обычных полетах пассажиры защищены от неблагоприятного влияния высоты герметической кабиной. Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе не сказывается существенно на функционировании организма здорового человека, Однако затруднения могут возникать у пассажиров, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для оказания помощи таким пассажирам на борту самолета имеются кислородные приборы.

Укачивание. “Болтанка” и “качка” самолета воздействуют на организм человека. В этих необычных механических условиях может развиться воздушная форма болезни движения (укачивания). Выделяют четыре клинические формы этого заболевания: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.

Нервная форма характеризуется головокружением, головной болью, тяжестью в голове, подавленностью, общей слабостью, сонливостью, страхом, адинамией, прострацией вплоть до обморочного состояния.

При желудочно-кишечной форме наблюдается искажение вкусовых ощущений, усиленная саливация или сухость во рту, снижение аппетита и булимия, отрыжка, тошнота, позывы к рвоте, рвота. Ее не следует задерживать, так как это приводит к усилению укачивания. После рвоты наступает временное облегчение состояния заболевшего.

При сердечно-сосудистой форме вначале наблюдается учащение сердечной деятельности и повышение артериального давления, затем – урежение сердечной деятельности и понижение артериального давления, в некоторых случаях даже приводящие к сосудистому коллапсу. Изменения наблюдаются и при дыхании: вначале оно усиливается (за счет частоты и глубины), а затем становится поверхностным и неравномерным.

Для смешанной формы укачивания характерно сочетание различных симптомов заболевания.

Профилактика укачивания заключается в соблюдении гигиенических рекомендаций, применении методов повышения устойчивости организма к укачиванию, использовании фармакологических препаратов. Гигиенические рекомендации сводятся к полноценному отдыху перед полетом, необильному приему пищи, исключению трудноперевариваемых продуктов питания. Благоприятное влияние оказывает сосание лимона или карамели во время “качки” самолета.

Среди средств, повышающих устойчивость организма к укачиванию, особое внимание заслуживает методика А. И. Яроцкого, Она включает разнонаправленные движения головы в трех плоскостях (повороты, наклоны в сагитальной и фронтальной плоскостях, “кружение”).

Для профилактики и лечения укачивания существует большое количество фармакологических средств. Однако многообразие проявлений этого заболевания затрудняет выбор врачом средств профилактики и лечения у пассажиров. Следует лишь отметить, что с профилактической целью препараты должны применяться за 30-40 минут и более до полета, это обусловливает их большую эффективность.

Очень часто пассажиры используют аэрон (0,1 мг камфарнокислого скополамина и 0,4 мг камфарнокислого гиосциамина), однако следует учесть, что этот препарат обладает побочными действиями, противопоказан при глаукоме. В последние годы Ю. Ф. Удаловым предложен комплексный витаминный препарат аэровит, который рекомендуется и для профилактики укачивания. Н. А. Разсолов с соавторами для эффективной профилактики предложил комбинированный препарат акинет (кофеин-бензоат натрия – 0,2 г, дибазол – 0,02 г, пиридоксин – 0,1 г, дипразин – 0,025 г).

[divider]

Более подробно о проблемах авиационной медицины можно прочитать в специальных руководствах: Г. Л. Комендантов. Избранные лекции по авиационной медицине. М., Медицина, 1983. Руководство по авиационной медицине для врачей гражданской авиации. М. “Воздушный транспорт”, 1985 г. Авиационная медицина (руководство под редакцией Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова). М., Медицина, 1986.

 В. ЮСТОВА,

 доцент кафедры авиационной медицины Центрального института усовершенствования врачей.

 Врач В. ЛАМЗУТОВ.

Я перед полетом выпиваю пару таблеток аспирина, и тогда переношу полет значительно легче — меньше сжимает голову и кружится голова. Хотя, это, конечно, не универсальный совет, и нужно учитывать состояние своего здоровья.

Источник