Психоэмоциональная головная боль у детей

Сложно найти человека, который никогда не испытывал бы головной боли. Она сопровождает великое множество заболеваний – от гриппа до гипертонии, но иногда боль появляется внезапно и столь же внезапно исчезает. Никаких заболеваний у человека врачи не обнаруживают, и жалобы на головную боль являются, по сути, единственными. В этом случае следует обратить внимание на психосоматические причины недомогания. О них мы расскажем в этом материале.
Особенности патологии
Головную боль в медицине принято называть цефалгией. Это малоприятное состояние, которое мешает нормально жить, работать, учиться, отдыхать, общаться. Когда у человека болит голова, ему сложно сосредотачиваться, запоминать что-то, воспринимать.
Этот симптом является одним из самых часто упоминаемых в медицинских справочниках. Но в качестве самостоятельного явления цефалгия, по статистике, наблюдается у 17% населения Земли. Имеются в виду именно те ситуации, когда жалобы на головную боль при полном медицинском обследовании не находят физиологического объяснения, то есть человек здоров. При этом около 7% взрослых и детей на планете страдают от постоянных головных болей (возникающих чаще 2 раз в неделю), а еще 10% людей заявляют о регулярных или эпизодических приступах. Около 80% случаев из общего количества жалоб на головную боль имеют именно психосоматические основания, а потому признаются психосоматическими расстройствами.
В медицине считается, что головная боль при отсутствии сопутствующих заболеваний, симптомом которых она может выступать, чаще всего возникает из-за:
- угнетения сознания, депрессивных расстройств и состояний, преобладания у человека мрачного, негативного настроения;
- резких запахов, которые заставляют человека поменять ритм вдохов и выдохов;
- метеочувствительности (почти 43% взрослых и более 80% детей отличаются повышенной чувствительностью к переменам погоды и атмосферного давления);
- избыточных нагрузок (физических и умственных) – большое количество тренировок, бег, ходьба, профессиональный спорт, интенсивная учеба, интеллектуальный труд;
- малой физической активности (малоподвижный образ жизни и гиподинамия не только способствуют набору лишних килограммов, но и сказываются на скорости кровообращения, повышают вероятность развития кислородного голодания органов, в том числе и головного мозга);
- стрессов и неправильного питания, нарушения обмена веществ;
- вредных привычек;
- громкого шума;
- недосыпа и переизбытка сна.
В традиционной медицине при постоянных головных болях рекомендуется устранение всех вредных факторов, отдых, смена обстановки, витамины и отсутствие стрессов.
Психосоматические причины
На стыке медицины и психологии расположена особая отрасль науки – психосоматическое направление или попросту психосоматика. Она рассматривает заболевание или отдельный симптом в тесной связи с психологическим, эмоциональным и психическим состоянием человека. Данные черпаются из многолетних наблюдений психоаналитиков и психотерапевтов, тщательно выверяются физиологами и терапевтами.
В психосоматике головная боль расценивается как нарушение восприятия мира. Этот механизм во многом напоминает механизм развития аллергической реакции.
В организме человека есть антитела к чему-то, с чем он время от времени или регулярно сталкивается во внешнем мире. Когда происходит такое «столкновение», незамедлительно стартует головная боль. И это не зависит от возраста, пола, национальности. Есть раздражающий фактор (назовем его аллергеном) – есть реакция. Нет фактора – реакции нет, человек чувствует себя хорошо.
Такими психологическими «аллергенами» чаще всего выступают стрессы, которые люди испытывают во вполне конкретных ситуациях.
- Недовольство миром и своим местом в нем, ощущение того, что мир не принимает, отталкивает и постоянно обделяет («у других есть и то, и это, а у меня нет ничего», «я недостоин этого»).
- Необходимость лукавить, обманывать, лицемерить. Некоторые врут, как дышат, легко и непринужденно, но у большинства людей в ситуации, когда нужно солгать, вырабатываются гормоны стресса, которые сужают просвет кровеносных сосудов, в связи с чем мозг начинает испытывать нехватку столь необходимого ему кислорода. Чем чаще возникает необходимость обманывать, тем сильнее могут быть приступы головной боли, которые стартуют в кратчайшие сроки после данного события.
- Необходимость много говорить и думать. Такая своего рода «профессиональная» головная боль свойственна учителям и публичным ораторам, а также аналитикам, налоговым инспекторам и руководителям крупных организаций. Везде, где требуется интенсивный и напряженный мыслительный процесс, цена ошибки в котором высока, везде, где человеку нужно подолгу говорить, есть место психосоматическим головным болям.
- Головная боль – это «алиби». Есть ситуации, когда человеку проще прикрыться головной болью, чем что-то делать или что-то решать. При нежелании находить решение из проблемы, человек просто сам создает себе веский повод уйти на больничный или просто с чистой совестью слечь на любимый диван и ничего не делать. Так прячутся за головной болью от нежелания решать личные проблемы (избегают секса), так избегают неприятного разговора, который давно назрел.
В психосоматике есть ответ и на вопрос о том, кто же подвержен головным болям чаще других. Выявить психологический портрет типичного классического больного, страдающего цефалгией, помогли многолетние наблюдения психотерапевтов. Они утверждают, что головная боль – физическое проявление внутреннего напряжения, которое испытывают от столкновения с раздражающей ситуацией люди, имеющие определенные проблемы с оценкой мира. В частности, большинство страдающих головными болями преувеличивают собственную значимость. Их мнение о себе самих довольно высокое, при этом в большинстве случаев – неоправданно высокое.
Не менее высокие требования они предъявляют и к миру, в частности, к окружающим людям. При этом они вовсе не всегда озвучивают требования, а лишь ждут, что другие догадаются сами и будут им соответствовать. Но другие не догадываются, что и вызывает ту самую «аллергическую реакцию», которая проявляется мучительным приступом головной боли.
Обида на несообразительных соратников и соотечественников – это не все, на первое место в развитии цефалгии выходит агрессия, которая невольно рождается при крушении иллюзий, но которую довольно интеллигентные и хорошо воспитанные страдальцы начинают старательно подавлять.
Чем больше агрессия, тем больше усилий требуется, чтобы ее скрыть. Чем выше напряжение внутри, тем сильнее болит голова.
Люди с хронической цефалгией очень педантичны. Они не принимают самой идеи хаоса, не допускают его в жизни, стараются все и всегда контролировать. Если кто-то бездумно нарушает установленные ими порядки, это тоже вызывает резкую негативную реакцию и головную боль. Это не значит, что человек сразу бросается скандалить, если кто-то переложил его ручку или чашку на другое место или не убрал за собой обувь на полочку. Нет, они молчат, давят агрессию и разочарование внутри, и уже через пару часов лежат с несчастным видом с сильной головной болью и жалуются, что таблетки им не помогают.
Примечательно, что нередко головной болью люди с хроническим протеканием цефалгии манипулируют окружающими: они требуют соблюдать тишину, не шуметь, ходить на цыпочках, подносить им воду, не расстраивать их негативным поведением и информацией, которую они не хотят слышать, неприятными разговорами. Ну а кто же откажет больному человеку?
Детская цефалгия
Дети страдают от головной боли не только тогда, когда вынуждены подавлять в себе разочарование и агрессию, но и тогда, когда пытаются подавлять другие сильные эмоции, которые пока внутренне переживать до конца не умеют. Радость, которой ребенок не может поделиться из-за опасений быть непонятым, тревога и страх, которые он боится высказать взрослому, тоже могут при длительном накоплении вызывать приступы цефалгии.
Нередко дети копируют у собственных родителей не только слова и поведенческие реакции, но и способ отношения к окружающим. Так перенимаются высокое самомнение, завышенные требования к другим.
Особенно часто страдают от приступов головной боли дети с так называемым синдромом отличника, привыкшие всегда и везде быть первыми. Если они сталкиваются с ситуацией, в которой победа досталась не им, это вызывает бурную реакцию с последующей головной болью.
Ребенок, который адекватно оценивает себя и с раннего возраста привык уважать других, обученный к тому же определенной для его возраста самостоятельности, обычно не знает, что такое головная боль, если, конечно, речь не идет о гриппе, ОРВИ или другом недуге, при котором голова болит в качестве побочного симптома.
Лечение
Если у человека есть болезнь, которую врач знает, как лечить, отказ от лечения выглядит неразумным. При психогенной головной боли медицина, увы, не может дать универсального рецепта, а принимать обезболивающие каждый раз, когда заболит голова, преступно по отношению к печени и почкам. Но лечение есть и отказываться от него не стоит. Оно заключается в выявлении и устранении эмоционального напряжения.
Исследователь Луиза Хей утверждала, что самым верным способом избавиться от болей в голове является обучение расслаблению. Релаксация должна быть не только физической, мышечной. Расслаблять нужно научиться и свой внутренний мир.
Канадская исследовательница Лиз Бурбо, дополнившая таблицу психосоматических заболеваний, начатую Луизой Хей, утверждает, что у ребенка или взрослого с головными болями есть чрезмерная доля ответственности и критичности, и избавление от них поможет быстро справиться и с цефалгией. Сильная головная боль – явный сигнал организма о том, что пришла пора что-то менять в своем восприятии мира и людей, оставлять все так, как есть уже нельзя. Это опасно.
В каждом конкретном случае нужны индивидуальные рекомендации, но общие советы специалистов в области психотерапии выглядят так.
- Научитесь принимать мир и людей, его населяющих, такими, какие они есть в реальности. Мир и люди не обязаны соответствовать вашим ожиданиям, устраните ожидания совсем. Просто принимайте все как есть.
- Откажитесь от тотального контроля – каждый волен делать то, что ему нравится, а не то, что нравится вам.
- Приведите состояние собственной самооценки к адекватной, завышенную нужно несколько «осадить». Самостоятельно это сделать трудно, попросите о помощи близких или обратитесь к психологу.
- Учитесь проявлять агрессивные переживания и разочарования открыто: бейте посуду, подушку, мягкую игрушку, плачьте и ругайтесь вслух, займитесь боксом или бегом, делайте все, что вам удобно в рамках закона, чтобы агрессивные чувства всегда как можно быстрее находили путь наружу, копить их и подавлять – верный путь к новому приступу боли.
- Займитесь плаванием, чаще контактируйте с водой, она уменьшает природный агрессивный потенциал.
При лечении ребенка нужна психокоррекция родителей.
Источник
Страничка школьного психолога
ДЕТСКИЕ ГОЛОВНЫЕ БОЛИ
Марина Кузьмина,
психолог,
г. Москва
Cтасу десять лет.
– Стас, почему ты такой грустный и все время молчишь?
– Я не хочу заниматься, не хочу гулять. Меня ничего не интересует.
– Что же с тобой случилось?
– У меня болит голова…
Именно эти слова часто приходится слышать родителям и учителям от детей и подростков: “Я не пойду сегодня в школу – у меня болит голова”. И сразу возникает закономерный вопрос: верить или не верить? К сожалению, услышав подобные слова, взрослые редко верят в их правдивость. На ум приходит их “логическое объяснение”: засиделся у компьютера, не выучил уроки, забыл пообедать. К тому же ребенок выглядит вполне здоровым, розовощеким. “Выпей таблетку анальгетика – и все пройдет”, – такое решение проблемы кажется правильным и единственно верным. И боль проходит. На время. Затем снова возвращается с удвоенной силой. Тошнота, рвота, головокружение, пассивность, капризность. Как врач и психолог я не перестаю говорить: “Все не так просто, как представляется вначале”.
ЭТО – БОЛЕЗНЬ
Существует ли болезнь под названием “детские головные боли”? Существует. Но боли бывают разные. И классифицировать их можно по разным признакам.
Например, головные боли бывают постоянными (ребенок ощущает боль практически всегда), периодическими и приступообразными.
Головные боли бывают слабыми и вяжущими, похожими на нудный писк комара, или сильными и острыми, будто удар колокола.
Объединяет их то, что все они отрицательно влияют на психоэмоциональный уровень ребенка. Это и понятно. Кому из нас не знакомо чувство, когда боль настолько изматывает, что никого не хочется видеть и слышать, только – лежать и смотреть в потолок неподвижными глазами? Но ребенок должен гармонично развиваться, познавать окружающий мир. Если под влиянием головных болей ребенок стал необщительным, вялым, грустным, злобным, то, безусловно, это болезнь.
КОГДА СОЮЗНИК – ХИРУРГ
К кому же обращаться за лечением: к терапевту, к психиатру или к психологу? Безусловно, вначале следует выяснить, не связаны ли головные боли с органическими поражениями головного мозга.
К “группе риска” прежде всего относятся дети, имеющие родовые травмы головы (от рождения до четырех лет) и послеродовые травмы (после трех-четырех лет).
Для диагностики необходимо обратиться к терапевту и пройти энцефалографическое исследование мозга. При головных болях, связанных с органическими поражениями мозга, обычно имеются так называемые побочные симптомы. К ним относятся жалобы на мушки перед глазами, потерю сознания, рвоту во время головных болей. Если у вашего ребенка выявлено наличие органического поражения головного мозга, отчаиваться не стоит! Здесь ваш союзник – хирург. Современная медицина научилась справляться с данным недугом не только при помощи операций, но и медикаментозно. Ни в коем случае нельзя запускать эту тяжелую болезнь.
НА ПОЧВЕ ФРУСТРАЦИИ
Как показывает практика, у 70% детей головные боли не являются следствием органического поражения мозга, а имеют психологический характер. Чаще всего – это невроз на почве фрустрации.
Фрустрация возникает, когда какие-то препятствия мешают достижению цели или реализации потребности. Поэтому головные боли у ребенка есть не реализованные вовне чувства к травмирующим ситуациям: гнев, злость, обида и ревность.
Например, ребенок не может самостоятельно справиться с тем, что его волнует и беспокоит. Он не может себе позволить открыто проявить злость по отношению к матери или отцу, гневаться на брата или учительницу. Чувства подавляются, накапливаются и, наконец, находят выход в виде головных болей. Таким образом, ребенок медленно и методично разрушает себя изнутри.
Следует заметить, что все сильные эмоции запускают в организме человека определенный гормональный взрыв (отсюда как раз подростковая необузданность и смена настроений). Это может быть полезно в минуты опасности, когда происходит мобилизация всех сил организма. Но если ребенок живет в таком состоянии постоянно…
С головными болями на почве фрустрации нередко сочетаются другие физиологические заболевания: гастрит, холецистит, гипертония. Именно они могут дополнительно сигнализировать родителям и психологам о наличии у ребенка невроза.
Родители и педагоги должны давать возможность детям естественно выражать свои чувства, говорить о том, что их не устраивает. Если у вашего ребенка заболела голова, поинтересуйтесь, что же его на самом деле беспокоит.
Но если головные боли у ребенка стали постоянными, тревожными, то надо принимать серьезные меры.
Я, как психолог, в таких случаях рекомендую воздействовать одновременно на два уровня: физиологический и психологический.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Ослабленной нервной системе ребенка необходимо сбалансированное питание и лечение комплексом витаминов. Невроз оказывает отрицательное воздействие на микрофлору кишечника, поэтому ребенок должен принимать средства, содержащие бифидобактерии и лактобактерии. Это укрепит его организм и поднимет настроение.
Следует отказаться по возможности от сладкого, особенно шоколада, который такие дети очень любят и едят в больших количествах, чтобы заглушить последствия стресса.
Сильным успокаивающим средством является вода. Поэтому ребенку с головными болями следует посещать бассейн, принимать успокаивающие и гидромассажные ванны. Полезен и контрастный душ. Если ребенок совсем мал (до шести лет), ему доставят удовольствие простые игры в воде.
У детей с различными эмоциональными проблемами на почве головных болей могут наблюдаться мышечные спазмы и нарушения сна. Чтобы этого избежать и снять у ребенка негативный настрой, капризность, раздражительность, необходим массаж. В своей практике я часто его применяю, даже если вижу, что ребенок не сосредоточен, отвлекается, пассивен, малообщителен.
В нашей культуре, увы, не принято выражать чувства через физический контакт, даже между друзьями и родственниками.
Массаж улучшает кровообращение, восстанавливает кровоток, под его влиянием кислород начинает поступать в клетки головного мозга.
Всем без исключения детям, страдающим головными болями, следует больше бывать на свежем воздухе, гулять, заниматься физическими упражнениями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Комплексное лечение детских головных болей подразумевает поиски истинной причины, лежащей в их основе. Такой причиной является психоэмоциональный дисбаланс.
Ребенок должен осознать, какие истинные переживания лежат в основе его головных болей.
После этого он должен взять на себя ответственность за эти чувства, научиться их контролировать, усмирять по собственному желанию, а не идти у них на поводу.
Проблемы, волнующие ребенка, должны быть им решены. Для этого в психокоррекционной работе я часто использую один эффективный метод – ведение ребенком “Гневливого дневника”.
Ребенок в течение дня фиксирует все волнующие его события, во время которых он испытал злость и головную боль, а также оценивает их по десятибалльной шкале (см. таблицу) В качестве примера приведен “Гневливый дневник” Дениса Иванова, 14 лет.
На консультациях на основе “Гневливого дневника” мы разбираем с ребенком эпизод за эпизодом, моделируем их заново, ищем адекватное решение каждой проблемы. Постепенно ребенок сам понимает, что гнев и злость не только вызывают головную боль, но и отвращают от него друзей.
Чтобы перестать испытывать фрустрационный гнев и ярость от собственного бессилия, ребенок должен научиться приемам: разозлился – возьми “тайм-аут” во время общения, почувствовал ответную злость – спроси, что не устраивает партнера.
Конечно, далеко не сразу ребенок научается справляться со своими негативными эмоциями. Поэтому я обучаю детей разным способам выражения собственного гнева. Например, рвать бумагу, пинать подушку, бить на улице по мячу ногой, писать все самые плохие слова, адресуя их непосредственно головной боли. Головную боль можно также рисовать.
Но самое главное, что требуется такому ребенку, – это внимание, забота и любовь. Посему самый лучший способ психотерапевтического лечения – собственный пример. Нам необходимо чаще показывать ребенку, как достойно следует преодолевать трудности, быть о себе высокого мнения, действовать исходя из собственных убеждений, ценить самого себя. Только так, и никак иначе, можно воспитать нормальных, полноценных, психологически здоровых людей.
Вопросы школьному психологу
Список публикаций
Источник