Посттравматические головные боли у детей

Посттравматические головные боли у детей thumbnail

Ребенок растет, постепенно развивается и в это время бесстрашно познает мир. Он набивает шишки и учится на своих ошибках. К сожалению, многие из таких промахов далеко не безобидны. Только в 2016 году травмы и ожоги получили более 2,5 млн детей до 14 лет по всей России[1]. К числу опасных относятся в том числе и тяжелые повреждения головы: черепно-мозговая травма по частоте возникновения занимает среди этих случаев первое место и составляет 30–40% от общего количества[2]. ЧМТ влияют на здоровье ребенка, ухудшают его развитие и нередко приводят к инвалидности.

Причины, виды и специфика ЧМТ у ребенка

Черепно-мозговая травма — не совсем исчерпывающее название. Объективнее звучит определение на английском — head injury, или повреждение головы. Сюда относится много разных травм, которые не обязательно сопровождаются переломами черепа.

  • Травмы могут быть закрытыми и открытыми (с нарушением целостности мягких тканей головы). При наличии перелома можно выделить повреждение костей свода и перелом основания черепа.
  • По тяжести черепно-мозговые травмы могут быть легкими, средней тяжести и тяжелыми. Тяжесть состояния у детей сложно определить сразу после травмы, ведь оно может ухудшаться.
  • По типу повреждения мозга (от легкого к более опасному) выделяют сотрясение, ушиб и сдавление мозга.

Основными причинами ЧМТ у детей являются:

  • падения;
  • дорожно-транспортные происшествия;
  • удары по голове (или удары головой);
  • нападения (криминальные травмы) и другие.

Для каждого возраста характерны свои причины нейротравмы. По данным Центра контроля и предотвращения заболеваний (США)[3], до четырех лет основной причиной являются падения, с пяти до 14 лет среди причин появляются еще и удары по голове и ДТП, а дети старше 15 лет получают травмы головы одинаково часто при ДТП, падениях и в результате криминальных причин.

Согласно данным ВОЗ[4], Россия лидирует среди стран Европы и СНГ по уровню смертности детей от дорожно-транспортного травматизма. Из всех несмертельных повреждений, получаемых в ДТП детьми, 43% приходится на травмы головы.

Признаки травмы головы у детей

Симптомы ЧМТ у ребенка быстро проходят. Кроме того, детям труднее описать свое состояние. Поэтому определить истинную картину только по внешним признакам может быть сложно. Однако можно выделить следующие особенности проявления ЧМТ у детей разного возраста:

Младенец (дети до года–двух лет)

Один из признаков ЧМТ у грудного ребенка — это постоянный крик, плач малыша либо, наоборот, вялость, отсутствие реакции, сонливость. Вместо такого симптома ЧМТ, как тошнота, могут быть частые срыгивания. Возможно резкое повышение температуры.

Малыши и дошкольники (с двух–трех до шести лет)

У детей дошкольного возраста нередко происходит потеря памяти после травмы. Потеря сознания не всегда заметна (она может быть всего на несколько секунд), ребенок после ЧМТ заторможен, не реагирует на слова и раздражители, речь становится бессвязной. Также дети нередко жалуются на головную боль, тошноту и рвоту.

Школьники (с шести лет и старше)

Черепно-мозговая травма у детей в этом возрасте чаще сопровождается теми же симптомами, что и у взрослых. Наиболее частые признаки травмы головы у ребенка:

  • Нарушение или отсутствие сознания — от нескольких минут в легких случаях до нескольких дней или недель при тяжелой ЧМТ. Для оценки сознания используется педиатрическая шкала комы Глазго.
  • Головная боль, головокружение.
  • Потеря памяти.
  • Тошнота и рвота.

Реже встречаются очаговые симптомы, их появление говорит о более тяжелом состоянии:

  • Напряжение мышц или судороги.
  • Зрачки отличаются по размеру между собой (или не реагируют на свет).
  • Нарушение дыхания, пульс ускоряется или замедляется.
  • Нарушение глотания.
  • Повышение температуры.

Признаки перелома основания черепа:

  • Выделения прозрачной желтоватой жидкости (может быть с примесью крови) из носа или ушей.
  • Кровоподтеки за ушами или в форме очков (вокруг глаз).

Первая помощь ребенку при ЧМТ

Самое главное при черепно-мозговой травме — как можно быстрее доставить ребенка в специализированный стационар (рекомендуется сделать это в течение часа). По данным НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, более половины детей, поздно поступивших в больницу, имеют различные осложнения[5]. Поэтому первое, что нужно сделать, — вызвать скорую медицинскую помощь.

Это важно!
В Москве телефонный номер для вызова скорой помощи — 103, он также работает для всех мобильных операторов. При необходимости можно попросить переключить на справочную, где врач расскажет, что нужно сделать. Для вызова с мобильных телефонов используется и номер Единой службы спасения — 112. Звонок по нему доступен даже при заблокированной SIM-карте.

Что нужно сделать до приезда скорой?

  • Нет пульса, ребенок не дышит — необходимо проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
  • Ребенок без сознания — нужно очистить дыхательные пути, уложить голову на бок.
  • Лучшее положение — лежа, даже если пострадавший хорошо себя чувствует. Сидящий ребенок может упасть, если его состояние резко ухудшится. Головной конец лучше приподнять. Не нужно без необходимости перемещать ребенка, нельзя оставлять его без присмотра.
  • Если на голове есть рана, аккуратно наложите стерильную повязку. Если в ране находятся отломки кости, инородные предметы или осколки, ни в коем случае не трогайте их! В этой ситуации повязку накладывают вкруговую, обходя инородные тела.
  • Приложить холод. В домашних условиях это может быть, например, упаковка замороженного горошка или лед, насыпанный в пластиковый пакет. Источник холода заворачивают в полотенце, чтобы предотвратить обморожение, и после этого прикладывают к месту травмы.
Читайте также:  Точечная головная боль что делать

Диагностика черепно-мозговых травм у детей

Стандартным исследованием является рентген черепа — краниография — в прямой и боковой проекциях. С помощью рентгенографии легко выявить наличие переломов, так как кости черепа на снимках хорошо просматриваются.

При ЧМТ оптимально использовать компьютерную томографию (КТ). Она позволяет быстро оценить состояние мозга, определить наличие повреждений, внутричерепных кровоизлияний, их расположение. Это важно для выбора метода лечения.

Для более точной оценки состояния мозга используют магнитно-резонансную томографию (МРТ). МРТ лучше выявляет ушибы мозга и определяет участки ишемии. Метод также полезен для диагностики диффузного аксонального повреждения.

Если нет возможности провести КТ или МРТ, то для детей до года можно использовать нейросонографию — ультразвуковое исследование головного мозга. С помощью УЗИ можно увидеть очаги кровоизлияний и другие внутричерепные повреждения.

Лечение

Независимо от вида травмы лечение ЧМТ у детей следующее.

  • Строгий постельный режим. Длительность зависит от степени тяжести: от одного–трех дней при легком сотрясении и до нескольких недель. При улучшении состояния врач разрешает сначала садиться в постели, а затем и вставать, но под присмотром специалистов.
  • Охлаждение. Используют для уменьшения кровоизлияния и отека мозга, снижения интенсивности головной боли. Применяют пакеты со льдом или специальные приспособления. Через каждые два–три часа необходимо делать перерыв.
  • Прием успокоительных и снотворных препаратов. Позволяют создать условия покоя для поврежденного органа (мозга), продлить естественный сон.
  • Прием антигистаминных препаратов.

Назначение остальных средств зависит от клинической ситуации:

  • Для уменьшения отека мозга применяют мочегонные средства.
  • С целью снижения давления ликвора проводят разгрузочные спинномозговые пункции.
  • Для защиты нейронов используют препараты, улучшающие микроциркуляцию, уменьшающие потребность мозга в кислороде.
  • При повышении температуры — противовоспалительные средства.
  • Антиагреганты и антикоагулянты — для профилактики тромбозов.
  • При судорогах назначают противоэпилептические препараты.

При тяжелых ушибах, сдавлении мозга может потребоваться нейрохирургическая операция.

Последствия и осложнения в детском возрасте

Тяжелые ЧМТ у детей не обходятся без последствий. Их проявления заключаются в нарушении тех или иных функций организма и зависят от того, какой именно участок мозга поражен. Наиболее опасны проблемы с дыханием или глотанием. В этом случае показано реанимационное лечение: ребенок подключается к аппарату искусственного дыхания, а питательные вещества получает внутривенно или через зонд. Но и применение таких мер может оказаться безрезультатным, тогда исход будет летальным.

Менее тяжелые последствия заключаются в нарушении двигательных или когнитивных функций. Бывают случаи, когда ребенок перестает говорить, снижаются его интеллектуальные способности. Здесь большую роль играют реабилитационные мероприятия.

Возможно и такое, что спутником ребенка, перенесшего тяжелую ЧМТ, надолго станет такой диагноз, как посттравматическая энцефалопатия. Ее проявления зависят от тяжести заболевания: оно может привести как к проблемам со сном, так и к судорогам, психозам, снижению интеллекта. Высока вероятность развития эпилепсии. Тогда ребенку придется пожизненно проходить противосудорожную терапию.

Некоторые последствия черепно-мозговых травм могут быть отсроченными. Так, развитие лобных долей головного мозга длится до 16 лет. При травме, полученной в совсем раннем возрасте, ее осложнения могут проявиться через достаточно большой срок. Это касается, в частности, проблем с мелкой моторикой и функциями речи.

Какими бы ни были последствия ЧМТ, от дальнейшего наблюдения у невролога отказываться нельзя. Перед врачом стоит задача контролировать процесс развития ребенка, чтобы вовремя заподозрить отклонение от нормы и подобрать методы коррекции.

Читайте также:  Сильная головная боль в третьем триместре беременности

Особенности реабилитации детей после ЧМТ

Оптимально начинать курс реабилитации уже с первого месяца после травмы. В реабилитационном процессе можно условно выделить три этапа.

  • Первый этап происходит одновременно с процессом лечения. Задача — максимально сохранить здоровье мозга, чтобы дальнейшее восстановление было успешным.
  • Второй этап направлен на реабилитацию утраченных функций ребенка.
  • Третий этап необходим для перехода и приспособления к повседневной жизни. Он направлен на дальнейшую адаптацию к учебе, общению со сверстниками и самообслуживанию.

Восстановление после ЧМТ у детей часто совмещается с обучением, закреплением новых навыков, с физическим и психическим развитием ребенка.

Какие применяются методы реабилитации после травмы головы у детей?

Нейропсихологическая реабилитация. Подразумевает работу с нейропсихологом. В занятия входит работа по восстановлению памяти, контроля над эмоциями и поступками, по повышению концентрации внимания.

Психотерапия может потребоваться даже при легких травмах головы. Психотерапевт работает со страхами, тревожностью, которые часто сопровождают травму, помогает корректировать другие психические нарушения. Для работы с детьми используется игровая и арт-терапия, музыкотерапия. Занятия в группах позволяют налаживать коммуникативные навыки.

Логопедическая реабилитация. Занятия с логопедом актуальны при нарушениях речи. В качестве вспомогательных методик может выступать специальная артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, работа над растормаживанием речи.

Акватерапия. Нахождение в воде облегчает движения, успокаивает, снимает напряжение. Использование различных механизмов, емкостей, игрушек помогает в развитии тактильной чувствительности и тонкой моторики.

Бобат-терапия. Суть метода — в формировании новых нейронных связей взамен утраченных. Пациент с помощью терапевта много раз повторяет движение, максимально близкое к нормальному. Движение запоминается благодаря вновь образованным нейронным связям. У метода существуют противопоказания. К их числу относится эпилепсия, шизофрения или судорожная готовность.

PNF-терапия. Идея данного метода в том, что у каждого человека есть нереализованный потенциал движений. Терапевт стимулирует проприоцепцию (через «датчики», информирующие мозг о положении тела), чтобы получить ответ от нервной системы в виде адекватной работы мышц.

Экзарта. Это система подвесов, которая позволяет прицельно работать с каждой отдельной мышцей. Экзарту применяют при любой патологии, чтобы снизить боль, улучшить контроль движения, повысить выносливость.

Нейропсихологическая реабилитация требует немало времени и сил. Однако, если реабилитационные программы своевременно начинать и проводить в полной мере, у детей они дают замечательный результат. Современные методики помогают детям восстанавливаться даже после тяжелых черепно-мозговых травм и жить полноценно.

Источник

Кластерные головные боли у детей и их дифференциация

а) Кластерные головные боли и мигренозная невралгия. Кластерные головные боли представляются генетически отличными от мигрени, хотя они относятся к группе сосудистых головных болей. Основной дефект, вероятно, отличается от дефекта при мигрени, это предположение подтверждается обнаружением повышенной концентрации серотонина в плазме и гистамина в крови, чего не наблюдается при мигрени.

Данное состояние редко встречается у детей и исключительно редко — в возрасте до 10 лет (McNabb и Whitehouse, 1999; Lampl, 2002). Основной признак—характерная периодичность. Головная боль возникает однократно или многократно в течение суток за период длительностью несколько недель, но только раз или два в год или даже с большими интервалами. Головная боль обычно односторонняя со смещением к центру в области глаз. Боль очень сильная, не пульсирующая, и в большинстве случаев длится менее 30 минут.

Примерно у трети пациентов боль локализуется в нижней части лица. Слезотечение и выделения из носа на той же стороне случаются примерно в 50% приступов. Синдром Горнера у детей развивается редко. Несколько случаев первоначально принимались за психогенные, так как внимание было сосредоточено на возбуждении и необычном поведении.

Препараты, эффективные при мигрени, могут применяться и при кластерных головных болях, но часто встречаются резистентные случаи. Индометацин может быть эффективным, так же как и стероиды; также применялись эрготамин и эрговонин малеат.

Типы головных болей

б) Дифференциальная диагностика головных болей у детей. Головная боль — очень частая жалоба в детском возрасте. В большинстве случаев она связана с доброкачественными причинами, включая острые инфекционные заболевания, расстройства зрения и т.п. Нужно всегда помнить об артериальной гипертензии, которая, хотя и редко встречается, является важной причиной головной боли; обычно она развивается после люмбальной пункции. Диагностика может вызывать трудности, если головная боль сохраняется в течение нескольких дней или даже недель (Kuntz et al., 1992).

В некоторых случаях, например, при опухолях или абсцессах головного мозга, головная боль весьма значима, и задача врача — выделить редкие случаи головной боли при тяжелом органическом заболевании из массы доброкачественных цефалгий. Перечень основных причин подострой и хронической головной боли представлен в таблице ниже. Всем детям нужно проводить сбор детального личного и семейного анамнеза, полное неврологическое обследование и измерение кровяного давления. В большинстве случаев лучевые методы исследования не показаны, особенно при простой мигрени, должны выполняться лишь некоторые основные лабораторные исследования.

1. Хроническая ежедневная головная боль у детей. Хроническая головная боль у детей встречается часто. Обычно она доброкачественная. Abu-Arafeh и Macleod (2005) в исследовании 815 случаев выявили, что только у трех детей она была вызвана серьезной внутричерепной патологией, и только у одного головная боль осталась необъяснимой. Пересмотренная Международная классификация расстройств, сопровождающихся головной болью (International Classification of Headache Disorders) (Olesen и Steiner, 2004) определяет хроническую ежедневную головную боль как наличие головной боли, по меньшей мере, 15 дней в месяц в течение более трех месяцев при отсутствии сопутствующей патологии.

Она составляет 30% случаев, наблюдавшихся в клиниках, специализирующихся на головной боли. Дебют в среднем в возрасте примерно 8-10 лет, но может быть и более ранним. Боль обычно двусторонняя, давящая или сжимающая, слабоинтенсивная или умеренная. Она не сопровождается тошнотой, рвотой и транзиторными неврологическими нарушениями. Это расстройство можно разделить на несколько подкатегорий (Mack, 2004). Однако многие случаи не подпадают под критерии Международного общества головной боли (Balottin et al., 2005). Наиболее часто встречающийся тип — это хроническая мигрень, развивающаяся после мигрени обычного пароксизмального типа, возможно, частично из-за неконтролируемого чрезмерного применения анальгетиков.

Хроническая головная боль напряжения и впервые выявленная ежедневная головная боль — следующие по частоте типы головной боли. Дебют обычно внезапный, и часто развивается вслед за острым общим заболеванием. Длительный прогноз благоприятный, но состояние может привести к серьезным проблемам в школе и расстройствам сна (Wiendels et al., 2005). Вероятно, в развитии болезни играют роль психогенные факторы, их значение возрастает у подростков.

Типы персистирующих головных болей у детей

Хроническая головная боль трудно поддается печению. Важно подробно обсудить проблему с пациентом и его семьей. Врач должен искать наиболее часто встречающиеся причины беспокойства или озабоченности. У некоторых детей и подростков фактором, способствующим развитию заболевания, может быть депрессия различной степени тяжести; таких пациентов нужно направлять к психиатру. В менее тяжелых случаях важно откровенно обсудить проблемы с пациентом и попытаться разрешить конфликт или избавить пациента от беспокойства. Показания к назначению антидепрессантов возникают редко.

У детей до 7 лет мигрень однозначно является наиболее частой причиной головной боли. Chu и Shinnar (1992) выявили, что у 75% таких детей была мигрень (у 72 из 78 была простая мигрень) и у 12% была посттравматическая головная боль. Ни у кого из их 104 пациентов не было опасной патологии, объясняющей жалобы.

2. Другие головные боли. Головная боль может быть вызвана приемом лекарств или токсических веществ, например алкоголя, которые все чаще употребляются подростками во многих частях света; марихуаной, являющейся периферическим вазодилататором; злоупотреблением кофеином, и различными пищевыми добавками, такими как глутамат натрия, который используется в китайской кухне и вызывает вазодилатацию. Оказалось, что глутамат натрия является причиной «синдрома китайского ресторана», тогда как нитриты, применяемые в США, вызывают «хот-договую головную боль». Доброкачественная головная боль истощения развивается у подростков, злоупотребляющих физическими упражнениями.

Диагностика не вызывает трудностей, так как головная боль возникает сразу же после выполнения упражнений и может продолжаться несколько минут или часов. Синдром SUNCT (short-lasting unilateral neuralgiform headache attacks with conjunctival injection and tearing — кратковременные односторонние подобные невралгии приступы головной боли с конъюнктивальной инъекцией и слезотечением)—это синдром тригеминальной вегетативной цефалгии, редко встречающийся у детей (Sekhara et al., 2005).

Причины головных болей у детей

– Также рекомендуем “Альтернирующая гемиплегия у ребенка: причины, клиника, диагностика, лечение”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 7.1.2019

Источник

Читайте также:  Шум в голове и головные боли у женщин