Как снять головную боль напряжения у ребенка

У детей нередко болит голова, и, как правило, это не является признаком какого-либо серьезного заболевания. Тем не менее, головная боль может быть довольно сильной, вызывая у ребенка стресс. Избавиться от головной боли можно различными способами, используя как домашние средства, так и лекарственные препараты.
Использование лекарственных препаратов
1
Попробуйте отпускаемые без рецепта болеутоляющие средства. В аптеках свободно продается множество обезболивающих препаратов, которые помогают снизить симптомы головной боли у детей.
- При головной боли хорошо помогают ацетаминофен (Тайленол) и ибупрофен (Адвил или Мотрин ИБ). Они безопасны для детей, и их, как правило, можно давать детям старше 6 месяцев. Если вы хотите использовать какой-то другой препарат, проконсультируйтесь с педиатром или фармацевтом.[1]
- Проследите за тем, чтобы приобретаемые препараты были рассчитаны на детей. Медикаменты для взрослых далеко не всегда подходят детям.
- Обычно болеутоляющие средства следует принимать при первых же признаках головной боли. Следуйте указаниям по дозировке, давая ребенку дозу, рекомендуемую для его возраста.[2]
- Хотя отпускаемые без рецепта препараты и могут принести облегчение, при передозировке они способны вызвать повторные головные боли. Это означает, что ребенок начнет испытывать головную боль вследствие приема препарата. Кроме того, отпускаемые без рецепта препараты утрачивают свою эффективность при продолжительном приеме.[3]
2
Попробуйте принимать лекарство, отпускаемое по рецепту. Если ваш ребенок испытывает периодические головные боли, попросите педиатра прописать эффективное средство.
- При мигрени обычно используют препараты, отпускаемые по рецепту. Мигрень представляет собой повторяющиеся сильные головные боли. Детям старше 6 лет обычно назначают триптаны. Препараты этого класса очень эффективны и имеют мало побочных действий.[4]
- Определенные виды хронических головных болей, в том числе мигрень, сопровождаются тошнотой. Врач может назначить ребенку препарат от тошноты.[5]
- Обсудите с врачом возможные побочные эффекты препаратов и постарайтесь подробно рассказать ему об истории болезни ребенка, а также других членов вашей семьи.
3
Будьте осторожны с аспирином. Как правило, аспирин безопасен для детей старше 2 лет. Однако в редких случаях он может способствовать развитию синдрома Рея, поэтому его не следует давать детям с повышенным риском этого заболевания. Большинство врачей вообще не рекомендуют давать аспирин детям.
- Синдром Рея приводит к отеку печени и головного мозга. Он может сопровождаться также приступами и потерей сознания. При синдроме Рея важно скорейшее лечение, поскольку его быстрое развитие может привести к летальному исходу.[6]
- Аспирин не рекомендуется в том случае, если головная боль у вашего ребенка вызвана вирусной инфекцией, например гриппом или ветрянкой. Лечение вирусных инфекций аспирином повышает риск развития синдрома Рея.[7]
- Риск развития синдрома Рея повышается также в случае нарушения окисления жирных кислот в организме ребенка. В этом случае не давайте ребенку аспирин.[8]
Домашние средства
1
Прикладывайте холодные компрессы. Это поможет приглушить головную боль у ребенка.
- Возьмите тряпку из ткани, хорошо впитывающей влагу, намочите ее холодной водой и приложите ко лбу ребенка.[9]
- Отвлеките чем-нибудь ребенка (например, включите музыку или телевизор), чтобы он спокойно полежал с компрессом.[10]
2
Дайте ребенку перекусить какой-то здоровой пищей. Иногда головная боль связана с уровнем сахара в крови. В этом случае небольшой перекус поможет справиться с болью.
- Известно, что некоторые овощи и фрукты помогают снизить головную боль. Приготовьте ребенку легкую закуску из шпината, арбуза[11] или вишен.[12]
- Многим детям нравится арахисовое масло, которое, как установлено, снижает головную боль. Молоко также помогает при головной боли, поэтому вы можете дать ребенку бутерброд с арахисовым маслом или стакан молока с крекерами.[13]
3
Старайтесь, чтобы ребенок побольше отдыхал, и используйте методы релаксации. Часто головная боль возникает вследствие недостатка сна или стресса, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок расслабился.
- Уложите ребенка спать в прохладной темной комнате. Нередко головная боль проходит после сна.[14]
- Методы релаксации помогут ребенку расслабить напряженные мышцы, что снизит головную боль и сделает ее менее частой. Попросите ребенка лечь и, хорошенько потянувшись, расслабиться; пусть он последовательно расслабит различные участки тела.[15]
- Чтобы снять стресс, можно также принять горячую ванну или душ.[16]
- Проследите, чтобы ребенок не занимался беспрерывно чем-либо, что может вызвать или усилить головную боль: например, не сидел подолгу перед телевизором или экраном компьютера.[17]
Когда следует обращаться за медицинской помощью
1
Проследите за частотой головных болей. Если ваш ребенок часто испытывает головные боли, ведите наблюдение, отмечая все случаи. Обратившись к врачу, вы сможете подробно описать все симптомы.
- Отмечайте, когда примерно возникла головная боль, как часто она случается, и похожи ли случаи головной боли друг на друга.[18]
- Существуют различные виды головной боли, для лечения которых применяются разные методы. Кластерная головная боль характеризуется несколькими повторяющимися приступами и сопровождается симптомами, напоминающими простуду. Мигрени часто сопутствуют рвота, боль в животе и повышенная чувствительность к свету и звукам. Головная боль тензионного типа сопровождается болью в шее и плечах. Отмечайте все симптомы, чтобы выяснить, головную боль какого типа испытывает ваш ребенок.[19]
- Детям, особенно младшего возраста, бывает трудно объяснить испытываемые ими симптомы. Задавайте ребенку наводящие вопросы, такие как “Где у тебя болит?” и “Можешь показать, где тебе больно?”[20]
2
Учитывайте связь между частыми головными болями и психическим состоянием. Часто дети жалуются на головную боль и другие недомогания при депрессии, чувстве тревоги и других психических неурядицах. Как правило, детям не хватает опыта и словарного запаса для того, чтобы объяснить свои психические проблемы, поэтому они жалуются на физическое недомогание.
- Обычно не составляет труда определить, что ребенок испытывает головную боль, вызванную физическим состоянием. При серьезной головной боли ребенок становится вялым, часто сидит или лежит. Он меньше двигается и чаще спит. Ребенка раздражают свет и шум, он может испытывать проблемы с желудком и тошноту.[21]
- Если ваш ребенок не испытывает типичные симптомы, но при этом часто жалуется на головные боли, они могут быть связаны с психическими проблемами. Проконсультируйтесь с педиатром. Врач поговорит с ребенком о его эмоциональном состоянии, сможет понять его и в случае необходимости порекомендует обратиться к соответствующему специалисту.[22]
3
Ознакомьтесь с тревожными симптомами. Хотя в большинстве случаев головная боль не связана с серьезными заболеваниями, следует обратить внимание на определенные симптомы. Обратитесь за медицинской помощью в следующих случаях:
- Головные боли настолько сильны, что мешают ребенку спать
- Рвота по утрам, особенно при отсутствии других симптомов
- Наблюдаются изменения личности ребенка
- Головные боли усиливаются и становятся более частыми
- Головные боли начались после травмы
- Головные боли сопровождаются онемением шеи[23]
Предотвращение головной боли
1
Давайте ребенку достаточное количество воды. Обезвоживание организма сопровождается множеством симптомов, в том числе и повторяющимися головными болями. Чтобы предотвратить головные боли у ребенка, следите за тем, чтобы он пил достаточно воды в течение всего дня.
- Ребенок должен выпивать около 4 стаканов, или 1 литра, воды ежедневно. Однако вашему ребенку может требоваться больше воды, особенно если он физически активен.[24]
- Избегайте напитков с кофеином и сахаром. Такие напитки не только отбивают у ребенка охоту пить простую воду, но и способствуют обезвоживанию организма. Кроме того, было установлено, что потребление большого количества сахара или кофеина может вызывать головную боль.[25]
2
Следите, чтобы ребенок достаточно спал. Детям необходимо много отдыхать, и сон является важнейшей частью их повседневной жизни. Недостаток сна может привести к головной боли.
- В зависимости от возраста, детям требуется различное количество сна. Совсем маленьким детям и детям до 6 лет необходимо спать по 11-13 часов в сутки. Детям в возрасте от 6 до 13 лет требуется 9-11 часов сна.[26]
- Установите распорядок сна для своего ребенка (если такой распорядок отсутствует) и следите за тем, чтобы он ложился спать и вставал примерно в одно и то же время.[27]
3
Давайте ребенку сбалансированную пищу, придерживаясь установленного распорядка. Чувство голода может вызывать головную боль. Следите за тем, чтобы между приемами пищи не было длительных промежутков.
- К головным болям может приводить падение уровня сахара в крови, вызванное пропуском приема пищи. Следите, чтобы ваш ребенок завтракал перед школой. Некоторым детям не нравится обедать в школьной столовой, и они отказываются от блюд, которые им не нравятся. Если ваш ребенок относится к их числу, давайте ему еду с собой.[28]
- В определенные периоды детям не особенно хочется есть, особенно в младшем возрасте. Установите строгий распорядок и следите за тем, чтобы во время еды ребенка ничто не отвлекало (игры, телевизор и тому подобное). Если проблемы с питанием продолжаются, обратитесь к педиатру, чтобы он установил, не вызваны ли они чем-либо серьезным.[29]
- В промежутках между основными приемами пищи устраивайте ребенку небольшие перекусы, используя такие полезные и здоровые продукты, как фрукты, овощи, крекеры из цельных зерен, йогурты и сыры.
4
Помните о том, что головная боль может быть связана с различными заболеваниями. Головная боль у детей часто возникает в следующих случаях:
- Аллергия
- Синусит (воспаление слизистой оболочки придаточных пазух носа)
- Проблемы со зрением
- При болях в горле и повышенной температуре головная боль может служить признаком ангины
- Если вы полагаете, что головная боль вызвана каким-либо другим заболеванием, следует обратиться к врачу
Предупреждения
- Внимательно читайте инструкции к лекарственным препаратам и соблюдайте рекомендуемую дозировку.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 14 382 раза.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].
У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.
ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.
Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дизафферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (гемикрания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные паттерны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.
Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.
По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.
Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.
Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].
Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.
Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.
Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.
Источник