К какой форме проявления стресса относится головная боль

К какой форме проявления стресса относится головная боль thumbnail

формыИзменения функциональных систем организма при стрессе.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления. Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.

Между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

1)  Изменение поведенческих реакций при стрессе

Все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы.

Нарушения психомоторики могут проявляться:

– в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

– дрожании рук;

– изменении ритма дыхания;

– дрожании голоса;

– уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

– нарушении речевых функций и т. д.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т. д. Нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

2)    Изменение интеллектуальных процессов при стрессе

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Чем же объясняется такая форма проявления стресса? Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что «многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты». Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.

По этому поводу они пишут: «Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через “кривое зеркало”). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).

Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам — она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы «прозреваем» от «отравления эмоциями» и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям».

3)  Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

Читайте также:  Головная боль первый день цикла

– повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

– повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

– снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: стресс может проявиться в форме боли в сердце и других органах; затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают «резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.» Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс.

 4)  Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональная форма проявления стресса затрагивает различные стороны психики.

В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Объективные причины возникновения психологического стресса. 

К числу вызывающих стресс (стрессогенных) факторов относятся ос­трые или хронические психотравмирующие обстоятельства, выраженные неблагоприятные жизненные перемены, учебные или производственные перегрузки, конфликты в семье или на работе.

Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы:

1) условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы, экология);

2) люди, с которыми он взаимодействует (строгий начальник, плохие соседи, нерадивые подчиненные);

3) социальные факторы среды (высокие цены, условия кредита, плохая власть, налоги);

4) чрезвычайные обстоятельства (природные и техногенные катастрофы, болезни и травмы).

При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере повлиять почти на любой «объективный» стрессор. Например, он может выбирать иные условия своей жизни, менять состав ближайшего социального окружения и даже противодействовать определенным природным или техногенным катаклизмам. В группу объективных причин относятся те стрессоры, которые существуют вне сознания человека, испытывающего стресс, хотя они и могут быть модифицированы этим сознанием.

Источник

Стресс является натуральным процессом, который представляет собой ответ на необходимость адаптироваться к окружающей среде. С другой стороны, хронический и интенсивный стресс способен навредить нашему здоровью.

Стресс: симптомы головной боли, вызванной нервным напряжением

Под стрессом мы подразумеваем напряжение, вызванное различными трудными ситуациями и утомляющими обстоятельствами. При этом стресс способен привести к появлению психологических расстройств и негативных психосоматических реакций. Необходимо отметить, что стресс может сопровождаться различными симптомами, которые могут быть более или менее интенсивными. В некоторых случаях мы можем испытывать лёгкое давление в голове или головные боли, напоминающие мигрень.

Головная боль, вызванная стрессом: причины, симптомы и как уменьшить

  • Некоторые причины головной боли
  • Симптомы головной боли, вызванной стрессом
  • Как уменьшить вызванную стрессом головную боль

Характер симптомов стресса зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Так, у кого-то нервное напряжение сопровождается мигренью, головной болью, бессонницей. Другие же начинают испытывать сильную слабость.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Если головная боль беспокоит человека чаще 2 раз в неделю и не исчезает на протяжении нескольких месяцев, можно говорить о её хроническом характере.

При этом головная боль может быть вызвана как и физическими (например, аллергией, вызывающей синусит), так и психическими факторами (сильным беспокойством).

Что касается психических факторов, то чаще всего такая головная боль оказывается вызвана стрессом.

Некоторые причины головной боли

  • Стресс
  • Долговременное нахождение головы в одной и той же позиции
  • Продолжительная работа за компьютером
  • Неправильное положение головы во время сна
  • Растяжение и усталость глазных мышц
  • Курение, употребление алкогольных напитков и злоупотребление кофеином
  • Синусит и заложенность носа
  • Простуда и грипп

Головная боль, вызванная стрессом, не имеет никакого отношения к нарушению структур головного мозга и другим серьёзным заболеваниям.

Корни стресса необходимо искать в хроническом беспокойстве. Нужно помнить о том, что существует огромная разница между этими двумя понятиями — думать и беспокоиться.

Читайте также:  Какие продукты могут вызвать головную боль

Когда мы думаем, мы пытаемся отыскать решение имеющимся проблемам. Беспокойство же вызывает у нас своеобразный паралич мышления, когда мы зацикливаемся на одной и той же мысли. Это утомляет наш интеллект и вызывает головную боль.

Что касается психологии, то данная область испытывает оживлённый интерес к изучению этого расстройства. Известно, что стресс оказывает воздействие на химические процессы, протекающие в головном мозге человека, нарушает гармоничное состояние мускулатуры, позвонков и нервов черепа.

Возрастающее напряжение вызывает у нас появление головной боли.

Лёгкий и преходящий стресс не приносит никакого вреда нашему здоровью. Другое дело, если нервное напряжение приобретает хронический характер и заставляет наш организм постоянно быть начеку. Это неизбежно приводит к ослаблению защитных сил нашего организма, вызывает у нас слабость, усталость, головные боли и т. д.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Вызванная стрессом головная боль появляется в результате сокращения мускулатуры шеи и напряжения кожного покрова головы.

Стресс: симптомы головной боли, вызванной нервным напряжением

Симптомы головной боли, вызванной стрессом

  • Продолжительные головные боли низкой интенсивности, которые доставляют много неудобств. Такие приступы могут быть единичными или повторяться ежедневно.
  • Боль охватывает всю голову, усиливаясь при этом в височной области, задней части шеи и кожном покрове головы.
  • Слабость и упадок сил
  • Трудности с засыпанием
  • Мышечная боль (в плечах и верхней части спины)
  • Повышенная чувствительность к погодным изменениям, шуму и свету.

Если лёгкую головную боль можно устранить с помощью домашних средств, сильная и хроническая головная боль требует внимания медицинского специалиста.

Как уменьшить вызванную стрессом головную боль

Помимо головной боли стресс может вызывать у нас мышечное напряжение и сжимание челюстей. Все это может приводить к появлению интенсивных болей, снижающих качество нашей жизни.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Именно поэтому так важно уметь грамотно управлять ситуациями, негативным образом влияющими на наше настроение. В этом тебе помогут следующие рекомендации:

  • Почаще выделяй время на хобби, которые приносят удовольствие: слушай музыку, читай, занимайся спортом, танцуй, проводи время с домашними питомцами.
  • Уделяй внимание релаксации, используя технику глубокого дыхания.
  • Постарайся облегчить свою жизнь: проанализируй, какие именно дела требуют обязательного выполнения, и оптимально организуй своё время.
  • Не бойся искать поддержки. Когда мы общаемся с близкими и друзьями, нам становится легче решать имеющиеся проблемы и контролировать стресс.
  • Гони прочь негативные мысли. В этом случае тебе станет легче справиться со стрессовыми обстоятельствами.
  • Хорошее настроение — лучший способ борьбы со стрессом. Когда нам хорошо, наш организм вырабатывает эндорфины, которые, в свою очередь, стимулируют позитивный подход к решению жизненных трудностей.
  • Физические упражнения также помогают нам справиться с нервным напряжением и являются хорошей профилактикой появления стресса.
  • Почаще делай массаж. Можешь попросить об этом своего партнёра или обратиться за помощью к профессиональному массажисту.
  • Если причина головных болей в холоде, следи за тем, чтобы тебе было тепло.
  • Обрати внимание на положение своего тела во время сна. То же самое касается и твоей осанки во время чтения, работы и занятий спортом. Помни о том, что твой сон и отдых должны быть здоровыми и восстанавливающими.
  • Поддерживай в форме мускулатуру шеи и плеч, выполняя соответствующие физические упражнения.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

В последнее время появились новые перспективы для прогнозирования стрессовых реакций с использованием методов математического анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что, используя спектральные характеристики сердечного ритма для индикации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального состояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем подвергаются математической обработке @@@@@6#####.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных @@@@@5, 10#####.

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины Y от нескольких других величин X1, X2…, Xn. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении

Y = a0 + a1X1+ a2X2 ++ anXn,

где ai (i = 0, n) – искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования величин пульса во время экзамена @@@@@17#####. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологических показателей, зарегистрированных у студентов как в состоянии относительного покоя, так и на экзаменах.

После предварительного отбора было оставлено 10 показателей, характеризующих:

+ гемодинамику: артериальное диастолическое давление (ADD);

+ ритм сердца: HF, pNN50;

+ личностные характеристики теста Кеттела: A, F, N, M, Q4;

+ страх за свое сердце (S10),

+ гендерный признак (Sex).

С учетом этих факторов была построена компьютерная модель состояния частоты сердечных сокращений у студентов на экзамене. Итоговое уравнение связывает ожидаемую частоту пульса на экзамене с психологическими и физиологическими параметрами студентов:

HRE = 73,31 + 1,03 х ADD + 3,77 х HF – 0,60 х pNN50 + + 1,76 х A – 1,86 х F – 2,16 х M – 1,51 х N + + 1,96 х Q4 – 1,49 х S10 – 18,87 х Sex.

Стандартная ошибка равна 9,8 уд/мин.

Читайте также:  Нехватка эстрогенов головные боли

График соотнесения предсказанных исходя из этой модели и наблюдаемых реально показателей частоты сердечных сокращений, а также вклад отдельных факторов в конечный результаты отображены на рис. 18.

Согласно результатам множественного регрессионного анализа, наибольший вклад в частоту сердечных сокращений вносят такие параметры, как пол студентов, величина их диастолического артериального давления во время обычного учебного процесса и показатель активности функционирования их парасимпатической системы (pNN50). Менее значителен вклад в показатели пульса на экзамене таких характеристик личности, как фрустрированность (Q4), озабоченность (-F), наивность (-N) и общительность (A).

Полученные модели психологических и физиологических параметров студентов во время экзаменационного стресса можно использовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профилактических мероприятий со студентами, входящими в “группу риска” по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Юрий Щербатых - Психология стресса и методы коррекции

Рис. 18. Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса.

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

4. Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

5. Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при изучении психологического стресса.

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состояния при стрессе?

8. Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

Выберите правильный вариант ответа:

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания:

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической?

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль:

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической?

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооценки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе:

а) к изменению общего эмоционального фона;

б) к выраженным негативным эмоциональным реакциям;

в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям?

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру:

а) к низкому;

б) к среднему;

в) к высокому;

г) к сверхвысокому?

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса:

а) мысли;

б) действия;

в) чувства;

г) последствия?

6. К какой из нижеперечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии:

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций;

в) прогнозы на основе психологических тестов;

г) математические модели?

Литература

Основная:

1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 57-323.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001, с. 81–101.

4 Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 19-48; 164-174.

5. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 18-55.

Дополнительная:

6. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984, с. 6–121.

7. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 53-75.

8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002, с. 37-44.

9. Доскин В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988, с. 147-160.

10. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб., 1997, с. 47-59.

11. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984, с. 159-160.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. 2001.№6, с. 135-141.

13. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983.№5, с. 48-50.

14. Покалев Г. М., Недугова Н. П., Фомина Г. Б., Ильичов Д. Г. Комплексная оценка реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс у лиц молодого возраста // Кардиология, 1985.№5, с. 112-113.

15. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 15– 112.

16. Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской академии медицинских наук. 1999.№6, с. 47-51.

17. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2002. Т. 1.№3, с. 319-322.

18. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Исток, 1998, с. 86–170.

19. Ax A. F. The physiological differentiation between fear and anger in humans // Psychosom. Med., 1953. Vol. 15. P. 433-442.

20. Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological Interpretation and Clinical Use // Circulation, 1996. V. 93.№5. P. 1043-1065.

21. Nutt D. J. The pharmacology of human anxiety // Pharmacology and Therapy, 1990. V. 47. P. 233-266.

Источник