Интенсивные головные боли у ребенка

Интенсивные головные боли у ребенка thumbnail

Головная боль у ребенка – явление довольно частое. Около 80 % детей, хоть раз в жизни испытывали данный недуг. Причины головных болей могут быть как неврологического, так и психологического характера. Дети никогда просто так не жалуются на болезненность. Либо боли очень сильные, либо болит голова у ребенка очень часто. Игнорировать жалобы ни в коем случае нельзя. Своевременное лечение и диагностика помогут исключить риск развития осложнений в дальнейшем. Почему у ребенка часто болит голова и как справиться с болями, узнаем далее.

Основные причины головных болей у ребёнка

К причинам возникновения неприятных ощущений в голове относят ряд патологических процессов, психические нарушения и постоянные переутомления ребёнка. Важно установить правильную причину, чтобы подобрать рациональное лечение. Без диагностических мероприятий ставить самостоятельно диагноз нельзя.

Основные причины головной боли у детей:

  1. Мигрень (детская или подростковая).
  2. Синдром ВСД (вегетососудистой дистонии).
  3. Головная боль напряжения.
  4. Опухолевидные процессы в головном мозге и его оболочках.
  5. Заболевания ЛОР органов и глаз.
  6. Менингиты и энцефалиты.
  7. Нарушение внутричерепного давления.
  8. Инфекционные и вирусные патологии.
  9. Отравления.
  10. Воспалительный процесс в тройничном нерве.
  11. Травмы головы и мозга.

Если ребёнок жалуется на головную боль, не старайтесь заглушить недуг анальгетиками. Для начала выясните, каков характер боли, как долго она мучает ребёнка, периодичность возникновения. При присоединении сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, потеря сознания – немедленно вызовите скорую помощь. До приезда неотложки, лучше воздержаться от приёма любых лекарственных средств, так как может смазаться клиническая картина, что значительно затрудняет постановку диагноза.

Клиническая картина и характер болей

Итак, если у ребенка болит голова, первым делом, обеспечиваем ему полный покой и выясняем основную клинику, основываясь на жалобах. Дети 10 лет вполне чётко могут описать своё состояние. Характер головных болей у ребёнка 5 лет определить сложнее, обычно дети либо отворачиваются к стене, не желая общаться, либо громко плачут, что ещё больше усиливает интенсивность боли.

Головная боль у детей может быть:

  • колющая;
  • пульсирующая;
  • давящая;
  • распирающая;
  • ноющая.

Локализация может наблюдаться в затылочной, теменной, лобной, височной долях. Может болеть в области глаз или пульсировать в висках. Если вам удалось выяснить характер головной боли у ребенка, это уже хорошо. Осталось только разобраться, как болит голова при патологических состояниях.

Мигрень

Недугом чаще страдают дети с 7 лет до 11 лет. Для мигренозных болей характерны:

  1. Пульсация в области глаза или виска, с одной стороны.
  2. Раздражение и усиление болей от яркого света и шума.
  3. Тошнота и рвота.
  4. Реакция на запахи.

Состояние улучшается, после того, как ребёнка стошнило, и он уснул.

У ребенка 10 лет, как правило, боли менее интенсивные, чем у семилетнего. Чем старше пациент, тем состоятельнее сосуды. Именно поэтому к 18 годам подростковая мигрень обычно стихает.

Мигренозные головные боли у детей имеют свои особенности, в отличие от течения заболевания у взрослых:

  • приступообразные боли длятся от 30 минут до 5 часов;
  • цефалгия напрямую взаимосвязана с переутомлением и психологическими стрессами;
  • может сопровождаться обморочными состояниями и сильными головокружениями;
  • обязательно у ребёнка будет болеть живот, появится понос и рвота.

Если у ребенка часто болит голова и причина тому мигрень, важно устранить провоцирующие факторы. Ребёнок не должен утомляться, питание и отдых должны быть соблюдены и скорректированы. Умственные нагрузки должны быть распределены, а физические контролироваться родителями.

Синдром ВСД (вегетососудистая дистония)

Частые головные боли у ребенка 7 – 10 лет зачастую связаны с изменением сосудистого тонуса. Причины могут таиться в гипоксии головного мозга, явным признаком которого является постоянная зевота. Кроме кислородного голодания на развитие синдрома ВСД могут влиять заболевания, связанные с нарушением работы:

  1. Сердечно-сосудистой системы.
  2. Почек.
  3. Печени.

Медицинская статистика утверждает, что ВСД страдают дети, подверженные постоянным стрессам и переутомлениям. Атмосфера, царящая в семье, играет не последнюю роль в развитии недуга. При постоянных скандалах в доме у ребенка сильно болит голова. Синдром ВСД проходит при устранении основного заболевания и стабилизации эмоционального фона больного.

К болезненности головы присоединяются нарушение ритма сердечных сокращений и уровня артериального давления. Такие дети подвержены частой смене настроения, чрезмерной раздражительности.

ГБН (головные боли напряжения)

Пик таких болей приходится на возраст от 7 лет до 10 лет. Примерно 75 % цефалгий являются следствием головной боли напряжения.

Проблема случается с детьми:

  • проводящими много времени за компьютером и просмотром телевизора;
  • с искривлённой осанкой;
  • при напряжении мышц шеи.

Основная жалоба — локализация боли в лобной или теменной области. Боли давящего характера, успокаивающиеся после отдыха больного. Голова болит у детей сильно, но к совершеннолетию недуг проходит.

Опухолевидные процессы в головном мозге

Один из ведущих симптомов опухоли мозга – постоянные цефалгии, рвота и тошнота. Болезненность чаще возникает в первой половине дня, после пробуждения. Рвота не приносит облегчения. Боль может быть, как давящей, так и распирающей.

Новообразование в головном мозге и его оболочках не всегда требует оперативного вмешательства. Нейрохирурги наблюдают за динамикой образования. Если оно растёт, принимается решение о его удалении.

Боли при патологических процессах ЛОР органов и заболевании глаз

Хронические и острые заболевания пазух носа, горла и ушей зачастую сопровождаются болью в голове. Особенно остро на гаймориты и фронтиты реагируют дети. Токсическое воздействие на оболочки головного мозга приводит к приступам головных болей и сосудистым нарушениям. Цефалгия пройдёт только после успешной терапии основного заболевания.

Головные боли, возникающего у ребёнка 6 лет, как правило, связаны с длительным перенапряжением глаз. При чтении книг, рисовании и просмотре телевизора зрительный нерв получает большую нагрузку, с которой не в силах справиться детский организм. К головной боли присоединяется резь в глазах, слезоточивость и румянец на щеках. Неприятность легко устранить если рационально распределить режим труда и отдыха ребёнка. Если ваш ребёнок и часа не может прожить без книги, научите его расслабляться. Гимнастика для глаз поможет снять напряжение и устранить боли в голове.

Нарушение внутричерепного давления

Под понятием нарушения внутричерепного давления понимают гипертензию, то есть изменение давления в сосудах головного мозга. Таким недугом обычно страдают дети раннего возраста. Несостоятельность сосудов и резкий перепад давления вызывает активизацию болевых рецепторов. Скопление межклеточной жидкости давит на сосуды и возникает боль. Опасность гипертензии заключается в возможном развитии судорожного синдрома.

При повышенном внутричерепном давлении у крохи постоянно болит голова при смене погоды, переутомлении. К пяти годам обычно недуг отступает. Боль распирающего характера может сопровождаться рвотой, в некоторых случаях – неукротимой.

Внутричерепное давление может быть не только повышенным, но и сниженным. Дефицит жидкости ведёт к натягиванию оболочек головного мозга. Именно растяжение приводит к усилению болевых ощущений. Неприятное чувство проходит при перемене положения головы и тела.

Вирусные и инфекционные заболевания

Любые вирусные и инфекционные болезни начинаются с болей в голове. Интоксикация – главная причина недуга. Токсичные вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности вирусов и микробов, отравляют детский организм. К общим симптомам интоксикации также относят:

  1. Слабость.
  2. Утомляемость.
  3. Сонливость.
  4. Тошнота.

Наряду с вышеперечисленными симптомами нарастает температура тела, появляется ломота в теле и боль в мышцах. Поэтому, если у ребёнка сильно заболела голова, при этом его знобит, вполне вероятно, что у него ОРВИ или ОРЗ. Установить диагноз сможет педиатр, при осмотре маленького пациента.

Читайте также:  От головной боли с повышенным давлением при лактации

Менингеальные головные боли

Воспаление оболочек головного мозга, вызванное вирусами и бактериями, всегда сопровождается болями в голове.

Для менингита характерны:

  • сильная боль в голове;
  • рвота;
  • боязнь света и звуков;
  • повышенная чувствительность кожных покровов;
  • вынужденное положение больного в постели.

Больной с менингитом лежит на боку, голова запрокинута назад, а ноги поджаты к животу. Если попытаться голову подвести к груди, возникает спазм мышц (ригидность затылочных мышц). Лечить такого пациента дома опасно, только своевременная помощь врачей поможет снять воспаление с оболочек головного мозга.

Отравления

Для острого пищевого отравления характерна сильная головная боль у детей. Данный симптом является следствием интоксикации организма. Если ребёнок жалуется на болезненность в голове, тошноту и слабость, важно выяснить, что он ел в школе или в гостях. Позднее, присоединяются рвота и понос. Самое страшное в отравлении – обезвоживание. Только восполнение потерянной жидкости поможет быстро поправиться. Поите больного часто и маленькими порциями. Обязательно нужно сообщить врачу о случившемся.

Воспалительный процесс в тройничном нерве

При воспалении тройничного нерва в результате переохлаждения, травмы или вирусных инфекций (герпеса), появляются боли в голове, пронзающие всю половину лица. Дети часто путают острое воспаление нерва с зубной болью. Родители, в свою очередь, могут наблюдать, что из глаза со стороны поражения самопроизвольно течёт слеза. Лечение назначает строго невропатолог, самолечение, в данном случае, недопустимо.

Травма головы и мозга

Сотрясения, ушибы и сдавление головного мозга обязательно сопровождаются болями в голове. Если ребёнок накануне падал или ударялся головой его стоит показать доктору. При сотрясении будут присутствовать головокружение, тошнота, нарушение координации. Явным признаком сотрясения является ретроградная амнезия – больной не помнит события на момент травмы или падения.

Диагностические мероприятия

Если у ребёнка сильно болит голова, что же делать? Самый первый шаг родителей – поход к врачу. Диагностика позволит выявить истинную причину недуга.

Для уточнения диагноза будет назначено:

  1. Магниторезонансная томография.
  2. Рентгенография шейного отдела позвоночника.
  3. Ангиография.
  4. Дуплекс сосудов головного мозга.
  5. РЭГ.

При подозрении на менингит больному показана спинномозговая пункция, с исследованием ликвора на наличие возбудителей.

Только после диагностики врач огласит вердикт, почему болит голова и как с этим бороться.

Когда бить тревогу

Вызов скорой или поход к врачу не терпит отлагательств, если у ребёнка:

  • сильно и внезапно заболела голова;
  • боли необычные, стреляющие, сопровождающиеся шумом в ушах и голове;
  • при перемене положения тела боль усиливается;
  • болезненность отмечается в утренние часы;
  • при приступе, сознание становится спутанным;
  • сильные боли после перенесённой ранее травмы.

Разновидностей и форм головных болей у детей очень много, выявить истинную причину может только врач. Очень сложно распознать, что тревожит дитя, если он ещё совсем мал. Грудные дети реагируют на дискомфорт в голове беспокойством, отказом от еды, бессонницей, частым срыгиванием. При внутричерепной гипертензии может открыться рвота «фонтаном». Родничок пульсирует и выпирает.

Более старшие дети предъявляют жалобы на усталость, держаться за голову и пытаются прилечь. Некоторые пытаются отвлечься от дискомфорта тереблением волос или почёсыванием лица.

Дети 7 лет страдают от цефалгии иначе. Они больше лежат, вскользь могут сказать маме, что болит головка. Когда боль невыносима появляется плаксивость и страх.

В 10 лет ребёнок чётко озвучит своё состояние, когда произошли изменения и где болит. Лечение цефалгии у взрослых деток протекает быстрее, из-за понятной клинической картины.

Первая помощь ребёнку

Лечение головной боли у детей в домашних условиях начинается с создания полного покоя. Телевизор и другие внешние раздражители должны быть немедленно устранены. Уложите больного в кровать, смочите полотенец в прохладной воде и приложите на 5 – 7 минут. Комната должна быть хорошо проветрена. Очень часто дети мучаются от болей из-за духоты в помещении.

Предложите больному тёплое питьё, особенно если имеет место рвота. Хорошо снимает цефалгию аскорбиновая кислота. Можно дать 2 – 3 таблетки аскорбинки или чай с лимоном. Отвары из успокаивающих трав – пустырник, валериана – расслабят сосуды и помогут ребёнку заснуть. Ни в коем случае не давайте шоколад – данный продукт провоцирует ещё большую болезненность.

Если покой и сон не помогают, не лишним будет получить консультацию врача. Детям можно принимать только препараты Парацетамола и нестероидные противовоспалительные – Ибупрофен.

Не злоупотребляйте медикаментами. Лекарство от яда отличает только доза. Несоблюдение кратности и точно указанной дозировки может нанести существенный вред здоровью.

Создайте максимально комфортные условия, если боли не частые и связаны с перегрузками в школе. Если приступы повторяются с определённой периодичностью, при этом чадо бледнеет, теряет сознание или не помнит происходящих событий – немедленно вызовите скорую помощь.

Профилактические мероприятия

Чтобы снизить интенсивность болей и максимально оградить от рецидивов, соблюдайте простые правила, которых очень легко придерживаться:

  1. У ребёнка должен быть чёткий режим дня.
  2. Питание своевременное, богато микроэлементами.
  3. Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Ограждение ребёнка от стрессов и переутомлений.
  5. Проветривание детской комнаты.
  6. Обстановка в семье должна быть максимально комфортной для детей.
  7. Общение и участие в жизни маленького члена семьи.
  8. Активный образ жизни.
  9. Ограничение в компьютерных играх и многочасовых посиделок у телевизора.

Если чадо страдает от частых цефалгий, вас должен регулярно наблюдать невролог. Особенно это касается детей семи лет. Начальная школа полностью меняет распорядок дня, психическое и эмоциональное состояние школьника. Чрезмерные умственные нагрузки должны быть скорректированы лечащим врачом и распределены рациональным образом.

Источник

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

Читайте также:  Появление после травмы головы сильных головных болей тошноты рвоты

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

Читайте также:  Дискомфорт в голове головные боли

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Источник